Масштаб восстанавливаемых компанией ASG усадеб и исторических зданий в центре Казани требует ввоза большого числа предметов искусства. Дело в том, что помимо воссоздания экстерьера объектов культурного наследия интерьеры будут наполнены предметами искусства из Большого собрания изящных искусств ASG. В основном это предметы искусства XVII – XIX веков, которые закупаются на французских аукционах, после чего привозятся в Россию. Это и западноевропейская мебель, и живопись, и часы, и бронза, и фарфор, и ткани и другие предметы.
Стоит сказать, что компания ASG выступала инициатором ряда законопроектов. В частности, ещё в 2013 году была проведена научно-практическая конференция «Государственно-частное партнёрство как эффективный инструмент сохранения объектов культурного наследия России». В ходе конференции обсуждались нормативно-правовые условия и практические модели сотрудничества бизнеса и власти. Отрадно, что эта и другая работа компании по данному направлению была оценена. Как результат – появление нескольких законопроектов, касающихся государственно-частного партнёрства в сфере сохранения объектов культурного наследия. Это тот положительный пример, когда государство и бизнес объединяются для сохранения культурного наследия страны.
Что касается проекта закона о меценатской деятельности, внесенного в Госдуму в апреле 2013 года, то, стоит сказать, что тогда предлагалось «предоставлять меценату право включать средства, направляемые получателям меценатской поддержки, в состав внереализационных расходов в том отчетном периоде, в котором были произведены соответствующие расходы, в размере, не превышающем 10% полученной в этом периоде налогооблагаемой прибыли, исчисленной без учета указанных расходов». Однако в окончательном варианте закона, принятом 4 ноября 2014 года, такой статьи нет, а единственной мерой государственного стимулирования меценатской деятельности являются расплывчатые «меры экономической поддержки меценатов и получателей меценатской поддержки в соответствии с законодательством РФ, установление и присуждение меценатам наград и почетных званий». Правда, думский Комитет по культуре рассчитывает в 2015 году принять две поправки к закону: одну — по налоговым льготам, другую — по упрощению для меценатов-иностранцев получения въездных виз, разрешения на работу и гражданства.
По некоторым параметрам, например отсутствие налога на богатство и наследование произведений искусства, Россия кажется страной, удобной для коллекционеров. В то же время у нас не предусмотрено никаких налоговых льгот для дарителей художественных ценностей и меценатов, а налог на коммерческий ввоз произведений заметно затрудняет оборот произведений искусства. В то время как в других государствах расчёт налога для дарителей произведений искусства фиксируется.
Налог при перепродаже произведений искусства в России рассчитывается по тем же ставкам и правилам, что при продаже квартир или машин. Если имущество находилось в собственности продавца более трех лет, доход от его реализации освобождается от налогообложения. Если менее трех лет — ставка налога для резидентов РФ составляет 13%, однако можно воспользоваться налоговым вычетом (уменьшить налогооблагаемую сумму, но не более чем на 250 тыс. руб.). Физические лица, получающие доход от продажи имущества (скажем, картин), обязаны самостоятельно исчислять налоги и предоставлять декларацию в налоговые органы.
Камнем преткновения в российском обороте искусства является закон о ввозе-вывозе культурных ценностей. Вывозить произведения искусства возрастом старше 100 лет из России не то чтобы дорого, а просто нельзя (исключение составляют те, у кого есть специальное разрешение Министерства культуры). Постоянный ввоз возможен: согласно действующим таможенным правилам ввозимые в страну произведения искусства могут как облагаться, так и не облагаться налогами.
Юридическое лицо, ввозящее предмет, признанный письмом Министерства культуры «культурной ценностью» (обычно в таком случае предмету более 100 лет и он создан известным автором) или «предметом культурного назначения» (предмету менее 100 лет или автор его неизвестен), в любом случае платит 18% НДС от стоимости и 0% таможенной пошлины. Никаких ограничений по дальнейшему обороту не предусмотрено.
Если произведение искусства ввозит физическое лицо, причем для личного использования, при условии декларирования и регистрации оно не подлежит налогообложению и ввозится бесплатно. Если же физическое лицо привозит культурную ценность или предмет культурного назначения для дальнейшей продажи («с выпуском в свободное обращение»), нужно уплатить пошлину 30% от стоимости произведения (за нее принимается сумма, поставленная в документах о покупке на аукционе или у галериста, НДС в этом случае равен нулю). На произведения искусства стоимостью менее $10 тыс. и весом менее 10 кг (причем привезенные на самолете) это правило не распространяется, их можно ввозить, уплатив лишь совсем небольшие таможенные сборы.
В зарубежных государствах, пожалуй, США остаются особенно привлекательными для коллекционеров, где налог на ввоз произведений искусства составляет 0 %.
Кстати, на осеннем Антикварном салоне в Центральном доме художника распространился слух, будто один из уважаемых арт-дилеров, покупавший картины на лондонских аукционах и в парижских галереях, ввозивший их «для личного использования» и тут же перепродававший (ничего ужасного, так на русском рынке делает 90% участников, иначе произведений искусства для продажи просто неоткуда будет взять), подвергся за это неким преследованиям. В результате многие крупные антиквары выставляться на салоне поостереглись, а другие не показали новых, недавно привезенных в Россию картин.
Законом предусмотрена административная ответственность за «недостоверное декларирование». Она грозит штрафом или даже конфискацией недостоверно задекларированного имущества. Но для этого должны быть доказаны неоднократные и системные факты того, что частное лицо, беспошлинно ввозящее культурные ценности, на самом деле ведет предпринимательскую деятельность и получает с этого прибыль. Сделать это непросто (хотя бы потому, что при купле-продаже искусства в России и продавцы и покупатели нередко не оформляют никаких документов). Контроль за тем, как используется ввезенное, может вестись таможней «в течение трех лет после выпуска товара» (произведения искусства и предметы коллекционирования относятся к «товарной номенклатуре 97»), после чего претензий к владельцу быть не может.
Источник:
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.