Руководитель должен уметь достигать поставленной цели, генерировать идеи, быть интегратором, уметь управлять и администрировать. Первые три качества – от Бога. А управлять и администрировать можно научиться в программе "Мастер делового администрирования" - Master of Business Administration (MBA) на базе КГФЭИ, руководит которой профессор Азат Ганеев.
РУКОВОДИТЕЛЯМИ РОЖДАЮТСЯ?
- Азат Мингазович, по исследованиям американского института McKINSEY, генотип настоящего руководителя, менеджера, заложен природой только в каждом восьмом человеке. Остальные – исполнители. Да, можно развить в человеке дар руководителя, снабдить "самородка" теорией (наподобие консерватории или литинститута). А можно ли именно НАУЧИТЬ управлять изначально? В общем, руководителями рождаются или становятся?
- Руководитель – это, безусловно, дар божий. У кого-то он проявляется с детских лет, мы можем увидеть лидеров в подростковых группах, сообществах. Есть, конечно, много примеров, когда великими менеджерами и предпринимателями становились люди, не имевшие даже высшего образования. Мы знаем эти примеры – тот же Билл Гейтс бросил университет ради своего дела, но в 2007 году все же получил диплом бакалавра. Но – получил! Зачем? Человек, осознав, что он у него есть, должен свой талант развивать. Что касается руководителя, то я бы выделил четыре таких качества: он должен уметь достигать поставленной цели, генерировать идеи, он должен быть интегратором – обладать энциклопедическими знаниями и организаторскими способностями, уметь управлять и администрировать. Вот управлять и администрировать можно научиться. В частности, в рамках нашей программы. В программу МВА приходят уже готовые руководители (это записано в государственных требованиях), которые имеют стаж работы не менее 3 лет. Как правило – на руководящей должности.
"КИНОШНЫЙ" ВОПРОС
- Героиня Веры Алентовой в фильме "Москва слезам не верит" - руководитель крупного комбината - говорит: "Трудно сначала управиться с троими. А потом количество подчиненных не имеет значения". Она права или нет?
- Это зависит от знаний и подготовки не только руководителя, но и круга управления. Есть так называемая минимальная норма управляемости – 5-7 человек. В советское время руководителей "растили" и "воспитывали". Если есть способность управлять бригадой, участком, цехом – далее можно было и заводом. Соответственно мы осуществляли его подготовку. В настоящее время имеется широкая сеть учреждений дополнительного и послевузовского образования, которая позволяет людям самосовершенствоваться и самообучаться. Тем более, мы живем в интересное время, когда информационные технологии позволяют нам развиваться и совершенствоваться постоянно. Мы переходим из индустриальной эпохи в эпоху экономики знаний, где оно является главной движущей силой, а не нечто материальное. Ты можешь иметь финансы, материалы, заводы и т.д. Но если у тебя нет знаний и того интеллектуального капитала, которым должен обладать не только ты, но и твои подчиненные, на первый план, так или иначе, выйдут проблемы формирования команды. И вот здесь неоценимым подспорьем может стать наша программа.
МВА: "ОРДЕН" ИЛИ ИНСТРУМЕНТ?
- Что же такое на самом деле программа "Мастер делового администрирования" - Master of Business Administration: аналог советских курсов повышения квалификации, высшей партшколы, или нечто вроде престижного клуба по интересам?
- Это адресованная действующим руководителям высшего и среднего звена фундаментальная программа международного уровня по подготовке профессиональных управленческих кадров высшей квалификации. В развитых странах Запада, в США, а сегодня и России большинство топ-менеджеров хозяйствующих субъектов, независимо от формы их собственности, имеют степень МВА.
МВА - это квалификация, подтверждаемая у нас дипломом государственного образца о дополнительном (к высшему) образовании и предусматривающая овладение управленческими навыками по основным процессам работы компании. Программы МВА готовят лидеров, звезд, руководителей составных частей бизнеса. Обучаясь на программе МВА, слушатель узнает, как стать более обеспеченным человеком, как одержать честную победу в конкурентной борьбе. Но для этого надо многим овладеть и многое узнать. Например, как формировать команду, как строить бизнес-план и анализировать рынок, как проводить исследования и создавать новый продукт. При этом в одном из бизнес-процессов он должен стать абсолютной "докой", потому что именно профессиональные знания и навыки в какой-либо отдельной сфере в последствии позволят компании стать отличной от других. Именно обладатель диплома МВА должен обеспечить конкурентоспособность компании в данном бизнес-процессе. Именно такие выпускники нужны бизнесу сейчас.
Обучение – очно-заочное (на основе самоподготовки проводятся практические занятия) на базе семи тематических модулей: среда бизнеса, финансы и учет, финансовый менеджмент, менеджмент и стратегии, человек в организации и управление информацией, маркетинг, международный бизнес и менеджмент.
Слушателям предоставлены уникальные источники информации (методический материал, библиотека, которой, кстати, можно воспользоваться и после окончания обучения). Но главное – это деловое общение в группе, проигрывание определенных бизнес-ситуаций и принятие оптимальных решений в рамках практических занятий под руководством преподавателя. Причем, преподаватель выступает, прежде всего, как наставник, консультант по эффективной организации коллективной работы над поставленными перед группой задачами, и только во вторую очередь он является носителем содержательного знания, которое дается лишь при возникновении соответствующего запроса.
А запрос может быть и "практическим". Я говорю слушателям: "У вас есть уникальная возможность получить 25 вариантов решения ваших деловых проблем. Не стесняйтесь, поставьте на обсуждение группы ситуации, что называется, "из повседневной жизни". Если хотите, умение слушать – одна из форм скрытой эксплуатации. Пользуйтесь случаем!
ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ
- Какова история казанской программы МВА?
- В 1999 году к нам обратились коллеги из Ленинградского финансово-экономического института: им нужен был новый партнер. Они сотрудничали с французскими коллегами, ведя программу "Мастер делового администрирования", которая курировалась министерством иностранных дел Франции. После встречи и беседы с представителями Санкт-Петербургского университета экономики и финансов и группы "Эсидек" города Мец из Франции, мы решили, что можем начать подготовку к реализации программы МВА. Подобрали команду, стали разрабатывать учебный план. В это время министерство образования Российской Федерации объявило конкурс на отбор образовательных учреждений по реализации программы МВА. Мы подали заявление и туда. В 2000 году мы прошли этот конкурс, получив право вручать своим выпускникам диплом государственного образца. Нам легко было пройти конкурсный отбор, потому что уже были определенные наработки. Этот год и стал годом рождения казанской программы МВА.
НАСТОЯЩИЙ ДИПЛОМ – НЕ БУМАЖКА
- И поэтому имеете право вручать вашим выпускникам диплом государственного образца, что особенно ценится в последние годы.
- Как вам сказать… Да, у нас в России ценится все государственное. Но в нашем случае "государственность" не должна иметь какого-то особого значения. Важно, чтобы слушатели были удовлетворены теми знаниями, которые они получают. В конце концов, ты же не ради диплома пришел. (Не знаю, уместна ли аналогия, но в этом смысле наша школа лично мне кажется чем-то сродни спортшколе, куда ходят для себя, для своих результатов. А разряды, звания – это вторично). И потом. При рыночной экономике, при честной конкуренции побеждает лучший – вне зависимости от регалий. Поэтому я считаю, что право на жизнь имеют разные дипломы, сертификаты – и чем больше, тем лучше. Лишь бы они не оставались бумажками.
- Является ли МВА-КГФЭИ монополистом в своей области?
- В Татарстане мы – единственная структура, реализующая программу МВА, которая выдает выпускникам дипломы государственного образца. Но ни в коем случае мы не претендуем на монополизм. Ведь монополия – это, прежде всего, препятствие возникновению и развитию аналогов. А получить лицензию у нас в стране имеет право любой коллектив, любая организация, которые представила бы необходимые документы. То есть, все могут, но не все соответствуют предъявляемым требованиям. В настоящее время, по словам Леонида Евенко - президента российской ассоциации бизнес-образования, 104 учреждения реализуют программу "Мастер делового администрирования". Из них 64 имеют право выдачи государственного диплома, то есть имеют лицензию.
КРИЗИС И ПРОГРАММА МВА
- Как повлиял мировой экономический кризис на количество слушателей и на саму содержательную часть занятий?
- Одна из "внутренних" антикризисных мер: внедрение в практику так называемых коротких программ в виде одного или нескольких модулей. Кого-то в настоящий момент интересует управление человеческими ресурсами, кого-то - стратегический менеджмент, или что-то еще. Соответственно, он может получить отдельный сертификат. А потом по совокупности, если он прослушает за определенные годы все наши модули, может оформить свое образование в виде диплома. Наподобие того, как студент берет "академку", но уже не из-за болезни, а в зависимости от финансового положения или занятости. Что касается содержательной части – то и в докризисные времена программа обучала действиям в различных экономических ситуациях. Сейчас просто увеличилось число конкретных примеров. И еще. Чтобы успешно пережить кризис, надо первым найти продолжающий оставаться востребованным сегмент деятельности, точки его роста, сохранить стратегическое ядро организации и разглядеть в кризисе новые возможности. Кризис создает сильные предпосылки к изменению не количества, а качества деятельности.
САМ СЕБЕ СТИПЕНДИАТ
А в последнее время мы заметили такую тенденцию. Все больше слушателей оплачивает обучение из собственных средств, из своего кошелька. Сейчас среди них – 30-35% наших слушателей. С чем это связано? Думаю, человек все больше начинает оценивать себя в стоимостном выражении: а сколько он стоит? Во-вторых, если за тебя заплатила организация, то ты связан какими-то обязательствами: должен отработать определенный срок, или что-то еще. А когда у тебя нет обязательств, поскольку ты вкладываешь в самого себя, это говорит о том, что ты – свободный человек. И можешь предложить себе любой род занятий.
Во время обучения, общаясь и, что называется, находя друг друга, слушатели начинают создавать новые команды, открывать новое дело, новый параллельный основному занятию бизнес, который неплохо развивается. Или возникают эффективные новые деловые связи между уже существующими хозяйствующими субъектами. На моей памяти – пять-семь подобных случаев (в основном, в области продаж, реализации продуктов).
РАСЧЕТ НА "МЯГКОЕ ВХОЖДЕНИЕ"
- Как на вашей программе МВА скажется вхождение Казанского государственного финансово-экономического института в такой "большой" вуз, как Казанский (Приволжский) федеральный университет?
- Действительно, многие действующие программы мы разрабатывали, не получив еще информации, что войдем в состав федерального университета. Вот теперь узнали (а войдем туда мы, видимо, в конце этого года окончательно). В 2011 году узнаем, какие задачи поставит перед нами руководство КФУ, и совместно их решим. Вхождение в состав КФУ я лично оцениваю как очень позитивный шаг, потому что федеральный университет имеет самый высший статус образовательного учреждения. "Обычные" вузы работают по "спускаемым сверху" государственным программам, они жестко регламентированы, и поэтому вводить что-то новое там достаточно сложно. Федеральный же университет разрабатывает свои стандарты, учитывая потребности заказчиков и их потребителей. То есть более приспособлен к рынку.
Мы встречались с руководством университета, и поняли, что в его планы входит создание в Казани бизнес-школы высшего разряда. В связи с этим, очень к месту может оказаться апробирование у нас МВА-программ более высокого уровня – "Executive Master of Business Administration", адресованная собственникам и генеральным директорам, а также дорогостоящая элитная программа "Доктор делового администрирования", руководителем которой в России является академик Абел Аганбегян.
ПОРТРЕТ ДИПЛОМНИКА, ПОЛНЫЙ ЭНЕРГИИ
– Каков "среднестатистический" портрет вашего выпускника?
– Это по преимуществу мужчина (около 80 процентов) 35-40 лет. Среди 438 наших выпускников – 170 первых лиц (генеральных директоров) и 80 заместителей, далее идут руководители среднего звена, где-то 15 процентов – владельцы своего бизнеса. По отраслям: 20 процентов – электроэнергетика, 17 процентов – производство, 17 процентов – торговля, 10 процентов – финансы, 6 процентов – газо- и нефтедобыча, 8 процентов – строительство, 5 процентов – реклама и СМИ, 3% процента– транспорт, 14 процентов – прочие. Как видим, энергетики – у нас самые успешные по "посещаемости".
- Почему?
- Здесь много зависит не только от потребности отрасли, но и от ее руководителя. 84 выпускника мы подготовили для системы Татэнерго. И все они, в связи с реорганизацией Татэнерго, образованием министерства, вышли на руководящие должности. Это говорит о том, что была проведена правильная кадровая политика. И еще: здесь увидели результативность обучения. Среди многих отзывов о нас, о нашей программе, запомнилось высказывание Гульсины Миннехановой - первого заместителя гендиректора Татэнерго о том, что на наших курсах слушатели получают современные экономические знания, в то время как руководители сегодня в большей степени владеют техническими. Причем использовать новый багаж у нас учат применительно к своему же предприятию.
СКОЛЬКО БУДЕТ В РУБЛЯХ?
- В связи с этим – вопрос: а можно ли в рублях подсчитать эффект от повышения квалификации управленцев конкретного предприятия, фирмы, учреждения?
- Должен сказать: учеба у нас – занятие не из дешевых. И если организация способна вкладывать, инвестировать в образование своих работников, это говорит о том, что она чувствует от этого эффект. Подсчитать его, в принципе, можно, как вы сказали, и в рублях. Но ни мы, ни, насколько я знаю, предприятия этим не занимаются. Обсчитать все – дело громоздкое, трудоемкое, затратное. Да и в условиях России достаточно сложно, поскольку многие данные закрыты. А главным показателем эффективности нашей работы служит тот факт, что к нам направляют на учебу по рекомендации наших же выпускников. Если бы вы провели у нас время впустую, да еще и потратившись, то не порекомендовали бы ни своим друзьям, ни коллегам, ни партнерам, ни сотрудникам обучаться по программе МВА.
АМБА – НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД
Программа существует, есть наборы. Это говорит о том, что она востребована. С 2000-го года, работая постоянно, мы осуществили 9 выпусков, подготовили 438 мастеров делового администрирования – представителей 305 организаций из Татарстана, Удмуртии, Марий Эл, Чувашии, Башкортостана и Кировской области. В 2008-2009 годах наша программа вошла в список 1000 лучших бизнес-школ мира и была награждена двумя пальмовыми листьями – знаком отличия наиболее сильной бизнес-школы регионального уровня. Дважды мы проходили аккредитацию в Федеральной службе по надзору за качеством образования.
Мы подали заявку на международную аккредитацию в Assotiation MBA (AMBA) в Великобританию и ожидаем положительного решения в будущем году. Это одна из ведущих ассоциаций в своей области, где уже имеют аккредитацию 8 российских учебных заведений. Среди них – Институт бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства Российской федерации, Высшая школа менеджмента экономической академии имени Плеханова.
БИЗНЕС РЫНКА ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ
Мы готовим менеджеров, обеспечивающих повышенную производительность и результативность управленческого труда в условиях постоянных изменений. Но достигающих этого не путем наращивания количества труда, а за счет его структурного качества.
Во-вторых, мы готовим менеджеров, умеющих организовывать работу по запуску бизнесов на рынках "завтрашнего дня". Таких менеджеров, которые способны распознавать эффективные бизнес-идеи и новые "зоны прибыли", их коммерциализацию; а также готовых создавать и управлять бизнесами и проектами в этих новых отраслях.
В-третьих, мы формируем ценностные и поведенческие установки делового нравственно- сбалансированного воспитания: осознания принадлежности к передовому социальному слою российских менеджеров, несущих ответственность за судьбу страны; готовности выйти на новый уровень успешной карьеры и принятия на себя большей смелости и ответственности за предпринимательские риски в значимых проектах.
Программа МВА КГФЭИ руководствуется девизом "Мы хотим, чтобы вы знали, умели и делали больше других".
В общем, в свое будущее и в будущее экономики страны и республики мы глядим с оптимизмом.
21 ГОД ПРОРЕКТОРСТВА – ХОРОШЕЕ ПОДСПОРЬЕ
- Ваш путь к нынешней должности, видимо, был непрост. Вряд ли в детстве мальчики метают стать руководителем программы МВА КГФЭИ…
- На выборе профессии сказалось то, что отец был финансовым работником, и я пошел по его стопам. Получил базовое экономическое образование – окончил казанский финансово-экономический институт в 1969 году и был оставлен на преподавательской работе. В институте я прошел все этапы – от ассистента до проректора по учебной работе (с 1986 по 2007 год). В 1999 году представители Санкт-Петербургского университета и из группы "Эсидек" предложили нашему ректору назначить меня руководителем программы МВА на базе казанского финансово-экономического института. Возражений не последовало, был подписан соответствующий приказ. С тех пор я и руковожу реализацией этой программы, до недавнего времени совмещая эти функции с обязанностями проректора. - Каково было совмещать две такие "неспокойные" должности?
- Если занимаешься тем, что тебе интересно, то время найдется – тут вопрос самоорганизации. Во-вторых, в свое время была подобрана команда единомышленников, основной костяк их остался и по сей день. Я сказал ректору: "Вот мое условие – я принимаю решения и подбираю кадры, если я отвечаю за эту программу". Ректор согласился.
Сегодня, как и в самом начале, мы – структурное подразделение КГФЭИ, реализующее программу МВА, имеющее свой бюджет и находящееся на самоокупаемости. Нам утверждают смету, штатное расписание, в их пределах мы и работаем. С начала реализации программы во взаимоотношениях с головной организацией – Казанским государственным финансово-экономическим институтом – мало что изменилось. Да в этом нет необходимости: мы имеем лицензию российского министерства образования, соответствующую аккредитацию.
Ганеев Азат Мингазович - директор центра переподготовки и повышения квалификации работников финансово-кредитной сферы, государственных служащих и руководящих работников, директор программы "Мастер делового администрирования - Master of Business Administration (MBA)".
Визитная карточка руководителя:
Дата и место рождения: 5 мая
Образование: Казанский финансово-экономический институт (
Основные этапы карьеры: с 1969 года в Казанском финансово-экономическом институте: ассистент, старший преподаватель, декан факультета планирования промышленности (1982-1984), доцент, проректор по учебной работе (1986 – 2007), директор программы "Мастер делового администрирования" - Master of Business Administration (MBA)" (с 2000 года), директор центра переподготовки и повышения квалификации работников финансово-кредитной сферы, государственных служащих и руководящих работников (с 2007 года).
| Визитная карточка компании:
Казанский государственный финансово-экономический институт |
На правах рекламы
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.