ЧИНОВНИКИ И ВОЕННЫЕ ЗАДУМАЛИСЬ, КАК ДАЛЬШЕ СТРОИТЬ В СТРАНЕ СВЯЗЬ ЧЕТВЕРТОГО ПОКОЛЕНИЯ

Вчера в Казани заработала мобильная сеть суперсовременного стандарта LTE. Россия обогнала и США, и Японию, и Китай с Кореей, став одной из немногих стран в мире, которая внедрила мобильную связь четвертого поколения.

Новый стандарт нужен не столько для разговоров, сколько для мобильного Интернета: LTE позволяет скачивать данные со скоростью 170 Мбит/с как по проводной линии. Российский технологический прорыв, однако, может остаться отдельным эпизодом. Казанская сеть запущена на спорных основаниях: у ее владельца—компании "Скартел", известной своим брэндом Yota,—серьезный конфликт с Роскомнадзором. За последние два месяца регулятор отозвал целый ряд лицензий, позволявших развивать мобильную связь четвертого поколения, - как у Скартела, так и у других компаний. За доступ к частотам для LTE идет ожесточенный спор, в который вовлечены компании, министры и даже первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Первый звонок по мобильному телефону был совершен еще в 1973 году, когда в общих чертах и была разработана технология. Однако первая коммерческая сеть заработала только в 1979-м. Похожая история произошла и с четвертым поколением сотовой связи. Разработка нового стандарта началась еще в 2004 году, однако до конца 2009 года в России он мало кого интересовал. Лицензии на частоты, которые позволяли развернуть сеть, получали малоизвестные на рынке компании. Но в конце 2009 года, когда компания TeliaSonera уже запустила первую сеть стандарта LTE в Швеции и Норвегии, на эти частоты появились серьезные претенденты и в России.

Частоты 2,3–2,7 ГГц всегда принадлежали министерству обороны, рассказывает близкий к министерству источник. Как и большая часть радиодиапазона. В прошлом радиостанции или сотовые компании после долгих переговоров добивались от военных и правительства выделения нужных частот. На этот раз минобороны специальным письмом на имя  президента РФ Дмитpия Meдвeдeва попросило нe выcтaвлять чacтoты нa кoнкypc, а передать аффилированной с министерством структуре. Логика такая: построенная сеть может использоваться как в мирных, так и в военных целях, стало быть, и строить ее должна доверенная структура.

Распределяет места в эфире госкомиссия по радиочастотам. В нее входят 25 чиновников из различных ведомств, в том числе минсвязи и минобороны. По закону комиссия имеет полное право отдать частоты без конкурса. Вполне логично, если их отдадут совместному предприятию, в котором у минобороны будет блокпакет, рассуждает близкий к министерству источник. В этой роли может выступить Основа Телеком, в которой 25,1% принадлежит подведомственному минобороны Воентелекому, а 74,9%—компании "Айкоминвест" Виталия Юсуфова - сына бывшего министра энергетики Игоря Юсуфова. Схема работы простая: минобороны предоставляет свои частоты, Айкоминвест обеспечивает финансирование проекта.

Аналогичная заявка в комиссию поступила и от консорциума "Русэнерготелеком", где 25% принадлежат Ростелекому, которым фактически управляет минсвязи, а остальной частью и, следовательно, контрольным пакетом, как утверждают на рынке, владеют структуры предпринимателя Григория Березкина - крупного игрока на рынке энергоносителей. В Ростелекоме отказались комментировать тему LTE.

В минсвязи благосклонно отнеслись к претензиям этих компаний на лицензии для 4G. В начале лета в министерстве объясняли, что хотели бы передать эти частоты компаниям, не связанным с мобильным бизнесом. Дело в том, что в Европе и США мобильные операторы не слишком заинтересованы в переходе с третьего поколения на четвертое: они потратили гигантские суммы на покупку лицензий на стандарт 3G. Считается, что, пока эти инвестиции не будут отбиты, развивать 4G никто не будет. Технология-то готова, а вот исполнители—нет.

Идея российских чиновников якобы состояла в том, чтобы передать лицензии исполнителям, не оказывающим услуги в стандарте 3G и не заинтересованным в его доминировании. Но на самом деле в России актуальная для развитых рынков проблема почти не стоит. Лицензии на третье поколение сотовым операторам достались дешево, гигантских инвестиций от них не требовали. Поэтому им ничто не мешает внедрять 4G хоть завтра—только нужны лицензии.

МТС, Вымпелком и МегаФон довольно жестко конкурируют друг с другом, но сплотились перед общей угрозой и забросали совместными письмами министра связи Игоря Щеголева, премьер-министра и президента. По мнению "тройки", распределять дефицитные радиочастоты без конкурса нельзя, а структурам, которые на них сейчас претендуют, просто не хватит средств, чтобы внедрить по всей стране связь будущего.

Действительно, если сеть LTE создавать с нуля, в масштабах страны проект обойдется в астрономические $4,5 млрд. Сотовым компаниям он будет стоить дешевле. "Операторы “большой тройки” имеют всю инфраструктуру для быстрого развертывания сетей LTE",—говорит партнер компании ACM-Consulting Михаил Алексеев. У операторов есть вышки, которые позволяют распространять сигнал, их не надо будет строить заново, достаточно оснастить новым оборудованием. Впрочем, собеседники Newsweek не исключают, что и Основа Телеком, и Русэнерготелеком не будут строить сеть сами, а борются за частоты только ради перепродажи.

Сотовая "тройка" успела раздуть из этой темы скандал. В результате по личному распоряжению министра связи спорные вопросы были вычеркнуты из повестки июньского заседания комиссии по радиочастотам. К августу ситуация с частотами стала патовой. Опасаясь принимать какие-либо решения, члены госкомиссии по радиочастотам в массовом порядке ушли в отпуск.

Возникшую паузу Роскомнадзор использовал для расчистки диапазона—ведь часть частот, пригодных для развертывания LTE, уже раздали. Пришлось забирать их назад. 30 июля в министерство вызвали директора компании "Скартел" Дениса Свердлова. Ему объяснили, что в связи с выявленными нарушениями у компании отозвана часть частот, выданных буквально весной этого года. Не помогло даже то, что блокирующий пакет акций Скартела принадлежит могущественной госкорпорации "Ростехнологии". Похожая история произошла с компанией "Антарес", которую связывают с влиятельным энергетиком и хозяином группы Е4 Михаилом Абызовым. Но ее судьбой заинтересовался первый вице-премьер Шувалов. Он поручил минкомсвязи, минэкономразвития, минобороны и Роскомнадзору разобраться, правомерно ли забрали частоты у Антареса.

Скартел теперь судится с Роскомнадзором—иск был зарегистрирован в минувший четверг. Но и проект LTE компания не остановила, воспользовавшись частотами, выданными раньше и для других целей. В Скартеле опираются на заявление руководителя Роскомнадзора Сергея Ситникова, сделанное на пресс-конференции 6 июля: "Гипотетически, если оператор связи на заявленном ранее оборудовании с теми же самыми тактико-техническими характеристиками обеспечит работу LTE—это его право".

У компании есть лицензии на необходимые диапазоны частот (2,3–2,4 ГГц и 2,5–2,7 ГГц) для передачи сигнала в формате WiMax. Фокус в том, что на этих же частотах можно развернуть сеть LTE. "На этих же частотах—но по другой технологии",—подтверждает аналитик iKS-consulting Максим Савватин. Для этого просто надо заменить оборудование. Вслед за Казанью Скартел собирается развернуть сети в Новосибирске и Самаре. Однако юристы не исключают, что Роскомнадзор все равно оштрафует Скартел за нарушение в использовании лицензии на всю незаконно полученную выручку.

Стандарт LTE пока не пригоден для голосовой мобильной связи, и, хотя Скартел и обещает скоро создать такой телефон, аналитики не слишком в это верят. Проблема—в повышенном энергопотреблении, аккумуляторы слишком быстро садятся, объясняет аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

Зато мобильный Интернет позволяет зарабатывать уже сейчас. В 2010 году операторы мобильной связи заработают на мобильном интернете более 60 млрд. рублей. Это больше, чем компании, которые тянут кабель, чтобы подключить абонентов к сети, утверждают исследователи из авторитетного исследовательского агентства J'son&Partners Consulting. Мобильный Интернет быстро стал золотым дном даже при сегодняшних скоростях, отстающих от проводного интернета. А со стандартом 4G разница в скорости между мобильным Интернетом и проводным и вовсе исчезнет.

Россия пока среди лидеров, но неспособность чиновников принять решение о распределении частот может положить этому конец. "Вопрос уже настолько политизирован, что не может решаться на уровне бизнеса", - говорит представитель одной из госструктур, вовлеченных в конфликт. Скорее всего, исход спора будет зависеть от первых лиц государства, убеждены претенденты на 4G.

"Русский Newsweek"
Фото с сайта правительства РТ


P
.S. В церемонии запуска беспроводная сеть передачи данных 4G, которая прошла 30 августа,  принял участие президент РТ Рустам Минниханов.

Глава республики перерезал символический провод - в знак того, что беспроводной сетью передачи данных покрыта вся территория Казани. Выступая перед участниками мероприятия, он сообщил, что отныне в столице Татарстана доступны самые современные беспроводные технологии с высокой скоростью передачи данных 4G. Сегодня подобные технологии используются лишь в нескольких странах мира и в Казани, сказал он, дальнейшая задача - покрыть беспроводными сетями передачи данных всю республику. Республика Татарстан может стать пилотным регионом для отработки самых современных идей и технологий, считает президент РТ.

Представители компании "Скартел", в свою очередь, отметили, что в Казани они сумели развернуть беспроводные сети в максимально короткое время: впервые этот вопрос обсуждался в мае, а в июле уже начались поставки оборудования. Сегодня в столице Татарстана установлено 150 базовых станций, пока работают не все, но в самое ближайшее время все станции будут подключены к сети.

Минниханову продемонстрировали инновационную технологию сетей четвертого поколения в действии - как с ее помощью можно повысить скорость работы в сети, скорость просмотра и скачивания информации (видеофайлов), 3D-фильмов, а также возможности 3D-видеосвязи.

Вице-премьер РТ - министр информатизации и связи РТ Николай Никифоров сообщил, что беспроводные сети передачи данных 4G будут использоваться в рамках проекта "Электронный Татарстан", в частности, в системе ГЛОНАСС 112 (для передачи данных из автомашин скорой медицинской помощи, с мест ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и т.д.). Кроме того, беспроводные технологии предполагается использовать для передачи данных с оборудования видеонаблюдения, размещенного на автомобильных дорогах, что позволит повысить безопасность дорожного движения.

Высокие скорости передачи данных позволят также использовать беспроводные сети четвертого поколения в сферах образования (дистанционное обучение), здравоохранения и др.

Генеральный директор Yota Свердлов отметил, что руководство Республики Татарстан проявляет большой интерес к новым технологиям, активно способствует внедрению в повседневную жизнь современных средств коммуникации. Благодаря этому Республика Татарстан заслуженно считается лидером внедрения современных технологий в России, сказал он.