Невежество и мракобесие правят бал

во многих областях российской жизни...

Ю.А.Михайлов, автор книги «Пора понимать Коран»

 

Невозможно стоять в стороне и ждать...

Рафаэль Хакимов, вице-президент АН РТ
 

На страницах уважаемой газеты «БИЗНЕС Online» не так давно «скрестили копья» два известных человека республики. С одной стороны, физик-историк-чиновник Рафаэль Хакимов написал целый цикл статей, в котором изложил свои мысли о Боге-Исламе-Коране, аргументируя свои выводы айатами из перевода Корана. С другой стороны, его очень крепко ругает священнослужитель Рустам Батров, но без ссылок и объяснений. А мы (народ), как всегда, «меж двух огней» — кому верить, куда идти, где искать Истину?

Я, как представитель этого народа, хочу высказать своё мнение — Бог даст, может оно кому-нибудь и поможет найти свой единственно верный жизненный Путь (51:55). Цифры в скобках означают номера сур и айатов из переводов-толкований Священного Корана.

С Именем Всевышнего, Всемилостивого и Милостивейшего («Бисмиллах ар Рахман ар Рахим») и начнем искать ответы на поставленные в статьях многочисленные вопросы.

 

БЕСКОНЕЧНОЕ – ПРЕДМЕТ ВЕРЫ

Передо мной две статьи уважаемого Рафаэля Хакимова «Где наша Мекка?»  Со слов автора статьи, его «бабушка была человеком верующим» и очень хотела, чтоб её внук тоже избрал путь Истины: «перед смертью завещала свой Коран» — самую дорогую для неё Ценность — именно внуку. Но увы... Для внука это были «очень далёкие темы», богом для себя он избрал Альберта Эйнштейна. Ему казалось, что «физика могла объяснить самые сложные законы материи, а Бога можно было свести к функции непознанного». Но ведь физика может только «объяснить» то, что Кем-то уже создано! «Непознанное» нами не означает, что его нет. Оно есть, оно уже сотворено, только сегодня нам не дано его познать.

Автора «сильно удивило» то, что «знаменитый физик был человеком набожным». А ведь он и знаменит из-за того, что верующий! Подтверждение в Священном Коране: «Господь — Владыка всех ступеней восхождения» (70:3).

В Коране есть айаты, раскрывающие суть многих физических явлений. Например: «Мы низвели железо вам» (57:25). Почему «низвели»? Разве этот металл для Земли чужой? Учёные-физики доказали, что для создания атома железа требуется столько энергии, что в 4 раза должна превышать энергию всей Солнечной системы. В такой ситуации, конечно же, без Силы и Мощи Самого Творца никак не обойтись.

«Не поддаются рациональному объяснению ни бесконечная делимость атомов, ни ничем не ограниченное пространство Вселенной; трудно понять время, у которого нет ни начала, ни конца. Бесконечное — предмет веры. Частицы атома нельзя разглядеть даже в электронный микроскоп, их обнаруживают по их следам в специальном приборе. Это результат взаимодействия «чего-то» с прибором; и это «нечто» и тело, и волна одновременно, что несовместимо в нашем мире», — говорит Рафаэль Хакимов. А Слово Всевышнего по этому поводу такое: «Куда б не повернулись вы, Лик Создателя везде!» (2:115); «Все гибнет, кроме Лика Аллаха!» (28:88). Значит, все явное и сокрытое, познанное и непознанное — творения Единого Творца; всё сотворённое в свой назначенный Богом срок погибнет; останутся только Атрибуты Единого Властелина, как Бесконечность, Время... Не зря в Торе очень чётко подмечено: «Не время проходит — проходим мы...».

«Истина — не застывший абсолют, Она зависит от нас», — считает автор статьи. И, приводя в качестве примера слова другого автора (Ф. Исака), ставит равенство между Истиной и Исламом. «Лишь Аллах есть Истина!» (22:6,62; 24:25; 31:30) — говорится по этому поводу в Коране, и Он вряд ли «зависит от нас». А Ислам — Его религия (3:19), вменённая нам в обязанность Величайшая Милость Единого Владыки (5:3).

Порядок написания названий религий в следующем абзаце нужно несколько изменить и написать в таком порядке: Ислам — иудаизм — христианство — буддизм. Потому, что Каноны Аллаха (Ислама) были внушены ещё Адаму (основоположнику рода человеческого), как Помощь Всевышнего; для правильного воспитания своих многочисленных детей. Далее Закон был передан Нуху (Ною), Ибрахиму (Аврааму), Мусе (Моисею), Гыйсе (Исе-Иисусу) — это уже был конец 26-го года н.э.

14 нисана (апреля) 30-го года н.э. Исы не стало, люди остались и без пророка, и без Божьего Руководства. И в помощь Человечеству (21:107) был избран последний пророк («печать пророков» — 33:40) Мухаммад с.г.в. Родился он в VI веке (570 год н.э.), а по достижении им 40 лет, Аллах даровал ему пророчество. Ему в помощь началось ниспослание Божьего Руководства — Священного Корана. Это был уже VII век (610-632 годы н.э.).

Эти данные подтверждены и Словом Самого Творца: «Это (Коран) — благословенное Напоминание!» (21:50; 74:54), и словами Пророка Мухаммада с.г.в.: «Среди посланников я — не начинающий и не носитель новоявленного» (46:9).

А те страшные вещи, как атомная и водородная бомбы; химическое и бактериологическое оружие; разрушительные войны — это выбор того самого «цивилизованного» человека. Господь же предупреждает, например: «Мы низвели железо вам, в нём и смертельное зло, и благотворность (польза) для людей» (57:25). А выбираем между ними мы — люди...

«Что это? Происки Сатаны?» — задается вопросом автор статьи. А почему нет, если учесть, что Сатана есть всё «дурное», «дурные козни»? (12:5). Интересен и перевод этого слова на татарский язык — это тот человек, который ради достижения своих целей готов продать даже родную мать.

«Зло взросло на суше и на море за то, что предварили им деяния их рук; чтоб дать вкусить им часть (только!) того, что они натворили», (30:41) — говорится в Священной Книге. Наверное, сюда же вписываются и нескончаемые страшные природные катаклизмы — то ураган, то торнадо, то потоп, то засуха. На худой конец — метеорит...

Мы общеединые Божьи Законы объявили «схоластикой» (пустые, бесполезные споры, разговоры); «фантасмагорией» (невозможное, бред); Слово Единого Создателя сочли «заскорузлым» (застывший, застарелый). «Разуметь» (2:170; 5:104) нам было невыгодно, «радужные перспективы» обещали «обожествлённые авторитеты». «Богов» стало много, и поднялись мы на новый виток обновленного язычества. Мнение Корана по этому поводу такое: «Не поклоняться никому, кроме Единого Создателя, средь себя не воздвигать других владык, кроме Всевышнего!» (3:64).

О ЕВРОПЕЙСКОМ «РАСЦВЕТЕ»

О европейском «расцвете», лучше всего, наверное, сказал английский учёный Ричард Белл. «Европа стоит на пороге большого упадка. За блестящим, великолепным фасадом таятся стрессы, безумие, самоубийства, душевные болезни, разврат, употребление наркотиков и алкоголя, разбой, изнасилования, невообразимый рост венерических заболеваний. Взаимная любовь и доверие друг к другу исчезли. Всех панически угнетает страх смерти. Нарушена целостность семьи и оборваны связи между её членами. Правители государств не могут найти выхода из этого положения. Интеллектуальные круги бездействуют в нравственной пустоте. Перед Европой стоит единственный выбор. Единственный путь к спасению. Этот путь — Ислам. Другого выбора нет» («Божественные Чудеса». Издательство «Ихлас»). Да, в данной ситуации и «экономический рост», и «технологические изобретения» вряд ли помогут.

«У каждого свой путь к Аллаху», — пишет Рафаэль Хаким. Да, это Коран и не отрицает: «У каждого своя супротива» (2:148). Их не так много — два пути для земной жизни: 1) человек доволен тем, что он имеет («шукр»); если считает, что ему чего-то не хватает, он просит только у своего Единственного Создателя («зикр»); 2) человек всегда и всем недоволен, ему всё надо-надо-надо... (76:3).

Ещё семь путей возведены над нами; это те, из которых мы выбираем свой путь для возвращения к Аллаху (23:17): 1) путь для муэминов (истинно уверовавшие в Единого Создателя и в свой Последний Час (Ахират) (с.23); 2) путь для кафиров (знают Истину очень хорошо, но всё-равно сводят людей с Верного Пути Господа) (с.109); 3) путь для лицемеров-мунафиков (у муэминов ведут себя как уверовавшие в Единого Властелина, а у кафиров — как их единомышленники) (с.63). Остальные 4 пути — для заблудших, которые есть среди всех «людей Книги» («Китап эхэллэре») — и мусульман, и иудеев, и христиан. Сюда же входят и сабеи (хотя и получили Истинное Руководство Единого Творца, уйти полностью от язычества ещё не смогли) (27:42,43). Мы ведь тоже получили это Священное Руководство, и не сегодня (а в 922 году), но понять и принять Его, жить по Его Канонам (ради своего же счастья и благополучия!) пока ещё так и не получается.

ЧТО ТКОЕ «БОЖЬИ ЗАКОНЫ»?

Далее, наверное, будет уместно познакомиться с самими Божьими Законами. Что же это Такое? Почему одни всеми силами устремляются в Ислам, а другие с ещё большим рвением восстают против Него? Почему религия Самого Единого и Единственного Владыки (3:19), созданная для объединения людей воедино и для безопасности их (2:125; 3:96), нашими руками и волей превращена в фактор разделения-разобщения людей и народов? В чем наша непростительная ошибка?

Как мы знаем, всем пророкам Аллаха (и Мухаммаду с.г.в., и всем другим пророкам, избранным Всевышним до прихода Мухаммада с.г.в.) был ниспослан один и тот же Господень Закон (4:163). Изменения в Закон вносились, но только Самим Создателем! (2:106; 25:33). Это совершается для улучшения и облегчения понимания нами сути Откровения (21:2) и учитывая  изменения в данном обществе в данный период времени (13:38). «Моё Слово неизменно!» (50:29; 18:27; 10:64...) — говорит Единый Творец; поэтому, давайте, сначала посмотрим, а затем решим, нужно и можно ли «реформировать» Слово Аллаха?

Канонов религии Всевышнего (Ислама — 3:19), вменённых в обязанность людей через пророка Мусу (Моисея) всего 10 («Десять заповедей Моисея»). В Коране это объяснено так (2:83-84): «Сынам Исраиля поставили в Завет Мы: 1) не поклоняться никому, кроме Единого Создателя; благодеять к 2) родителям; 3) близким по крови; 4) сиротам; 5) таким, которые в нужде; 6) по доброму с людьми глаголить; 7) выстаивать молитву («намаз»); 8) править очистительную подать («закят»); 9) не проливать кровь («не убий!»); 10) не изгонять из своих жилищ друг друга». Эти Правила были ниспосланы на скрижалях (7:145), в письменном виде («Писание»). Они — суть, основа Торы (Таурата), а слово «Таурат» переводится как «Закон дел» («Шаригать»), то есть, это такое Писание, согласно Которому осуществляется надзор, насколько наши дела соответствуют Божьим Правилам.

Эти 10 Канонов Ислама, изложенных в Таурате в 1500-ых годах до н.э., в Коране не только расширяются (их становится 12), но и очень тщательно разъясняются.

1) «Не полагай других богов Аллаху, чтобы не быть покинутым в бесчестии и сраме; Господь повелевает, чтоб поклонялись вы Единому Ему» (17:22-23).

2) «Чтоб к родителям своим благодеяли. Если к ним пришла старость, не обижай их, не кричи на них, речь свою с ними веди пристойно. Будь милосерден и говори: «Аллах, пошли им Милость подобно той, с которой меня-младенца они взрастили» (17:23-25). В этой связи очень поучительны слова пророка Гыйсы (Иисуса) в отношении своей матери (Марйам - девы Марии), приведенные в Коране. «Аллах меня благословенным сделал везде, где мне бы ни приходилось бывать. А к матери моей мне благость повелел и послушанье, меня не сделал дерзким, лишенным материнского благословения ничтожеством», (19:27-34) — объясняет Закон Всевышнего великий пророк Аллаха своему народу.

Как учит Священный Коран, в богатстве-достатке каждого человека есть доля и других людей. Низведённое по этому поводу Правило гласит: 3) «Дай ближнему все должное ему, и бедняку, и путнику; но с безрассудностью добро не расточай! Если давать нечего, то проси у Аллаха помочь вам; их не обижай — говори с ними кротко» (17:26-28); 4) «И не привязывай ты руку к шее (жадность), и не вытягивай на всю длину (расточительство), чтоб не остаться порицаемым за скупость иль обнищавшим от напрасных трат» (17:29-30).

5) «Из страха обеднеть своих  детей не убивайте — Мы пропитаем их и вас; ведь убивать их — грех великий» (17:31).

6) «Не приближайтесь к блуду вы, ведь это — срам и путь к дурному» (17:32).

7) «Ий, верующие! Не убивайте душу, что Аллах запретной для убийства сделал, иначе как по праву. Предписано вам право за смерть убитого (без права!) отплатить. Но! Не преступайте дозволенные грани: за глаз — только! глаз, за зуб — только! зуб... Но тот, кому собратом было прощено, благодеянием разумным должен возместить. Сие — для вас Господне Облегчение и Милость (17:33; 2:178). В Законе этом кроется сохранность вашей жизни — о вы, кто обладает разуменьем!» (2:179).

8) «Не приближайтесь вы к имуществу сирот, иначе как его улучшить» (17:34);

9) «И будьте верны обязательствам своим — ведь с вас об этих обязательствах испросят» (17:34).

10) «И будьте верны в мере вы тогда, когда вам надлежит отмерить; и вес давайте на весах, которые не лгут. В конечном счёте, это праведней и лучше» (17:35).

11) «Не надо следовать тому, чего не знаешь; поистине, за каждый твой неверный шаг твой слух, и зрение, и сердце будут ответ  держать пред Всевышним» (17:36).

12) «И не ходи ты горделиво по Земле — тебе её не разверзти на части и гор по росту не достичь» (17:37).

Глядя на эти Священные Правила, невольно думается, насколько всё это актуально для нас на сегодняшний день! Прими мы эти Правила и живи по Ним — не было бы домов ребенка, стариков, инвалидов; никто б людей из их жилья не выгонял; не было бы такого жуткого расслоения общества на богатых и бедных; не было бы беспредельного господства всевозможных «хозяев»-деспотов; такого циничного уничтожения детей (огромное количество абортов, жестокое бытовое насилие, педофилия); разврата на всех уровнях; ежечасных беспощадных убийств без всякой причины. И сироты бы остались в покое — никто бы не посмел отобрать у них жильё, а то уже и жизни стали их лишать из-за этого жилья. Не было бы столько обманутых людей (пенсионеров, дольщиков, наемных рабочих). И на рынках, и в магазинах нас никто бы не обманывал. Только «ради интереса» никто бы не пошел пробовать табак, алкоголь, наркотики, не впал бы в беспощадную распущенность. И беспредельного гонора, самовлюбленности, чванства стало бы, может, меньше. Для «разуменья» здесь простор, действительно, бескрайний.

ИСЛАМ НЕ НУЖДАЕТСЯ В РЕФОРМИРОВАНИИ

Вернемся к мыслям, изложенным в статье Рафаэля Хакимова. «Татарские богословы в XIX-XX веках встали на путь реформирования ислама и многого добились», — говорит автор. Желание «реформировать ислам», «изменить Коран» и на этой основе создать «татарский» или «европейский» ислам в головах татарских учёных («татар зыялылары») витает уже много лет. По моему глубокому убеждению, в этом вопросе надо быть до конца честным, как это сделали иудеи и христиане. И иудаизм, и христианство свои начало берут от Ислама. Но! Поскольку в Божий Закон были внесены некоторые изменения, они прекрасно понимали, что это уже не истинный Ислам и оставили Его в покое — новые религии называются «иудаизм» и «христианство». Значит, если какой-то круг татарских учёных хочет создать новый путь возвращения их к своему Создателю — пусть создают. Единственно, в названии этого пути не должно быть слова «Ислам». У носителей этой идеи есть свои собственные имена, и новый созданный ими путь должен называться их именами. Это будет и честно, и «саваплы» (полезно во всех отношениях), так как ни Ислам (религия Единого Творца), ни Коран (Его Слово) не заслуживают ни исправления, ни «реформирования». «Они оценки должной Господу не дали», (6:91; 22:74; 39:67) — написано об этом в Коране.

Несколько слов о «монополии на истину». Ислам обращается к самому человеку и «Амр» (приказ): «Читай!» (96:1) — относится именно ему. И это — самый первый айат, ниспосланный Создателем через пророка Мухаммада с.г.в. Но мы не знаем язык Корана, поэтому нам приходится и читать, и слушать чьё-то толкование. «Следуйте за лучшим, что Господь вам ниспослал», (39:55,18) — подсказывает Коран. Значит, нам нужно искать лучшее, сравнивая смысл нескольких толкований и, конечно, «разумея».

Автор признаётся, что: «Ислам моё существо, моя культура». Да, если мы Его признали и приняли, это наше существо. Но никак не сегодняшняя наша культура. Культура — это то, что мы делаем своими руками, желанием, волей. А Ислам — путь, созданный Всевышним, с определёнными Правилами поведения на этом пути. Поэтому, культура может стать «исламской» только тогда, если она опирается на Его Правила (17:22-37).

А в уравнении Фикх — система, решение проблемы, наверное, не в подчинении (наше любимое слово!) Фикха системе, а в их согласованности. В конечном счёте, и Фикх, и система — это законы. Сопоставляя их, можно выбрать лучший, намного полезней для развития общества закон.

О МНОГОЖЕНСТВЕ

Взять хотя бы Фикх о возможности многоженства. Здоровому, умному, работающему мужчине Ислам предлагает жениться на 1-2-3-4-х женщинах (взять женщин и детей под своё крыло) — (4:3,129). Посмотрим на этот Закон с высоты сегодняшних реалий. В стране огромное количество одиноких женщин (только по статистике 10,5 миллионов человек). В этих условиях мужчина чувствует себя как рыба в воде и жениться особо не спешит. А в хадисе Пророка сказано: «Самое большое зло для общества — неженатый мужчина». Так оно и есть — холостой мужчина плодит одиноких матерей и детей-сирот, возлагая их содержание и воспитание на государство (на нас), а «безотцовщина» приносит государству ещё и немало неприятностей. А самое страшное — дети носят материнские фамилии и нет никакой гарантии того, что в общей постели могут оказаться очень близкие родственники. Идёт кровосмешение, а последствия его — нездоровье, уродства, инвалидизация детского населения. Уходит земля из-под ног нашего будущего.

А Коран предупреждает: «Аллах приёмных сыновей вам сыновьями не назначил, давайте им имена их отцов!»(33:4,5); то есть, даже приёмным детям нужно оставлять имена их отцов. Если подойти к проблеме со стороны демографии, разве было бы плохо, если у толкового, трудолюбивого, непьющего отца вырастали 4-6-8 здоровых! детишек от 2-3-4-х жен? И мужчина был бы на достойной его высоте мужа и отца (а сегодня он — «ир-ат», то есть «мужчина-лошадь»); и женщины были бы женами и матерями (сегодня они — «хатын-кыз», то есть «не жена», но и «не девушка»). На счёт детей и разговора нет — каждый ребенок мечтает иметь братика или сестренку, видеть рядом с собой и сильного, любящего отца, и добрую, ласковую мать.

Решились бы проблемы с безнадзорностью ребят, а с ней — алкоголизацией и наркотизацией детского и подросткового населения; детской преступностью; не было бы домов ребёнка; намного бы облегчилась и проблема с детскими садами. Положительных сторон у Фикха очень много. Поэтому, системе надо быть мудрей — всё полезное изучать и внедрять в наш образ жизни.

ГДЕ НАША МЕККА?

«Арабский язык и культура потеряли прежнее значение и привлекательность», — считает автор и задается вопросом: «Где теперь наша Мекка?». Для истинноверующего человека («муэмин» — сура 23) значение Мекки незыблемо по той простой причине, что Священная Мекка и Её владения есть место зарождения Ислама (Адам и Ева); Кагъба (Ибрахим-Авраам); источник Замзам (подарок Аллаха пророку Исмагыйлу-Исмаилу); пустыня, по которой в течении 40-а лет со своим народом скитались пророки Муса (Моисей) и Харун (Аарон). Мекка — место не только духовного очищения человека, но и физического (питьё чистейшей воды источника Замзам — это сильнейший антиоксидант; семикратное обхождение Ка'абы против часовой стрелки — это есть вхождение организма в ритм Вселенной, где всё крутится так же против часовой стрелки.

А учить арабский язык нас никто не заставляет, принять культуру множества народов арабских стран — тоже. У нас, Слава Богу, есть свой язык, дарованный нам Аллахом (только научиться бы его сберечь!), и своя культура; по сути, изначально опирающаяся на Правила Ислама.

В плане того, что «стоит ли Ислам вне и над общечеловеческими ценностями, ответ напрашивается такой: Ислам, действительно, стоит вне и над многими нашими сегодняшними культурными ценностями; а общечеловеческие духовные ценности (верность, справедливость, правдивость, чистоплотность, совет, уважение, межконфессиональное согласие, крепкие семейные и родственные узы) и есть Суть религии Всевышнего-Ислама.

Постановка вопроса так, что: «Значит ли это, что татар нужно исключить из исламского мира?» — тоже спорная. Народ — это множество людей, и у каждого человека «своя супротива» (2:148). Поэтому, «исключая татар», можно исключить много кого. А Ислам будет жить и без нас по той простой причине, что Он — религия Единого Создателя (3:19); а Его Основу (Коран) Аллах взял под Свою Защиту: «Мы ниспослали Напоминание (Коран) и будем, истинно, блюсти Его сохранность» (15:9). Так что, в противостоянии Всевышний — определенный круг людей, победителями выйдем явно не мы — представители рода людского (сура 110).

Знаменитый ученый-востоковед, знаток Ислама, доктор исторических наук Алексей Малашенко говорит, что «татары — нация, которая посреди христианства смогла сохраниться как этнос, и в этом ей помог Ислам». Значит, если мы лишимся покровительства Ислама, то, как этнос, как нация исчезнем с лица Земли.

«Роль личности и отдельных народов неизмеримо выросла», — говорит автор. А что от этого? Проблемы те же, что у всех —  коррупция, лицемерие, разврат, разрушение семейных устоев... и результат — героическая всенародная борьба с последствиями жесточайшей Божьей Кары... (11:102). Господь разъясняет: «Средь себя не воздвигайте других «владык», кроме Единого Создателя!» (3:64); «Вы обращаете свои клятвы в средство обмана, когда из вас одна община оказывается сильнее и многочисленнее других, Этим Аллах испытывает вас» (16:92). И, конечно же, и это Божье Испытание нам не по плечу!

О СЕРДЦЕ И РАЗУМЕ

Теперь о «сердце». Те, кто считает, что «о сердце в Коране упоминается 133 раза», тем более возвели «целую науку с множество направлениями», явно переусердствовали. Коранические Слова «кальб», «нафс», «фуад», «судур» в русскоязычных толкованиях переводятся как «сердце». В татароязычных переводах несколько легче — «кальб» и «нафс» на татарском языке употребляются наряду с истинно татарскими словами «күңел» и «теләк». Слово «кальб» на русский язык, похоже, не переводится, но по Корану получается, что «кальб-күңел» это то место, куда вдыхается доля от Атрибутов Всевышнего («вдохну в него от Духа Моего» — 15:29; 38:72). «Слепы не взоры их, а сердца («кальб») у них в груди (а это уже «судур»)!» (22:46). Значит, «кальб» в груди, а сама грудь не сердце, а «судур». «Кто смуту вносит в сердце («судур») человека» (114:5). Справедливости ради надо отметить, что и «сердце», и «судур» (грудь) опираются на согласные буквы С-Р-Д (основой арабского слова являются только согласные буквы).

«Мы даровали им слух, зрение и сердце», (46:26; 17:36) — читаем в толковании, и это «сердце» есть «фуад». На татарском языке — это мужское имя, а на русский язык переводится как «интеллект, разумное мышление».

А что же такое «нафс»? «Мы ведаем, к каким намёкам тёмным влечёт человека душа», (50:16; 12:53) — говорит Создатель в Своём Коране. Душа («нафс») — это то «сердце», о котором говорит автор: «Сегодня для нас сердце — это вместилище эмоций». «Нафс» на татарском языке означает «җан» («бар җаным белән яратам» — люблю всей душой), «необузданные желания» («нәфесеңне тый» — возьми в руки  свой «нафс»). В отношении души в Коране есть очень интересное Указание («Амр»): «На вас — забота! о своей душе!» (5:105). Значит свои желания-устремления («нафс») не обязательно постоянно держать на «коротком поводке». Но! Давая некоторую волю своим чувствам, человек должен помнить, что: «Душа склоняется ко злу» (12:53), и поэтому должна быть под постоянным контролем разума (не переходить «Пределы», установленные Богом — 2:178, 187, 229, 282...).

Таким образом, нашему сердцу, хотя оно и жизненно важный орган нашего организма, Сути таких понятий, как «кальб», «судур», «фуад», «нафс» не достичь. Дай Бог ему помощи, пусть справляется с той миссией, какую возложил на него Единый Господь.

Что касается «разума», это есть инструмент познания через «разуменье». Человек окружен очень большим объёмом Знаний («белем») и он осознает («сознание»), что их всех ему не познать. Обращаясь к Своему Творцу с просьбой: «Господь мой! Увеличь во мне познанье («гыйлем»)!» (20:114), человек должен стараться познать, «разумея» с помощью разума, дарованного ему Всевышним. Познание себя, окружающего Мира, умение давать оценку тем знаниям (выбирать для себя полезное и оставлять недостойное), что у него уже есть —  всё это приводит человека к осознанию, что этот Мир создан не зря, а для того, чтоб человек обрёл Мудрость; понял, что всё это — гармония, красота, совершенство, взаимосвязь... Кем-то создано и управляется. «Не для Своей Забавы сотворили Мы Небо и Землю; и то, что между ними», (21:16) — разъясняет нам Единственный и Единый Творец и Руководитель всего и вся.

Айат, переданный (как считает автор) «непонятным языком Корана»: «Человек создан из скорости» (21:37), у других комментаторов звучит несколько иначе: «Человек сотворён нетерпеливым» или «Природе человека свойственна поспешность». Это и есть, наверное, то «лучшее», за которым в данной ситуации мы и должны «следовать» (39:18).

А на счёт «Судного Дня» («Ахират», День Расставания с жизнью) могу сказать вот что: при смерти у человека широко раскрытые глаза смотрят в никуда, а в них — или радость и облегчение, или неподдельный страх и страдания... Что (или Кого) видят эти глаза в свой Последний Час? Сады блаженства («Рая») или тот момент ужаса, «когда небо растрескается, когда звёзды рассыплются...»? Знать нам об этом не дано, поэтому судить об «образности» данного айата мы не в состоянии.

Теперь о мифе о сотворении женщины из ребра мужчины. Кстати, в Исламе нет слов «мужчина» и «женщина». Если человек мужского рода, он отрок-муж-отец («ир-ата»), а если женского — то молодая девушка-жена-мать («ир хатыны», «ана кеше»). Кораническая версия сотворения человека женского рода такова: «Творец из глины (в транскрипции — «тыйн»-тина, ил) начал! сотворение человека», (32:7) — это об Адаме, нашего прародителя. «Потом продлил! его потомство из капли жидкости презренной» (32:8) — это уже все мы — дети Адама (в том числе и женщины). Далее: «Он — Тот, Кто из одной души («нафс») взрастил вас», (6:98); то есть, желания-устремления (душа-«нафс») всем даны одинаковые, а какие из них мы для себя выберем — это уже зависит только от нас. «И от неё же (души Адама) сотворил ей (его душе) пару», (7:189) — то есть, душа супруги создана из души своего! мужа (4:1) — и «нафс» (душа) у мужа и жены совершенно одинаковые (16:72; 30:21; 39:6). Итак, все мы сотворены одинаково, устремления-желания даны нам тоже одинаковые (на выбор!); а самое главное то, что у супругов души составляют одно целое; значит, если обидел супруга (супругу), то обижаешь и самого себя.

О ПОСТЕ

Несколько слов об уразе (посте). «Рамадан — месяц, в который Коран ниспослан; и кто из вас застает Его (месяц Рамадан), поститься должен в продолжении Его» (2:185). Весь месяц! Айаты гласят: «Предписан пост вам на дни, определённые числом» (2:183,184), а не «определённое число дней», как указано в статье. Значит, человек обязан поститься именно в месяц Рамадан, в течении всего месяца; а «дни, определённые числом» означают то, что лунные месяцы, каким является Рамадан, могут состоять и из 30-и, и из 29-и дней.

Цель поста — получение не только духовного здоровья, но и физического — мы выводим из организма накопившиеся за год шлаки. Тем, кто ради довольства Аллаха и ради своего здоровья намерен соблюдать пост; а ориентиров, как день и ночь, на данной местности нет, предлагают соблюдать уразу по Мекканскому Времени, где учтены все тонкости Коранических Указаний.

Мы живём там, где есть всё — и день, и ночь, и восток, и запад («шукр» Аллаху). Но я не очень уверена, что все довольны этим и поголовно соблюдают пост, выполняют намазы. А тот, кто искренне уверовал, найдет выход из любой ситуации, так как знает, что: «Во Власти Творца и восток, и запад. Куда б ни повернулись вы, Лик Аллаха везде!» (2:115) и «Благочестие в том, чтобы страшиться Гнева Бога»(2:189), а не в том, чтобы искать причину для невыполнения своих обязанностей перед Единым Создателем.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Теперь о хадисе Пророка: «Как нарушаются права? Права нарушаются тогда, когда грехи совершаются открыто, и никто не удерживает грешников от заблуждений». «Права человека тогда и права человека сейчас — это разные явления. Поэтому хадисы, где говорится о правах человека, нельзя переносить на сегодняшнюю ситуацию»,— утверждает Рафаэль Хакимов. Так ли уж «заскорузлы» эти хадисы, что совершенно не соответствуют нашим реалиям?

Для начала определимся с тем, что же это такое — грех? Самый верный ответ, конечно же, в Священном Коране: «В них грех большой, но есть для вас и польза, хоть больше в них греха, чем пользы» (2:219). Значит, грех есть вред. Нанесение вреда, конечно же, не что иное, как нарушение прав. Но! Хадис относит «грешников» - тех, кто непосредственно наносит вред, к «заблудшим», а основными виновниками выдвигает тех, кто «не удерживает грешников от заблуждений». А кто и как должен удерживать?

Вернёмся на наш сегодняшний день. Среди наших детей ступени разделения сегодня, оказывается, таковы: мальчик и девочка — это друзья; после постели они уже парень и девушка и здесь основная цель — не иметь детей; если уж у этой «девушки» появился ребенок, она становится женщиной (официально — «мать-одиночка» и «безотцовщина»); а «парень», поскольку остался без «девушки», начинает искать другую девочку, чтобы «поднять» её на уровень «девушки». На глазах у всех совершается величайший грех, нарушены права всех участников этого греха, включая права на жизнь всех нерождённых детишек; наносится огромный вред самим участникам, их семьям, близким и, в конечном счёте, обществу. Самое печальное в том, что они сами всё это воспринимают как должное, правильное — наши дети, действительно, «заблудились». И, к великому сожалению, сегодня у общества нет такой силы и мощи, чтобы помочь им найти верный путь, «от заблуждений их никто не удерживает...».

Единственная надежда — Правила Ислама: 1) «трогал» женщину — обязан жениться; 2) а чтобы не «трогал» не свою — женить парней с 16-и до 21-го года, по мере физического созревания; 3) если 21-летний парень не женат, то за совершенный им грех (нанесенный вред), наряду с ним отвечают и родители; 4) если семейные отношения не складываются, содержание кормящей матери и ребенка на плечах мужчины (по Корану — в течении 2-х лет — 2:233); 5) если за эти 2 года жизни под одной крышей отношения не наладились, женщина уходит, оставляя своего ребенка отцу. «Амр» (приказ) Корана в этой ситуации для мужчины такой: «Или верните их с достоинством обратно, или с достоинством их отпустите. Против воли не удерживайте их, чиня им зло и непристойность» (2:231). Здесь уже и мужчине не до «девочек», возникает срочная необходимость поиска новой мамы для своего осиротевшего «кровинушки». Не зря хадис Пророка гласит: «Развод Всевышним разрешён, но не одобрен».

Семья в Исламе священна, это слово в переводе на татарский язык звучит «гаиля», а значение этого слова на арабском есть «обогащение»(93:8). Значит, семья есть самое большое богатство в жизни человека. Вот такие дела. Похоже, отказываться и от айатов Корана, и от хадисов Пророка нам ещё рановато...

СУДЬБА ВРАГОВ

Теперь об Абу Лахабе. Приведённый Рафаэлем Хакимовым айат: «Да будут отрезаны обе руки Абу Лахаба, и да погибнет он сам» (111:1), в других толкованиях звучит несколько по-другому — «Проклятье рукам Абу Лахаба» или «Пусть отсохнут обе руки Абу Лахаба! И они отсохли». Интересно продолжение этого айата. «Гореть ему в пламенном Огне! И будет проклята его жена — носительница дров! Чью шею обовьёт крученая веревка из пальмовых волокон» (111:3-5). Из айата понятно, что Абу Лахаб вредил Пророку руками, а жена поддерживала огонь вражды («носительница дров») между дядей и племянником. За это она и заслужила «верёвку на шее» — значит, она стала страдать удушьем. А то, что «они будут гореть в пламенном Огне», тоже понятно — каково жить хотя бы на этом Свете двум совершенно беспомощным людям! Мораль айата: прежде чем выступить против Своего Единственного Создателя и Его Пророка, ради своих же безопасности и благополучия, вспомни про Абу Лахаба и его жену!

А в айате про военную экспедицию подчёркивается, как люди могут быть наказаны за их гордыню. «Вы восхищались множеством своим и силой, но они ничем не послужили вам. Тесною вам сделалась земля»(9:25). А что, сегодня у нас с гордыней покончено, и мало среди нас людей, наказанных за гордыню?

О СИТУАЦИОННОСТИ И О ВЕЧНОСТИ

Не нужно, наверное, забывать, что Священный Коран — Слово Всевышнего, и Оно (Слово) Всеобъемлюще и Всеразъясняюще. В Коране нет ни намёка на то, что айаты можно разделить на различные категории (ситуационные, вечные, мекканские, мединские...). Если уж очень хочется что-то разделить-разъединить, то это «что-то», наверное, сначала надо создать самому, а не «кошмарить» Созданное Кем-то. «Это всё не вашими руками создано», (36:35) — предупреждает Великая Книга.

Надо для себя уяснить, что по Корану мы не изучаем жизнь арабов, а через их жизненные ситуации учимся применять Правила Ислама в нашей сегодняшней жизни. И оставаться татарами нам не мешает никто, даже «средневековый араб». Думающие, образованные современники даже подсказывают, как спасти нацию: «Татары как этнос сохранились только благодаря Исламу» (Алексей Малашенко, ученый-востоковед). Значит, будет Ислам в наших сердцах («кальб») — будет и татарский народ.

Что можно сказать об айате 2:191? Айат совершенно не о том, как и сколько «язычников убивать» — как считает автор. Айат ниспослан для обучения воевать, не переходя «дозволенные Божьи Пределы» (Этика ведения войны в Исламе). Давайте, поразмыслим и мы.

1) «Сражайся только! за Господне Дело!

2) и лишь с тем!, кто борется с тобой!

3) дозволенного грань не преступай!» (зуб — только! за зуб; око — только! за око) (2:190).

4) «Изгони врагов только! с земли, откуда ты сам! был изгнан;

5) не борись у Стен Священной Мечети, пока твой враг не трогает тебя;

6) но если он начнет с тобой борьбу на этом месте (около Мечети), убей его — Таким должно быть Воздаяние неверным!» (2:191).

7) «Если враг твой прекратит борьбу — прости его, ведь наш Господь Всепрощающ!» (2:192).

8) «Если враг ваш сложит оружие, сложите оружие и вы;

9) и гоните всех тех, кто продолжает (борьбу) и сеет смуту» (2:193).

Как видим, про язычников — ни слова, речь идёт только! о неверных («кафирах», которые прекрасно знают Истину, но из-за зависти (2:90) скрывают свои знания и выступают против Неё (Истины). Айаты, действительно, дают широкий простор для размышления.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РАВЕНСТВЕ

Рафаэль Хакимов обвиняет Ислам в том, что женщина в Нём неравноправна с мужчиной. Да, это так. Но! Ведь прав то больше у женщин, и за это Ислам надо хвалить, ставить Его в пример, а не ругать! В Исламе женщина всегда!! «у Христа за пазухой» — о дочери заботится отец, о жене — муж, о матери — дети. Лес она не рубит, шпалы не кладёт, даже в армию не идёт! Женщина — Хозяйка своего дома; её обязанности — уход за мужем, престарелыми родителями, воспитание детей; бережное отношение к тому достатку, что создаёт для семьи муж-отец. Быть доброй, порядочной, чистоплотной. И, конечно же, соблюдать Каноны Истинной Веры, прилежно исполнять Указания Ислама, приучая этому и детей.

А наше «равенство» по статистике сегодня таково: 2/3 всех работ выполняют женщины, а 2/3 всей зарплаты получают мужчины. Курить, пить, ругаться, драться, жестоко обижать всех и вся — в этой области равенство наше, конечно, безупречное, но! кому оно — такое равенство — нужно??

О «ПРОТИВОРЕЧИЯХ» КОРАНА

Работая с толкованиями разных авторов, сравнивая их, я нигде не видела, чтоб одни айаты противоречили другим. Один и тот же айат в разных сурах может повторяться, раскрываясь с другой стороны — но это же не отмена, а дополнение! Их просто надо найти и соединить, тогда и получится полноценное освещение проблемы с последующим прекрасным её решением!

«Ислам зарождался в мединской общине», — утверждает автор, а в Коране сказано, что Ислам пришёл на Землю вместе с Адамом (2:38).

«Айаты мекканского периода взяты из «Матери Книги», — пишет автор. А что, айаты мединского периода были ниспосланы из другого Источника?

«Пророки были посланы, чтобы толковать «Матерь Книги», — считает автор. Но! «Матерь Книги» у Всевышнего (13:39), и людям (пророки — тоже люди!) добраться до Неё не дано. А каждому пророку была дарована Своя Книга (Тора — Мусе, Евангелие — Гыйсе (Исе), Псалтырь — Дауду, Коран — Мухаммаду с.г.в.), по Которой они и увещевали свой народ (5:44-48; 4:163). Суть Священных Книг разъяснялась не «сообразуясь с существующими обычаями», как думает автор, а в соответствии с Правилами Единого Властелина; именно для того, чтоб народ поменял! свои порочные обычаи (например, как убиение новорожденных девочек (82:8-9)) и несоответствующий Правой Стезе Бога свой менталитет.

В айатах 2:102-104, о которых упоминает автор, речь идёт о шайтанах времён пророка Сулеймана (Соломона) — 1015-975 годы до н.э.; о колдовстве и вреде (греховности) его; но никак не об отмене или замене одних айатов другими. В айате 2:105 речь идёт опять-таки только! о неверных («кафирах»), которые есть и среди многобожников, и среди «людей Писания (Книги)» (2:109,146; 3:100). И «люди Книги» — это не только иудеи с Торой и христиане с Евангелием, но и мусульмане — по той простой причине, что Священный Коран тоже Величайшее Господне Писание (43:3-4).

А айат 2:106 ни от кого не зависит. Там как раз и говорится о том, что отмена или замена какого-то айата — это Промысел Божий, и в этом сверхответственном Деле участие человека Творцом не предусмотрено.

Далее о «появлении искажений». Божье Слово на Землю пророки донесли в целости и сохранности — конечно же, с Помощью Самого Создателя (22:52). А «искажения и тёмные места» в их свидетельства вносили люди (2:75,76,79). И в утверждении о том, что «в Коране ничего не отменяется, ибо это божественное откровение» есть некоторая неточность — «в Коране ничего не отменяется» из-за того, что Он (Коран) охраняется Самим Творцом: «Мы ниспослали Напоминание (Коран) и будем блюсти Его сохранность» (15:9).

О ТОЛКОВАНИЯХ

Несколько слов о качестве толкования тех айатов, которые приведены в статье уважаемого Рафаэля Хакимова. Каждый переводчик-толкователь  — человек, а у нас, как мы уже знаем, у всех «своя супротива»-мнение (2:148). Поэтому, для того, чтоб не ошибиться и правильно исполнить Амр (приказ) Единого Властелина: «Следуйте за лучшим смыслом» (39:18), необходимо просмотреть переводы-толкования нескольких авторов, желательно на разных языках. Тогда таких досадных ошибок типа: «Бог вводит в заблуждение...» (40:33); «Это угодно (или не угодно) Богу» (87:6,7); «Бог уничтожает и поддерживает что (кого) хочет» (13:39); и здесь же: «В Его руках(?) Матерь Книги» — а кто и когда видел «руки» Господа? Далее ещё интереснее: «Бог совращает(!), кого хочет, и направляет, кого хочет» (16:93). Наверное, Единственному Творцу и Хранителю не только Земли, но и всей удивительной Вселенной, кроме «совращения» нас больше делать нечего. Хотя в Коране чётко-ясно объяснено, что: «К Себе Бог избирает тех, кто(!) этого желает, к Себе ведёт того, кто! обращён к Нему» (42:13; 18:29; 25:57; 35:18; 19:58...). А нам тяжко признавать свою вину, «лучше» возложить её на Бога — благо, для этого много не надо — изменил слово «кто» на слово «кого» и получается то, что мы и хотим: виноват не тот, кто «и сам ошибиться рад», а тот, кто его «совращает» — то есть, не кто иной, а Сам Бог! Значит, с Него и спрос за наши сегодняшние «причуды». В Своём Коране Господь говорит: «Видал ли ты того, кто богом сделал свои страсти?» (45:23); «За ними (праведными) вслед пришли иные поколенья и погубили заповедную молитву, последовав своим желаниям и страстям» (19:59); а эти желания и «страсти не сдержаны Познаньем» (6:119). Не про нас ли все эти айаты Священной Книги Аллаха?

Слово «атом» в толкованиях других авторов тоже не употребляется. Применены словосочетания «вес малейшей частицы» или «вес мельчайшей пылинки» (10:61). Аллах, наверное, знал, что атом не самая мелкая частица в природе, поэтому это слово в Коране как самая мелкая частица и не употреблено.

«Все люди сначала составляли одну религию», — приводится в пример айат. А у других авторов он звучит так: «И были люди одним народом» (10:19).

Следующий айат: «Человек создан из скорости» у других авторов переводится тоже несколько по-другому: «Природе человека свойственна поспешность» или «Человек сотворён нетерпеливым» (21:37).

О ДЖИХАДЕ

Приведенный Рафаэлем Хакимовым айат в толкованиях других авторов звучит так: «Не поддавайся неверным, и этим (Кораном) дай им бой великим боем!» (25:52). Слова «меч» в айате вообще нет. Если автор сам утверждает, что «джихад предполагает мирное! продвижение Ислама с помощью Книги», о каком «меч»е может идти в айате речь?

В книге «Хадисы Пророка» («Аванта»+, Москва, 2001, Иман В.Порохова) о джихаде сказано следующее: «Вам надлежит освободить пленных, накормить голодных и навещать больных» (хадис 141); «Заботься об здравии престарелых родителей» (хадис 138); «Лучший джихад есть тот, когда человек говорит правду в лицо правящему» (хадис 54). О военном джихаде очень хорошо объяснено в Самом Коране (2:190-193) — о сути этих айатов мы подробно говорили выше. О джихаде очень доступно объясняется и в айате 78 суры 22 («Паломничество»), и в комментарии (№ 1417) к этому айату (Перевод Корана В.Пороховой, издание III, 1997).

Итак, «джихад» есть «усердие», но! «данный Господом смысл» его никак не означает «борьбу с неверием в себя», как считает автор; а борьбу с неверием в себе! Если уж мы не хотим бороться со своим личным неверием, то здесь ни айаты Корана, ни Господь Сам нам ничем не помогут (спаси, сохрани!).

Одно предложение следующего абзаца статьи я бы написала так: «Коран понять нельзя, если в Него не уверовать». Тому подтверждение и в Священном Коране: «И Это — Благородный Аль Коран, что тщательно хранится в Книге Всевышнего; к Нему прикоснуться могут лишь те, кто очистил и тело своё, и сердце («кальб»)!» (56:77-79).

О «ДОБЫЧЕ»

«Были времена, когда добыча была движущим мотивом людей», — уверен академик Хакимов. А разве теперь что-нибудь изменилось? Сегодня «добыча» стала движущим мотивом государств. Не ради убийства людей и разрушения инфраструктуры же ведутся сегодняшние кровавые войны, а ради той же злосчастной «добычи» в виде территорий, полезных ископаемых, газа, нефти. И делят «добычу» очень хорошо — не зря же бесконечно заседают всякие тёмные общества, мечтающие о «золотом миллиарде». Разница только в том, что сегодня и «добыча» стала несравненно крупнее; и «набеги» осуществляются не людьми, а техникой и технологиями; и «делёж» стал намного изощрённее. И при таком «дележе» Шаригать, конечно, отдыхает: тут уж такие слова, как Бог, пророки, Священные Законы  Единого Создателя, сироты, бедные, нуждающиеся... отсутствуют напрочь.

«Сегодня нет рабства», — утверждает автор. А кто же они — «дешёвая (лучше бесплатная) рабочая сила», «нелегалы» без документов и без средств к существованию; «люди подземелий» всяких «Черкизон»? Оказались ли они в таких невыносимых условиях по своему великому желанию? Или всё-таки по алчной воле своего «хозяина»-рабовладельца? Если прислушаться, Учение Пророка совершенно же другое: «Оплати труд своего рабочего достойно и до того, пока не испарится пот с его лица».

В Исламе отношение к «рабству» совершенно другое. Это не порабощение кого-то, а освобождение (выкуп!) единоверца, который оказался где-то в неволе. У Пророка был приемный сын Зайд, выкупленный из рабства, который в числе первых принял Ислам (наряду с женой Хадиджей и племянником Али).

«Вернуть снова рабство» тоже нет необходимости — если человек по ошибке! убил верного и нет у него средств для выкупа верного невольника или нет раба, которого можно бы выкупить, ему назначается пост в течении 2-х месяцев непрерывно! в качестве покаяния перед Всевышним (4:92).

Слова «раб» и «кол» (на татарском языке) в Исламе имеют совершенно иное значение, чем наше сегодняшнее. «Раб» — от слова «Раббы» (Хозяин, Всевышний, Аллах), то есть, подчеркивается то, что невольник тоже, как и ты, человек Господа и отношение к нему должно быть соответствующее (хадис 141; 90:12-18).

Со словом «кол» то же самое. По всему Корану идёт Амр (приказ) Единого Создателя «коль!», означающий: «Скажи!» (суры 112,113,114...). Человек  обязан! не только слушать, но и слышать! Слово Своего Творца и донести Его до других слушателей (51:55; 29:45). Вот этот человек и «кол», то есть «раб Божий», «служитель Господне». У татар-мусульман есть пример обращения к Господу: «Колларыңа кол итмә, Үзеңә кол ит! — Сделай меня Своим рабом, а не рабом Твоих рабов!» Вот тут и вся суть и разница между кораническим и нашим земным рабством. Кстати, на арабском языке это слово звучит «гъабд», отсюда и татарское имя «Габдулла» («человек, служащий Всевышнему») и слово «гыйбадат» («служение Аллаху»). В толкованиях других авторов «гъабд» так и переводится: «Служитель Господне», «Аллах бәндәсе» (96:10; 2:23).

ПО ПОВОДУ МАЗХАБОВ

Одно из главных требований Ислама: «Не делитесь!» — «В религии блюдите стойкость и не разделяйтесь!» (42:13); «Сие — Мой Путь, ведущий прямо, следуйте Ему и не делитесь!» (6:153); «Держитесь крепче за Его (Всевышнего) связующую вервь и не делитесь меж собой!» (3:103). Разделение мусульман на суннитов и шиитов; суннитов — ещё на 4 мазхаба; а шиитов — ещё на 21 направление (Московский Исламский университет, «Мусульманский календарь» 2005) изначально ничего хорошего сулить не могло. Сегодняшнее бесчисленное количество направлений в Мусульманском мире — это путь в никуда. Народ или осознает свои ошибки и вернётся к Истине, или будет уничтожен какой-нибудь Божьей Карой, как множество предыдущих народов (Нуха, Худа, Салиха, Лута...). Будет сотворён другой народ, опирающийся на Слово Единого Творца: «Мы сотворили их и укрепили в целостном единстве; но если они будут непослушны, другими Мы заменим их; подобными, но праведными» (76:28; 47:38; 4:133).

И с Исламом, и с Кораном, конечно, ничего не случится — Они под Защитой Самого Единого Владыки (3:19; 15:9); а вот мы — народ — кем мы будем и как без Поддержки Единственного и Единого Властелина-Покровителя?

ПРО ИСТИНУ

Айат, приведенный Хакимовым, в толковании других авторов звучит так: «Лишь Аллах к Истине ведёт» (10:35) — ведёт!, а не «направляет». А где Она — Истина? Поскольку: «Аллах есть Истина» (22:6,62); «Он рядом» (2:186; 34:50) и «всегда находится при нас» (4:108; 56:85), Аллах и ведёт человека к Себе. Но! Такую Величайшую  Награду Всевышнего человек должен заслужить. И получается: «К Себе Аллах избирает тех, кто этого желает сам!; к Себе ведёт только! того, кто сам обращен к Нему» (42:13). Так что, всё зависит от нас, от наших мыслей и повседневных деяний — не «ведут, кого хотят; не избирают, кого желают»; а ведут того, кто сам этого хочет; и избирают того, кто уверовал в Своего Единственного Создателя.

«Меня не интересует садака», — говорит Хакимов. Садака (милостыня) — не только и не столько получение помощи, но и оказание её. Мне кажется, человек должен раздавать «садака» в благодарность за то, что он сам не в числе нуждающихся (спаси! сохрани!), кому положено давать милостыню.

Давайте, подумаем о вопросах, поставленных Рафэлем Хакимовым. Я думаю, такого вопроса, как «мужчина и женщина — равны или нет?» в жизни вообще быть не должно; это — перекладывание мужских обязанностей на женские плечи! Мы же не спрашиваем — яблоня и вишня равны (одинаковы) или не очень? Или  день и ночь — из них которое важнее? Каждое — на своём месте, каждое и самое важное, и самое нужное! Если мужчина создан стать мужем и отцом («ир-ата»), он и обязан быть ими, а не «быком в стаде» или, ещё хуже, альфонсом. Если женщине предназначено стать женой и матерью, пусть она ими и будет, там её место, там её счастье! А сейчас она «хатын-кыз», то есть «не жена, но и не девушка»; без вины виноватая партнёрша в «служебном романе»; мать-одиночка, на руках у которой сирота при живом отце. Как тут снова не вспомнить хадис Пророка: «Как нарушаются права?...». Благодаря нашему махровому равнодушию, совершается величайший грех (зло, вред), нарушаются права всех и вся. Искоренить этот беспредел (вспомним «пределы» Господне) можно только соблюдая Правила Ислама — каждый член общества должен иметь свою семью! — это и есть главный исламский принцип. По-моему, единственный путь спасения и любого народа (нации), и общества, и государства — поставить всех на своё предназначенное место, как объяснено в Священных Книгах, и приложить большое усердие («джихад») для восстановления института семьи.

Что касается «функции имамов на сегодняшний день», как представитель народа, я бы хотела, чтобы они занимались духовной составляющей нашей жизни — объяснили бы нам Суть Ислама, Корана; научили бы нас правильно применять Законы Всевышнего в нашей повседневной жизни. 5-ти минутная! телепрограмма, выходящая 4 раза (всего!) в неделю («Дин вә хәят»-«Религия и жизнь») для такого серьезнейшего дела явно недостаточна. Может быть, надо организовать «Вечера вопросов и ответов», или типа «Пятница любознательных», «Хочу все знать»... для всех желающих, студентов, журналистов. 

ИСЛАМ И ПРОГРЕСС — СИНОНИМЫ

На вопрос, как стать передовой, конкурентоспособной нацией, ответ надо искать, пожалуй, на примере «Малайзийского феномена» — страна развивается очень успешно, она уже на высоких ступенях рейтингов; техническая оснащенность, технологии, наука, экономика — на уровне высокоразвитых стран. И образование — светское (более 40% жителей страны имеют высшее образование) и, конечно же, духовное — Законы Ислама внедрены во все сферы жизни и соблюдаются неукоснительно. И ни один народ, ни одна конфессия не ущемлены — Ислам запрещает притеснения (22:40; 2:114). Вот это и есть наглядный пример того, что Ислам и прогресс — синоним», «использование своих знаний практически, ибо знание без практики — безжизненное тело» (Абу Ханифа).

ОБ ЭПИЗОДЕ ПЕРЕМЕНЫ КИБЛЫ

В Мекке Пророк и Его последователи молились Всевышнему, повернув своё лицо в сторону Запретной (для греха) Мечети («Кагъба»). После переезда («хиджра») в Медину последователей Пророка стало намного больше — присоединились «ансары» — жители Медины, принявшие Ислам. Возникла необходимость разобраться, кто принял Ислам искренне и признал Его Пророка, а кто еще колеблется. В помощь Господом ниспосылается Амр (приказ), чтобы все те, кто уверовал в Единого Творца и признал Его Пророка, повернули свои лица в сторону мечети Аль Акса (Иерусалим), откуда осуществлялось вознесение Пророка к Аллаху («Мигърадж»). Муэмины (истинно уверовавшие) повернули свои лица в сторону Аль Акса беспрекословно, как это сделал и сам Пророк. А колеблющиеся стали рассуждать: «Что отвратило их от Киблы, которой были они верны поначалу?» (2:142,115). Но Пророку очень хотелось вернуться к той Кибле, что на Каабу в Мекке. Наконец, ниспосылаются айаты, удовлетворяющие желание Пророка: «Мы видели, как ты обращал своё лицо к небу, и Мы обратим тебя к Кибле, которой ты будешь доволен. Поверни же своё лицо в сторону Священной Мечети. И где бы вы ни были, обращайте свои лица в Её сторону» (2:144,149,150). И разъяснение, почему это было сделано: «Ту Киблу, которой ты придерживался, Мы сделали только для того, чтоб отличить тех, кто следует за Посланником Аллаха; от тех, кто безрассудно отвернулся» (2:143).

Да, «во власти Господа определять направление, в каком следует произносить молитву», — как отметил автор. Господь и определил: жить по Правилам Ислама (5:3), поскольку только Ислам — религия Всевышнего (3:19); и направление поклонения (Кибла) тоже было назначено — в сторону Мечети Аль Харам с расположенным в Ней Кагъбатуллах (Дом Аллаха), что возведен в Мекке пророками Ибрахимом (Авраам) и Исмагыйлем (Исмаил) (3:96,97; 2:125-129). А вот повернет ли человек (народ) своё лицо в сторону  Кагъбатуллах в Мекке или выберет себе «свою точку, к которой он обращается» — это уже зависит только от него самого (или от самого народа), а не от Бога. Господь нам определил местожительство, обеспечил всем(!), в чем человек может нуждаться (2:60; 7:160); и вешать на Него ответственность ещё и за выбранную нами же нашу «супротиву»; за наше поведение и наш безобразный образ жизни — это, наверное, уже слишком. И смысл слова «кибла» и на татарском языке, и в Коране в данной ситуации один и тот же — выбор жизненного направления для себя, для своей семьи, для своего народа (2:148).

Вопрос, поставленный автором: «Да и что, собственно, значит сегодня для нас Мекка, кроме того, что там находится Кааба?» — мы выше уже обсуждали. Может, автор прав и в том, что «нет Господа ни в Мекке, ни в Иерусалиме». Но Он есть в нас самих — самый Главный Атрибут Аллаха (Дух) в нас вдохнут (15:29) отроду («фитрат Иман» — естественная Вера), поэтому Он и Вездесущ, и Всезнающ!

ЧЕЛОВЕК НЕ СОЗДАЕТ, А ЛИШЬ ПОЗНАЕТ СОТВОРЕННОЕ АЛЛАХОМ

Что можно сказать об изменениях в Мире? Мир Аллаха как был сотворён, так и живёт по Его Священным Законам — снег идёт зимой, дождь идёт летом; на дубе тоже растут только жёлуди, а не ананасы. А наш человеческий мир, действительно, изменился, и изменили его мы сами — своими гонором, распущенностью, вседозволенностью... А все достижения человека — это не создание, а видоизменение или познание уже сотворенного. Поэтому в Коране и сказано, прежде чем начинать какое-либо серьезное дело: «Говори — Господь Мой! Увеличь во мне познанье!» (20:114).

Что важнее для Всевышнего — ритуалы, обряды или внутреннее убеждение?» — задается вопросом автор. Все скажут: «Конечно же, внутреннее убеждение!», и уважаемый автор тоже такого же мнения. Но! Убеждения бывают разные, это ведь и есть «супротивы» (2:148). Если человек внутренне убеждён, что всё! создано и управляется Единым и Единственным Владыкой — это одно; а если человек озадачен «духовным поиском собственной(!) формулы веры» — это уже совершенно другое. Поэтому на вопрос, поставленный автором, каждый человек ответит по-своему, исходя из своего «внутреннего убеждения».

ОБРЯДЫ И РИТУАЛЫ

Что касается обрядов в Исламе, они появились по просьбе пророков Ибрахима (Авраама) и Исмагыйля (Исмаила): «Господь наш! Сделай нас покорными Тебе и подчини потомков наших Своей Воле! (сделай нас мусульманами). И укажи обряды и места для поклонений» (2:128). Просьба была удовлетворена; подчеркивалось, что Ислама «обряды благочестивые» (2:200); и был ниспослан Амр (приказ): «О вы, кто верует! Не нарушайте Святость обрядовых Знамений Всевышнего!» (5:2).

Порядок проведения каждого исламского обряда, в Коране расписан очень ясно. Например, как совершается паломничество в Мекку (обряды Хаджа и Умры), очень подробно объяснено в нескольких айатах суры «Бакара» (2:196-201). Таким образом, Ислам и Его обряды связаны изначально, они от Самого Бога, и исполнение их — наша святая обязанность. Хотя бы по той простой причине, что они все! направлены не только на очищение наших мыслей («души»), но и на оздоровление нашего тела и на сохранение наших жизней! Не будем забывать, что невыполнение исламских обрядов мусульманину приносит «грех», то есть, вред, нанесенный человеком самому себе (никак не Богу!). Вот несколько примеров. Обряд велит надевать штаны только(!) сидя, особенно после бани. Смешно, да и только! А суть в том, что после жаркой бани у человека может случиться нарушение равновесия (головокружение). Полбеды, если человек, стоявший на одной ноге, при падении сломает только руку (у хирургов — «перелом на типичном месте»). А если человек получит перелом лобной кости с ушибом головного мозга? Тут уж будет точно не до смеха...

Другой пример. Почему Ислам требует носить головные уборы?

1) Во-первых, обычай носить платок, в Исламе принят как дань уважения безгреховности, чистоплотности (66:12) девы Марии («Марйам») — матери великого пророка Аллаха Исы (Гыйса). На её многочисленных изображениях она всегда с покрытой головой.

2) Во-вторых, учёные доказали, что волосы — это инструмент выведения ядов из организма, прежде всего, из головного мозга; тем самым обеспечивая нормальный настрой, чистую ауру. Непокрытые волосы впитывают уличную грязь-ауру, и перестают выполнять свою миссию. Нельзя забывать, наверное, и то, что исконно русское слово «распущенность» берёт своё начало от словосочетания «распущенные волосы». А мы удивляемся, почему наши дети стали неуправляемы, и распущенность в молодежной среде стала сегодня «нормой» их поведения?

3) В-третьих, может это и самое важное, полураздетая женщина с непокрытой головой — прямая угроза мужскому здоровью. Как утверждает знаменитый ученый Л. А. Китаев-Смык, такая ситуация возбуждает подсознание мужчины, а осознание (контроль разума) того, что она не твоя, приводит к «синдрому отверженности». Отсюда и все мужские проблемы: простатиты, уретриты, аденомы, опухоли предстательной железы, и конечно же  — импотенция.

Вот такая связь между Исламом и Его «внешними признаками». Суть Ислама — сделать человека думающим, здоровым, счастливым; а Его ритуалы-обряды есть инструмент достижения этой священной цели. В этой связи, ещё одно интересное Указание Шаригата (Закона) — нельзя пропускать намаз, если даже ты занят чтением Священного Корана. Все правильно: чтение Корана — пища для души; а намаз — и пища для души, и оздоровление тела определёнными (строго предписанными!) движениями. Все для человека! но... «для разумеющего».

Несколько слов ещё об одном ритуале — «забой скота по мусульманским предписаниям». В Исламе «запрещено («харам») вам в пищу

1) мертвечина,

2) истекшая (6:145) кровь,

3) свинина и

4) всякая живая тварь, что была заколота (внимание!) с именем других «богов» (2:173; 5:3).

О чём предупреждают нас эти Божьи Запреты?

Мертвечина — это не только комок болезнетворных микробов, но и яд от разложения органических веществ. Не зря Пророк наш в своём хадисе предупреждает, что: «Яд — это смерть!».

При забивании скота по мусульманским правилам, стараются как можно лучше очистить тушу от крови. Почему? Как бы осторожно не подходили люди к животному (это тоже ритуал — не пугать! скотину перед забоем), оно всё равно испытывает стресс и боль. А это есть причина выброса в кровь гормонов страха, боли (адреналина, серотонина...). Они же, в свою очередь, не только ухудшают качество мяса, но и очень вредны для организма человека.

А почему «харам» свинина? Учёные Висконсинского университета (США) доказали, что все вирусы, вызывающие эпидемии среди людей, для этого должны проходить через организм свиньи. Оказывается, мышечные волоконца свиньи имеют форму резиновой трубочки (пустотелые), где и созданы все условия для их роста и размножения. Вирус эпидемии гриппа («испанка»), который погубил 1/3 населения Земли, в своё время тоже прошёл цепочку «птица — свинья — человек». Кстати, по Священному Корану, свинина «харам» не только мусульманам, кому был дарован Коран; но и всем «людям Книги», то есть и иудеям, и христианам, которым Божий Закон был низведен в виде  Торы и Евангелия.

Что касается того, что «харам всякая живая тварь, заколотая ради довольства других «богов», а не Единого Владыки» — это есть измышление сотоварища Единственному Творцу (ширк!) всего и вся. Это самый большой и непростительный! грех (самый большой вред, который только может нанести человек самому себе — 4:48,116,111; 59:19).

Всё остальное — разрешено. Но! «О люди! Вы из того, что на Земле, берите в пищу лишь! Благое» (2:168,172,173; 5:4,5) — то есть, пища должна быть чистая, неиспорченная, незараженная (опять-таки, невредная для организма человека).

А сделать «халяль» (разрешенное, полезное) свою пищу мы обязаны сами! «Помяните Имя Аллаха над своей пищей!» (5:4; 6:118,119) — говорится в Коране по этому поводу. Действительно, когда покупаем всё остальное, мы же не думаем о том, сказал ли дояр или пекарь «бисмилла» перед тем, как начинать доить корову или печь хлеб. И перед покупкой, и перед едой произносим «бисмилла» мы сами. А почему к производителям мяса у нас такая требовательность? Почему какой-то посторонний человек должен сделать пищу нашу «халяльной», а не мы сами?

Итак: «Нам в пищу разрешена вся благая! снедь» (5:4); «Мертвечина, истекшая кровь и свинина — это скверна» (6:145); «Мясо животных, заколотых ради довольства других «богов» — неправедная снедь» (6:145). И «потеряны для Бога те, кто запрещает пищу, что дозволена Всевышним» (6:140,143,144). Так что, кроме запрещенного можно покупать и есть всё, только нельзя забывать! произносить над своей пищей Имя Единого Создателя; и у нас, даст Бог, всё будет только хорошо. Он же не только Всемилостивый (ар Рахман), но и Милостивейший (ар Рахим) — и простит, и спасет, и защитит; только надо нам помнить о том, что другого такого Покровителя у нас нет и быть не может (22:78).

СЛОВО О ДЕТОУБИЙСТВЕ

Да, до ниспослания Священного Корана у арабов не было Свода Законов Аллаха — они были язычниками. В этот период, рождение в семье девочки считалось позором для отца и он обычно зарывал дочь в песок (16:57-59). Священный Коран, угрожая Карой Всевышнего, выступает против этого варварства (81:8,9,14). Более того, одно из 12-и Правил Ислама гласит: «Из страха обеднеть своих детей не убивайте — Мы пропитаем их и вас — ведь убивать их — грех великий» (6:140; 17:31). Неплохо бы и нам подумать над сутью этого айата — женщины наши замучились бегать на «прерывания»; а вышестоящим кажется, что это всё «сегодня стало внутренней культурой!  и люди не нуждаются! в контроле со стороны общества»...

«Дикость и Ислам несовместимы», — утверждает автор; но считает, что дикость когда-то была, а сейчас в нашем обществе её нет. Но! Воровство на всех уровнях, взяточничество, вседозволенность, убийства без всякой причины, алкоголизм, наркомания, педофилия... — это не проявления дикости? «Праведность состоит в том, что люди становятся цивилизованными, культурными, образованными», — говорит автор, ставя равенство между правдой и праведностью. Действительно, сегодня «люди становятся культурными, образованными...», и это правда. Но это же не спасает нас от проявлений дикости  в нашей сегодняшней жизни! Спасение только в духовности (праведности!) и без неё никакой прогресс нас до благоденствия и счастья (до Истины) не доведёт... «Не теряйте Духа, вы наберётесь сил и будете на высоте, если вы всей душой уверовали в Единого Творца», (3:139) — говорится в Священном Коране по этому поводу. А Дух ведь и есть самый главный Атрибут Всевышнего, Который вдохнут в нас Самим Единым Создателем; превративший красиво слепленный кусок глины в разумного Человека (15:29). Теперь бы лишь «разуметь» и уверовать (3:160)...

О ЯЗЫКАХ

Несколько слов о языках. По Корану: «Аллах различие вам дал и в языках, и в цвете (кожи, волос, глаз). В этом — Знамение Его для тех, кто обладает Познаньем» (30:22). Значит, язык любого народа — Божий Дар, и не нам судить, какой из них «хороший, востребованный», а какой — не очень. Наша задача — беречь то, что нам дано Богом; в нашем случае, это татарский и русский языки. В обоих этих языках употребляется много слов, взятых из Корана. Вот несколько примеров:

1) перевод арабского слова «дин» (религия — от слова «реликт»-древнее) есть русское слово «день»: «йаум ид дин» (1:4) — Судный День, Последний День («Ахират»). Значит, «дин» (религия) — это то, как человек организует и проводит свой день;

2) перенесённое с арабского языка татарское слово «Рух» по-русски означает «Дух», отсюда слова духовность, духовенство, воздух и татарское слово рухани («духовник»). Но! Слово «Дух», оказывается, тоже арабского происхождения: сура 93 называется «Духа» («Утро»), а сура 44 — «Духан» («Дым»). Значит, «Дух» — это и освежающее, оздоравливающее, светлое, яркое утро, и удушающий дым? (по нашему поведению — 4:79);

3) арабского происхождения татарские слова «золым» и «залим» на русский язык переводятся как «зло» и «злой» соответственно;

4) первая буква арабского алфавита «Алеф» на татарском языке существует в виде женского имени «Альфия», а на русском языке словами «эльф», «фея». И все эти слова в переводе означают «вечное», «неисчезающее».

Многие татарские имена происходят от арабского языка и связаны с Атрибутами Всевышнего: Габдулла — служащий Аллаха; Хакимулла — руководитель, назначенный Аллахом; Хабибрахман — любимец Всемилостивого; Сибгатулла — человек, посвятивший себя Аллаху; Фархетдин — человек, находящий радость в правилах своей религии... Только печально то, что мы самую главную часть своего имени сокращаем и превращаемся в Гаптри, Фархи, Гайфи..., тем самым остаёмся без Поддержки Единого Властелина.

О ЕВРОИСЛАМЕ

«Первый шаг к праведности — образование», — говорит автор, и это — Истина. Самый первый айат Корана, ниспосланный Пророку Мухаммаду с.г.в., гласит: «Читай!» (96:1). Далее идут Указания: «Читай и проповедуй!» (объясни другим!) (18:27; 51:55...). Но! В Своей Священной Книге Аллах говорит, что: «Единый Творец всё сотворил парами — и что растит земля, и их самих, и всё незримое, что окружает вас, и что доселе ваше знанье не постигло» (36:36; 42:11). Образование — не исключение, оно создано тоже как светское и как духовное (белем-гыйлем — знание-познание). Знаний вокруг  нас великое множество, начиная от нас самих до Великих Тайн Вселенной (51:20—23). Чтобы их понять, достичь их сути, человек должен включить свой разум, дарованный ему Всевышним («разуметь») и проявлять в этом деле усердие («джихад»). И, самое главное, не забывать просить у Аллаха: «Господь мой! Увеличь во мне Познанье!» (20:114). Ни образование само по себе, ни какой-то виртуальный «общечеловеческий разум» до реального роста и развития общества не приведут — нужен Человек, обладающий знаниями и одарённый Божьим Познанием; здоровый, умный, справедливый, трудолюбивый, чистоплотный душой и телом (56:79), каким Ислам и желает видеть своих приверженцев. Истинно, что: «Вера, которая отстраняет человека от зла и порока, подвигая его творить добрые дела, является той самой верой, которую почитает шариат» (Муса Бигиев; 13:22). Вот тогда можно надеяться и на «прогресс», и на «спасение человека», и на спасение сегодняшнего глубокозаблудшего Мира...

 «Мы возродили не веру, а слой клерикалов», — говорит Рафаэль Хакимов. Возникает вопрос — а почему мы не смогли возродить Истинную Веру? Ответ один: не знаем (или не хотим знать?) сути Истинных Указаний Всевышнего. Более того, бежим от Них, как «черти от ладана», прекрасно зная-понимая, насколько они правильны, надёжны, справедливы, полезны для земной! жизни человека. И чьё тогда это упущение — Ислама или... всё-таки наше? И если наш великий Тукай «терпеть не мог клерикалов», это же не значит, что он был неверующим человеком: «Я беру в руки Книгу, листаю Её Священные страницы...» — это он про Великий Коран.

«Жизнь нас сделала одинокими, индивидуализм губит веру, но он неизбежен в усложняющемся обществе», — считает автор статьи. А кто нам устроил такую жизнь, которая обрекает нас на одиночество? Кто усложняет отношения в обществе? Опять Бог?... или мы сами? И веру губит не индивидуализм, а наша бездуховность (безбожие), которую для себя тоже избрали мы сами.

От Бога вся живая природа (и мы в том числе) получила некоторую долю из Его Атрибутов — живость, знания, слух, зрение, желания-устремления, сила-мощь, средство общения, участие в творении. Кроме всего этого, человек был одарён ещё и разумом, чтоб мог «разуметь» — анализировать свои поступки и правильно организовать свою жизнь на Земле. А мы «доорганизовались» до того, что окружили себя и других такими членами общества, как «безотцовщина», «мать-одиночка», «свободный мужчина», «альфонс», «брошенные старики», «сироты при живых родителях»... И они все одинокие... В Исламе во главу угла ставится семья, поэтому в Нём нет не только таких людей, но даже таких слов-понятий — каждый член семьи и общества находится на том месте, где ему свыше предназначено и быть. Только восстановление института семьи по Исламским Правилам — единственно верный и беспроигрышный путь спасения человека от одиночества и связанных с ним многочисленных бед и трагедий, жестоко захлестнувших сегодня наше общество.

Критика имамов-мулл-абыстаев, наверное, многим по душе. Но! «Внутренние раздоры за сферу влияния», «коттеджи и машины» — это результаты «бурной деятельности» не только некоторых священнослужителей, но и многих чиновников. Что тут скажешь — «семья не без урода...».

«Человек становится моральным не в силу проповедей, а в силу требований жизни, грубо говоря, когда это становится выгодным», — считает автор. А ведь во все времена мораль («адаб-ахлак») закладывается воспитанием («проповедями») родителей. Если нет такого «внутреннего стержня», человек, действительно, будет жить «по требованию жизни, по выгоде», и никогда! не станет человеком высокой морали. И тут ставить культуру и Веру на один уровень неуместно — культура есть дело наших рук, наших желаний-страстей; она поэтому и достояние коллективное. А Вера — материя тонкая, Она на уровне Духа (Бога), поэтому и очень личная, индивидуальная.

Историки говорят: «Без прошлого нет будущего». Вычеркивая из нашей жизни Истинный Ислам (наше священное прошлое), добраться до «евроизма», наверное, можно; но там места для нашей нации точно не будет. И ничего тут не поделаешь — без прошлого нет будущего!

ЧЕРНЫЙ КАМЕНЬ АДАМА

Несколько слов о шедеврах Джалал ад дин Руми.

Вот Истина, замеченная встарь:

Ещё не родился наш первый царь,

И мир ещё не знал ни синагогу,

Ни церковь, ни мечеть,

Но был алтарь!

И люди, как всегда, молились Богу.

(Алтарь — «михраб» на арабском языке).

Это про знаменитый Священный Черный Камень Адама, возле которого он молился своему Единственному Владыке. После его смерти, Черный Камень был оставлен на Земле как Величайшее Знамение Всевышнего; как Указатель места, где следует приносить свои молитвы Единому Творцу и где нужно построить Первый Дом Аллаха («Кагъбатуллах») — (3:96) для объединения и спасения всех! людей, уверовавших в Единого Создателя (2:125—126; 3:97). Через века, на этом месте пророками Ибрахимом (Авраамом) и Исмагыйлем (Исмаилом) был построен Кагъбатуллах, что находится посреди Мечети Харам (отсюда слово «Храм») — (2:127) и Черный Камень был встроен в восточный Его угол. С тех далёких времён (3:96,97) (эпоха Ибрахима (Авраама) — 2000-ые годы до н.э.) по сегодняшний день около Каабы совершаются Великие обряды Умры и Хаджа (2:196) — пятого столпа Ислама:

1) Вера в Единого Создателя;

2) намаз — поклонение Всевышнему;

3) ураза — пост;

4) закят — помощь нуждающимся;

5) Хадж — поклонение Аллаху и вспоминание тех, кто стоял у Истока Ислама.

Пророку Ибрахиму (Аврааму) в Исламе отводится место особо уважаемого посланника Аллаха. Подчеркивается, что он муслим: «Я Господу миров себя вверяю! — ответил Ибрахим» (2:131; 6:79; 37:99); объясняется, по какой причине он муслим, а не иудей или христианин: «... Тора и Евангелие были ниспосланы только! после Ибрахима...» (3:65,67; 2:140). Ибрахим провозглашается «имамом (предводителем) для людей» (2:124), «отцом всех уверовавших в Единого Творца» (22:78). Отмечается, что он — самый верный («Ханиф») из всех уверовавших в Единственного Создателя (16:120); поэтому Аллах его избрал Своим Другом («Халил») — (4:125). «Только неразумный может отвратиться от религии Ибрахима», (2:130) — говорится в Коране; и Мухаммаду с.г.в. ниспосылается Амр (приказ): «Скажи — Слово Аллаха несёт Истину. Следуйте религии Ибрахима» (3:95; 6:161; 2:135). Восхваляются те уверовавшие, кто избрал для себя путь Ибрахима: «Чья религия может быть прекраснее религии того, кто покорил свой лик Аллаху, творит добро и последовал за верой Ибрахима, исповедуя Единобожие?» (4:125). Поэтому, Джалал ад дин Руми и советует учиться на примере великого пророка Ибрахима («Учись у предка — Авраама...»), который через свои наблюдения-сопоставления (6:76—79) достиг Сути Ислама и сказал: «Нет богов иных, кроме Единственного и Единого Аллаха («ля иляха илл Аллах»).

«Скажи «Бисмиллах» («С Именем Аллаха»)» — учит Руми, этим Словом «вылечи вчерашнего себя от безбожия; и в этом деле больше никаких слов и не надо!».

Как хорошо разбирался человек в Правилах Ислама, как глубоко понимал Суть Господнего Слова (Коран)! Не зря его и прозвали «Джалал ад дин» — человек, заслуживший уважение-величие знанием Религии Аллаха. Про таких истинно уверовавших, бесконечно преданных Своему Единственному Создателю и сказано в Коране: «Да будет им мир во всех мирах!» (с.37).

Наш Единый Защитник и Покровитель! Не оставляй и нас без доли от Твоей Всеобъемлющей Милости!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции