Когда политики Федеральной резервной системы встретились в Вашингтоне, чтобы измерить экономический пульс и наметить политический курс, их мысли были заняты ценами. А если точнее – их падением. Нельзя сказать, чтобы сейчас мы страдали от дефляции. Индекс потребительских цен, за исключением продуктов питания и энергоносителей, в апреле и мае вырос на 0.9% в годовом исчислении, – это самое незначительное увеличение за 44 года.

 

Излюбленный показатель инфляции ФРС, индекс личных потребительских расходов, вырос на 1.2% за 12 месяцев. Экономика США сейчас переживает дезинфляцию, т.е. период замедленного роста цен, а не дефляцию, которая сопровождается падением цен. А вообще умеренная дефляция – это не так уж и плохо. Для начала стоит сказать, что если ФРС желает добиться одной из своих целей – стабильности цен, – то неофициальный целевой уровень инфляции 1.5-2% явно не будет этому способствовать. 2%-ый годовой темп инфляции соответствует 48.6%-ому росту цен за 20 лет. Через 35 лет цены увеличатся вдвое. Те, кто сомневается в этих расчетах, пусть посмотрит на влияние великой инфляционной умеренности на доллар США. Каждый месяц Бюро трудовой статистики включает покупательную способность потребителей в нижнюю часть Таблицы 1 отчета по CPI, используя в качестве базисного периода 1982-1984 гг. или 1967 г.

 

Есть хорошая и плохая новость

 

Начнем с хорошей новости. В мае на доллар 1982-1984 гг. можно было купить товаров и услуг на 46 центов. Это при условии, что в 1982 году инфляция все еще была высокой и сократилась до 2% только к 1986 г. Тем не менее, потеря долларом более половины своей покупательной способности никак не согласуется с представлением о стабильности цен. Плохая новость в том, что на доллар 1967 года сегодня можно купить товаров и услуг всего на 15 центов. Каждый год инфляция превышает целевой уровень, поэтому если ФРС серьезно настроена на достижение ценовой стабильности, ей нужно добиться снижения инфляции. В противном случае ценовая политика станет асимметричной. "Нет ничего плохого в краткосрочном периоде незначительной дефляции", – считает Марвин Гудфренд, профессор экономики в Университете Карнеги-Меллона в Питтсбурге. "Беда в том, что незначительная дефляция понизит инфляционные ожидания. Сейчас ФРС боится именно этого". Любой, кто помнит о Великой депрессии и потерянном десятилетии в Японии, испугается. Во время Великой депрессии ФРС допустила сокращение денежной массы на треть. В данный момент наиболее общий показатель денежной массы, М2, медленно, но верно растет.

 

Японская модель

 

После краха фондового рынка и взрыва пузыря цен на недвижимость в 1989 году Япония не смогла решить проблему своих банков-зомби. А, по словам Майкла Бордо, профессора экономики из Рутгерского университета в Нью-Брансуике, штат Нью-Джерси, "в центре японской экономики находится как раз банковский сектор". ФРС обосновывает попытки добиться стабильности цен при помощи положительного целевого уровня инфляции тем, что индексы цен CPI и PCE преувеличивают инфляцию. По крайней мере, так нам говорят. Хотя я в этом не уверена. И г-н Гудфренд тоже. "Во избежание роста цен бизнес стал использовать современные административные технологии, позволяющие переложить повышение цен на потребителя", – говорит он. Это все равно, что сказать, будто искусство покупки товара или использования услуги предполагает умение перемещаться по бесконечным автоматическим телефонным меню. Деградация отдельных услуг, – в голову приходят авиа перелеты, – носит субъективный характер и, следовательно, не может быть изучена при помощи процесса корректировки качества Бюро трудовой статистики. Но это не означает, что это пройдет безболезненно.

 

Согласно протоколу, на последнем заседании ФРС в апреле оценка инфляционных рисков была "смешанной". Одни считают, что инфляции грозит снижение из-за чрезмерного ослабления в экономике. Другие переживают по поводу роста инфляционных ожиданий, которые снизились после того, как упали цены на сырье, и финансовый кризис в Европе пробил еще одну брешь в лодке, плывущей к восстановлению. Пожалуй, хватит о доверии к ФРС. Если финансовые рынки верят, что ей удастся добиться стабильности цен, инфляционные ожидания будут расти и снижаться день ото дня в ответ на экономические данные и мировые события. В США с их проблемами на рынке жилья, где наблюдается спад банковского кредитования, и потребители сохраняют осторожность, экономике еще далеко до этапа устойчивого роста, когда можно будет без последствий повысить процентные ставки. Если инфляционные ожидания не равны нулю, ФРС нужно серьезнее относиться к ценовой стабильности. А для этого ей нужно включить в политическую стратегию краткий период незначительной дефляции.

(Forexpf, 25.07.2010)