КАЖДОЕ ТРЕТЬЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ОТРАСЛИ - В УБЫТКЕ, НО НЕКОТОРЫМ КОМПАНИЯМ КРИЗИС ОКАЗАЛСЯ НА РУКУ
В период падения целых отраслей находятся в Татарстане компании, которые умудряются расти даже в эти трудные времена. Вчера представители текстильной и легкой промышленности РТ на своем съезде в Казани, предварительно выплакавшись в чиновничьи жилетки, все же признались: многим из них в кризис удалось продемонстрировать неожиданный рост. Основную роль в этом сыграл возросший интерес потребителей к отечественной продукции, поскольку импортная заметно подорожала из-за девальвации рубля.
УБЫТКИ – 231 МЛН. РУБЛЕЙ
На первый взгляд, статистические данные, озвученные вчера на съезде союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности РТ, говорят о тотальных проблемах отрасли. Кризис в два раза увеличил число убыточных предприятий в легпроме РТ – их число достигает 36%.
- К сожалению, финансовое положение имеет тенденцию к ухудшению, - отметила в своем выступлении начальник отдел лесоперерабатывающей, пищевой и легкой промышленности минпромторга РТ Татьяна Федорова. - Сальдированный результат деятельности крупных и средних предприятий отрасли за 10 месяцев соответствует убытку в 231 миллион рублей.
Казанская фабрика "Спартак" получила убытков на 200 млн. рублей, Мелита – на 30 млн.
По словам Федоровой, за девять месяцев 2009 года индекс текстильного и швейного промпроизводства составил 93,8, за десять – 95,3. Меховая отрасль упала на 72%, валяльно-войлочная – на 41%, обувная – на 15%. Снижен выпуск продукции на фабриках "Мелита", "Спартак", на Кукморском валяльно-войлочном комбинате.
"ЛЮБОЙ КРИЗИС НА РУКУ МЕСТНЫМ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ"
На этом удручающем фоне ряд компаний показали рост: альметьевская чулочно-носочная фабрика "Алсу" - 125%, "Сафьян" – 110%, Кукморская швейная фабрика – 104%.
- Нам на пользу сыграли общие меры правительства, например, в конце 2008 - начале 2009 ограничения по ввозу в Россию импортных товаров, - пояснил в интервью газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор фабрики "Алсу" Газинур Хафизов. - В это время люди переключились на отечественные товары, пошли заказы. Сегодня наше оборудование и производство позволяют увеличивать объемы продукции. Мы ежегодно обновляем предприятие, и в будущем году планируем привлечь дополнительное оборудование, расширить производство.
Планы по расширению пошива и продажи одежды строит и генеральный директор казанского ОАО "Адонис" Ринат Галеев.
- В этом году у нас несколько уменьшилась реализация, а в производстве не было изменений, - отмечает он. - Мы так же выполняем заказы по пошиву костюмов, которые уходят в регионы. У нас есть своя торговая сеть, которая помогает не зависеть от государственных заказов. Наверное, татарстанцы вынужденно переключились на местную продукцию. Импортные товары подорожали, их стало меньше, и люди стали покупать не менее качественную отечественную продукцию. Любой кризис на руку местным производителям. На следующий год мы запланировали повышение объема выпуска продукции на 30 процентов.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ЛЕГПРОМ ПОБОРЕТСЯ С КОНТРАФАКТОМ
Легкая промышленность дает экономике Татарстана всего 0,3% регионального продукта. Если вдуматься, это процент на уровне статистической погрешности!
Главным бичем отечественного производителя предприниматели называют контрафактную и контрабандную продукцию. Она сегодня в России составляет половину всех продаваемых на рынке товаров. По словам председателя Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Бориса Фомина, чуть более 20% на рынке – отечественная продукция, около 30% - легальный импорт.
Государство объявило очередную войну контрафакту. Согласно стратегии развития легкой промышленности до 2020 года, подписанной президентом, доля собственной продукции на рынке должна вырасти до 50%. Но как это сделать, чиновники и предприниматели не знают. И если судить по высказываниям, даже верят с трудом.
"ГОСУДАРСТВО ДЕНЕГ НЕ ДАСТ"
Способы выхода из ситуации участники съезда тоже обсуждали. Точками возможного роста называли детские товары, пошив спецодежды для татарстанских компаний. Не первый год в республике пытаются переодеть школьников в единую форму, чтобы загрузить заказами швей.
- Обратите внимание на Универсиаду, - призвала членов союза Федорова. - В Казани появятся гостиничные, спортивные комплексы, предприятия общепита, бытовых услуг, торгово-развлекательные центры. Возникнет потребность в оснащении их корпоративной одеждой, униформой, столовым бельем – перечислять можно бесконечно. Есть возможность на многие миллионы увеличить швейное производство в республике.
- Все предприятиям нужны деньги на модернизацию. Деньги государство не даст, - обрубил иллюзии многих выступавших вице-президент ОАО "Рослегпром" Александр Круглик. - Надо заработать самим. А если государство заинтересовано, должен быть либо мораторий на налогообложение (налог на прибыль или НДС) или налоговые каникулы. Если ты средства направляешь на перевооружение, твои налоги туда уходят, а если нет - плати государству. Почему не провести эксперимент?! В свое время вклад нашей отрасли Греф назвал "в пределах статистической погрешности". Если мы приносим бюджету так мало, почему бы не дать нам два-три года, чтобы встать на рельсы модернизации?!
Легкая промышленность, оказывается, в обиде на пищевую за то, что той правительство РТ помогает заходить в торговые сети. Просьбы и требования о содействии замминистра промышленности и торговли Олег Власов отверг:
- Я вплотную занимаюсь этой темой. Объездил практически всех сетевых операторов вроде "Пятерочки", "Магнита", общался с боссами, которые имеют компании в Европе. Могу определенно сказать: в ближайшее время (я рад бы ошибиться) никаких кардинальных изменений в работе с сетевыми компаниями не будет. Я не тешу себя иллюзией относительно закона о торговле. Не понаслышке знаю, какое лобби идет в Госдуме со стороны сетевых компаний, российских и иностранных. Поэтому не думаю, что закон изменит отношения "производитель – продавец".
Лилия Хабибуллина,
фото Ильи Лавриненко
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.