ЧТО ТАКОЕ МЕДИАЦИЯ?

Для простого российского обывателя мудреное заморское слово «медиация» (не путать с «медитацией») мало о чем говорит. И все же экс-прокурор РТ Кафиль Амиров обратился к муфтию РТ Камилю хазрату Самигуллину с предложением развивать деятельность мусульманских религиозных организаций также и в данном направлении. Муфтий к идее служителя закона отнесся с интересом. В результате 13 марта в резиденции ДУМ РТ прошел круглый стол, посвященный перспективам данного института в мусульманской религиозной среде.

DSC09589.jpg
 

Медиация представляет собой досудебный способ урегулирования конфликтов при посредничестве третьей нейтральной стороны. Этот институт очень активно развит сейчас на Западе. Например, как отметил на круглом столе эксперт в данной области Юрий Митюшкин, в США до 95% всех споров экономического характера решаются именно таким способом. Одна из причин подобной популярности процедуры — ее дешевизна. В Англии даже подсчитали, отметил Митюшкин, что решение спора через медиацию обходится в 10 раз (!) дешевле, чем через суд.

В России практика подобных альтернативных технологий пока еще в диковинку, хотя, как говорится, лед тронулся: в 2011 году был принят федеральный закон о медиации, что существенно повысило статус данного способа примирения.

Медиация стоит на стыке психологии и юриспруденции. Ведь любой конфликт имеет и психологическую, и юридическую составляющую. Однако медиатор, организующий процесс переговоров, выступает не с позиции психологии, докапывающийся до глубинных пластов внутренней мотивации, и не с позиции юриспруденции, имеющей свое юридическое суждение на предмет спора. Медиатор — это нейтральный участник процесса, задача которого —создать условия, чтобы оппоненты пришли к такому соглашению, которое бы удовлетворило обе стороны.

Пример-реализации-социального-ислама---Центр-реабилитР
Пример реализации социального ислама — центр реабилитации слепых и слабовидящих на улице Серова города Казани

МЕДИАЦИЯ В ИСЛАМЕ

Первым медиатором, отметил на круглом столе в шутку Амиров, был Ходжа Насреддин. И в подтверждение привел поучительную историю из его жизнеописания. Как-то раз к Ходже обратился богач, у которого вышел конфликт с бедняком. Несчастный горемыка пропитал запахом плова, готовившегося в казане богача, рукава своей одежды, чтобы насладиться хотя бы благоуханием еды. Богач в ответ потребовал компенсации, т.к. запах был взят от его плова. Недолго думая Ходжа Насреддин достал мелочь и потряс ею возле уха ненасытного бая. «Теперь ваш конфликт исчерпан, — резюмировал мудрец, — он взял у тебя запах, взамен ты получил звон монет!»

В реальной практике неофициальными медиаторами в мусульманском сообществе исторически выступали религиозные деятели, имамы. К их авторитету люди часто обращаются и сегодня с просьбой помочь им разрешить свои конфликты и споры. Особенно медиация в исполнении служителей религии оправдана в сфере семейных отношений. В суд с подобными тяжбами люди не торопятся: никому не хочется выносить сор из избы. Да и потом, решение такого рода конфликтов в судебной инстанции — это уже крайняя мера, причем не самая эффективная. Если, скажем, разведенные родители спорят о том, как им совместно воспитывать ребенка, то суд — далеко не лучший способ прийти к соглашению. В конце концов, не через приставов же навещать родных детей.

Впрочем, к имамам обращаются и с экономическими спорами. Это могут делать, например, друзья, ведущие совместный бизнес, для которых в возникшем конфликте важно не только отстоять свои коммерческие интересы, но и сохранить добрые отношения между собой.

Помимо имамов в мусульманской среде Татарстана на данном поприще действуют и специальные казыи, т.е. религиозные судьи.

DSC09590.jpg
 

КТО ТАКОЙ КАЗЫЙ?

Казый — еще одно заморское слово, мало известное широкой публике. Впрочем, некоторые филологи уверяют, что это слово вошло во многие русские идиомы, хотя мы, как правило, и не подозреваем о его арабском происхождении, в свете которого только и можно понять исходный смысл данных выражений. Например, во фразе «отставной козы барабанщик», которую употребляют в отношении малозначительного человека, речь изначально шла не о козе, что было бы абсурдно, ибо какая коза может быть в отставке, а о бывшем казые, т.е. судье, точнее, о его помощнике, который барабанной дробью сопровождал оглашение судебных приговоров.

Те же этимологические корни, согласно данной лингвистической теории, и у выражения «драть как сидорову козу», которое чуть ли не целиком является калькой арабской фразы: «...ка садара казый» (букв. «как решил, постановил судья»), т.е. высечь так, как было предписано судом, иначе говоря, без снисхождения. К слову сказать, шариатские судьи в средневековье часто налагали телесное бичевание в качестве наказания для преступника.

Итак, казый — это духовный судья. Данный институт унаследован мусульманской общиной из глубокой древности, хотя сейчас казыи выполняют несколько иные функции, чем их коллеги в далеком прошлом. В настоящее время мечети Татарстана поделены на 9 округов, в каждом из которых есть свой казый. Совет казыев РТ возглавляет авторитетный религиозный деятель нашей республики Джалиль хазрат Фазлыев.

Еще задолго до принятия закона о медиации наши казыи помогали людям находить общий язык. «Мы всегда занимались этим, — отметил на круглом столе Джалиль хазрат и в шутку добавил, — хоть и не подозревали, что на Западе за это платят деньги».

DSC09580.jpg
 

ОТВЕТ НА ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ

Медиация — это действительно перспективное направление в деятельности религиозных организаций. Это один из ответов на вызовы нашего времени. Все дело в том, что религиозные деятели татарского народа во все времена служили людям не только через свое собственно религиозное призвание, что важно само по себе, но и через выполнение целого набора других социальных функций.

Например, до революции татары, как известно, были самым грамотным народом Российской империи: практически 100% татар умели читать и писать. Откуда? Ведь тогда у татар не было государственной системы образования. Причина этого кроется в деятельности имамов. Именно они обучали татарских детишек чтению и письму, рождая значительный читательский спрос, что стимулировало татарское книгопечатание и другие звенья в цепи факторов, стимулировавших прогресс. Сегодня эту нагрузку переложили на себя государственные школы.

Ходжа-Насреддин.jpg
Первым медиатором, отметил на круглом столе в шутку Кафиль Амиров, был Ходжа Насреддин

Религиозные организации в наши дни активно занимают и другие социальные ниши, например сферу благотворительной деятельности. Доктрина социального ислама, которую в последний год активно взяло на вооружение ДУМ РТ, — одно из проявлений данной тенденции, построенной на вековых ценностях милосердия и сострадания ближнему.

Медиация с опорой на религиозные институты — это новый горизонт в деле гармонизации общественного пространства. В мусульманской среде России подобными перспективами первыми озадачились именно в Татарстане, что лишний раз подчеркивает его лидерство во многих областях. Впрочем, все новое, как это часто бывает в жизни, есть хорошо забытое старое. Ведь по большому счету медиация в широком смысле этого слова, примирение людей, — это глобальная миссия всего ислама. «Распространяйте мир (салям) между собой» — завещал нам Пророк. И этот пророческий призыв стал частью традиционного мусульманского приветствия: «Мир вашему дому!»

первый заместитель муфтия РТ

Рустам Батыр

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции