Крупные города Европы в этот день сокращают использование автомобилей для поездок по городу в пользу трамвая, троллейбуса, автобуса, метро и других видов общественного транспорта, а также велосипедов и пешей ходьбы.

Мой родной город уже третий год подряд пытается отмечать этот день, но как то не « по- европейски». Я, наверное, как и среднестатический житель нашего города, имея в своем распоряжении авто, с предстоящего вечера 21 сентября начинаю искать причины: почему я на следующее утро не могу отказаться от своего авто. Погода, напряженный график встреч, покупки и прочие неудобства и обстоятельства начинают разъедать мою волю. Но публично данное накануне обещание своим друзьям и коллегам поддержать всемирную акцию все-таки не дают мне смалодушничать.

И вот 22 утром рано я с сыном, надев на деловой костюм спортивную куртку, трогаюсь из своего дома в Борисково в направлении офиса «Контр» на улице Товарищеская на велосипеде. Обращаю внимание, что в этот день автомобилей стало как-то больше. Или это так кажется с седла незащищенного от шума велосипеда?

Надежды, что казанцы в этот день, если уже не на велосипедах, так хотя бы на автобусах и троллейбусах решат приехать на свои рабочие места (один раз в году!), стали таять с каждым пропедаленным километром. Замечаю, что в районе строящейся развязки на Оренбургском шоссе после 5 минут ожидания возможности переехать на велосипеде на другую сторону дороги, мне вдруг уступает дорогу какая то девятка. Радуюсь такой поддержке со стороны в общем-то не всегда доброжелательной к велосипедистам владельцев авто (правда, вечером оказалось, что это был мой знакомый, который уступил так сказать «по знакомству»).

В офисе «Контр» с утра автомобильная парковка была специально закрыта для этого случая ограждающей лентой. Так я надеялся стимулировать использование сотрудниками в этот день общественного транспорта. Автомобилей не было. Но какая-то небольшая часть была замечена на близлежащих паркингах. «Уважают, но хитрят», - замечаю про себя.

В этот день в 10 утра была назначена сессия Казанской городской Думы. В 9.15 сев на свой байк, я направился в сторону Ратуши. Вижу, что часть депутатов подходит к зданию Ратуши пешком. А я, как один «странный депутат», паркую свой велосипед у оконной решетки Ратуши. Встречаю некоторое удивление коллег и внимание прессы к данному факту. Традиционно берут чуть ли ни как у инопланетянина интервью, фотографируют (хотя в Голландии на это не обратили бы никакого бы внимания, там скорее удивились бы, если бы депутат подъехал бы на каком-нибудь «сверхбюджетном» внедорожнике.).

Снимаю свою желтую куртку, осматриваю костюм - все вроде бы чисто - и направляюсь в зал заседаний. В ходе сессии получаю СМС от лидера студенческой акции в поддержку «Дня без автомобиля» Айрата с приглашением поддержать своим присутствием митинг, проводимый в парке Победы. По окончании сессии держу путь в ресторан «Катык» на Амирхана на деловой обед Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса - с большим чувством надежды, что найду там единомышленников среди предпринимателей. Но, увы, все приехали привычно на своих авто. Я опять одинок.

По дороге в офис заехал на перенесенный властями митинг возле 2-го учебного здания КАИ на Амирхана. Организаторы так и не смогли провести акцию на проходном месте. Вижу - велосипедистов нет. На митинг в поддержку «Всемирного дня» собралось…. человек 20 студентов. Не интересно.

Далее держу путь через мост Миллениум в офис на Масгута Латыпова. По дороге, прыгая и запрыгивая через тротуарные бордюры, рассуждаю, что при такой общественной активности и запросе на велосипедные дорожки власти вряд ли начнут в скором будущем финансировать их строительство.

Встречая редких в этот день велосипедистов в городе, мы улыбаемся и здороваемся, как старые друзья - и разъезжаемся каждый в своем направлении.

Сделав в течение дня еще несколько коротких поездок от офиса по служебным и личным делам, я решил завершить свое третье празднование Всемирного дня без автомобилей. Пройдено за день 30 километров. Совсем небольшое чувство усталости и очень бодрое настроение и чувство причастности к глобальным общественным процессам. Заработанные эндорфины будут спасать меня от возможной осенней депрессии, как минимум, пару неделю. Неплохой результат.

Подвожу для себя некоторые итоги. Для большинства горожан, отказ от авто даже на один день - большая проблема, даже если это и общемировая акция. Ловлю себя на мысли: а россияне вообще-то поддерживают какие-либо мировые и общечеловеческие акции? Способны ли мы чувствовать глобально и быть с кем-либо и в чем-либо солидарны? А если бы автомобиля не было, или произошел бы бензиновый коллапс (что, кстати, совсем даже не исключено в наши дни) - то как бы все мы жили тогда? А вообще - как раньше-то в 70-е и 80-е годы мы выходили из своих домов и шли к привычным трамваям? Да еще и без мобильников!!! (Кстати, отличная идея - «Всемирный день без мобильников», продолжаю - «без Интернета», «без Алкоголя», «без Секса»…). Сейчас это кажется ужасом. Мы стали зависимы от созданных же руками комфортных деталей нашей жизни. Готовы ли мы хоть один день прожить без мобильников, без Интернета?

Мне стало как-то боязно от этого чувства своей «несвободы». А, может быть, есть и другие «кандалы в меховой обёртке», которые уже сделали нас рабами в потреблении нужной кому и дозированной для нас информации, манеры одеваться «как все», отдыхать там, «где принято» и дружить с теми, «с кем надо»?.. У каждого из нас свой набор «крючков». И когда еще и кем будут созданы новые ловушки для нашей независимости?

Может всё-таки стоит хоть на один день в году вырваться на свободу от своих привычек?

Справка

Традиция проводить День без автомобилей (World Day Without Car) родилась в 1998 году во Франции. Тогда этот день отметили всего около двух десятков городов. Зато уже к 2001 году к движению официально присоединились более тысячи городов в 35 странах мира. По приблизительным данным, в акции «День без автомобиля» каждый год участвуют свыше 100 миллионов человек, проживающих в нескольких тысячах городов мира. На родине акции, во Франции, 22 сентября для автомобильного транспорта традиционно перекрываются дороги центральной части Парижа. На улицах можно увидеть лишь такси и электромобили. Для тех, кто боится опоздать на работу, предлагаются велосипеды, которые можно получить бесплатно под залог удостоверения личности.

В ряде городов, причем как в наиболее экологически продвинутых городах Севера (Амстердаме, Копенгагене, Стокгольме, Осло, Хельсинки, Торонто и других), так и в новых "зеленых столицах" Юга: Боготе (Колумбия), Куритибе (Бразилия), принимаются меры по ограничению использования индивидуальных автомобилей для повседневной езды по городу наряду с развитием комфортного и удобного общественного транспорта, пешеходных зон, велосипедной инфраструктуры.

Многие мегаполисы мира проводят своеобразные велодемонстрации. Первая такая велодемонстрация была организована в 1992 году велосипедистами Сан-Франциско. Тогда в ней участвовало лишь 48 человек. Но количество демонстрантов и мест проведения пробегов быстро росло. Сейчас количество городов - участников уже достигло 230. Самое большое количество участников на демонстрациях в Лондоне, Сиднее, Мельбурне, Сан-Франциско, Будапеште. Например, в Будапеште число демонстрантов доходит до 30 тысяч человек. Лозунг всех демонстраций един: "Мы не мешаем движению; мы сами – движение".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции