Джордж Фридман – основатель и руководитель аналитической группы Stratfor. Данная статья основана на главе из его книги "Следующие сто лет: прогноз на XXI век", которая выходит в переводе на русский язык в издательстве "Эксмо" в серии "Библиотека “КоммерсантЪ”". Статья дана в журнальной редакции.
Невозможно всерьез обсуждать будущее, не поговорив о Китае, где проживает четверть населения Земли. За 30 лет китайская экономика сделала огромный шаг вперед, превратив КНР в могущественное государство. Но это не означает, что подобный рост будет длиться вечно, в то же время его замедление приведет к значительным социальным и политическим проблемам. Судя по географическому расположению, Китай едва ли станет действующей геополитической "линией разлома". Если на его территории вспыхнет конфликт, Пекин будет не столько нападать, сколько защищаться от других стран, которые попытаются воспользоваться его слабостью. Тем не менее Китай крайне важен, так как, вероятнее всего, именно эта страна будет претендовать в ближайшее время на лидирующие позиции в мире, – по крайней мере, так предполагают многие эксперты.
Остров-материк
Китай – это, по сути, остров. От остального мира его надежно изолируют обширные участки непроходимой местности и пустошей. К северу простираются монгольские степи и Сибирь – малонаселенные, суровые и труднопроходимые края. На юго-западе тянутся неприступные Гималаи. Южная граница с Мьянмой, Лаосом и Вьетнамом пролегает по гористой местности, густо покрытой джунглями, а на востоке Поднебесную омывает океан. Людские массы могут пересечь китайскую границу лишь на ее западном участке, где страна соседствует с Казахстаном, но даже там для этого потребуется немало усилий, а в истории не так часто находились веские причины, способные побудить кого-то к вторжению в Китай с запада.
Подавляющее большинство населения живет в пределах
Поднебесную полностью завоевывали только один раз: в XII веке это сделали монголы. Китай в свою очередь крайне редко устанавливал собственные порядки за пределами нынешних границ. На протяжении всей своей истории страна не была склонна к агрессии и лишь изредка вступала во взаимодействие с остальными государствами. Важно помнить, что Срединная империя не всегда вела международную торговлю, периодически "запирая" границы и избегая общения с чужестранцами. А когда китайцы все же занимались торговыми операциями, они использовали сухопутные маршруты, подобные Великому шелковому пути, проходившему через Центральную Азию, или торговые суда, отплывавшие из восточных портов Китая.
Европейцы появились здесь в середине XIX столетия, когда страна переживала очередной период изоляционизма. Это было единое, но сравнительно бедное государство. Используя силу, европейцы закрепились в Китае, благодаря чему в его прибрежной полосе завязалась оживленная торговля. В результате резко выросло благосостояние жителей побережья, а также увеличилась пропасть между уровнем жизни в береговой зоне и внутри страны. Неравенство повлекло за собой ослабление контроля центральной власти над прибрежной полосой и общий рост нестабильности и хаоса. Жителям процветающих областей были больше по душе тесные связи с европейцами (или даже их господство).
Период хаоса длился с середины XIX века до
Смерть Мао Цзэдуна побудила его преемников еще раз попробовать реализовать извечную китайскую мечту – увидеть страну процветающей благодаря международной торговле, но сохраняющей единство и управляемой сильным центром. Дэн Сяопин понимал, что Китай не может вечно оставаться в изоляции и в то же время чувствовать себя в безопасности: кто-то обязательно воспользовался бы экономической слабостью страны. Поэтому Дэн Сяопин решил рискнуть. Он был уверен, что на сей раз Китай сможет открыть границы, стать активным участником международной торговли и при этом не пасть жертвой внутренних противоречий.
Прибрежные районы вновь стали богатеть и установили тесные связи с внешним миром, но во внутренних областях по-прежнему царила нищета. Напряженность между прибрежными районами и остальной частью страны нарастала, однако китайскому правительству удалось удержать бразды правления, не утратив контроля ни над одним регионом и не прибегая к чрезмерным репрессиям, которые могли бы спровоцировать массовое восстание.
Так продолжалось около 30 лет – не такой большой срок для любой страны (и, уж точно, не для Срединной империи). Нерешенным остается вопрос о том, можно ли управлять внутренними силами, накапливающимися в КНР. Именно с этого места мы начнем свой анализ Китая и его влияния на международную систему в XXI столетии. Останется ли Китай участником мировой торговой системы? И если останется, не распадется ли он снова на отдельные части?
Призрак японского "пузыря"
В начале XXI века Пекин уверенно демонстрирует, что он в состоянии в течение неопределенного времени удерживать ситуацию в равновесии. Правительство утверждает, что сможет постепенно перемещать ресурсы из обеспеченных районов в глубь территории, не встречая сопротивления со стороны обитателей побережья и не давая поводов для недовольства жителям глубинки.
Однако здесь кроется еще одна серьезная проблема. На первый взгляд Китай – капиталистическая страна с частной собственностью, банками и остальными надлежащими атрибутами. Но его нельзя назвать капиталистическим государством в полном смысле слова, так как рыночные условия не влияют на распределение капитала. Связи здесь значат гораздо больше, чем наличие бизнес-плана. В условиях азиатской традиции семейных и социальных уз либо коммунистической системы политических взаимоотношений кредиты выдавались по самым разным причинам, которые практически не имели отношения к бизнесу. Поэтому неудивительно, что в итоге значительная часть их не была погашена. По приблизительным оценкам, сумма "безнадежных" длогов составляет 600–900 млрд долларов (или от четверти до трети ВВП КНР). Это – огромные деньги.
Справляться с такой суммой непогашенных займов помогает очень высокий темп роста производства, в основе которого лежит экспорт товаров с низкой стоимостью. Мировому рынку всегда нужны дешевые товары, и поступающие от их продажи средства помогают компаниям с большой задолженностью удерживаться на плаву. Но чем ниже цена, которую Китай устанавливает за свои товары, тем меньше прибыли они приносят. А не приносящий выгоды экспорт создает лишь видимость бурной деятельности в экономике, в действительности никак не участвуя в ее развитии. Представьте себе компанию, которая зарабатывает деньги на том, что продает товары по себестоимости или по еще более низкой цене. Денежные поступления в ее бюджет будут очень велики, но они исчезнут с той же скоростью, с какой появились.
Такая проблема существует в Восточной Азии давно, ярким примером является Япония. В 1980-х гг. эту страну считали экономической сверх-державой. Из-за нее американские корпорации несли колоссальные убытки, а студентам экономических факультетов советовали учиться у японцев и перенимать их опыт ведения бизнеса. Безусловно, экономика Японии развивалась "семимильными шагами", но этот стремительный рост в большей степени объяснялся не успехами в управлении, а особенностями банковской системы.
По закону большинство граждан могли вложить деньги только в японскую почтовую службу, которая одновременно действовала в качестве банка. Почта выплачивала минимальные проценты. Затем государство ссужало эти средства крупнейшим банкам Японии по процентной ставке, также значительно уступавшей международным образцам. В свою очередь банки на выгодных условиях одалживали эти деньги компаниям, с которыми они были связаны (например, Sumitomo Bank давал кредиты компании Sumitomo Chemical). Если американские компании в 1970-х гг. брали кредиты под проценты, выражавшиеся двузначными числами, их японские коллеги получали займы лишь за незначительную часть подобных сумм.
Разумеется, показатели японских фирм превосходили американские. Стоимость полученных ими средств была гораздо ниже. Вряд ли покажется удивительным, что в Японии отмечался весьма высокий уровень частных сбережений. В то время в стране не существовало государственной системы пенсионного обеспечения, как таковой, а корпорации выплачивали мизерные пенсии. Японцы готовились к старости, накапливая сбережения. Они не экономнее американцев – просто их отчаяние было гораздо глубже. И у всех этих отчаявшихся людей оставался только один выход: делать вклады, приносившие крайне низкий процент дохода.
В то время как высокие процентные ставки дисциплинировали западные компании, отсеивая слабых игроков, японские банки ссужали деньгами дружественные корпорации по искусственно заниженным ставкам. Настоящего рынка не существовало. Деньги лились рекой, а определяющим фактором служили связи. Как следствие, было выдано много безнадежных кредитов.
Основным способом финансирования в Японии оставалось получение кредитов, а не повышение стоимости активов компаний за счет размещения акций на фондовой бирже. Советы директоров оказывались больше заинтересованными не в получении прибыли, а в обеспечении притока денежных средств, удерживавших их компании на плаву и покрывавших долги. Поэтому Япония имела один из самых низких показателей доходности акционерного капитала среди промышленно развитых держав. Но при этом она демонстрировала высокие темпы роста экономики, что объяснялось ее структурой: японцы жили за счет экспорта.
Им просто приходилось это делать. Рядовые японцы не тратили деньги, и поэтому страна не могла строить экономику на основе внутреннего спроса. А поскольку японскими компаниями управляли не инвесторы, а их сотрудники и банкиры, которые хотели только одного – увеличить сумму поступавших средств, вопрос о том, приносит ли компания прибыль, отступал на второй план. Соответственно экспорт дешевых товаров значительно вырос. После этого выдавались кредиты на еще бЧльшие суммы, снова возникала необходимость в дополнительных средствах, происходила очередная возгонка объема экспортируемых товаров. Экономика поднималась как на дрожжах. Но одновременно в глубине назревал кризис.
То легкомыслие, с которым японские банки ссужали деньгами корпорации, увеличило число безнадежных кредитов, которые так и не были погашены. Финансирование часто получали изначально нежизнеспособные проекты. Вместо того чтобы просто списать эти долги и позволить таким компаниям объявить себя банкротами, японские банки предоставляли им дополнительные займы, чтобы уберечь от ликвидации. Количество выдаваемых кредитов росло, а так как деньги вкладчиков шли на поддержание системы, очень важную роль в привлечении дополнительной наличности играл экспорт. Денежная масса переполняла экономику, но всю финансовую систему изнутри подрывали фирмы, деятельность которых поддерживало государство, а также те, что заботились только о росте притока наличности, но не о получении прибыли. Значительное увеличение экспорта почти не приносило доходов. Вся система работала лишь ради того, чтобы остаться на плаву.
Стороннему наблюдателю могло показаться, что японская экономика переживает бум, захватывая рынки при помощи невероятно дешевых товаров. Японцы не ставили во главу угла прибыль, как это делали американские фирмы, и казалось, что будущее принадлежит им. На самом деле все было наоборот. Япония жила за счет доставшихся ей дешевых средств, контролируемых государством, а низкие цены представляли собой отчаянную попытку сохранить поступление наличности, чтобы удержать банковскую систему от распада.
В конечном итоге сумма долгов выросла до такого уровня, что стало невозможно их покрывать за счет экспорта. Японские банки начали лопаться, и их спасало только вмешательство государства. Вместо того чтобы позволить обширной рецессии "дисциплинировать" экономику, Токио прибег к разным спасительным мерам, позволившим купировать острую боль и перевести ее в хроническое недомогание, отголоски которого можно легко обнаружить и сегодня. Рост экономики, а вслед за ним и активность на рынке резко пошли на убыль. Довольно любопытно, что, хотя кризис разразился в начале 90-х гг. ХХ столетия, многим на Западе потребовался не один год на осознание того, что японская экономика потерпела крах. О японском экономическом чуде говорили еще в середине 1990-х гг.
Какое отношение вышеизложенное имеет к Китаю? По сути, КНР – Япония, принимающая стероиды. Это не просто азиатская страна, в которой социальные связи ставятся выше экономической дисциплины, а еще и коммунистическое государство, где денежные средства распределяются по политическим мотивам, а также имеет место манипулирование статистикой. Кроме того, акционеры, нуждающиеся в прибыли, по значимости уступают банкирам и государственным чиновникам, нуждающимся в наличных средствах. Экономики обоих государств в значительной мере опираются на экспорт, демонстрируют невероятный рост и рискуют рухнуть, если он начнет хотя бы немного замедляться. По моим оценкам, уровень "безнадежных" долгов Японии перед
Китайская экономика кажется полной энергии и сил, и если принимать во внимание только темпы роста, ею нельзя не восхищаться. Однако рост – лишь один из факторов, которые следует учитывать. Более важен вопрос о том, приносит ли он прибыль. По большому счету рост китайской экономики абсолютно реален, за счет чего происходит поступление средств, необходимых для выполнения банковских операций. Но в действительности он не укрепляет экономику. А если рост замедлится (к примеру, из-за рецессии в Соединенных Штатах), все может рухнуть в считанные дни.
В Азии подобное уже случалось. В 1980-х гг., когда Япония была самой динамично развивающейся экономикой в мире, здравый смысл говорил о том, что она подавит США своей экономической мощью. Но когда подъем резко замедлился, произошел тотальный банковский обвал, от последствий которого страна полностью так и не оправилась даже спустя 20 лет. Подобным образом, когда в
За последние три десятилетия объем китайской экономики многократно возрос. Сама мысль, что такие темпы роста можно поддерживать неопределенно долго, противоречит основополагающим экономическим принципам. Рано или поздно определенные циклические закономерности, из-за которых более слабые игроки вынуждены уходить с рынка, обязательно дадут себя знать. В один момент простая нехватка квалифицированной рабочей силы положит конец постоянному подъему. У роста есть структурные пределы, и Китай к ним уже близок.
Три возможных пути
Япония решила свою проблему замедлением роста экономики. У нее был достаточный запас политической и социальной дисциплины, чтобы совершить переход без каких-либо беспорядков. В странах Восточной Азии эта проблема решалась двумя способами. Некоторые (такие, как Южная Корея и Тайвань) приняли жесткие меры и в итоге окрепли, что стало возможно только благодаря тому, что там были сильные правительства. А другие страны (как, например, Индонезия) так и не оправились после подобных потрясений.
Проблема Китая носит политический характер. КНР удерживают воедино деньги, а не идеология. Если в экономике наступит спад и в страну перестанут поступать средства, это не только парализует банковскую систему, но и заставит содрогнуться все общество до самого основания. В Китае лояльность либо покупают, либо добывают силой. Если убрать деньги, остается только принуждение. Снижение деловой активности, ведущее к банкротствам компаний и безработице, может повлечь за собой общую нестабильность. Поэтому в стране, где бедность имеет эндемический характер, а безработица – обычное дело, дополнительная напряженность, вызванная экономическим спадом, обязательно выльется в политическую нестабильность.
Вспомните, как Китай раскололся на прибрежную и внутреннюю части в период между вторжением британцев и триумфом Мао Цзэдуна. Для находившихся в прибрежной полосе компаний, которые процветали благодаря внешней торговле и инвестициям, превыше всего были их зарубежные интересы, и они пытались выйти из-под контроля центральной власти. Они привлекли в страну капитал европейских империалистов, а также американцев, имевших в Китае финансовые интересы. Сегодняшняя ситуация практически ничем не отличается от тогдашней. У бизнесмена из Шанхая есть общие интересы с партнерами из Лос-Анджелеса, Нью-Йорка и Лондона. В сущности, он зарабатывает гораздо больше денег благодаря именно этим связям, а не связям с Пекином. По мере того как центральная власть будет оказывать на него все большее давление, процветающий район не только захочет освободиться от нее, но и попытается убедить другие страны направить свои войска для защиты их взаимных интересов. Тем временем более бедная часть китайцев, проживающих во внутренних областях, либо попытается переехать в прибрежные города, либо окажет давление на правительство, требуя обложить прибрежный бизнес налогами.
Оказавшись между молотом и наковальней, Пекин сдастся, утратив способность контролировать происходящее, или, наоборот, подавит выступления с такой беспощадностью, которая отбросит страну далеко назад, во времена международной изоляции эпохи маоизма. Самым важным представляется вопрос, какой из вариантов развития событий более вероятен.
В основе китайского государственного режима лежат два фактора. Первый – бюрократия, управляющая всей страной. Второй – мощь армии и сил безопасности, выполняющих волю государства и Коммунистической партии. Третий фактор – коммунистическая идеология – к настоящему времени ушел в прошлое. Эгалитаризм, бескорыстие и служение людям стали архаичными понятиями, которые всё еще проповедуют, но никто уже не верит в них и тем более не руководствуется ими.
Государство, партия и органы безопасности в той же степени поражены упадком в идеологии, что и остальная часть общества. Новые порядки принесли партийным бонзам непосредственную выгоду. Если бы коммунисты попытались вернуть себе полный контроль над прибрежными территориями, довольно сложно представить себе, что они действовали бы чересчур агрессивно. Ведь компартия является неотъемлемой частью той системы, которая озолотила эти районы. В XIX веке возникла та же проблема, когда государственные чиновники в прибрежном районе не пожелали выполнять приказы Пекина. Они хотели заниматься коммерческой деятельностью с участием иностранцев.
Если серьезный экономический кризис действительно наступит, центральному правительству понадобится идеология, которая заменит коммунизм. Если людям придется приносить себя в жертву, то хотя бы во имя чего-то, во что они верят. Китайцы уже не способны верить в коммунизм, но они всё еще могут верить в Китай. Правительство попытается остановить процесс распада, усилив националистические настроения и вызвав к жизни их неизменного спутника – ксенофобию. Подобно тому как Мао Цзэдун когда-то обвинял чужеземцев в слабости и нищете Китая, партия вновь обвинит их в сложностях китайской экономики.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.