ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ АЙРАТА ШАФИГУЛЛИНА С ЧИТАТЕЛЯМИ "БИЗНЕС
ONLINE". ЧАСТЬ 3-Я

Сегодня мы публикуем третью – заключительную – часть интернет-конференции с министром труда, занятости и социальной защиты Татарстана Айратом Шафигуллиным. Она состоит из ответов на вопросы читателей, которые не были заданы в ходе Интернет-конференции в редакции "БИЗНЕС Online". Ответы были подготовлены в министерстве позже. Предлагаем их вниманию читателей.

ПИК БЕЗРАБОТИЦЫ В 2010 ГОДУ ПРИШЕЛСЯ НА АПРЕЛЬ

- Я закончил вуз по специальности менеджер, но сейчас хочу переучиться. Есть возможность устроиться на сварщика. Где можно закончить курсы? (Таймураз)

- За счет бюджетных средств пройти профессиональную переподготовку можно по направлению центра занятости населения в рамках программы профессионального обучения безработных граждан. Для этого вам необходимо обратиться в центр занятости населения по месту жительства и в случае признания вас в установленном порядке безработным и отсутствия подходящей работы, вам может быть предложено пройти профессиональное обучение на краткосрочных курсах по востребованной на рынке труда профессии.

- Мой сын заканчивает учебу в институте на экономиста, но такой работы сейчас нет. Где можно получить рабочее образование, если есть возможность, то не в училищах. По возрасту он не совсем подходит. Есть ли курсы, или при заводах? С уважением Л.К.Горбунова.

- Действительно, в период рыночных преобразований была нарушена связь между рынком труда и рынком образовательных услуг, перестала работать система распределения выпускников. Образовательные учреждения стали готовить специалистов по модным "престижным" у молодежи профессиям, таким как экономист, юрист, менеджер, не учитывая потребности рынка труда. В результате ежегодно среди безработных граждан 6-7 процентов составляют выпускники учреждений профессионального образования. И одна из причин этого - трудности в поиске работы по полученной специальности, невостребованной рынком труда.

За счет бюджетных средств пройти профессиональную переподготовку можно по направлению центра занятости населения в рамках программы профессионального обучения безработных граждан.

За счет собственных средств рабочую профессию можно получить в профессиональных училищах и лицеях на краткосрочных курсах по вечерней форме обучения.

- 14 мая 2010 года состоялась сделка по купле-продаже квартиры. Покупателем является ветеран Великой Отечественной войны, который использовал субсидию на приобретение жилья для оплаты сделки. Но деньги на счет не поступили и органы, ответственные в этом вопросе, однозначного ответа по срокам поступления платежей не дают. Для уверенности в дальнейших своих планах я прошу вас дать ответ как нам быть дальше: рассторгнуть сделку или же подождать конкретной даты? (Тарасова Гульшат Заудатовна)

- В соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 года № 472-Р Республике Татарстан было выделено 5,2 млрд. руб. на обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий категорий граждан, установленных федеральным законом "О ветеранах", в соответствии с указом президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714, которые на сегодняшний день освоены в полном объеме.

Вместе с тем, федеральным законом от 23.07.2010 года № 185-ФЗ внесены изменения в закон о бюджете, в т.ч. в части выделения в 2010 году дополнительных средств субъектам Российской Федерации на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны.

По оперативной информации министерства регионального развития Российской Федерации указанные средства поступят в Республику Татарстан в августе 2010 года.

Оплата заключенных ветеранами договоров начнется после поступления дополнительных финансовых средств.

- Сколько в Татарстане реально безработных? Официально показываются одни цифры. Но когда данные дает международная организация - там разница иногда в 2-3 раза. Возникает ощущение, что реально никто не знает положение. Планируете ли вы считать по одной системе?

- Хотелось бы услышать прогнозы по безработным и тенденцию по рынку труда хотя бы на год вперед. (Марат)

- В мире существует несколько понятий по численности безработных:

Безработные — это часть экономически активного населения, которая хочет работать, ищет работу, но не может ее найти в определенное время на конкретной территории (общая численность безработных граждан по методологии международной организации труда)

При подсчете этой численности безработных используется методика, введенная в статистическую практику при проведении обследований населения по проблемам занятости, утвержденная постановлением Госкомстата России от 25.05.93 г. N 67. В основу определений этой методики положены резолюции международных конференций статистиков труда, рекомендации международной организации труда (МОТ), национальные особенности России.

В этой методике имеются такие основные понятия как:

а) не имели работу (доходного занятия);

б) занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;

в) были готовы приступить к работе.

При отнесении к безработным должны быть соблюдены все три критерия, перечисленные выше.

Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.

В составе безработных выделяются лица, не занятые трудовой деятельностью, зарегистрированные в службе занятости в качестве ищущих работу, а также признанные безработными.

Уровень безработицы - удельный вес численности безработных к численности экономически активного населения.

Численность экономически активного населения определяется как сумма численности занятых и безработных.

Официально зарегистрированные безработные - это граждане, признанные безработными службой занятости населения.

У нас в республике численность официально зарегистрированных безработных граждан составляет 48,9 тысяч человек, а безработных по методологии МОТ - 139,5 тысяч человек.

Таким образом, в службу занятости приходит регистрироваться почти каждый третий из численности безработных, рассчитанных по методологии МОТ.

Стоит отметить некоторые тенденции этого года.

В первом полугодии текущего года темпы роста безработицы не превышали 5 процентов в неделю, в то время как год назад они достигали 13 прорцентов. В абсолютном же выражении число безработных в 2010 году превысили численность 2009 года. В 2009 году максимальное число официально зарегистрированных безработных в службе занятости республики пришлось на начало мая - 61,3 тысяч человек, в 2010 году - в апреле (68,4 тысяч человек).

Из обратившихся граждан в службу занятости республики каждый второй был признан безработным.

Высокий уровень обращения свидетельствует о степени популярности или востребованности услуг службы занятости, а также информированности населения о возможностях, предоставляемых органами занятости.

К основным факторам, влияющим на приток безработных граждан, относятся увольнение по различным причинам (текучесть кадров), высвобождение работников, выпускники учебных заведений, впервые ищущие работу, и активизация длительно неработающих граждан.

С конца апреля мы наблюдаем постепенное снижение численности безработных граждан.

На 4 августа в государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных было зарегистрировано 48,9 тысяч человек, что на 13 процентов меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (почти 56,5 тысяч человек).

Предполагаем, что к концу года в службе занятости республики будет зарегистрировано 49,0 тысяч безработных граждан.

Среди представителей рабочих профессий не могут подобрать подходящую работу слесари, штукатуры-маляры, операторы ЭВМ, электромонтеры, кладовщики, контролеры. Среди владеющих специальностями служащих – бухгалтеры, экономисты, менеджеры, техники, медсестры, кассиры, делопроизводители.

Наибольшим спросом среди работодателей пользуются арматурщики, бетонщики, швеи, плотники, кондукторы, а также рабочие неквалифицированного труда (дворники, уборщицы, подсобные рабочие). Среди служащих и специалистов работодателям требуются менеджеры, страховые агенты, врачи, инженеры.

КАК ПРОЖИТЬ БЕЗРАБОТНОМУ НА НОЛЬ РУБЛЕЙ

- Много ли человек воспользовались программой по переселению? Планируется ли ее продолжение? (Олег)

- В рамках реализации региональной программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Татарстан, на 2010 год, предусмотрено оказать адресную поддержку 200 гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест.

Условия и механизм оказания адресной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке в качестве ищущих работу, при переезде в другую местность для замещения рабочих мест, а также порядок расходования средств и контроль за целевым использованием бюджетных средств определен постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 10.03.2009г. № 130.

Адресная поддержка гражданам, ищущим работу, при переезде в другую местность для замещения рабочих мест оказывается путем компенсации расходов, связанных с переездом и проживанием в другой местности. Произведенные расходы гражданин подтверждает документально.

В рамках реализации мероприятий по оказанию адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, по состоянию на 6 августа т.г., 193 человека из различных городов, районов республики в рамках заключенных трехсторонних договоров между центром занятости населения, гражданином и работодателем трудоустроены кондукторами на МУП "Метроэлектротранс", в том числе из  Набережных Челнов - 24 человека.

В рамках антикризисных мероприятий в ООО "Sollers – Дальний Восток" отработали 25 человек из  Набережных Челнов.

Учитывая, что данное мероприятие направлено на поддержку работников, в том числе находящихся под угрозой высвобождения, в 2011 году планируется продолжить реализацию программы.

- Почему в центрах занятости такие малоинтересные профессии с невысокими заработками. Найти более менее подходящую работу в центрах просто невозможно!

- В соответствии с законодательством о занятости населения государственные услуги гражданам в поиске подходящей работы оказываются центрами занятости населения при их личном обращении на основании заявления-анкеты. Содействие в трудоустройстве осуществляется на вакансии, заявляемые работодателями в органы службы занятости. Следует отметить, что предлагаются вакансии, которые в настоящее время имеются на рынке труда города, района и заявлены работодателями. Сведения о вакантных рабочих местах имеют оперативный характер, и зарезервировать их не представляется возможным.

С информацией о вакансиях можно ознакомиться на сайте центра занятости населения  Казани (www.kazantrud.ru), на портале вакансий рынка труда Республики Татарстан (www.tatartrud.ru) и на информационном портале "Работа в России" (www.trudvsem.ru).

Кроме того, на "Портале вакансий рынка труда Республики Татарстан" (www.tatartrud.ru) и портале "Работа в России" (www.trudvsem.ru) имеется возможность разместить свое резюме. При этом информация об ищущем работу гражданине станет доступной работодателям как Республики Татарстан, так и других регионов.

- Как прожить безработному, стоящему больше года на бирже труда, на 0 рублей?

- В период поиска подходящей работы безработным гражданам при отсутствии вакансий органами службы занятости может быть предложено участие в специальных программах содействия занятости (временные и общественные работы, содействие в организации предпринимательской деятельности, переобучение и др.).

- В заявках на новых работников на бирже труда стоит немало фирм, которые или зарабатывают на псевдообучении претендентов на должность или "страховые" фирмы, где платится только процент от продаж, не гарантируя даже минимальной зарплаты. Как министерство труда борется с таким "трудоустройством", или его устраивает такое положение, при котором постоянно есть "новые вакансии"?

- Законодательством предусматривается выплата заработной платы работодателями в размере не ниже минимального размера оплаты труда, которая составляет в настоящее время 4330 рублей. В случае невыплаты заработной платы или ее задержки ее выплаты более 15 дней вы можете обращаться в правоохранительные органы или в государственную инспекцию труда в Республике Татарстан.

Согласно ст.130 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) основной социальной гарантией в области оплаты труда работников является величина минимального размера оплаты труда. Федеральным законом от 19.06.2000г. № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2009г. установлен в сумме 4330 руб. в месяц.

В соответствии со ст.133 ТК РФ месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда ( трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом, согласно ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). 

Согласно ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ст.135 ТК РФ).

- Безработица в РТ, не есть бедствие, вполне реально проживание с семьей из трех человек на пособия, разных наименовании и огород (деревня, дача). Нашим предприятием со средней зарплатой 16500 рублей, уже в течение трех месяцев дается объявление о наборе, из шести обратившихся, оформляется один. Желают зарплату от 25 тысяч рублей, но в сметах заложена от 14 тысяч рублей. Увеличив вкруговую зарплату, породим новый виток инфляции, то есть через полгода, 25 будут равны 15 (Игорь Алексеевич)

- Согласно статьям 132, 135 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, качества и количества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В государственных либо муниципальных учреждениях, финансируемых из средств бюджета РТ, оплата труда работников в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки (ЕТС). Размеры тарифных ставок по разрядам ЕТС утверждены постановлением кабинета министров РТ от 31.01.2008г. № 45 "О повышении заработной платы работников организаций, финансируемых из бюджета Республики Татарстан". Повышение заработной платы работников бюджетных организаций республики будет осуществляться в рамках перехода на новые системы оплаты труда. Так, с 1 сентября т.г. на новые системы оплаты труда будут переведены работники отдельных типов образовательных учреждений республики.

Для работников организаций внебюджетного сектора экономики в соответствии со ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, принимаемыми работодателем с учетом мнения представительного органа работников и исходя из финансовых возможностей организации.

- Хотелось бы узнать, насколько ценятся сейчас квалифицированные специалисты с зарубежным образованием? Отличается ли уровень заработной платы от работников с образованием в казанских вузах?

- При предоставлении в органы службы занятости населения сведений о потребности в работниках работодатели могут указывать дополнительные требования к претендентам на замещение вакантных должностей, в частности и уровень образования, которые учитываются специалистами центров занятости населения при направлении граждан на трудоустройство.

Работодатель имеет право выбора кандидатуры из претендующих на замещение вакантных должностей как направленных органами службы занятости, так и обратившихся самостоятельно.

- Айрат Радинович, уже известно, что процессы стандартизации и сертификации в Татарстане начинают внедряться в различных отраслях экономики. Это индустрия питания и гостеприимства, подземный и наземный транспорт, стандарты управляющих и другие. Какова приоритетность выбора отраслевого направления внедрения инноваций, или это происходит спонтанно? (Фазлыев Ренат Равильевич)

- Да, вы правы. Для внедрения процессов профессиональной стандартизации и сертификации квалификаций уже задействованы такие отрасли экономики, как индустрия питания и гостеприимства, подземного и наземного транспорта и нефтехимического комплекса. Уже определены первые организации для внедрения стандарта управляющих "Стандарты первых". В чем приоритетность выбора именно этих отраслей? Как вы знаете не за горами 2013 год - год проведения Универсиады. Качество обслуживания, приём, встреча спортсменов, представителей спортивных сообществ и гостей столицы выходят на первый план. Проведение спортивного форума требует подготовки новых профессий и высококвалифицированных кадров. Мы знаем, каково положение дел в этих отраслях сейчас. Хотя обстановка уже меняется к лучшему и внедрение профессиональных стандартов профессий данных направлений позволит коренным образом изменить ситуацию. Уже прошло два этапа обучения экспертов по сертификации квалификаций в отраслях индустрии питания и гостеприимства. Началась активная разработка диагностических и оценочных материалов для проведения сертификации квалификаций представителей данных специальностей и профессий на основе новых профессиональных стандартов, разработанных центром изучения проблем профессионального образования в г. Москва. Подготовительная работа идёт полным ходом, но впереди ещё много нерешённых задач.

КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЧЕМУ-ТО НАУЧИТЬСЯ. А КАК БЫТЬ С РУКОВОДИТЕЛЯМИ?

- Мы знаем, что с 1 сентября 2010 года в образовательную систему Татарстана должны начать внедряться новые образовательные стандарты, которые подготовлены опять не на основе профессиональных стандартов. В связи с этим, вероятно, предстоит приостановка внедрения новых образовательных стандартов, их переработка и соответственно перестройка не только учебного процесса, но и всей образовательной системы. Как на ваш взгляд, поддержит ли высшая школа, педагогическая общественность эти инновации? (Троянова Ольга Владимировна)

- Создавшееся положение дел на рынке труда есть не следствие безработицы в республике, а несоответствие спроса работодателей и предложений со стороны учебных заведений. Об этом свидетельствует соответствующая статистика, которая регулярно проводится специалистами нашего министерства. Все мы знаем о постановлении правительства РФ (№1015) "Правила участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования", которое позволило работодателям принимать активное участие в реорганизации и внедрении инноваций в профессиональное образование и образовательную систему в целом. Естественно мы, как представители работодателей начали с анализа ситуации и выявления проблем. Определив круг вопросов и намечая пути их решений, пришли к выводу о несостоятельности и несоответствии имеющихся образовательных программ. Но процесс разработки новых образовательных стандартов был уже запущен и наши инициативы не были услышаны. Только дальнейшие нормативные, регламентирующие документы правительства РФ, РТ и активная позиция РСПП помогли исправить ситуацию. Сегодня уже большая часть политической и экономической общественности понимает, что без внедрения процессов профессиональной стандартизации и сертификации квалификаций не обойтись, тем более, что это уже пройденный этап зарубежного опыта экономического развития. Прогрессивная педагогическая общественность России и Татарстана тоже понимает это, и уже представляет программы развития и внедрения инноваций в образовательные области. Реализация всех намеченных планов и программ приводит к одному подготовке новых образовательных стандартов на основе профессиональных стандартов. Конечно, это очень длительный и трудоёмкий процесс, но нам от него не уйти. И я думаю, что представители высшей школы, вся педагогическая общественность Татарстана в конечном итоге поймёт и примет участие в реализации программ инновационного развития образовательной системы в целом.

- Чтоб пройти сертификацию, надо сначала обучиться. А кто будет разрабатывать образовательные программы? (Мурашова Ульяна Владимировна)

- Чтоб обучить специалиста в рамках конкретного вида (области) профессиональной деятельности необходимо разработать модульные образовательные программы на основе профессиональных стандартов. Но таких преподавателей на сегодняшний день в Республике Татарстан нет. В связи с этим в ближайшее время мы планируем начать обучение преподавателей за счет бюджета республики по программе "Разработка модульных образовательных программ на основе компетенций и профессиональных стандартов". В первую очередь планируется подготовить преподавателей в сфере гостеприимства, общественного питания и сервиса, в отрасли химии и нефтегазопереработки и в области наземного и подземного электротранспорта. И вообще необходимо кардинально перенаправить средства на повышение квалификации преподавателей по программе "Разработка модульных образовательных программ на основе компетенций и профессиональных стандартов".

- С тем, что любой специалист в течение своей профессиональной деятельности должен чему-то учиться, совершенствовать свои знания и умения, нельзя не согласиться. А как быть с руководителями высокого ранга, например, с директорами крупных предприятий, холдингов, чему их еще можно научить? (Назипова Гульнара Рашатовна)

- Во-первых, начать нужно с того, что у нас в России впервые разработан профессиональный стандарт "Управление (руководство) организацией". Создан он национальным центром сертификации управляющих и утвержден российским союзом промышленников и предпринимателей в статусе "национального". Так вот в этом стандарте прописаны требования к уровню компетентности, знаний и умений по пяти квалификационным уровням, от мастера до корпоративного управляющего. Разработан он в целях установления и поддержания единых требований к содержанию и качеству деятельности руководителя организации. И, уже в ближайшем будущем будет внедряться в нашей республике на предприятиях с различной долей государственной собственности для качественного и эффективного управления этими предприятиями.

Во-вторых, как только названный стандарт был создан, сразу встала потребность в создании обучающих программ, основанных на компетенциях. Создавать эти программы будут и вузы и консалтинговые компании и центры дополнительного профессионального образования и повышения квалификаций. Программы эти обязательно проходят общественно-профессиональную аккредитацию в национальном центре сертификации управляющих. И такие программы уже есть. Ассоциацией независимых директоров подготовлена пилотная учебная модульная программа, основанная на компетенциях, и предназначена она для кандидатов на должность корпоративного директора и реально действующих директоров организаций. В программу заложены не только обучение современным методам управления организацией, механизмам работы совета директоров, стратегическому планированию, но и навыки построения эффективных взаимоотношений и сильной продуктивной команды. Учиться всегда есть чему, было бы желание. Ведь без постоянного совершенствования, повышения квалификации, обучения нет движения вперед, будь то начальник участка или директор предприятия. "Обучение на протяжении всей жизни" должно стать лозунгом нашего общества.