Сложная задача восстановления усадебного архитектурно-ландшафтного комплекса, требующая серьезных финансовых средств, усугубляется необходимостью выбора эффективного формата ее последующего использования. При этом очевидно, что возврат затраченных средств будет происходить десятилетиями, а полной окупаемости никто гарантировать не сможет. Именно поэтому Елена Гайдай считает большой удачей, если удается найти инвесторов, желающих возрождать русскую усадьбу на таких условиях.

Первые торги РАД  - по усадьбе Болдино — памятнику федерального значения, известному также как усадьба Татищева - прошли 25 декабря 2014 года. Инвестиционная группа компаний ASG стала их победителем. Площадь усадьбы — 1,2 тыс. кв. м, земельного участка — 70 га. Окончательная цена лота превысила 4,5 миллиона  рублей. Примерный расчет затрат на реконструкцию по оценке организаторов аукциона составляет 118,7 миллиона рублей. По условиям торгов ИГК ASG обязана провести ремонтно-восстановительные работы и приспособить здание для современного использования под рекреационные или административные цели: размещение дома отдыха, отеля, spa - или лечебно-восстановительного центра, офисов и пр.

u_boldino31.jpg
 
u_boldino21.jpg
 

Источник фото: http://nataturka.ru/muzey-usadba/usadba-boldino.html

Восстановление усадьбы в первоначальном виде, особенно той, от которой почти ничего не осталось  – это не только финансовая, но и научная проблема. Что считать достойным восстановления? Время основания усадьбы или период ее расцвета? Например, известный всем Эрмитаж неоднократно горел и при каждом императоре перестраивался. Восстановить облик, который был при Александре II,  означает уничтожить то, что было сделано при Николае I. Поэтому публикация проектов восстановления усадебных комплексов, их обсуждение с научной общественностью и властными структурами, практикуемые ИГК ASG, не просто оправданы, а единственно возможны.

Концепция организации на базе усадеб туристско-рекреационных кластеров, разработанная ASG, обеспечивает не просто приспособление усадьбы к современному использованию, а делает ее самодостаточным, саморазвивающимся объектом. И дом отдыха, и отель, и другие объекты с монофункцией не требуют обязательного размещения их в историческом здании, а площадь прилегающей территории ограничивается парковой зоной.

Организация же на базе усадьбы туристско-рекреационного кластера ведет к ее подлинному возрождению. При этом традиционные функции усадьбы – хозяйственная, производственная и т.д – являются одновременно и способом самообеспечения усадьбы всем необходимым, и основой активных туристских практик. Размещение кластера в усадьбе уникальной архитектуры с подлинным историческим интерьером, парковой зоной и т.д.  обеспечивает ему «лица необщее выражение», то есть ведет к узнаваемости и конкурентоспособности объекта. Подмосковью, действительно, не нужны 320 spa-отелей, а вот десятки кластеров, отличающихся природным ландшафтом, архитектурой, набором туристских продуктов, способны привлечь посетителей.

Tatishchev.jpg
Портрет В.Н.Татищева

Об усадьбе Аигиных

Первый этап работы компании ASG, направленной возрождение русской усадьбы,  можно было оценить уже во второй половине 2014 года. 19 ноября ход реставрационных работ в усадьбе купца В.П.Аигина в селе Талицы получил положительные отзывы от приехавших экспертов.  Это первая усадьба, сданная в льготную аренду ровно год назад Инвестиционной группе компаний ASG в рамках реализации программы Губернатора Московской области Андрея Воробьева «Усадьбы Подмосковья».

Бывшая полуразрушенной сегодня усадьба  купца В.П. Аигина представляет собой красивый полностью отреставрированный главный дом, завершаются работы в конюшнях, в парке были посажены липы.

В дальнейшем в усадьбе разместится апарт-отель с собственным натуральным хозяйством, привлекательным для агротуризма. Кроме того, эскизы будущих интерьеров разработаны на основании архивных материалов и с использованием предметов искусства из собственной коллекции ASG. Сдача объекта в эксплуатацию и открытие усадьбы Аигина для посетителей планируются в 2015 году.

Наиболее высокая оценка итогам реставрационных работ, проведенных ASG, дана заместителем Председателя Правительства Московской области Александром Чупраковым, который не только заявил о том, что усадьба Аигина «уже стала брендом Подмосковья», но и подчеркнул, что группа компаний «ASG», возрождая подмосковные усадьбы, помимо того, успешно несет особую социальную ответственность по развитию муниципальных территорий и созданию в них новых рабочих мест.

halko_img_4369.jpg
 
halko_img_4040.jpg
 

Возрождая усадьбу – инвестор-меценат возрождает и социальную среду вокруг. Ведь это не только реставрация здания и других построек на территории усадебного комплекса, но это и необходимость благоустройства территории, а также - дороги, это и новые рабочие места для людей, которые живут в данном районе. Одним словом, это старт для развития очень многих социальных направлений. Образно говоря, через возрождение истории происходит рождение будущего.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции