ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ИГРОКА
- Тимур, расскажите, как развивается рынок спортиндустрии в Казани? Кто его основные игроки?
- Если брать спортивную индустрию в целом, то она разделяется на несколько сегментов – это спортивная экипировка, спортивное оборудование, спорт как зрелище и спортивный туризм. Сюда также можно отнести и фитнес-клубы. Все вместе – это и есть спортивный рынок. Что касается непосредственно розничной торговли спортивными товарами, то в Казани присутствуют четыре крупных игрока. Во-первых – это общероссийский ритэйлер "Спортмастер". Во-вторых – "Чемпион" - региональный ритэйлер. В-третьих – это ритейлер республиканского масштаба – "Спортивный мир". У всех них товарная матрица примерно одинаковая, разница же – в представленных брэндах. "Спортмастер" сейчас начинает продвигать свою марку – это Dimex. Что касается четвертого игрока – то это магазины Adidas. Кстати именно этот брэнд является основным игроком на российском рынке. У него наибольшая территория покрытия магазинами по стране, поэтому львиную долю российского рынка занимает именно этот брэнд. Nike в России представлен хуже. Первоначально эту фирму в России представляла компания "Дельта спорт". Она выстроила им сеть магазинов по всей стране, а потом Nike решил все забрать под себя. А так как собственных магазинов у Nike мало, они работают через франчайзинг. Думаю, что по объемам продаж Nike занимает второе место в России. Что касается всех остальных, то допустим, брэнд Puma существенно подкосил кризис, тем более, что у них были серьезные пертурбации. Насколько я знаю, первоначально российское отделение Puma возглавляли довольно энергичные ребята, которые пытались вывести этот брэнд в лидеры российского рынка и именно при их руководстве был самый большой рост продаж, однако затем руководство сменили и на их место пришли люди, далекие от спортивного бизнеса. Поэтому эта компания остановилась в своем развитии: они существенно сократили количество собственных магазинов и сейчас предпочитают работать через франчайзинг.
- Кстати, был период, когда Sport Profy являлся официальным представителем Puma в Казани?
- Да, действительно, мы сотрудничали в этом направлении. Дело в том, что в тот момент этой марки не было в Казани и мы, в какой-то степени поймали волну, начав с ними работать. Этот брэнд довольно интересен, особенно европейская коллекция. Один минус – в Россию Puma привозит лишь небольшую часть ассортимента. Кстати этот брэнд, в отличие от многих других, четко "заточен" под Европу. Соответственно и все коллекции выпускаются, что называется, ориентированными на западноевропейского потребителя. В этом плане тот же Adidas – более пророссийский. Вообще компания Adidas делает большую ставку на российский рынок.
- Вы прекратили сотрудничество с Puma?
- Нет, мы не прекращали сотрудничество. Просто наш бизнес – он двоичен. Первое направление – это розница, второе – это опт и рынок профессионального спорта. Сейчас мы рассматриваем несколько проектов по техническому партнерству брэнда Puma с одним из известных татарстанских спортивных клубов. Мы уже сделали предложение и сейчас ждем ответа. Если все наши условия удовлетворят заказчика, то это будет хороший ход и с точки зрения маркетинга и PR для брэнда, так и для самого клуба. Это команда не чемпион, но выступает в топ-лиге российского спорта.
СЕГМЕНТИРОВАННЫЙ РЫНОК
- Как кризис повлиял на развитие рынка и конкретно вашего бизнеса?
- Что касается рынка, то в Казани он очень сегментирован и фактически поделен четкими границами между основными игроками. "Спортмастер" - недорогие спортивные товары, потому что этим они делают спорт доступным. "Чемпион" делает большую ставку на продажу спортивного оборудования, "Спортивный мир" все больше уходит в премиум и fashion-сегмент. Ну и Adidas, который заполонил все, начиная от своих фирменных магазинов и заканчивая стоками. Что касается нас, то мы четко себя позиционируем как профессиональный футбольный магазин и экипировочный центр командных видов спорта. Мы занимаемся футболом, атрибутикой и спортивными проектами – это наш конек. На мой взгляд, кому-то еще войти в наш рынок будет очень тяжело. Для этого потребуются большие деньги, которые не дадут быстрой отдачи. Сейчас, чтобы открыть магазин какого либо брэнда, необходимо вложить на первоначальном этапе не менее 10 миллионов рублей. И не факт, что этот бизнес станет успешным. Ведь, с одной стороны, у нас очень капризный потребитель, с другой стороны, не стоит забывать, что кризис продолжается, и люди еще предпочитают экономить, на спорте в том числе. То есть потребитель с большей вероятности пойдет в кино, либо будет покупать продукты и одежду для повседневной жизни, чем потратит деньги на спортивные товары.
- Насколько упали продажи в кризис?
- Что касается розницы, то откат есть, но он не существенный. У нас очень упали оптовые продажи, потому что клубы и организации начали экономить. Мы вынуждены были находить оптимальные условия поставок экипировки, чтобы уместить в те рамки бюджета, которые выделялись нашими клиентами. Очень существенно нас подвел курс доллара. Мы участвовали в тендере, который выиграли, однако почти всю прибыль "съел" растущий курс доллара. Дело в том, что контракт с министерством по делам молодежи, спорта и туризма РТ был заключен в рублях, а за товар мы рассчитываемся в условных единицах. И за время между подписанием контракта и его выполнением курс доллара вырос настолько, что этот контракт стал нам фактически невыгоден. Мы пытались его пересмотреть, но безуспешно. Тем не менее, мы никого не подвели и все свои обязательства выполнили.
УСТАЛОСТЬ ОТ ADIDAS
- Вы сказали, что основные игроки на вашем рынке работают каждый в своем сегменте, и жесткой конкуренции вы не ощущаете?
- В какой-то степени это действительно так. Если брать "Спортмастер", то там многие покупки осуществляются спонтанно. То есть люди приходят туда, чтобы что-то купить, как в спортивный супермаркет и бывает, что покупают не то, что им действительно нужно. В нашем магазине покупки более продуманны. Если человек играет в футбол, то для него выбор бутс – это серьезный шаг, так как в футболе обувь – это залог хорошей игры. Недаром один из наших слоганов - "Побеждай в лучшем". Поэтому большинство любителей футбола предпочитают покупать бутсы у нас, так как, придя в магазин Sport Profy, они смогут увидеть большинство моделей, представленных на рынке, и выбрать для себя наиболее подходящий вариант. Что касается Adidas, то в сегменте эконом и среднего класса с ними невозможно конкурировать, так как они продают свой собственный брэнд и когда происходит насыщение рынка, они отправляют все непроданное в сток-магазин. При этом можно отметить одну тенденцию: сейчас у потребителя есть определенная усталость от марки Adidas. Дело в том, что, во-первых, эти три полоски пришли на наш рынок очень давно, еще со времен СССР. А во-вторых, несмотря на то, что Adidas – это действительно хороший и качественный брэнд – его слишком много. И это отталкивает. Сейчас многие предпочитают менять Adidas на что-то другое.
- Кстати чуть больше года назад в Казани закрылся один из первых магазинов Adidas – на улице Вишневского…
- Да, это был флагманский магазин. Я считаю, что это нормальная тенденция, так как сейчас многие магазины – и это касается не только спортиндустрии – стараются уходить в крупные торговые центры. Причем в классическом варианте большая четверка спортивных брэндов старается находиться в одном месте или располагаться поблизости друг от друга. Самый яркий пример тому, правда, московский – это торговый центр "Охотный ряд", где все четыре брэнда представлены на одном этаже напротив друг друга. Для них это самый оптимальный вариант. Для нашей компании такой вопрос остро не стоит, так как у нас специализированный магазин.
СПЕЦИФИКА ПРОДАЖ
- В таком случае, каковы плюсы и минусы весьма специфичного месторасположения Sport Profy, который находится на почтительном расстоянии от других спортивных магазинов?
- Наше месторасположение – это и ни плюс, и ни минус. А если они есть, то друг друга уравновешивают. То есть с одной стороны, район Центрального стадиона – это крупная развязка, куда идут дороги с любой точки города, да и фасад не каждого магазина выходит на Казанский кремль. С другой стороны, удаленность от торговых центров сказывается на проходимости. Но отсутствие большой проходимости, компенсируется четкой спецификой магазина, благодаря которой большинство людей едут в наш магазин специально за определенной покупкой. Доля таких покупателей у нас достигает 90%.
- Кто клиенты вашего магазина?
- В основном это те, кто занимается футболом – профессионально или на любительском уровне. В том числе и футболисты "Рубина" - Ансалди, Сибайя и некоторые другие. Причем я имею в виду не только игроков основного состава, но также дублеров и представителей детских команд. Дело в том, что сейчас специфика нашего магазина построена на футболе. Год назад мы пытались войти на хоккейный рынок, но там уже сложилась достаточно большая конкуренция. Сейчас в Казани порядка шести чисто хоккейных магазинов, которые фактически уже поделили между собой весь этот рынок. Между ними идет довольно серьезная ценовая война. Кроме того, вхождение в хоккейный рынок требует довольно серьезных финансовых вложений. У нас на данном этапе пока таких возможностей, да и особого желания, нет. Сейчас хоккейная тематика представлена в нашем магазине в минимальном количестве. Но в будущем мы хотим совсем уйти от хоккея, так как в наших планах переформатирование магазина – в чисто футбольный и магазин спортивной атрибутики. Причем атрибутики не только "Рубина" и "Ак Барса", но и известных российских и мировых клубов.
СЧАСТЛИВЫЕ БУТСЫ РЕБРОВА
- Если не секрет, бутсы каких брэндов предпочитают игроки "Рубина"?
- Тут все индивидуально. Дело в том, что выбор обуви у футболиста – это чисто его прерогатива. Клубы этим не занимаются. Поэтому если у игрока нет личного рекламного контракта, то за свою футбольную карьеру он меняет большое количество брэндов. Обычно выбирают обувь той марки, которая ему больше нравится и наиболее комфортна. Есть несколько любопытных примеров, связанных с покупкой бутс футболистами "Рубина" в нашем магазине. Один из них такой: в 2008 году, когда в Казань приехал Сергей Ребров, он долго не мог забить свой первый гол за "Рубин", приехал к нам, купил бутсы Mizuno и в следующей игре забил гол. Этот же японский брэнд предпочитал, кстати, и Андрей Федоров.
- Есть ли связь между успехами казанских клубов и продажами в спортивном магазине?
- Нет абсолютно никакой. Раньше это ощущалось на продаже атрибутики. Когда мы начинали развивать этот бизнес, выстраивая фирменные магазины атрибутики для "Рубина" и "Ак Барса", то рынок был фактически пуст – на нем не присутствовало практически никакой атрибутики, поэтому вначале она продавалась лучше. Но за пять лет болельщики уже пресытились атрибутикой, тем более сейчас кризис, а этот товар не из серии первой необходимости. Хотя если бы сборная России вышла в финальную часть футбольного чемпионата мира, то, по крайней мере, флаги, шарфы и футболки с символикой сборной продавались бы этим летом намного лучше. Скорее – это большой минус для спортивных ритэйлеров, особенно "Спортмастера", который без сомнения, сделал бы на это событие большую ставку.
- Какие известные мировые спортивные брэнды представлены в вашем магазине сейчас?
- Это "большая четверка" - Adidas, Nike, Reebok и Puma, а также несколько брэндов второго эшелона – Mizuno, Lotto, Umbro, Kelme. Это те производители, у которых соотношение цена-качество вполне удовлетворяют спросам рядового потребителя, который не может себе позволить купить бутсы за 7,5 тысяч рублей. Сейчас средний чек в нашем магазине – примерно полторы-две тысячи рублей. Фактически это стоимость обычных футбольных бутс, представленных брэндами второго эшелона. Покупают у нас и дорогие бутсы, но большинство все же предпочитают не переплачивать.
В БИЗНЕС ЗА 30 ТЫС. РУБЛЕЙ
- С чего начинался ваш бизнес?
- Идея открытия компании спортивной направленности пришла еще в 2001 году, когда я работал в системе Росавиакосмоса. В итоге в 2004-м году мы вместе с товарищами, которые завершили свою спортивную карьеру, решили открыть спортивный магазин. Началось все с того, что мы взяли в кредит 30 тысяч рублей в банке "Русский стандарт", зарегистрировали фирму и потом мы начали сотрудничать с нашим первым клиентом – это был женский баскетбольный клуб "Энже". Возглавлял его Александр Щербаков, который поверил в наши возможности и способности. В итоге мы "одели" этот клуб в форму Reebok. Тогда этот брэнд входил в баскетбольный рынок России. К слову сказать, сейчас Reebok уступает Adidas и Nike в футбольном сегменте и уходит больше в фитнес и lifestyle. А футбольную экипировку Reebok будет уводить в сторону хоккея, где является одним из ведущих мировых игроков. Потом начали работать с волейбольным клубом "Динамо-Таттрансгаз", сейчас – с "Зенитом-Казань". С ними мы сотрудничаем уже шесть лет – можно сказать это наш первый серьезный клиент топ-уровня. Мы экипировали этот клуб, занимались созданием атрибутики, открывали для него фирменный магазин, помогали им проводить открытия чемпионатов, организовывать финальные игры. На данный момент практически все профессиональные спортивные клубы Татарстана работают с командой специалистов нашей компании в сфере экипировки или атрибутики либо в сфере спортивных проектов.
- А что касается вашего магазина? Первоначально ведь он располагался на улице Пушкина?
- Наш бизнес изначально был поделен на две составляющих, которые развивались параллельно. С одной стороны – это розничный бизнес, с другой – профессиональный спорт. Что касается магазина, то мы начинали с брэнда Puma – а это молодежная марка – поэтому улица Пушкина была для этого оптимальным вариантом. Это центр города, а значит большая проходимость, наличие молодежной среды, которая обуславливалась непосредственной близостью нескольких учебных заведений. Но при этом у нас не всегда хватало финансовых возможностей, чтобы полноценно представлять коллекции и интерес к модной молодежной спортивной одежде начал понемногу пропадать, да и рынок стал постепенно ей насыщаться. В итоге мы начали переформатировать магазин в чисто футбольный. Время шло, мы переросли тот небольшой магазин на Пушкина, нам стало не хватать площадей. Кроме того, ощущалась проблема с парковкой для клиентов – это вообще большая беда центра города. Поэтому, когда нам поступило предложение по аренде от Центрального стадиона, мы его приняли. При этом заехали, по сути, в бетонную коробку, поэтому потратили очень большие средства на ремонт помещения, на развитие инфраструктуры магазина и новую большую вывеску. После этих перемен мы сделали качественный скачок в своем развитии. Наша прибыль увеличилась двое.
- В дни игр "Рубина" на Центральном стадионе продаж больше чем в обычные дни?
- Если говорить о спортивных товарах, здесь картина чуть похуже, несмотря на большое количество посетителей. Просто, как я уже говорил, это случайные посетители, доля реальных покупателей из которых не превышает 10%. Что касается атрибутики, то да, ее берут больше. Но все равно сейчас продажи атрибутики падают у всех, так как рынок насыщен, а ничего нового казанские клубы не предлагают. Мы же не обладаем правами на то, чтобы вводить новую категорию товаров с символикой спортивных команд. А все что сами клубы выпускали сейчас уже неактуально, болельщик хочет новой продукции, а ее нет. Фактически речь идет о нежелании клубов, причем не только казанских, но и российских, зарабатывать деньги, выпуская атрибутику и реализуя коммерческие инфраструктурные проекты. Это болезнь российского спорта. Ведь, как правило, все профессиональные клубы финансируются либо из бюджетных средств, либо спонсорами. А если стабильно выделяют деньги, которые покрывают все нужды клуба, зарабатывание собственных средств становится для руководителей этих клубов вторичным.
Тимур Касимов
фото Ильи Лавриненко
Визитная карточка компании
OOO "Спорт Профи" |
Визитная карточка руководителя
Тимур Феоктистов родился 17 сентября 1976 года в Казани |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.