Ведь если даже допустить, что завтра исчезнут все правовые препоны, мы ничего не получим. И здесь, на мой взгляд, необходимо наладить диалог российского министерства финансов и Центробанка с теми странами, где есть удачный опыт сочетания западной и исламской финансовых моделей.

НА НОРМАХ ШАРИАТА

- Но ведь и в нашей стране уже была попытка внедрения исламских услуг Бадр-Форте Банком?

- Ситуация с тех пор, как мне видится, кардинально изменилась. А потому я бы не хотел ворошить прошлое, тем более что, по-моему, основной причиной отзыва лицензии у этой кредитной организации никак не было предоставление ею специфических для рынка продуктов и услуг. Думаю, это уже пройденный этап в истории отечественной банковской системы.

Более того, сейчас меняется и общемировая ситуация: исламские банки сегодня работают уже с гораздо более крупными финансовыми потоками, они показывают завидные результаты деятельности, расширяют собственную клиентскую базу, в том числе и вне мусульманских регионов. Тот же Китай с его не всегда дружелюбным отношением к приверженцам ислама активно развивает у себя целый город, вся финансовая система которого построена на нормах шариата. Кроме того, в Шанхае в скором времени будет проводиться крупнейший международный форум по исламским финансам.

А потому рассуждать о том, давать или не давать зеленый свет исламскому банкингу, нужно с учетом сложившихся на сегодня реалий. А они таковы, что кризис еще никто не отменил, и исламская модель может стать реальной альтернативой традиционной.

- И когда же, по-вашему, можно будет констатировать, что Россия созрела?

- По большому счету, я бы не советовал торопиться, ведь открыть сегодня исламский банк, чтобы завтра его закрыть, – это худший сценарий. Пусть мы потратим год, два, три, но внедрим эти инновации осознанно. И тогда у нас получится дать рынку качественный продукт, который привлечет не только внутренних, но и внешних инвесторов.

- Чем же, ведь зарабатывать деньги на деньгах по шариату запрещено?

- Во многом моделью взаимоотношений. В отличие от западных банков, которые развивают отношения с вкладчиком, с одной стороны, и с заемщиком, с другой, здесь цепочка состоит, по крайней мере, из трех звеньев: вкладчик (он же инвестор) – кредитная организация – заемщик. И это заставляет всех участников процесса гораздо более ответственно подходить к выбору партнеров, потому что может случиться так, что им придется делить с ними не только прибыль, но и убытки.

- Но что в таком случае заставит немусульман обращаться в такие банки, раз их доходы не гарантированы?

- В первые годы большая часть клиентов все же будет представлена приверженцами ислама, потому что не будет данных отчетности, которые позволят сопоставить показатели деятельности этических кредитных организаций с традиционными. Особенно сказанное относится к вкладчикам, потому как заемщики, как правило, с самого начала оказываются гораздо более дифференцированы в конфессиональном плане.

ЧЕТВЕРО ИЗ ПЯТИ ПРЕДПОЧИТАЮТ ТРАДИЦИОННЫЕ ИНСТИТУТЫ

- А через пару лет начнется передел рынка?

- Вовсе нет. Как показывает международный опыт, резкого перетока клиентов от банков, построенных по западной модели, к исламским не происходит. Сфера влияния последних увеличивается в первую очередь за счет вовлечения в рыночный процесс тех, кто ранее просто был "за бортом" в силу своих убеждений, недоверия и т.д. А потому кардинальных перемен я не предвижу.

Возьмем ту же Малайзию. Только в прошлом году исламские банки достигли того, что около 20 процентов населения этой страны стало обслуживаться у них. Как видите, четверо из пяти жителей по-прежнему предпочитают традиционные институты.

- С чем это, по-вашему, связано?

- Индустрия, о которой мы говорим, еще очень и очень молодая. Если западная модель развивается уже несколько сотен лет, то исламская – всего пару десятилетий. Заметным толчком к её прогрессу стали события сентября 2001 года в США. Тогда значительные объемы средств вернулись в страны мусульманского мира, и начался важный этап в развитии исламского банкинга. Слишком высоки стали риски в традиционных кредитных организациях.

Понимая это, владельцы капитала поспешили обезопасить свои накопления. А потому и стала создаваться новая ниша, тем более что финансовые показатели говорили в пользу этой модели. Если Россия подойдет к данному вопросу именно с этой стороны, то нам удастся получить должный экономический эффект и избежать разного рода непонятных ассоциаций.

- Кстати, о них… "Линова" как-то взаимодействует с рабочими группами при Ассоциации региональных банков и при Совете муфтиев России, занимающимися вопросами возможности создания исламского банкинга в нашей стране?

- С ведомством г-на Аксакова мы периодически контактируем. Что касается Совета муфтиев, то непосредственное сотрудничество здесь минимально. Объясню почему.


Во-первых, "Линова" – это коммерческая бизнес-единица. Во-вторых, у нас разные цели и задачи. Совет муфтиев должен работать с паствой. А потому я считаю неправильным, когда приезжающий в нашу страну глава или представитель  финансового ведомства какого-нибудь мусульманского государства вместо встречи с Кудриным или Игнатьевым начинает работать с духовенством.

На мой взгляд, религиозные деятели могли бы в деле развития исламского банкинга играть значимую роль больше как просветители, а не инициаторы законодательных изменений. Каждый должен заниматься своим делом, и это надо четко понимать. Лишние же посредники между центробанками не нужны.

- Линар Габдельнурович, а какая форма предоставления исламских банковских услуг наиболее вероятна для России?

- Думаю, прежде всего, это будут инновационные банковские окна в традиционных кредитных организациях, что позволит последним диверсифицировать бизнес и снизить риски. Ведь нынешний кризис лишний раз подтвердил, что банки, работающие по шариату, чувствовали себя нередко не только не хуже, но даже лучше своих западных коллег.

- Давайте тогда предположим, что исламский банкинг у нас появился. Кто в этом случае будет выполнять роль контролирующего органа – Центробанк или Шариатский совет, который должен следить за соответствием бизнеса принципам ислама?

- Контрольным и надзорным органом, безусловно, останется Банк России. Институт же Шариатских советов должен заниматься вопросами соблюдения иных норм. В первую очередь, деятельность его необходима для клиентов-мусульман. Шариатский совет – это некий аналог ГОСТа, который подтверждает соответствие продукта определенному стандарту качества.

Если же говорить непосредственно о вариантах внедрения таких служб, то они могут существовать как внутри самих компаний или банков, так и стоять над ними как единое ведомство. Какая модель будет реализована в нашей стране, пока сказать не могу. Придет время – увидим.

Bankir.Ru

Справка

Линар Якупов, 36 лет. Закончил факультет экономики и управления Международного исламского университета Малайзии. Работал вице-президентом в инвестиционной компании, а также заместителем управляющего бизнес-инкубатора этой стране.

В России с 2002 года – занимал посты коммерческого, затем финансового и генерального директора в компании "Татинтелком". В 2006 году основал и возглавил инвестиционную финансовую компанию "Линова" (ИФК "Линова"). С 2008 года – директор Российского центра исламской экономики и финансов (РЦИЭФ) при Российском исламском университете (РИУ), с декабря 2009 года – президент Некоммерческого фонда развития исламского бизнеса и финансов (IBFD Fund). Входит в состав Совета при правительстве Татарстана по взаимодействию с международными финансовыми организациями.