Аналитические службы инвестбанков и Центробанки не устают нам доказывать, что рецессия закончилась, а зеленые ростки уже выше, чем самые высокие пальмы. О главной проблеме этого кризиса говорят все меньше. Напомню, что она заключается не в уровне промышленных запасов, значении фондовых индексов или пресловутых ожиданиях менеджеров и потребителей, а в уровне долга – личного, корпоративного и государственного. С государственным долгом все ясно: он растет и будет расти, и у властей нет более действенного механизма разобраться с этой бедой иначе как инфлировать его. С корпоративным долгом также все более-менее понятно: кто хотел, продал свои плохие долги Федеральной резервной системе. ФРС с начала кризиса поставила себе на баланс ипотечных бумаг на сумму свыше $1,2 трлн. Остальные плохие долги банки отчаянно прячут, часто прибегая к откровенно мошенническим схемам – вроде "Репо 105", хитрым свопам, позволяющим временно очистить баланс от нежелательных обязательств и пр. Самое неприятное, что банкам предстоит еще не один год заниматься очисткой своих балансов от токсичных активов, показывая акционерам убытки.

 

А как обстоят дела с личными финансами и с личным уровнем долга? Известно, что личное потребление – основная движущая сила американской экономики. Да и российской тоже. Недавно Citi, представляя свой Outlook по российской макроэкономике, на потреблении домохозяйств сделало особый акцент. По данным банка доля такого потребления в ВВП составляет 62%. Однако как российские граждане "вытащат" ВВП в этом году все же непонятно, учитывая высокий уровень безработицы, медленное восстановление зарплат и гигантскую величину сбережений – около 16%. Другими словами, кто заставит их потреблять больше?

 

Любопытно посмотреть, как Штатам это удалось. Известно, что от потребительских аппетитов американцев до последнего времени были зависимы целые страны - тот же Китай. Домохозяйства последние 20 лет сберегали все меньше, а потребляли все больше. Стремительное падение уровня сбережений – как разницы между доходами и расходами – наблюдается там начиная с 80-х. В 2005- 2006 г.г. они впервые в истории ушли в красную зону. Тогда уровень сбережений достиг отметки в минус 1%. Что это значит? Что на каждый заработанный доллар люди тратили $1,01. То есть занимали. Не случайно, что именно тогда в США закончился ипотечный бум, начались первые банкротства, а цены на недвижимость перестали расти. Как следствие продажи во всех без исключения отраслях медленно поползли вниз. Все большая долговая нагрузка просто не позволяла людям что-то откладывать. Наконец с середины 2008 года – когда в воздухе уже откровенно запахло жареным, краха Lehman Brothers еще не ждали, но Bear Stearns уже пал смертью храбрых – сбережения начали свое грандиозное восхождение. В короткие сроки они подскочили почти до 5%. Это было время панических страхов – никто не знал, как будет развиваться кризис и люди урезали расходы буквально на все. На еду, одежду и… казалось бы, на самые дешевые развлечения. Взять курьез с телевизионными "тарелками". За 2 года от таких тарелок, по которым американцы привыкли смотреть 98 каналов, отказалось 0,8 млн. подписчиков. Учитывая, что их пользователей в США около 100 млн, цифра небольшая. Зато красноречиво говорит, что $80-130 в месяц – дорогое удовольствие. Да и часто непозволительная роскошь в нелегкие времена.

 

Казалось, что мудрый американский потребитель показывает чудеса выживаемости и демонстрирует, что может соскочить с кредитной иглы. Однако, начиная с весны-лета 2009 года, уровень сбережений неуклонно падает. С 4,3% в июле 2009 года он снизился до 3,1% в феврале. Мартовские показатели будут доступны лишь 3 мая, однако вряд ли они продемонстрируют изменение тренда.

 

Эдвард Гариссон, ведущий автор экономического блога Credit Writedowns выдвинул несколько версий происходящего.

 

1. "Иллюзия богатства". Речь идет о том, что вложения в фондовые инструменты – в основном акции и облигации - с прошлой весны показали впечатляющую доходность. Поэтому смысл сберегать, скажем, каждые 5 долларов из 100 исчезла. Ведь ранее инвестированные сбережения выросли в цене как минимум в 2 раза, и теперь затянутый пояс можно и ослабить.

 

2. "2012 год". Множество людей всерьез верит в апокалипсис, и эта вера подталкивает их тратить сегодня, "жить сейчас". Помимо пресловутой проблемы "2012" - по одноименному фильму – у миллионов американцев все еще незавидная перспектива потерять работу, не расплатиться за дом и проч.

 

 

3. "Излишки". Деньги, которые высвободились после того, как заемщики объявили личные банкротства, отправили "звенящие письма" - когда заемщик отсылает в банк письмо с ключами, отказываясь далее платить неподъемную ипотеку. Сбросив с себя это бремя, люди начинают снимать жилье, что гораздо дешевле. Образовавшиеся излишки идут на потребление.

 

Мои друзья из США добавляют к этим версиям и свои наблюдения.

 

Во-первых, отложенный спрос: "невозможно ходить в одних и тех же кедах третий год, да и пальтишко то поизносилось". Слишком долгое "воздержание" касалось не только предметов первой необходимости, но и отдыха. Во-вторых, сказывается эффект "халявной" помощи – правительство США потратило на прямую поддержку, включая налоговые льготы, сотни миллиардов долларов. Государство преследовало не только альтруистические цели, нужно было преломить порочный тренд дефляции – когда цены на товары и услуги поползли вниз, а сбережения - вверх. И это удалось. Показательны продажи крупнейших ритейлеров за 1 квартал 2010 года, удивившие аналитиков. Официальная статистика показала, что в продажи в ритейле в феврале 2010 года оказались почти на 4% выше в сравнении с февралем 2009.

 

Собственно возникает вопрос, а что можно откладывать, учитывая, что доходы в частном секторе не растут, а если и меняются, то на величину статистической погрешности, то есть плюс-минус 0,5%?! По подсчетам экономиста Егора Сусина, доля госсектора в доходах населения составила в прошлом году свыше 25%, но, учитывая рост цен, реальные доходы просели на 4,5%. Напомню, что бензин с пиков лета 2008 года в $4,12 за галлон сначала подешевел до $1,6, однако к началу нынешней весны вновь подорожал до $2,9 за галлон. Растут цены и на остальные товары и услуги.

 

Немаловажную роль в растущих тратах американцев – не важно растут их реальные доходы или падают – играют СМИ. Точнее транслируемая ими спекулятивная информация "о скорой неотвратимой инфляции, которая будет исчисляться двузначными цифрами", мол, сами монетарные власти рассматривают в качестве одной из мер снижения госдолга принудительную инфляцию. Чем не убедительный довод немедленно побежать в магазин?

 

Цены, однако, расти сами по себе не могут. По крайней мере, в США инфляция неразрывно связана с кредитным мультипликатором, а банки кредиты хоть и выдают, но лишь проверенным заемщикам, с хорошей кредитной историей. Горстка таких заемщиков инфляционный процесс не запустит. Массовое же потребительское кредитование неуклонно снижается с начала кризиса и пока конца-краю этому не видно. Впереди еще сотни тысяч личных банкротств, падение цен на недвижимость. По умеренным прогнозам цены на дома должны свалиться в этом году еще на 20-25%. И как на все это отреагирует доллар на Forex – вопрос открытый.

 

Итак, какие выводы позволяет нам сделать ситуация со сбережениями в США? Что финансы домохозяйств все еще в крайне плачевном состоянии. Что долговая нагрузка остается высокой, а процесс делевириджинга толком так и не начался. Что доходы не спешат расти в отличие от цен. Что люди, подогреваемые страшилками о галопирующей инфляции и льготами государства, не видят смысла откладывать, но все больше тратят. Наконец, что при нынешней тенденции сбережения скоро вновь окажутся в отрицательной зоне. И тогда...здравствуй, новый кризис?!

 

(Спекулянт, Фёдор Чайка, 24.04.2010)