На презентацию зала собралось много народа. Сразу же бросалось в глаза, что публика поменялась. Еще пару лет назад вернисажи грешили обилием не совсем трезвых маргинальных личностей из среды художников, но вот сегодня все было чинно-благородно.

Зал графики разместился на втором этаже Галереи современного искусства, в ее левом крыле. Площадь его вполне подходит для выставок средних размеров. Сразу же бросается в глаза, как стильно отделан зал, в его дизайне превалируют два цвета: темно серый, почти черный и белый. То, что будет развешано на стенах, не будет идти в разрез с фоном, а напротив, лаконичность стен делает графику выпуклой. 

Как это ни фантастично звучит, но новый зал обошелся музей ИЗО, которому принадлежит Галерея современного искусства, всего в 50 тысяч рублей.

- Мы дали художникам-волонтерам из объединения «Казанский ГРАФКОМ»  не более 50 тысяч, они все делали сами, даже убирали мусор. Когда я хотела прислать уборщицу, организатор всего этого проекта Александр Артамонов отказался и сказал, что «даже  мусор должен сплачивать коллектив». Мне нравится их подход, они говорят, что это «их зал», и он будет работать и в вечернее время. Планы у наших графиков сверстаны уже и на будущий год, - рассказала директор Государственного музея изобразительных искусств РТ Розалия Нургалеева.

DSC04925.jpg

РЕМБРАНДТОМ СТАТЬ НЕ ХОТИТЕ? 

Новый зал – это не что-то застывшее, где надо ходить на цыпочках. Уже в первый день работы он поражал какой-то особой позитивной энергетикой. Гравюры в скромных рамочках были демократичны, инсталляции группы энтузиастов поражали стильностью и ностальгией по старой Казани, гравюры мастеров из Европы сразу же привлекали внимание смелостью мышления, к которому мы, конечно же, когда-то придем.

В одном из углов – большой плазменный телевизор, на его экране во время вернисажа демонстрировался фильм об известном казанском графике Александре Туманова, в дальнейшем в зале так же планируются показы.

Но, пожалуй, самое интересное, что в зале в выходные дни  будет работать мини-мастерская офорта, и каждый желающий сможет попробовать свои силы на офортном станке.

- Ко мне подошли художники из секции графики и сказали, что хотя воссоздать технику офорта. Здесь будет стоять офортный станок, мы будем проводить мастер классы, то есть зал будет работать еще и как клуб. У нас в республике много художников-графиков, сюда будут приезжать и лучшие мастера из России. Рисунок для живописца – это лаборатория, но какая, - рассказывает Розалия Миргалимовна.

DSC04905.jpg

ЗАПАСНИКИ БУДУТ ОТКРЫТЫ

Для музея ИЗО открытие зала графики – прямая выгода. Дело в том, что графики в его запасниках очень много, и графики уникальной, но вот до сих пор выставлять ее часто не получалось – площади не позволяли.

- В музее колоссальная коллекция графического искусства, более 14 тысяч единиц хранения. У нас есть произведения и 17 века, и 18, и 19, весь 20 век. В планах есть более активно показывать фонды, но на деле из-за проблемы с площадями не получатся. У нас был провал в отношении сегодняшнего дня, хотя ряд графических работ, о которых мы мечтали, мы смогли закупить. Графика во всем мире востребована, она очень демократична, - рассказывает Розалия Нургалеева.

Теперь, по словам директора музея ИЗО, чаще можно будет выставлять графику из запасников, организуя тематические выставки. И наши татарстанские графики с их работами имеют больше шансов быть закуплены музеем.

 

Кстати, деньги от продаж и билетов в зал графики будут поступать в кассу музея, а вот художники в свою очередь, выставляясь здесь, не будут платить деньги за аренду площадей.

Что до нашего нарождающегося арт-рынка, то ему тоже прямая польза. Как говорит мировая практика, чем чаще люди посещают галереи и музеи изобразительных искусств как зрители, тем чаще они покупают картины.

DSC04908.jpg

«КАЗАНЬ – ГОРОД ГРАФИКОВ»

- В Казани графика всегда была востребованной, хотя и не следует сводить все многообразие мира к двум цветам, – отметила искусствовед, специалист по графике Ольга Вербина.

Основной блок экспозиции - творческого объединения «Казанский ГРАФКОМ», оно и было инициатором открытия зала графики. Члены объединения Александр Артамонов, Ирина Антонова, Юрий Бердников, Владимир Пискарев, Сергей Репнин и Вера Карасева представили в экспозиции  под названием «Черно-Белое» одни из самых любопытных работ – и по форме, и по содержанию, поражая в очередной раз тем, какой выразительной может быть графика. 

В выставке принимают участие хорошо известные мастера Григорий Эйдинов, Александр Иншаков, Михаил Кузнецов-Казанский  и другие демонстрируют все новые и новые  работы в разнообразных графических техниках, новые смелые решения, изощренные приемы, причудливые композиции и неожиданные ракурсы. В малознакомой широкому зрителю графической ипостаси предстали известные казанские живописцы и проектировщики Анатолий Егоров, Анатолий Крылов, Александр Лопаткин.

Одним словом, от черно-белой графики, царящей в эти дни на улице, публика плавно перейдет в царство графических работ, где ее не будут отвлекать цветовые пятна, и она сможет предаться созерцанию. 

DSC04907.jpg
222.jpg
1111.jpg

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции