ЭКСПЕРТЫ КОММЕНТИРУЮТ РЕШЕНИЕ  РУСТАМА МИННИХАНОВА  СЛИТЬ ДВЕ ПРЕСС-СЛУЖБЫ ПОД НАЧАЛОМ АНДРЕЯ КУЗЬМИНА 

В понедельник  стало известно о том, что Рустам Минниханов назначил руководителем пресс-службы президента РТ Андрея Кузьмина. Пресс-служба Кремля под его началом также будет исполнять функции пресс-центра кабмина РТ. Как вы относитесь к этому решению Минниханова?  Чего ждете от новой структуры? Появится ли у казанского Кремля своя информационная политика? С этими вопросами газета БИЗНЕС Online обратилась к представителям казанского медиасообщества.  

Юрий  Алаев - генеральный директор ЗАО "ВиД", учредителя и издателя газеты "Время и Деньги":

- Ничего нового  от этой структуры я не жду, только оперативной информации. Что касается большей или меньше открытости, - не думаю, что будут какие-то изменения. С другой стороны, эта тенденция к оптимизации штатов и расходов лишний раз заставляет думать, что после 22 апреля (на эту дату назначена сессия Госсовета РТ – прим. ред.) мы обнаружим, что на самом деле президент Татарстана возглавит исполнительную власть, как это записано в федеральном законодательстве. А вместо премьер-министра будет предложена кандидатура вице-президента, который будет председательствовать там, где Минниханову неинтересно. Сейчас может возникнуть потребность  информационно-пропагандистского обеспечения той мысли, что в РТ есть преемственность, все нормально, мы сохраняем и укрепляем свои позиции. Не исключено, что появится некий мозговой центр, который мог бы вырабатывать какие-то предложения для власти, но неявным, непубличным образом. В общении с прежней пресс-службой президента я не испытывал каких-то неудобств, потому что у меня были личные хорошие отношения с Айратом (Зариповым – прим. ред.). От новой пресс-службы хотелось бы большей определенности в том, что называется "президентским пулом". У Шаймиева было любимое агентство – Интерфакс, и он предпочитал через него проговаривать какие-то принципиальные вещи. Если бы он это делал через пул местных СМИ, например «БИЗНЕС Online» или газету "Время и Деньги", это поднимало бы их уровень для внешнего мира. 

Марина  Юдкевич - журналист газеты "Вечерняя Казань": 

- До сих пор существовала система освещения деятельности органов власти, когда информация, которая касается непосредственно жизни общества, поступала из министерств и ведомств. Информация, поступающая из Кремля, имела более декоративный характер: либо это внешняя политика (которой в регионе по определению не существует), либо какие-то политические заявления президента. В период работы в пресс-службе кабмина Кузьмина журналисты прекрасно понимали, как обращаться (а иногда и бороться) с пресс-службами различных ведомств. И параллельно существовали абсолютно непрозрачные механизмы работы с прессой - у аппарата президента. Доступ к информации имел определенный круг "посвященных". Хотя, собственно, непонятно, зачем все это делалось, - на мероприятиях в казанском Кремле, на которые допускались журналисты, практически значимая информация в последние годы почти не озвучивалась. Существовавшая система не была ни логичной, ни эффективной полностью, ни понятной и прозрачной для общества, так что объединение этих систем в форме поглощения, с моей точки зрения, очень логично и разумно. Но будут ли изменения положительными? Это зависит от отношения к прессе первого лица.  

Альфия  Адиятова - главный редактор казанского выпуска газеты "Комсомольская правда"  

- Я очень надеюсь,  что пресс-центр казанского Кремля  будет работать максимально открыто,  как это было в пресс-центре  кабинета министров Татарстана. Что максимально возможное количество совещаний также будут проходить в открытом режиме. Что доступ к официальной информации всегда будет открытым и быстрым. Еще хотелось бы, чтобы на сайте президента размещались интересные фотографии. Каких-то особых условий для работы в Кремле журналистам создавать не надо, для нас главное – открытость и доступность информации о работе президента.   

Рашид Галямов - генеральный директор ИД "Парадигма":

- Не секрет, что  в последние годы казанский  Кремль и площадь Свободы демонстировали  два диаметрально противоположных  подхода к работе со СМИ.  Правительство в лице Кузьмина  выстроило ровные отношения со всеми СМИ, независимо от форм собственности и ангажированности издания. Насколько я знаю, проблем с доступом ни на одно мероприятие    кабмина ни у кого не было. Эта технология парадоксальным образом компенсировала некую закрытость премьера от СМИ. Его непубличность. И с точностью до наоборот было с Кремлем.

Шаймиев лично  любил и умел общаться с журналистами, видел в этом ресурс для себя и  власти в целом. И удивительным образом  аппарат в последние годы отсекал от Кремля все живые СМИ республики. Например, "Вечерка", "Коммерсантъ", "БИЗНЕС–Online" и целый ряд изданий всячески блокировались и не допускались на ключевые мероприятия с участием президента. В итоге, на мой взгляд, проигрывала власть и лично Шаймиев. Мне иногда казалось, что это "заговор" против президента, его блокада, но на самом деле, видимо, перестраховывались.

Что касается новой  команды Кремля, то я бы пожелал  ей избежать то, что я называю  "синдромом Муртазина". Это когда  пресс-секретарь забывает, что он призван обслуживать прессу и своего заказчика, и начинает искренне верить, что это он - Главный. То есть почти президент (премьер, министр и т.д.). В той или иной степени больны этой болезнью почти все пресс-секретари в Казани. Я бы пожелал Андрею Кузьмину, к которому пока эти слова никак не относятся и который демонстрировал в кабмине большую эффективность, не заболеть именно этим синдромом.  

Мансур  Муртазин - главный редактор газеты "Шахри Казан": 

- Прежде всего  нам, журналистам, нужна от  пресс-службы президента Татарстана своевременная информация. Наша газета – государственное издание, здесь официальная информация обязательно должна выходить вовремя, без опозданий. Поэтому хотелось бы, чтобы пресс-служба главы республики оперативно выставляла на сайте президента сообщения о происходящих событиях, встречах, приемах и так далее. Пусть сначала это будет короткое сообщение, а более подробное – позднее. Хорошо бы сразу вывешивать на сайте и фотографии. Мы сдаем номер в печать где-то в пять часов вечера, и для нас очень важно до этого времени иметь всю официальную информацию. Тогда мы сможем разместить ее в газете, чтобы наши читатели могли вовремя с ней познакомиться. 

Геннадий  Наумов - издатель еженедельника "МК-Поволжье":

- Давно пора  этот параллелизм в органах  власти прекратить, а тем более в работе пресс-служб. Надеюсь, что это первый звоночек о том, что впредь не будет дублирования между правительством и аппаратом президента. Однозначно, их нужно объединять. Чего нам ждать? В прежнем формате в Татарстане в отличие от других регионов, для прессы не было никаких тендеров (все ресурсы отданы госСМИ)… Кузьмину какое пожелание – не ограничиваться выкладками информационных материалов на электронном правительстве. Эта работа замечательно налажена, в режиме реального времени выкладывается информация. Даже ходит такая байка: идет делегация к Минниханову, ее встречают – фотографируют, пока она на его этаж поднимается, - фотографии уже появляются на сайте. Но дальше вопрос – как насчет творчества, штучных материалов? В республике должна быть информационная политика. А выясняется, что в огромной структуре госСМИ - нет "перьев". Это обратная сторона замечательной системы. В прежней пресс-службе президента нравилось отношение к журналистам, лично Шаймиев всегда перед серьезными событиями (такими, как выборы) делился и даже советовался с журналистской братией. Но при этом не чувствовалась информационная политика. Активной политики, позиционирования Татарстана не было, так что Шаймиев лично был вынужден выступать в роли ньюсмейкера. В Москве люди удивляются – а кто спичрайтеры, советники? Их нет. Надеюсь, Кузьмин новыми глазами на это посмотрит, пусть начнет с чистого листа, пусть делает то, что делал в правительстве, но нужно идти дальше. Не нужно ограничиваться работой со "своей" прессой. 

Наталья Голобурдова