ЗАПАД ОТКРЫЛ ЭКОНОМИКУ КИТАЯ МИРУ, ПОДСАДИВ «НА ИГЛУ» КОРРУПЦИИ ЕГО ЧИНОВНИКОВ И РУКОВОДСТВО АРМИИ. ЧАСТЬ 1-Я
Плывут облака
Отдыхать после знойного дня,
Стремительных птиц
Улетела последняя стая.
Гляжу я на горы,
И горы глядят на меня,
И долго глядим мы,
Друг другу не надоедая.
Ли Бо, китайский поэт
ИЗОЛЯЦИОНИЗМ КИТАЯ ПРИВЕЛ К СТРАТЕГИЧЕСКОЙ УЯЗВИМОСТИ СТРАНЫ
Многие века Китай представлял из себя фактически образец стагнирующей цивилизации, где не происходило никакого значимого развития. Китайские изобретения типа пороха и бумаги не приводили к тектоническим сдвигам в регионе (стоит заметить, что аналогичная ситуация была в Японии).
С 1644 года в Китае правила династия Цин. Как оно обычно и бывает, в начале своего правления она вела активную политику в регионе, достаточно агрессивную по отношению к соседям. К началу этого периода европейские миссионеры достаточно существенно проникли в Китай, развивалась торговля с Европой, пока вполне мирная. Но уже к началу XVII века Китай взялся за проведение политики изоляционизма. Постепенно христианские миссии были закрыты, сами миссионеры были высланы из страны, также была практически полностью свернута торговля с Европой, кроме одного порта в Кантоне. Европейская колонизация также фактически обошла Китай стороной, поскольку он был страной богатой, с огромным населением, и что-то решать с Китаем силовым образом Европа изначально не имела возможности. Исключением стал лишь прибранный к рукам португальцами в 1557 году остров Макао (ныне Аомынь), позже трудами людей ставший полуостровом и служивший опорной точкой для всей европейской торговли в регионе.
В конечном итоге китайский курс на изоляцию не мог не привести к стратегической уязвимости страны перед лицом европейской угрозы, когда начиная с XVI века Европа проводила активную экспансию своего образа жизни, своих ценностей, своей культуры и своей жадности, подкрепленную силой огнестрельного оружия, которое быстро развивалось и достаточно быстро превзошло по боевой эффективности мечи, копья и луки со стрелами.
Следует отметить, что торговля с Европой уже к началу XIX века активизировалась, китайские чай, фарфор, шелк пользовались большим спросом в Европе, но Китай отказывался покупать европейские товары, и Европе приходилось платить серебром за импорт из Китая, спрос Китай предъявлял лишь на итальянское стекло и русские меха. Постепенно развитие производительных сил в Европе достигло такого уровня, что стало возможным побороться с Китаем. Понятное дело, специально такую задачу никто не ставил, необходимость экспансии в Китай диктовалась самой логикой экономического развития. Капитализм того периода (да, впрочем, любого) нуждался в перманентном расширении рынков. К 30 - 40 годам XIX века Европа была полностью освоена и поделена, в торговый оборот были включены США и Южная Америка, британцы вовсю осваивали Индию. Участь Китая была предрешена: Европа вознамерилась вскрыть Китай, заставить его отказаться от политики изоляционизма, освоить огромные китайские рынки.
ОПИУМ ОТКРЫЛ КИТАЙСКИЙ РЫНОК ДЛЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Торговля опиумом и употребление его были в Китае законодательно запрещены императорскими декретами 1729 и 1799 годов, но уже в 1775 году Британская Ост-Индская компания нелегально, контрабандой, но очень выгодно продала полторы тонны опиума. Китайское население предъявляло на него спрос, и в ответ на него быстро сформировалось предложение. При этом поставки опиума в Китай пользовались полной поддержкой британского правительства, которое имело целью выправление торгового баланса с Китаем в сторону британского преимущества.
К 1830 году годовые поставки опиума выросли тысячекратно по сравнению с 1775 годом. С 1833 года сложился положительный торговый баланс для Англии. Вместе с тем произошли и другие события – значительная наркотизация населения, особенно в прибрежных районах, и случившийся своего рода симбиоз британских торговцев опиумом и коррумпированного китайского чиновничества и офицерства, получавшего с этого свою мзду. По оценкам, до четверти китайского чиновного слоя стали наркоманами.
Тем временем английская буржуазия давила на правительство, дабы оно форсировало открытие китайского рынка для британских товаров. Ослабление Китая вело к повышению вероятности силового решения данного вопроса, что в итоге и случилось. В 1840 - 1850 годах произошли две Опиумных войны, в результате которых Китай был деморализован, унижен, принужден к открытию рынков, выплате контрибуции серебром, потерял территории и так далее.
Период 1850 - 1950 годов в китайской историографии вполне официально носит название «Век позора». В течение этого периода Китай прессовали все кому не лень, страну сотрясали восстания и гражданские войны, была упразднена монархия. Ситуация нормализовалась лишь с провозглашением Китайской Народной Республиики в 1949 году, немедленно признанным СССР, поскольку ударной силой, наводившей порядок в Китае, была местная компартия.
ВЕЛИКИЙ РАЗВОРОТ
Изначально Китай полностью ориентировался на СССР и, соответственно, находился в изоляции относительно США, Японии и стран НАТО. Отношения душа в душу между СССР и КНР продолжались до 1956 года, когда произошел XX съезд КПСС, на котором был вскрыт культ личности Сталина, официально было заявлено о репрессиях в его правление и так далее. Затем Сталин был извлечен из мавзолея на Красной площади и перезахоронен. Китай воспринял это крайне негативно, одним из ключевых императивов в китайском поведении является требование «сохранения лица». В этом контексте поведение СССР было для Китая категорически неприемлемо, мол, что же это такое, только что его прославляли и чтили, а как умер, так хаять начали, для Китая это была та самая «потеря лица» Союзом. Свою лепту добавила экономическая политика Хрущева: новый курс на экономическое развитие при «мирном сосуществовании».
Лидер КНР Мао Цзэдун |
Эти действия вызывали закономерное недовольство лидера КНР Мао Цзэдуна, как противоречащие идее «ленинского меча» и всей коммунистической идеологии. Политика Хрущева была названа ревизионистской, ее сторонники в Китае были репрессированы в годы «культурной революции», отношения между странами, ранее полностью гармоничные, стали накаляться.
Особо нужно отметить тот факт, что в Китае при Мао, несмотря на всю жесткость и эксцессы «культурной революции», произошла своего рода реабилитация всей императорской истории Китая, в том числе ее последнего периода – эпохи Цин, завершившейся в 1912 году. Во второй половине 60-х годов XX века произошло своего рода разделение – политика современной КНР и империи Цин была объявлена неимпериалистической, в отличие от политики СССР и Запада вкупе с НАТО. Китай стал резок к СССР в идеологическом плане, требовал признания его верховенства, речь также шла о согласии СССР на аннексию Монголии. Советский Союз в ответ отозвал из КНР весь корпус специалистов и советников, работавший во всех отраслях развивающейся китайской экономики, что немедленно дало о себе знать.
Кульминацией конфликта стали пограничные столкновения вокруг острова Даманский на реке Уссури в 1969 году. Итогом скоротечных боев стала примерно десятикратная потеря Китая в живой силе против потерь СССР, а захваченный Китаем танк Т-62 до сих пор стоит в музее в Пекине. Остров остался за СССР, но отношения между странами были испорчены окончательно, хотя до прямой войны и разрыва дипотношений дело не дошло.
После того, как Китай поругался с СССР, ему ничего не оставалось, кроме как самому начать контактировать с Западом. Почва для этого была подготовлена трудами замечательного китайского дипломата Чжоу Эньлая. В 1971 году Генри Киссинджер, бывший тогда советником по национальной безопасности США, совершает тайный визит в Китай, что дает начало значительно более открытым отношениям, а в 1972 году президент США Ричард Никсон встречается с Цзэдуном на высшем уровне.
Китаю нужен был источник, в широком смысле слова, модернизации: инвестиции и технологии. США же рассматривали Китай как противовес СССР. Такой взаимовыгодный подход имел успех: в том же 1972 году началось сотрудничество, были заключены договора о модернизации сталелитейных предприятий с Японией и с ФРГ.
