Есть такое емкое понятие в нашей экономической истории – "чумара", то есть присвоение видимого эффекта от корыстного использования невидимых и, главное, не тобой созданных ценностей. Как бы не растащить по частям конкурентные преимущества, накопленные поколениями. Когда вирус "чумары" вошел в менталитет, коррупцию сознания обычными и даже "сингапурскими" методами не победишь. На китайцев, видимо, публичные казни коррупционеров производят впечатление, на наших же… навряд ли. Во-первых, ну, мы ж не звери. И проходили уже – больше не надо. Во-вторых, пиар он и есть пиар… А надо, чтоб совесть и память проснулись – иначе не получится.

Может, потому и не сложилась пока рабочая площадка своего национально-регионального экономического форума (по примеру других российских регионов) – для обсуждения и выработки экономического курса, осмысления достигнутого и разработки социально-экономических программ, которые интересны не только для аппаратных исполнителей. Ежегодных форумов – от театральных до спортивных, причем, на международном уровне, – хватает на любой вкус, а вот с экономическими не заладилось – только на выезде или под корпоративный интерес. Между тем, уровень экономической грамотности активной части населения заметно вырос и даст фору многим штатным специалистам, оторванным от жизненных реалий. Вот бы этот потенциал – и грамотно задействовать.

ОТ "ЯРМАРКИ ТЩЕСЛАВИЯ" К "КОРРУПЦИИ ДУШИ"

В 1902 году Гаяз Исхаки написал книгу-пророчество "Инкыйрас" – "Вырождение двести лет спустя". Для нашего нынешнего восприятия это мрачное пророчество может показаться во многом наивным. И все же, думаю, главное указано верно – измена своей памяти и соблазнение сиюминутными ценностями жизни. Достоверно показана и губительная тяга к "ярмарке тщеславия" (думаю, это более адекватный смыслу перевод "кукольной свадьбы").

Жаль, что книга Исхаки до сих пор остается камнем преткновения в диспутах "татаристов" и "булгаристов". Но спорят ученые, а в народе конфликта нет. Конечно, потомки служилых татар Золотой Орды всегда были ближе к политике и коммерции. А наследники Великой Булгарии традиционно ближе к ценностям культуры. Старики знают, из каких сел и районов чаще происходят начальники и бизнесмены, а из каких – писатели, богословы и музыканты. И что полезного в эту мозаику добавляют русские, чуваши и другие. На таких прочных стыках и возникают конкурентные качества и обновляющие импульсы, если их правильно осознать. В том числе и в конструкции ветвей власти. Чтобы каждая голова отвечала за свое дело, которое делает лучше других.

А потом можно заглянуть и поглубже в изначальные смыслы. Например, почему так складно звучит "Отче наш, иже еси…" и "Ата, чын аш ижасе…" –  православная и тенгрианская молитва Единому Господу. Примерно так обычно и раскрывается "ядерная энергия" народного самосознания – тяговая сила развития и обновления жизни.

Инкыйрас обычно переводят как "вырождение". Применительно к современному смысловому контексту можно перевести – "коррупция души". И все же, по корневым смыслам материнского языка Евразии, – это "уклонение с прямого пути к истине". Такие испытания выпадают каждому народу…

Как говорит мой старый друг, – Один раз – не Инкыйрас?

17.02.1010

Рустам Курчаков – кандидат экономических наук, генеральный директор консалтинговой компании "ТАУ"