Перед Айгуль Мирзаяновой надо преклонить колена. Или голову. Ну, хотя бы, снять шляпу, если она у вас есть. Я вот — преклоняю и снимаю. Хотя шляпу не ношу. Поэтому придётся снять фуражку. Я думаю, Айгуль и это устроит. Она оказалась права, а я — нет. Я не мог поверить, что на Ирину Хакамаду удастся собрать полный зал народу. А вот Айгуль верила. И попала в цель: на Ирину Муцуовну в казанском "Корстоне" собралось более тысячи дам всех возрастов.

Я бы назвал их всех… как бы это сказать… странными. Особенно тех, кто и так удачлив, красив и смел (такие там в основном и были, судя по ценам на билеты). Но не стану. Если все шагают в ногу, а я один — не в ногу, может быть, это я сумасшедший?

И вот я сижу и думаю: всё-таки кто же сумасшедший? Я или они?..

Ну кто такая Хакамада? Никто и звать её никак. Давно забытая дама маргинальной политической тусовки. Неудачливый политик, неудачливая жена (четырёх мужей поменяла — это что же должно быть в голове у мужика, чтобы такую замуж взять?) Завзятая либералка — то есть сторонница умирающего, уже бьющегося в предсмертных судорогах мира, из которого на наших глазах рождается совсем другой (родовые муки ещё впереди).  Запомнившаяся единственно своим японским происхождением — экзотика, чёрт возьми!

Конечно, она талантлива. Иначе не смогла бы четырежды выйти замуж и долгое время держаться в либеральной тусовке. Она замечательная рассказчица (что, впрочем, вообще свойственно женщинам) — я как-то слышал по ТВ её рассказ про отца. Он работал вечером в кабинете, а внизу какие-то гопники затеяли большой шум. Товарищ Хакамада снял со стены настоящий самурайский меч (хоть и коммунист, но самурай) и, как был в носках, бесшумно вышел за дверь. Через минуту на улице наступила гробовая тишина, а товарищ Хакамада так же бесшумно вернулся, повесил катану на место, сел за стол и продолжил работу.

Картину внезапного появления перед гогочущими гопниками у подъезда самурая с обнажённым мечом можете нарисовать себе сами.

Замечательный был мужик товарищ Хакамада!..

А ведь многие из женщин, собравшихся на лекцию г-жи Хакамады, сами могли бы её многому научить. Например, как счастливо прожить всю жизнь с одним мужем. Как стать депутатом высших государственных органов. Как занять важную государственную должность и успешно на ней работать. Как заработать миллион. Как выглядеть в два раза моложе своего возраста…

Но почему-то они слушали г-жу Хакамаду, а не г-жа Хакамада — их.

И вот это для меня загадка. Может быть, я не могу её решить, потому что рассуждаю логически. Я пытаюсь понять. А понять тут нельзя, потому что понимать нечего. Российские реалии — вне логики. Тут нужно ощущать, нужно быть женщиной — и притом российской женщиной. "А интересно было бы узнать, что они чувствуют…" Но это уже просто головокружительная высота, на которую без санъямы не подняться.

А вы думаете, мозги у нас выключены только у женщин? Вот, например, недавний опрос Левада-Центра относительно президента, правительства и кризиса. 52% населения видят причину роста благосостояния — до кризиса — в деятельности Владимира Путина лично. Логично. Но вот ответственность за кризис, по мнению 36% опрошенных, лежит на правительстве, а ещё 23% полагают, что на президенте Дмитрии Медведеве. И всего лишь 17% опрошенных видят вину премьер-министра Владимира Владимировича Путина. 

Это как? Вот каким образом в сознании россиян могут быть разделены премьер-министр и его правительство? Ведь если правительство ответственно за кризис, а премьер — нет, это означает, что премьер правительством не руководит. Что оно ему не подчиняется. Что правительство зловредно затягивает страну в кризис, а премьер этому помешать не может…

Шизофрения называется. Распад логического мышления. В таких условиях действие рекламы и pr становится непредсказуемым. "Невозможно иметь дело с непрофессионалом, — как жаловался Мюллер в "17-ти мгновениях". — Никогда не знаешь, что он предпримет". Для маркетолога-пиарщика-рекламщика непрофессионал — это человек немыслящий, homo nonsapiens. Как он отреагирует на твою попытку завладеть его кошельком — неизвестно. Непредсказуемо. Нерассчитываемо.

Такое положение нормально для искусства. Кто-то из знаменитых голливудских продюсеров признался как-то, что никто, и даже он сам, не может предсказать, какой из фильмов "выстрелит", станет блокбастером.  "Иначе все фильмы были бы одинаково успешными". И даже после успеха нелегко объяснить, чем же вот именно эта лента отличается от другой, почти такой же, но провалившейся в прокате. И поэтому формулу успеха каждый раз приходится изобретать заново, отчего она перестаёт быть формулой и становится предметом искусства.

Но реклама, pr — это не искусство. Это ремесло. Оно должно обеспечивать продажи. Рекламная фирма — не Голливуд, который делает 100 фильмов, чтобы один из них окупил все остальные. Выстрел должен стопроцентно попасть в цель.

В России это невозможно. Предсказать поведение людей, почитающих давно забытую Хакамаду за свет в окошке, и уверенных, что правительство само по себе и премьер сам по себе, — немыслимо. Никакая логика не поможет. Только погружение в самадхи.

Но разве среди йогов есть рекламщики?

05.10.09

Владимир Марченко

Кандидат философских наук, специалист в области социальных коммуникаций.
Работал на президентских и парламентских избирательных кампаниях на Украине, в России и РТ.
Работал в министерстве культуры РТ, был советником министра образования РТ в области pr.
В настоящий момент консультант ряда коммерческих структур в Казани.