ТАТАРСТАНСКИЕ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛИ ПЫТАЮТСЯ ОБЛЕГЧИТЬ КРЕДИТНОЕ БРЕМЯ ПУТЕМ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ КОРОТКИХ КРЕДИТОВ И ПЕРЕВОДА ВАЛЮТНЫХ ДОЛГОВ В РУБЛЕВЫЕ

Из-за кризиса оказались в долгах все отечественные производители автомобилей. Так, на конец прошлого года КАМАЗ, Соллерс, АвтоВАЗ и ГАЗ были должны банкам более 135 млрд. рублей. У КАМАЗа на сегодняшний день накопилось долгов банкам примерно на 25 млрд. рублей. Газета «БИЗНЕС Online» не раз писала о том, какие проблемы вызвали долги в размере 32 млрд. рублей одного из крупнейших предприятий республики – Казаньоргсинтеза. Теперь беспокойство усиливается из-за того, что в больших долгах находится КАМАЗ…

КАМАЗ СПАСАЮТ ГОСЗАКАЗЫ

Долги КАМАЗа – это, в основном, те деньги, которые автогигант занимал на оборотный капитал. Это происходило, потому что в последние годы производство росло быстро, значит, "оборотку" тоже надо было наращивать.
В итоге на начало нынешнего года долг КАМАЗа составлял $763 млн., из них краткосрочный – более $530 млн. Сегодня на короткий долг также приходится около 85% камазовского портфеля.

Большую часть кредитов КАМАЗ брал за рубежом в валюте. Это было гораздо дешевле, чем в России. Однако, следует учитывать, что из-за девальвации рубля валютные долги заметно увеличились.

Тратились заемные средства в основном на закупку иностранного оборудования. Последний кредит автозавод взял в октябре 2008 года – это был трехлетний синдицированный кредит на 135 млн. евро. Средняя ставка займов – LIBOR плюс 2,5%.

Свои инвестиционные проекты КАМАЗ, как правило, финансировал длинными деньгами и в новые технологии вкладывался обычно не один, а с партнерами. Большинство инвестиций автозавод делал через СП с иностранными компаниями, что обходилось недорого: в среднем примерно $20 млн. на проект.

Создавать собственные производства – это для российских автопроизводителей чересчур дорого. Они не могут себе позволить действовать, как Cummins, который за год на НИОКР тратит по $300 млн. Приходится пользоваться новыми технологиями в рамках СП.

Так, в 2006 году было создано СП "Камминз-Кама", в котором КАМАЗ владеет 49%. Мощность пока 25 тыс. двигателей в год, иностранные партнеры хотят довести ее до 40 тыс. Есть у КАМАЗа еще два СП с глобальными поставщиками — "Кнорр-Бремзе Кама" (с KnorrBremse, по выпуску тормозов) и ООО "ЦФ Кама" (c ZF по выпуску коробок передач).

В нынешнем году КАМАЗ несколько раз останавливался, поскольку рынок грузовиков пострадал больше всего, продажи падали до 80%. Но КАМАЗ спасла заработавшая программа госзакупки автотехники: на нее в 2009-м придется примерно половина продаж завода.

Если на конец прошлого года доля КАМАЗа на рынке новых тяжелых грузовиков массой 14-40 тонн составляла лишь чуть более 28% рынка, то к концу первого полугодия 2009-го выросла до 58%.

СОЛЛЕРС: КАК СОКРАЩАТЬ ДОЛГИ?

Соллерс до кризиса сделал ставку на масштабное расширение проектов по локализации Isuzu, Fiat Ducato и создание собственной дилерской сети. Еще в 2006 году компания Вадима Швецова купила лицензию на выпуск предыдущего поколения легкого коммерческого грузовика Fiat Ducato. В мае 2008-го был запущен новый завод проектной мощностью 105 тыс. машин в год. Соллерс также организовал в республике сборку грузовиков Isuzu. Инвестиции в оба проекта составили примерно $370 млн.

Более $50 млн. Соллерс вложил в создание собственной дилерской сети. Когда в декабре 2008-го обрушились продажи, компания была вынуждены привлекать деньги для кредитования своих дилеров – это серьезно увеличило ее долги. Кроме того, в конце прошлого года Соллерс, как и другие автоконцерны, был вынужден брать короткие деньги по высоким ставкам. В итоге в 2008-м долг компании вырос до $759 млн.

Сегодня Соллерс работает над снижением задолженности. Сейчас долг составляет около 25 млрд. рублей, к концу года планируется уменьшить его до 20,5 млрд., а к концу 2010-го – до 15,5 млрд. рублей

МЕНЯЮТ КОРОТКИЕ ДОЛГИ НА ДЛИННЫЕ

Сегодня Соллерс и КАМАЗ также пытаются реструктурировать кредитный портфель, заменить короткие долги более длинными. У Соллерса уже 80% всей задолженности – двух- трехлетние кредиты, а в начале года таких было только 35%. Компания пытается договориться с банками и о снижении кредитных ставок.

КАМАЗ также пытается продлить короткие кредиты на два года, незначительно поднимая процент, почти не берет новые кредиты, активно переводит валютные кредиты в рублевые. Одновременно автозавод сократил инвестпрограмму с 7 млрд. рублей до 3,5 млрд рублей.

Оба концерна получили госгарантии на сумму до 5 млрд. рублей каждый.

По материалам газеты "Ведомости"