Республика превратилась в один из наиболее динамично развивающихся регионов РФ, Казань стала узнаваемой в мире.

За всем этим стоит большой труд людей и серьезное изменение самого образа жизни. Несколько десятилетий трудно было даже представить саму постановку вопроса о Казани как третьей столице России. А недавно по результатам интернет-опроса газеты "Советский спорт" по всей России Казань признана столицей российского спорта в 2009 году.

Мировой финансово-экономический кризис обострил без того серьезные вопросы повышения конкурентоспособности. Мы строим новые производства, закладываем основы реформы образования. Поэтому наш слоган вовсе не теряет актуальности и значимости. Более того, скажу, что идей немало, а лозунг остаётся актуальным.

- Ваше отношение к вопросу о преподавании в школах "Основ православной культуры"? В каком виде этот предмет будет преподаваться в Татарстане, с учетом того, что большинство населения республики исповедует ислам?

- С самого начала введения в ряде регионов страны предмета "Основы православной культуры", отношение к нему было достаточно осторожным. И не только в нашей республике.

С одной стороны, это и проблема соответствия принципу светского образования. С другой, - нельзя не учитывать фактора многонациональности и многоконфессиональности населения страны. Введение в одностороннем порядке курса "Основы православной культуры" в школах России, где вместе с православными учатся миллионы детей из семей, придерживающихся иных религиозных взглядов, воспринимается как ущемление их достоинства. Кроме того, подчас как-то упускается вопрос о том, что есть в России и атеисты, и их немало.

В складывающейся ситуации можно было бы предположить, что будет поддержана инициатива по преподаванию в школах республики курса "Основы мусульманской культуры". Но мы слишком дорожим тем согласием, что сформировалось в республике за многие века совместного проживания людей разной веры и национальности, чтобы допустить разделения детей (а это неизбежно затронет и их родителей, семьи) по этноконфессиональному признаку. Это наша принципиальная позиция, которой мы следуем и по сей день. В тоже время было бы неправильным и полное игнорирование процесса духовно-нравственного возрождения, того потенциала, который несут в себе традиционные религии.

Именно поэтому мы разработали и постепенно с 2007 года методом эксперимента проводим апробацию курса "История религий", в разработке которого участвовали не только татарстанские ученые и педагоги, но и институт отечественной истории РАН, сотрудники издательства "Русское слово". В результате, по мнению экспертов, получилось интегрированное и достаточно сбалансированное учебное пособие. Оно вышло под редакцией Сахарова, и в нём удалось в доступной форме изложить историю развития ведущих конфессий страны – христианства, ислама, иудаизма, буддизма, раскрыть их исторические, мировоззренческие, культурологические и нравственные основы. Старшеклассники более ста школ приняли участие в эксперименте. При этом где-то "История религий" стала предметом, а в других школах - факультативом. И это тоже допустимо.

Кстати, опыт и наработки Татарстана нашли отклик при разработке предмета "Основы религиозных культур и светской этики", содержание которого было озвучено президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым в июле этого года. Согласно концепции данного предмета, наряду с изучением истории и основ культуры одной из традиционных религий (православия, ислама, иудаизма, буддизма) и курса основ светской этики, ученики и их родители могут выбрать также интегрированный модуль, в котором предполагается изучение истории традиционных религий России.

Данный подход содержит здоровую долю компромисса. Однако, на мой взгляд, включение предмета в учебные планы 4 и 5 классов, если это не будет курс основ светской этики, не вполне оправдано. В этом возрасте разумнее было бы больше внимания уделять общечеловеческим ценностям, не дифференцировать сознание школьника на религиозные составляющие. Такой подход мог бы стать базой для формирования моральных и нравственных ценностей, основой уважительного отношения к иному мнению и приобретением практических навыков по разрешению конфликтных ситуаций. Религиозно-культурологический подход, а мы, как вы понимаете, сторонники интегрированного курса, был бы более уместен в старших классах, когда у обучающегося уже сформирован определенный мировоззренческий уровень для объективного восприятия знаний о религиях.

Поскольку повсеместному введению курса "Основы религиозных культур и светской этики" будет предшествовать апробация в 18 регионах России, в Татарстане будет продолжен эксперимент по преподаванию "История религий".

УЕЗЖАТЬ В МОСКВУ ДЛЯ МЕНЯ НЕПРИЕМЛЕМО

- Минтимер Шарипович, если можно, немного о личном. Вы вошли в список самых влиятельных мусульман мира. Что это значит для вас, и какое значение вера играет в вашей жизни?

- Всё, что происходит со мной в этой сфере, складывается само собой, возможно, по воле Всевышнего. Считаю, что нет людей без веры, только её проявление не у всех одинаковое. Видимо, я один из таких…

Для некоторых политических деятелей, в первую очередь, важно положение и статус, все остальное - вторично. Немало и тех, кто рассматривает власть, прежде всего, как инструмент личного обогащения. И то, и другое они рассматривают как счастье. А что для Вас как политика и как человека означает быть счастливым?

Понятие власти для меня сильно отличается от понимания многих других. Причиной тому моя биография, мой образ жизни, так как я с двадцати пяти лет у власти. Это огромный опыт работы с людьми, при этом, не теряя их уважения. А счастье - это состояние души. Если мне просто хорошо, значит, я счастлив.

- Минтимер Шарипович, не сочтите мой вопрос некорректным, но в марте 2010 года истекает срок ваших полномочий на посту главы республики. Вне зависимости от того, каким будет решение по этому поводу президента страны, вы сами хотели бы продолжить свою деятельность в качестве главы республики с тем, чтобы довести до конца начатые преобразования? Или же готовы последовать примеру своих бывших коллег-тяжеловесов Егора Строева и Эдуарда Росселя и переместиться в Совет Федерации?

- За долгие годы работы я убедился в том, что с годами проблем меньше не становится, и всегда кажется, что без твоего участия они неразрешимы. По-моему, это порочный, прочный круг.

Уход и трудоустройство в упомянутой вами форме не считаю для себя приемлемым. По жизни мне неоднократно предлагали солидные должности в Москве, включая и советскую эпоху. Я рад тому: где родился, там и пригодился.

- Поскольку дети у вас уже взрослые, что бы вы пожелали или сказали своим внукам в качестве жизненного напутствия?

- Как по Гете: "Человек это не только наследственные, но и благоприобретенные качества". Если природа наградила тебя здоровьем, не ищи в жизни легких путей, учись, познавай мир, уважай людей, люби и себя. Это путь к самоутверждению, путь к успеху.