Нияз Гафиятуллин: «Я верю в то, что для руководителя школы важно не столько умение подобрать коллектив, сколько желание вкладываться в людей»
Нияз Гафиятуллин: «Я верю в то, что для руководителя школы важно не столько умение подобрать коллектив, сколько желание вкладываться в людей»

«ЭТО КОНКУРС ДИРЕКТОРОВ, А НЕ ШКОЛ!»

— Нияз Мансурович, расскажите подробнее о конкурсе «Директор года»: какой он имеет статус, можно ли провести аналогии с конкурсом «Учитель года»?

— Лучшего директора школы на российском уровне экспертное жюри выбирало в пятый раз, этот конкурс не столь известен, как аналогичный конкурс «Учитель года», которому уже более 20 лет. Но, поверьте, конкурс школьных директоров имеет не меньший статус среди профессионального сообщества, чем учительский. В этом году в нем принимали участие 635 директоров со всей страны! Что примечательно, организует его профессиональный журнал — «Директор школы» при поддержке общественных фондов, на следующий год конкурс получит и государственную поддержку. Самое главное — условия конкурса не предусматривают региональный или муниципальный отбор, то есть буквально каждый директор школы мог принять в нем участие, если ему есть что сказать и показать экспертному сообществу. Более того, и это я отмечу особо, совершенно неважно, в какой школе работает директор. Это конкурс директоров, а не школ! У вас может быть очень хорошая, сильная школа, прекрасный коллектив, но мы же понимаем, что это совокупность факторов. Как можно сравнивать лицей для одаренных детей со школой в сельской местности? Изначально последние были бы в проигрыше. В данном случае жюри оценивали директоров, как они работают в заданном контексте. Если вы посмотрите на десятку лидеров, то в ней есть и директора коррекционных школ.

— Какие мотивы подвигли вас принять участие в конкурсе?

— Мы в нашей гимназии делаем интересные вещи, и об этом хотелось заявить, привлечь внимание не к конкретной персоне — директору школы, а к тому, что делает коллектив. Своим участием в конкурсе мне было важно сказать: «Присмотритесь к нашей школе, поддержите наши идеи, масштабируйте их, если это действительно того заслуживает». Вот таковы мои мотивы.

Участники конкурса «Директор школы - 2015»
Участники конкурса «Директор школы-2015»

— Какие требования, условия, портфолио следовало выполнить и предоставить? По каким критериям определялись лучшие?

— Конкурс проходил в два этапа. Первый — заочный, он делится на две части. Второй — очный, состоял из трех частей. По итогам двух этапов проводился суперфинал. На первом этапе конкурсантам предлагалось написать эссе. Мое эссе было посвящено теме мотивации персонала — «Что, кроме денег». Эссе читало экспертное жюри — лучшие директора школ страны, профессора Высшей школы экономики, бывшие победители конкурса — всего около 60 экспертов в области образования. По результатам из 635 участников было отобрано 80, которые должны были предоставить короткое видео с рассказом о себе, о том, что вас как директора беспокоит. В итоге осталось 30 человек.

На втором этапе, уже в Москве, мы выступили с «домашним заданием» по теме «Успех». Каждый из нас должен был поделиться своим видением успеха как бы перед своим коллективом. А ведь успех у каждой школы свой, в зависимости от той задачи, которая перед ней стоит. Затем предстояло решить аналитическую задачу. В третьей части мы выходили на сцену, тянули билет и сразу отвечали на попавшийся вопрос. На подготовку давалось всего 10 секунд. И только на следующий день нам объявили, кто вошел в десятку сильнейших. В финале, который проходил в форме ролевой игры, нам была предложена следующая ситуация: представьте, что со следующего дня вы не директор школы, что бы вы сказали своему преемнику?

Что помешало мне стать первым? Наверное, мое неумение показывать свои проблемы. Честно говоря, для меня любая проблема — это вызов. Я знаю, что за меня голосовали многие. Но победительница — директор школы из Надыма — выступила очень достойно.

— Насколько объективно оценивался конкурс?

— Объективность достигается за счет большой команды жюри. Когда 5 человек определяют лучших, субъективность гораздо выше, чем когда твои знания и профессиональные качества оценивают 60 экспертов. Это абсолютно честный, кристально прозрачный конкурс. И это еще одна причина, почему я принял в нем участие.

«ПОСМОТРИТЕ, КТО ИДЕТ В ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВУЗЫ»

Как вы полагаете, кем должен быть современный руководитель школы — универсальным менеджером или все же в большей степени профессиональным педагогом?

— Опять же, очень важен контекст того учреждения, которым директор руководит. Если говорить, к примеру, о руководителях коррекционных школ, то им памятники при жизни нужно ставить! Рассказывать, показывать, как эти директора порой в далеко не лучших условиях достигают невероятных образовательных результатов. Конечно же, здесь на первый план выходит учительская душа, сострадание, желание помогать детям. А есть очень крепкие школы, в которых четко поставлены менеджмент, умение выбирать правильных людей и работать над их развитием. А сколько школ, которые находятся на границе первых двух примеров? Те качества, о которых вы говорите, так или иначе должны проявляться в каждом директоре.

Гимназия № 19
Гимназия №19

— Для любого родителя в первую очередь важно, чтобы его ребенок получил хорошие знания. А знания дают педагоги. Вам как директору удалось подобрать, скажем так, правильные кадры?

— В нашей гимназии есть педагоги, которые работают со дня ее основания. Так что говорить о том, что именно я собирал коллектив, было бы неправильным. Но я верю в то, что для руководителя школы важно не столько умение подобрать коллектив, сколько желание вкладываться в людей. Конечно, школы нужно ремонтировать, развивать их инфраструктуру, дети должны учиться в хороших условиях. Но эти вложения, к сожалению, не приводят к образовательным результатам. Вложения в развитие коллектива сегодня приносят гораздо больший эффект. Наша школа известна тем, что мы принимаем много молодых специалистов. Когда появился республиканский грант «Наш новый учитель», мы сразу им воспользовались, и 10 процентов гранта пришлись на нашу школу. Мы хотим и готовы работать с талантливой молодежью.

— А разве опыт не имеет значения?

— Давайте зададимся вопросом: у педагога 20-летний стаж работы, так вот это 20-летний опыт или опыт одного года, повторенный 20 раз? Ведь проблема в образовании лежит на поверхности: вы посмотрите, кто сегодня идет в педагогические вузы? Мы должны менять ситуацию кардинальным образом, чтобы в образование шли лучшие из лучших. На это нужно бросить все силы: повышать статус учителя, зарплату, делать привлекательной эту профессию. Не я придумал постулат: качество образовательной системы, школы не может превышать качество ее учителей.

«ГОТОВ ЛИ УЧИТЕЛЬ ЗАДАВАТЬ НЕСТАНДАРТНЫЕ ВОПРОСЫ?»

— Сегодня мерилом качественного образования в школе выступают результаты ЕГЭ, и, как ни парадоксально, сами же учителя рекомендуют родителям нанимать репетиторов. Как вы относитесь к репетиторству, насколько, на ваш взгляд, сегодня школа может подготовить школьника к выпускным тестам?

— Я против репетиторства. На мой взгляд, это такой порочный круг, в который в конечном счете попадают и педагоги, и дети, и родители. Конечно, репетиторство — это тот инструмент, который помогает сглаживать некие социальные моменты. Учителя тоже хотят нормально жить. Но что мы видим на практике? Ребенок, запрограммированный на то, что для него уже есть простое решение — репетитор, просто перестает работать на уроке! Я убежден, что без помощи репетитора можно подготовиться и достойно сдать тесты. Знаете, я не был суперотличником, но когда пришло время выпускных экзаменов, от репетиторов я отказался. Просто сел, начал готовиться и сдал все предметы, которые мне были нужны для поступления в вуз. И сегодня в нашей гимназии учитель подготовит к ЕГЭ: если необходимо, пригласит на дополнительные занятия, останется заниматься с проблемными детьми.

— А как вы относитесь к самой системе выпускных экзаменов?

— ЕГЭ — это знания плюс формат. Отношусь к тестам неплохо, все же эта система уравняла возможности для всех детей. Но все же, считаю, что ЕГЭ — это только один из критериев оценки работы школы. Когда я готовился к конкурсу, нашел очень интересный тезис о том, что хорошо сданные экзамены — всего лишь 6-процентный вклад в будущий успех детей. Увы, но школа сегодня работает на краткосрочную перспективу. Гораздо важнее говорить о том, насколько мы готовы к долгосрочной перспективе, дать старт для успеха нашим детям на будущие 5, 10, 15 лет? Прививаем ли мы детям навыки, элементы, которые необходимы для выживания в XXI веке? А это гибкость, умение работать в команде, умение адаптироваться, эффективная коммуникация, предпринимательство, креативность. И все эти навыки не требуют академического превосходства! Поэтому когда учитель идет на урок, он должен задать себе вопрос: готов ли он проявить креативность, задать нестандартные вопросы и получить нестандартные ответы? И это, отмечу, никаким образом не мешает подготовке к ЕГЭ.

— Как высчитаете, какой должна быть хорошая школа? Та, в которой сильный педагогический коллектив?

— Согласен: сильный коллектив и, соответственно, хорошие результаты. Но есть простая статистика: социально-экономический статус семьи априори влияет на результативность ребенка. Например, если в семье оба родителя имеют высшее образование, то однозначно требования у них к образовательному процессу будут высокими. И хорошая школа — это школа, которая показывает результаты выше среднего, имея контингент учащихся из семей с социально-экономическим статусом ниже среднего. А для себя лично я сформулировал следующее: хорошая школа та, из которой детям не хочется уходить. Поэтому мы создаем все условия, чтобы ребята как можно больше времени проводили в школе. Заглянув к нам в 7 часов вечера, вы обязательно увидите учеников, которые танцуют, занимаются спортом, готовятся к олимпиадам. Мы стараемся максимально насытить школьную жизнь.

«Вы посмотрите «приколы» в сети, картинки, какой школа была раньше и какой стала сейчас»
«Вы посмотрите приколы в сети, картинки, какой школа была раньше и какой стала сейчас»

«ЧУДОВИЩНЫЕ» РЕАЛИИ ЖИЗНИ

— А когда же детям домашние уроки готовить?

— Это вообще другой вопрос — делать уроки или нет? В образовательной системе есть два лагеря: в одном уверены, что домашние задания необходимо задавать, в другом — что толку от них нет. Я лично хоть и не объявлял революцию, но являюсь сторонником второго лагеря. Объясню, почему. Представьте: начальная школа, ребенку задали задание на дом. Кто его делает? Мама с папой! И это не редкость. Мало того, скажу страшную вещь: на любой вопрос сегодня можно найти ответ в интернете. Может быть, я выскажу крамольную мысль, но считаю, что домашнее задание, по крайне мере в начальной школе, дети должны делать только в группах продленного дня в школе. А вечера нужно оставлять для общения семьи, а не для занятий.

— Как вы считаете, что в школе должно оставаться незыблемым?

— Авторитет учителя. Он должен быть беспрекословным. А когда мы образование, школу называем сферой предоставления услуг, то авторитет педагога начинает размываться. Вы посмотрите приколы в сети, картинки, какой школа была раньше и какой стала сейчас: ситуация одна — родителей вызвали в школу за плохие оценки ребенка. На одной картинке родители в присутствии учителя ругают ребенка, а он стоит, понурив голову. А на другой, отражающей современные реалии, родители ругают учителя, а ребенок усмехается... Это просто чудовищно.