ИЗВЕСТНЫЙ ДИЗАЙНЕР ПРЕДЛАГАЕТ ПРОВЕСТИ КОНКУРС НА РАЗРАБОТКУ НОВОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО СИМВОЛА РЕСПУБЛИКИ
Хрестоматийный туристический логотип города Нью-Йорк – с сердцем между словами «I» и «NY» – был разработан в 70-годы дизайнером Милтоном Глейзером. Ему удалось создать образ блестящего, манящего города, при том что в то время в реальности все было ровно наоборот. Теперь этот логотип известен по всему миру и ежегодно привлекает в город миллионы туристов. Подобные туристические логотипы активно разрабатываться и в других странах и городах. Не пора ли сделать нечто подобное и для Татарстана?
ПОСТАНОВКА ВОПРОСА
Не так давно я прочел на сайте «БИЗНЕС Online» информацию о том, что министерство по делам молодежи, спорту и туризму РТ заказало некоей австрийской компании разработать мастер-план по развитию туризма в Татарстане и увеличению привлекательности республики среди иностранных туристов. От австрийцев ждут рекомендации по усовершенствованию регулирования сферы туризма, механизмов развития этого рынка, выявления проблем и рекомендации по их устранению. Благодаря этому в минмолодежи планируют сохранить рост турпотока в Татарстан на уровне 12 - 14% в год. К концу года результаты исследований должны быть известны. В связи с этим я хотел бы поднять тему разработки для Татарстана своего собственного туристического логотипа. Что это такое?
РОССИЙСКИЙ ТРИКОЛОР НЕ ТЕРПИТ СЕРОСТИ
Все знают, что у любой страны, региона или даже города имеются свои символы – герб, флаг, гимн. У России – двуглавый орел и триколор, который, кстати, не нравится графическим дизайнерам, так как его невозможно напечатать в черно-белом исполнении: белая полоса наверху не видна на белом фоне газет или журналов, а синяя и красные полосы при переводе в монохром просто сливаются друг с другом в одно серое пятно.
Известно, что этот флаг придумал лично Петр Первый. Он очень любил Голландию и хотел во всем подражать ей. Поэтому он взял голландский флаг: красная полоса сверху, белая – посредине и синяя – снизу. Я видел сохранившиеся наброски Петра, на котором он пробовал различные варианты российского флага, даже поверх триколора молодой царь хотел разместить Андреевский крест, перечеркивающий флаг по диагоналям. Но это уж совсем было некрасиво, и в итоге остался тот вариант триколора, который используется и сейчас.
История возникновения государственных атрибутов у всех стран разная. Мне, например, очень нравится красивая легенда о возникновении каталонского флага – четыре красных полосы на золотистом фоне. Согласно ей, граф Барселоны Гифре Пелос (X век) вместе с французским королем Карлосом Калво II сражался против норманов. Смертельно раненый Гифрe попросил короля поднести к нему щит. Король, благодарный графу за помощь в победе, взял его руку и провел окровавленными пальцами по золотому щиту. Таким образом, появился герб графов Барселоны, ставший позднее каталонским флагом.
Или, например, британский флаг, на который в России часто хотят порвать зарвавшихся собеседников. Он возник как объединение флагов Англии (красный Георгиевский крест на белом полотнище), Шотландии (белый Андреевский крест на синем полотнище) и Ирландии (красный Андреевский крест на белом фоне).
ЛОГОТИП ВМЕСТО ГЕРБА
Государственные символы существуют столетиями, а может, и больше. Однако многие страны недавно начали создавать свои туристические логотипы. Одним из первых и самых известных стал туристический логотип города Нью-Йорк. Вы все его прекрасно знаете: с сердцем между словами «I» и «NY». Логотип «I Love NY» был разработан в 70-годы по заказу департамента по маркетингу, рекламе и туризму Нью-Йорка дизайнером Милтоном Глейзером, работавшим в PR-агентстве BBDO. Глейзеру удалось создать образ блестящего, манящего города, при том что в то время в реальности все было ровно наоборот: город фактически летел в экономическую и социальную пропасть.
Другой успешный пример — Барселона, которая превратила сама себя, наверное, в самый модный европейский город. Этому успеху сопутствовало несколько важных факторов: там было очень активное гражданское общество, довольно прогрессивные городские власти, Барселона переживала масштабную трансформацию, все были готовы к переменам — ну и, конечно, сам город уникальный. Плюс эффект Олимпийских игр 1992 года. Хотя само графическое решение логотипа, с профессиональной точки зрения, достаточно банальное.
