Компания «Ак Барс Регион», входящая в «Ак Барс Холдинг» Ивана Егорова, закрыла 80 из 140 своих магазинов
Компания «Ак Барс Регион», входящая в «Ак Барс Холдинг» Ивана Егорова, закрыла 80 из 140 своих магазинов

МОСКВУ НЕ ВЗЯЛИ, А ТАТАРСТАН СДАЛИ?

Глобальную реструктуризацию своей торговой сети в Татарстане запустил «Ак Барс Холдинг», возглавляемый Иваном Егоровым. Часть из почти 140 принадлежащих компании магазинов по Татарстану подлежит закрытию, часть — планируется сдать в аренду другим сетям, а оставшиеся переформатируются под новый формат — «Наша марка» и «Чак-чак». Эту информацию «БИЗНЕС Online» подтвердили источники в самой компании «Ак Барс Регион» (с прошлого года управляет сетью вместо прежнего «Ак Барс Торга»).

«Мы закрыли около 30 процентов магазинов и сдали часть площадей в аренду, часть — законсервировали для дальнейшего переформатирования, — говорит собеседник «БИЗНЕС Online». — Это нормальный процесс, любая сеть оптимизирует свои торговые площади. Если на сегодня, например, данный магазин нерентабелен, то мы понимаем, что в другом формате он может быть прибыльным. Но ресурсы — как финансовые, так и человеческие — ограничены, невозможно одним щелчком переделать всю сеть. Поэтому мы для себя отобрали магазины с наибольшим потенциалом — там, где отдача от инвестиций в наибольшей степени предсказуема, их и переформатируем в первую очередь».

Часть площадей, занимаемых ранее магазинами, законсервирована, часть сдана в аренду
Часть площадей, занимаемых ранее магазинами, законсервирована, часть — сдана в аренду

Другой источник, знакомый с ситуацией внутри компании, сообщил, что «Ак Барс Регион» с конца лета остановил работу не менее 80 магазинов (он предоставил часть адресов — они приведены в справке прим. ред.). Закрылись почти все торговые точки компании в Закамской и Заволжской зонах (Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга, Альметьевск, Алексеевск, Чистополь). Частично закрыты также магазины в Лениногорске, Заинске, поселке городского типа Алексеевское, поселке Рыбная Слобода, селах Базарные Матаки, Черемшане, поселке городского типа Кукморе и т. д.

На сайте объявлений Avito мы обнаружили размещенные буквально на днях объявления о продаже или сдаче в аренду помещений, в которых ранее располагались «Пятерочки» «Ак Барс Торга». Например, на улице Серова, 17 в Казани предлагается в аренду помещение площадью 319,6 кв. м за 175,7 тыс. рублей в месяц. В тексте объявления указано, что здесь «ранее располагался продуктовый магазин». Еще сдается в аренду помещение, например, по адресу ул. Губкина, 37. Отмечается, что стоимость аренды — 550 рублей за квадратный метр, при том что площадь объекта — 212 кв. метров. Получается, что за месяц запрашивается 110,2 тыс. рублей.

В интернете опубликованы объявления о сдаче в аренду помещений, где недавно распологались продуктовые магазины компании
В интернете опубликованы объявления о сдаче в аренду помещений, где недавно располагались продуктовые магазины компании «Ак Барс Регион»

В «Ак Барс Регионе» не говорят, кому именно сдаются в аренду площади, но, по данным нашего источника в отрасли, не менее 30 магазинов в Закамье отошли одной из крупнейших розничных компаний России — Х5 Retail Group (находится под контролем совладельцев «Альфа-Групп» — Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичева). Там, в свою очередь, не скрывают планов по ускоренной экспансии в республику: «В Татарстане в 2015 году будет открыто (с учетом прогноза до 31 декабря 2015 года) 50 магазинов «Пятерочка» и 1 «Перекресток», — сообщила пресс-служба в ответ на наш запрос. Если учесть, что в январе компания торжественно открыла 200-й магазин сети в Татарстане, это означает рост числа точек на четверть. По словам заместителя директора волжского филиала по связям с органами государственной власти и СМИ X5 Retail Group Алексея Сорокина, в расширение присутствия в Татарстане компания только в этом году вкладывает 800 млн. рублей. Делается это с согласия руководства Татарстана: еще в июне 2014 года между Х5 и правительством РТ было подписано соглашение о сотрудничестве, где речь идет об открытии в 2014 - 2016 годах не менее 70 новых магазинов.

Из-за внезапно всплывших долгов прежних учредителей ООО «Наша марка» проект, потонувший в судах, заморозили
Из-за внезапно всплывших долгов прежних учредителей ООО «Наша марка» проект, потонувший в судах, заморозили

Такая ускоренная сдача позиций конкурентам выглядит особенно обидно на фоне того, что еще недавно компания Егорова думала не о том, как удержать собственный рынок, а о захвате Москвы. Под сеть магазинов шаговой доступности «Наша марка» уже были выкуплены права аренды на 37 земельных участков. Но позже из-за внезапно всплывших долгов прежних учредителей ООО «Наша марка» проект, потонувший в судах, заморозили. В феврале этого года стало известно, что «Ак Барс» обменял свои мелкие участки на три крупных, на которых планировалось строительство многофункциональных центров — речь шла не только о торговле, но и о гостиницах, медицинских центрах. Решение об этом было принято на заседании градостроительно-земельной комиссии мэрии Москвы. Заявленная площадь объектов — 40 - 50 тыс. кв. м, общая площадь составит 110 тыс. кв. метров. Сообщалось, что московским проектом занимается прежний руководитель «Ак Барс Торга» Раиль Хуснуллин, однако есть ли движение, неизвестно.

По адресу Карбышева, 15 на месте
По адресу Карбышева, 15 на месте «Пятерочки» недавно открылись сразу три продуктовых магазина — «Бристоль», «Эдельвейс» и «Продуктовая лавка»

РАЗБИТЫЕ ВИТРИНЫ И ОБЛУПИВШИЕСЯ ФАСАДЫ

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» объехали несколько адресов из списка закрытых магазинов, везде встречая постапокалиптическую картину. В Казани на Мавлютова, 24 — помещение бывшего продуктового магазина закрыто, сквозь окна видно, что внутри — пустота, вынесено абсолютно все. По адресу Карбышева, 15 обнаружили сразу три недавно открывшихся продуктовых магазина — «Бристоль», «Эдельвейс» и «Продуктовая лавка». Напомним, что «Продуктовая лавка» — новый проект основательницы «Бахетле» Муслимы Латыповой. По адресу Ибрагимова, 12 «Пятерочки» тоже больше нет — вывеска отсутствует. Других продуктовых магазинов здесь нет, но жители могут закупаться в «Магните» через квартал. На улице Ямашева, 37б на месте «Пятерочки», располагавшейся на цокольном этаже, мы обнаружили магазин сети шаговой доступности «Августина». Грузчик, разгружавший товар, рассказал, что «Августина» появилась здесь буквально месяц назад, а чуть раньше здесь располагалась «Наша марка».

На Мавлютова помещение бывшего продуктового магазина закрыто, сквозь окна видно, что внутри — пустота, вынесено абсолютно все
На Мавлютова помещение бывшего продуктового магазина закрыто, сквозь окна видно, что внутри — пустота, вынесено абсолютно все

В Челнах мы посетили четыре бывших «Пятерочки», располагавшихся на улице Шамиля Усманова, проспектах Вахитова и Автозаводском. Все они практически идеально расположены с точки зрения формата «магазинов у дома» — либо на перекрестках, либо на довольно оживленных пешеходных маршрутах. Три продмаркета закрыты наглухо и, более того, выглядят брошенными. Например, на проспекте Вахитова помещение простаивает в полумраке и безо всякой охраны. О былой торговле напоминают только гирлянды ломаных вывесок, свисающие с потолка, осколки выбитых витрин на полу и печальный вид открытого нараспашку холодильника для напитков.

В Набережных Челнах сеть также сворачивается
В Набережных Челнах сеть также сворачивается

Лишь одно помещение на улице на Усманова, 90 оказалось открытым. Здесь еще функционируют отдел по продаже канцтоваров и игрушек, пивбар и мастерская по ремонту одежды. Вход на второй этаж закрыт. В самом торговом зале оборудование не демонтировано, но кассовых аппаратов нет. Владелица ателье посетовала, что с закрытием «Пятерочки» клиентов и у нее стало намного меньше. «Раньше люди ходили в магазин, заодно и к нам заглядывали — кому что подшить, кому укоротить, а сейчас совсем клиентов мало стало», — сказала она корреспонденту «БИЗНЕС Online».

В одну из бывших челнинских
В одну из бывших челнинских «Пятерочек» «Ак Барса», по слухам, может въехать «Пятерочка+» компании X5 Retail Group

Продавщица ларька канцтоваров уже устала отвечать на вопросы покупателей, куда делся магазин. Под «официальной» надписью «Магазин закрыт», оставленной администрацией, она собственноручно написала: «Закрыто с 7 октября 2015 года. Когда откроют и что будет НЕ ЗНАЮ!!!» Рядом расположено объявление о том, что торговые площади в магазине сдаются в аренду. Впрочем, даже случайные прохожие в курсе слухов, что сюда может въехать «Пятерочка+» (принадлежит компании X5 Retail Group).

Одна бабушка в разговоре с «БИЗНЕС Online» не особо жалеет о закрытии «Пятерочки»: «Продукты здесь не особо свежие всегда были». Тем более невдалеке «Челны-Хлеб», «Эссен» и «Камилла». Другая покупательница вспомнила, что перед самым закрытием в «Пятерочке» были огромные ликвидационные скидки. «Я покупала здесь лишь не скоропортящиеся продукты — зеленый горошек, консервы, на вино были очень хорошие скидки», — добавила женщина.

«Пятерочка» на Корабельной, 1 в Нижнекамске закрылась давно
«Пятерочка» на Корабельной, 1 в Нижнекамске закрылась давно

В Нижнекамске мы посетили два магазина. По словам жильцов ближайших общежитий, «Пятерочка» на Корабельной, 1 закрылась давно. Но, судя по свежим следам на покрытом снегом крыльце, горожане по старой памяти еще дергают дверь закрывшегося магазина. Растяжка на входе гласит: «Помещение сдается в аренду». Сейчас там никого нет. Кто-то из соседей «Пятерочки» переехал в новый, недавно открывшийся торговый центр «Олимп» по улице Баки Урманче. Фасад здания в ужасном состоянии — стены облупились, а после закрытия магазина еще и местные вандалы приложили к нему руку: стеклопакеты все в трещинах от камней.

Еще один нижнекамский магазин сети на той же Корабельной закрылся позже, вроде бы там начинали ремонтные работы, но потом все заглохло
Еще один нижнекамский магазин сети на той же Корабельной закрылся позже, вроде бы там начинали ремонтные работы, но потом все заглохло

На Корабельной, 17 магазин закрылся позже. Стоящие рядом таксисты рассказали, что после закрытия к магазину подогнали бетономешалку и вроде бы начали ремонтные работы внутри, но потом все заглохло. Встретившаяся нам 67-летняя жительница Нижнекамска Екатерина Горланова рассказала, что раньше всегда ходила в этот магазин. «Очень удобно, потому что рядышком живу. Уже месяц или даже больше, как «Пятерочку» закрыли. Теперь вот приходится ходить в дальний магазин или покупать продукты в павильонах на остановках. Надо бы открыть магазин обратно. Нам, старикам, далеко ходить трудно за покупками», — посетовала она.

В некоторых городах Татарстана «Пятерочек» «Ак Барса» вообще не осталось, например, на юго-востоке — в Лениногорске. Единственная «Пятерочка» там закрылась, зато на днях в здании бывшего ночного клуба открылся четвертый магазин «Пятерочки», принадлежащей ООО «Агроторг» (Х5 Retail Group).

Сокращение сети — лишь один из симптомов серьезных проблем в сети «Ак Барса»
Сокращение сети — лишь один из симптомов серьезных проблем в сети «Ак Барса»

ПОСТАВЩИКИ ТРЕБУЮТ РАСПЛАТЫ

Сокращение сети — лишь один из симптомов серьезных проблем в сети «Ак Барса». В последнее время у компании резко обострились отношения с поставщиками. Судя по картотеке Арбитражного суда РТ, сейчас в качестве ответчика «Ак Барс Регион» выступает ответчиком в 29 делах. Правда, среди претензий нет огромных сумм. Большая часть исков — на 200 - 300 тыс/ рублей. 6 исков превышают 1 млн. рублей.

Была серия из 7 исков от ООО «Фирма «Смайл» (крупнейший дистрибьютор Procter&Gamble в Татарстане), требовавшего от 300 тыс. рублей до 1,4 млн., но от всех исков истец впоследствии отказался — вероятно, долг был закрыт. Самые крупные иски к сети предъявили индивидуальный предприниматель Валерий Авдеев, который добивается взыскания 2,8 млн. рублей, казанское ООО «Ским» (3,6 млн. рублей) и ООО «Торговый дом «Регион-Трейд» (Саратовская область, Саратовский район, поселок Зоринский), требующее от «Ак Барс Региона» 4,2 млн. рублей.

В компании говорят, что за последние полгода серьезно сократился долг перед поставщиками. Однако один из поставщиков, пожелавший остаться неназванным, говорит, что сделано это было путем возврата товара из закрытых магазинов. «Понятно, что долг будет меньше, так как уже работающих магазинов 60 - 65 штук осталось, и если смотреть по количеству, должно быть и долгов меньше на 50 процентов. У меня после возврата товара долг сократился на 20 - 25 процентов», — возмущенно рассказывает он.