РЕФОРМЫ И ТОЧКА БИФУРКАЦИИ
После смерти Цзэдуна в 1976 году в верхах КНР происходит локальный конфликт, победителем из которого выходит Дэн Сяопин, которого до своей смерти поддерживал любимый в народе Чжоу Эньлай. Ставленник Мао Хуа Гофэн арестовал «банду четырех» (четыре высших руководителя компартии Китая, пришедшие к власти во время культурной революции), Сяопин же в 1980 году сместил Гофэна, но позволил тому остаться в ЦК, сигнализируя о своем миролюбии. Страна уже однозначно встала на путь экономических преобразований и либерализации, в 1979 году Сяопин посетил США, что свидетельствовало и о смене политического курса.
Первые изменения Сяопина коснулись ситуации на селе. Производительность труда среди китайских крестьян была низкой, страна регулярно страдала от голода. Сяопин упразднил народные коммуны, заменив их коллективной собственностью и семейным подрядом. Практически все 800 млн. крестьян получили право на свободное сельскохозяйственное производство. Итогом этого стал выход аграрного сектора Китая из застоя, началась специализация, в сельскохозяйственном производстве стал увеличиваться уровень разделения труда вместе с увеличением его производительности. Вопрос с производством достаточного количества зерна был решен к середине 1980-х годов.
В промышленной политике руководство Китая действовало сообразно принципу «держать в руках большие предприятия, отпустить маленькие». Многие мелкие госпредприятия получили право изменить не только механизм хозяйствования, но и форму собственности, было разрешено свободное предпринимательство. Четыре города — Шэньчжэнь, Чжухай, Сямынь, Шаньтоу — были объявлены специальными экономическими зонами. Вслед за ними 14 приморских городов, четыре региона в устьях рек Янцзы и Чжуцзян, юго-восточная часть провинции Фуцзянь и регион в районе Бохайского залива стали открытыми экономическими зонами. На острове Хайнань была создана одноименная новая провинция, а сам он стал специальной экономической зоной. Все эти города и районы получили различные инвестиционные и налоговые льготы для привлечения иностранного капитала и технологий, заимствования у иностранных партнеров эффективных методов управления.
СЫТАЯ ЖИЗНЬ В ОБМЕН НА ЛОЯЛЬНОСТЬ
Вместе с тем с экономической либерализацей пришли и проблемы. Одна из них достаточно традиционна для Китая – коррупция. Усложнение экономической ткани социума дало коррупционерам всех мастей новое поле для своей деятельности, и это вызывало законное недовольство народа. Другой болевой точкой стало требование либерализации политической, и не последнюю роль в этом процессе сыграл эффект таких процессов в СССР, на который так или иначе Китай продолжал поглядывать, ведя тем не менее свою политику. Действия Горбачева по либерализации политической и экономической системы СССР, в большинстве своем одобряемые гражданами СССР, вызывали в китайцах желание сделать у себя то же самое, в стране росло недовольство тем, что компартия Китая продолжает сохранять за собой все рычаги правления и никак не намерена ими делиться тем или иным образом.
Это недовольство вылилось в 1989 году в известные события на площади Тяньаньмэнь в Пекине. С апреля 1989 года там проходили демонстрации, требованиями которых были чистка госаппарата от коррупционеров и либерализация политической системы. Однако это была лишь часть протестующих, другая была недовольна тем, что, по их мнению, реформы зашли слишком далеко, и разыгравшиеся к концу 80х годов инфляция и безработица являются явными свидетельствами ошибочности курса, проводимого правительством.
После того, как правительство неоднократно призывало демонстрантов разойтись, каковые призывы были проигнорированы, было принято решение ввести войска. В результате в Пекине произошла бойня с сотнями погибших. Более подобные события не повторялись. Правительство сделало выводы, социум тоже.
Главный же вывод можно оформить так: не будет политических изменений, экономические реформы будут продолжаться, правительство дает социуму возможность обогащаться, правительство постарается смягчить негативные последствия реформ, а социуму не следует возмущаться и потрясать единство. Китай принял такой подход.
Свою роль также сыграла добровольная отставка Сяопина, которой он показал и правящему классу, и чиновникам, и населению, как надо достойно уходить на покой.
Окончание следует.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.