ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ ОБЪЯСНИЛ, ЧТО ЭТО ТАКОЕ – ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Вчера пленум Верховного суда Российской Федерации (ВС РФ) принял постановление, которое разъясняет ключевое положение 108-й статьи Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ – той, которая фактически запрещает брать под стражу предпринимателей за экономическое преступление. Российские суды совершенно по-разному трактовали понятие "предпринимательство", поэтому часто отказывали в ходатайствах о замене меры пресечения. В своем постановлении ВС РФ записал, что судьи должны руководствоваться понятием о предпринимательстве из Гражданского кодекса России.

ЗАПРЕЩАЮТ БРАТЬ ПОД СТРАЖУ

В апреле нынешнего года по инициативе президента России Дмитрия Медведева в ч. 1 108-й статьи УПК (взятие под стражу) были внесены немаловажные изменения. Они фактически ограничили применение ареста к лицам, которые совершили преступления в сфере предпринимательской деятельности. Так, новые положения 108-й статьи (с некоторыми оговорками) запрещают брать под стражу обвиняемых по статьям УК РФ 159 (мошенничество), 160 (присвоение или растрата), 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием) и 174 (отмывание, или легализация преступных доходов).

Как заявил на заседании Верховного суда России председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев, с момента принятия поправок Медведева прошло только два месяца, поэтому опыт их применения пока незначителен. За это время в суды было подано 37 ходатайств об избрании ареста в качестве меры пресечения к лицам, обвиняемым или подозреваемым по "экономическим" преступлениям, из них 16 было удовлетворено. При этом в пяти случаях решения об аресте отменили суды вышестоящих инстанций. Из 44 ходатайств следствия о продлении ареста удовлетворено было 29, однако 7 также были отменены в кассационных инстанциях.

Как считает Лебедев, в неисполнении поправок к ст. 108 УПК виновато, в первую очередь, само следствие: в 80% случаев при обращении в суд с ходатайствами об аресте лиц, обвиняемых, скажем, в мошенничестве, следователи не ссылались на новые поправки в УПК, не указывали, что преступления относятся к сфере предпринимательской деятельности. Поэтому судьи, уже по своей инициативе, обращали внимание следствия на то, что ч. 1 ст. 108 УПК РФ действует с апреля 2010 года в новой редакции.

ЧТО ТАКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?

Главная проблема с применением новых положений "арестной" статьи УПК, говорит Лебедев, связана, в первую очередь, с неоднозначным толкованием судьями понятия "предпринимательская деятельность". Теперь постановлением президиума ВС РФ судьям рекомендуется руководствоваться п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса (ГК) РФ, где говорится, что предпринимательством является "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке".

Лебедев уже после заседания сказал: "Если есть предприниматель, его бизнес зарегистрирован и целью является извлечение выгоды, а он совершил одно из преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, тогда на него распространяются новые правила избрания меры пресечения".

При этом председатель ВС РФ отказался комментировать применение поправок в ст. 108 УПК по конкретным уголовным делам, в частности, по делу экс-главы НК ЮКОС Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева, сославшись на "судейскую этику". Но заметил, что при применении новой редакции закона надо "руководствоваться правовым смыслом, а не революционной ненавистью неимущего к богатому".

РЕЙДЕРСКИЙ ЗАХВАТ

После пленума Верховного суда России стало известно об очередном аресте предпринимателя, которого обвиняют в мошенничестве. Так, вчера Тверской райсуд санкционировал арест бизнесмена Юрия Финка – того самого, которого 13 апреля нынешнего года этот же суд освободил из-под стражи под подписку о невыезде. Тогда решение было принято в связи с поправками в УПК РФ, которые внес Медведев.

О новом аресте Финка ходатайствовала прокуратура, сославшись на то, что он якобы мог скрыться от суда за границу и оказывает давление на свидетелей. Поскольку никаких фамилий при этом не прозвучало, можно сделать вывод, что к тем, на кого оказывает давление бизнесмен, следствие причислило… президента России. 22 мая Финк записал видеообращение к Медведеву с рассказом о рейдерском захвате его бизнеса, который был проведен с помощью правоохранительных органов: "Я обращаюсь к президенту с надеждой, что будет положен конец всему этому беспределу и начнется полноценное честное разбирательство"...

По материалу газеты "Коммерсантъ