В России самым заметным и удачным решением логотипа города стала Пермь (красная буква «П»). Этот логотип был разработан в 2009 году знаменитым дизайнером Артемием Лебедевым. Логотип Перми стал одним из первых в России образцов идентичности города, основанных не на архаических или фольклорных образах, а ориентированных на современность. Лаконично, узнаваемо и просто.
Так для чего нужен туристический логотип при наличии того же официального герба? Тот же самый туристический логотип Нью-Йорка о чем говорит? Что город современный, модный, динамичный, космополитичный и т.д. Плюс к тому логотип еще дает возможность носящим его на футболке или бейсболке выразить свои чувства к городу. Что Нью-Йорк не просто пуп Земли, а любимый пуп Земли. Кроме того, логотип должен играть определенную рекламную роль – он должен вызывать желание у туристов посетить город.
Почему для этой цели не подходят официальные символы? Исторические корни, которые отражены в официальном гербе, как правило, к современным реалиям никакого отношения не имеют. Например, кто может сказать, откуда взялся крылатый барс? Думаю, 99% населения Татарстана не знают. Чтобы молодежь приняла какой-то символ, он должен быть понятен ей, лаконичен, современен, изящен и в хорошем смысле моден, он должен соответствовать ее мироощущениям и вкусам. Более того, логотип должен олицетворять современное состояние города, региона ли страны. Футболки и бейсболки с официальными гербами все-таки несут несколько другую смысловую нагрузку, и их носят неохотно.
Кроме этого, логотип должен еще сопровождаться слоганом. Пример удачного слогана есть у Индии: «Incredible India» («Невероятная Индия»). Слоган точно отражает суть страны и очень лаконичен – всего два слова, даже одно, если не считать название страны. И на английском языке звучит здорово.
В ЧЕМ СУТЬ СОВРЕМЕННОГО ТАТАРСТАНА?
Если удастся создать отвечающий этим принципам туристический логотип Татарстана, то он, конечно, будет играть положительную роль в росте туристической привлекательности республики. Неофициальные попытки создания подобного логотипа для Татарстана и Казани уже были. Поиск в интернете дает несколько изображений, достаточно убогих, если честно, на мой вкус.
Что же может отражать суть Татарстана? Для меня Татарстан – это в первую очередь слияние Востока и Запада, Азии и Европы. Место, где того и другого ровно пополам. Эти половины существуют давно – на протяжении многих веков и достаточно бесконфликтно. Это факт, и этим можно гордиться. Но это не единственное, что должно быть. Слияние культур, слияние менталитетов, может быть, образ котла как символа Казани. У меня есть рабочий слоган для логотипа: «Казань – это место где Восток встречается с Западом», – но это слишком длинно. Готового решения у меня нет. Может, кто-то придумает что-то лучше?
НУЖНА ИНИЦИАТИВА «СНИЗУ»
Я призываю своих коллег-дизайнеров и вообще всех неравнодушных к этой теме на общественных началах провести нечто вроде конкурса на лучшую идею туристического логотипа Татарстана. Меня беспокоит, что с туристическим логотипом Татарстана произойдет та же история, что случилась с разработкой нового герба футбольного клуба «Рубин», когда за большие деньги логотип заказывается каким-то итальянским фирмачам, а результат никого не устроил. Дискуссия по этому поводу активно шла на страницах «БИЗНЕС Online». Причем те бесплатные варианты логотипа «Рубина», которые предлагались нашими дизайнерами, на мой взгляд профессионала, были как минимум не хуже. А если их доработать, то явно лучше.
Поэтому мне бы хотелось, чтобы инициатива по разработке туристического логотипа Татарстана исходила бы «снизу», от гражданского общества. Своего рода упреждающий удар. А то какому-нибудь чиновнику стрельнет в голову заказать логотип за рубежом за большие деньги, часть из которых может уйти «налево». Впрочем, я не хочу в рамках данной статьи рассуждать на эту тему. Я лишь хочу, чтобы получился хороший результат, чтобы мы получили туристический логотип и слоган, достойный амбиций Татарстана, достойный нас, его жителей. Я бросаю клич.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.