Разруливать накопившиеся у сети проблемы вынужден новый 25-летний гендиректор «Ак Барса Торга» Гали Минуллин
Разруливать накопившиеся у сети проблемы вынужден новый 26-летний гендиректор «Ак Барса Торга» Гали Минуллин

МУЧИТЕЛЬНЫЕ ПОИСКИ НОВОГО ФОРМАТА

Разруливать накопившиеся у сети проблемы вынужден новый 26-летний гендиректор «Ак Барса Торга» Гали Минуллин, который был назначен в марте этого года. Плюс ко всему он вынужден заниматься ребрендингом сети.

Напомним, изначально компания работала под вывеской «Ак Барс», но затем холдинг заключил франчайзинговый договор, с 2005 года его магазины работали под брендом «Пятерочка». Однако в 2009 году держатель бренда — компания «Агроторг», входящая в Х5 Retail Group, — решил сам открыть магазины в Татарстане. Ограничения, предусмотренные договором, были сняты просто: вместо «Пятерочки» федералы писали на вывесках «Пятерочка+». Разбирательства в УФАС и последовавшие процессы в арбитраже ничего «Ак Барсу» не дали. Срок франшизы тем временем истек, и с конца прошлого года «Ак Барс» запустил ребрендинг своих магазинов в «Нашу марку» и «Чак-чак».

«Наш целевой формат — это супермаркет у дома «Чак-Чак», - рассказали в компании
«Наш целевой формат — это супермаркет у дома «Чак-Чак», — рассказали в компании

На первом этапе практически все магазины просто поменяли вывеску на «Нашу марку», но в перспективе, как сообщили нам в компании, ставка будет делаться на «Чак-чак». «Наш целевой формат — это супермаркет у дома «Чак-Чак». Но на первом этапе количество магазинов «Наша марка» будет больше в связи с тем, что бренд «Чак-чак» мы можем использовать только в переформатированных магазинах. Скорость переформатирования на начальном этапе у нас не такая высокая, потому что идет отработка основных процессов, ведь качество продукции должно быть единым в любом магазине», — рассказали в компании.

Пока в «Чак-чак» переформатированы только два магазина — в Царицыно (улица Губкина, 75) и в поселке Осиново. Третий «Чак-чак» в новом формате откроется в середине декабря на Чуйкова, 49. Отметим, что об открытии «Чак-чака» еще весной прошлого года наша газета уже писала подробно. Главная фишка нового формата — наличие собственного производства и расширенная категория товаров группы «фреш». Так, в Осиново в «Чак-чак» есть кондитерский цех, а на Чуйкова будет и кондитерский, и мясной.

Низкие темпы переформатирования в компании объясняют высокой конкуренцией: «Сейчас у покупателя всегда есть выбор, и в радиусе 10 минут ходьбы всегда можно выбрать из 4 - 5 магазинов. Поэтому к вопросам качества, ассортимента, ценообразования и сервиса требуется гораздо более внимательное отношение, а все это за один день не выстраивается, тем более в условиях дефицита ресурсов», — отмечают в «Ак Барс Регионе».

Главная фишка нового формата — наличие собственного производства и расширенная категория товаров группы «фреш»
Главная фишка нового формата — наличие собственного производства и расширенная категория товаров группы «фреш»

По крайней мере, в двухлетней перспективе «Чак-чаки» появятся лишь в Казани, ее пригородах и Зеленодольске. «Сначала здесь будем обкатывать формат, ставить все на технологические рельсы, а дальше посмотрим. Так как работа с отдаленными магазинами — это другая товарная матрица, другие поставщики, гораздо более сложная логистика, плюс вопросы контроля качества обслуживания и т. д. Если, конечно, мы говорим о единых стандартах», — уточнили в «Ак Барс Регионе». Остальные магазины будут работать под брендом «Наша марка».

Развитие сети идет как на собственные, так и на заемные средства. «Больше, конечно, заемных средств. Кредитная нагрузка достаточная. Самое главное — есть понимание возвратности, — отмечает представитель компании и комментирует вопрос об объеме инвестиций в переформатирование. Разброс большой. Зависит от площади, состава оборудования и технического состояния магазинов. Например, в Царицыно инвестиции были относительно небольшие. А где-то магазин может быть в ужасном техническом состоянии, ему требуется капитальный ремонт».

В двухлетней перспективе «Чак-чаки» появятся лишь в Казани, ее пригородах и Зеленодольске
В двухлетней перспективе «Чак-чаки» появятся лишь в Казани, ее пригородах и Зеленодольске

Не является ли продажа или сдачи в аренду помещений закрытых магазинов сети подготовкой к продаже всего бизнеса? На этот вопрос «БИЗНЕС Online» представитель сети ответил отрицательно: «Мы продаваться не планируем. Если бы планировали, мы бы не заходили в новый формат. Конечно, если есть какие-то закрытые магазины, сдаешь их в аренду. Недвижимости достаточно много, и ты можешь сдавать ее и другим игрокам, если рядом с этой точкой нет твоего магазина. Это не вопрос по продаже бизнеса, а вопрос эффективного использования недвижимости», — резюмирует собеседник газеты.

«МЕСТНЫЕ ИГРОКИ, КОНЕЧНО, НЕ ИМЕЮТ ШАНСОВ ПЕРЕД ФЕДЕРАЛАМИ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» прокомментировали позиции местных ретейлеров по сравнению с федеральными игроками.

Мурат Ахмеров — генеральный директор компании «А-Девелопмент»:

— Думаю, что сдача части магазинов сети в аренду свидетельствует о том, что компания готова уступить часть своих позиций на рынке и признает, что другие сети будут более эффективно использовать помещения в своей операционной деятельности. Думаю, это целый комплекс мер — и объемы закупки, и логистика, и менеджмент.

Арендная ставка в 550 рублей за квадратный метр в месяц вполне адекватная для магазина с историей. Максимальные ставки по Казани, которые платят продовольственные магазины, достигают тысячи рублей за квадратный метр в самых проходных местах. В среднем ставка — 600 - 800 рублей.

Тимур Нигматуллин — финансовый аналитик ИХ «Финам»:

— Продовольственный ретейл (особенно работающий в низком ценовом сегменте) обычно достаточно устойчив к экономическим циклам. Так, крупные розничные сети сегмента даже в условиях сокращения платежеспособного спроса практически не демонстрируют падение LFL-трафика (количество чеков по магазинам, работающим больше годаприм. ред.). Средний чек также находится на стабильном уровне или даже растет в номинальном выражении. При этом проникновение современных форматов торговли в России (особенно в регионах) все еще значительно ниже не только по сравнению с развитыми странами, но и с развивающимися. Таким образом, компании сектора еще сохраняют значительный потенциал роста за счет экспансии в регионы. Очевидно, что Татарстану не избежать подобной общерыночной тенденции. Сравнительно менее эффективные местные небольшие ретейлеры, скорее всего, уже в перспективе ближайших двух-трех лет не выдержат конкуренции с федеральными игроками с их низкими издержками на логистику и уйдут с рынка либо переформатируются для работы в более узких сегментах с менее заметным уровнем конкуренции (алкомаркеты, супермаркеты с большой фреш-группой или высокой наценкой и т. п.).

В Татарстане, по моим оценкам, сейчас работают около 17 тысяч объектов розничной торговли, в том числе такие крупные федеральные сети, как «Магнит», «Карусель», «Пятерочка», Metro Cash&Carry, «Ашан», «Зельгрос» и прочие.

При прочих равных отказ от такого сильного бренда, как «Пятерочка», должен вести к постепенному сокращению LFL-трафика. Впрочем, здесь многое зависит от того, в какой формат произошло переформатирование. Так, если по ценовому или ассортиментному позиционированию отличие кардинально, то смена бренда практически никак не скажется на трафике. В таком случае гораздо важнее показатели общей проходимости и плотности населения в зоне пешей доступности.

Иван Федяков — директор ИА «Инфолайн»:

— Конечно, федеральным ретейлерам интересны площади, освобождаемые местными игроками, в том случае, если стоимость помещений привлекает, потому что иной ценности у региональных сетей нет. Бренд, торговое оборудование и персонал по большому счету федеральному ретейлеру не нужны. При этом, учитывая, что сейчас рынок не продавца, а покупателя, не исключаю, что федеральный ретейлер получает еще и определенный дисконт на большой пакет недвижимости.

Что касается развития местных и федеральных ретейлеров, у последних, разумеется, есть существенные конкурентные преимущества. В первую очередь это возможность заключать контракты на национальном уровне. В этом случае стоимость закупки, товаров у них ниже. Если говорить о конкуренции в цене, местные игроки, конечно, не имеют шансов перед федералами. Но если говорить о конкуренции за счет сервиса, уникального ассортимента, предложений локальных продуктов, ситуация может быть развернута в сторону местных ретейлеров.