О чем сказал в своем интервью Нуриэль Рубини. В сегодняшней ситуации, характеризующейся полной беспомощностью властей, которые вынуждены делать хорошую мину при плохой игре, очень важную роль играют отдельные информационные вбросы.

 

Поскольку сказать правду никак нельзя, остается предупреждать тех, кто готов что-то слушать, а не тупо уверять самого себя, что "все хорошо, прекрасная маркиза", но делать это нетрадиционными методами. Сами власти твердо встали на позицию, что у них все замечательно, и давать информацию о том, что на самом деле они все понимают, но просто откровенно врут, не собираются. И вот тут выходит интервью Рубини.

 

Нужно сказать несколько слов о том, кто такой этот Нуриэль Рубини. Формально он – профессор Университета Нью-Йорка и достаточно раскрученный в прессе специалист по кризису. Но главное не это. Во-первых, он – представитель монетаристской экономической школы. А во-вторых, раскручен он не просто так. Дело в том, что современная монетаристская школа не видела (и, по большому счету, увидеть не может, т. к. не имеет соответствующих инструментов) современного кризиса. Но его признаки постоянно нарастали с середины 2000-х годов, да и работы по кризису, в общем, писались – достаточно вспомнить разработанную в России рядом экономистов в 1998–2001 гг. теорию кризиса, которая была достаточно полно описана в книге, вышедшей еще в 2003 году. А в 2005 году для любого разумного эксперта все стало вообще ясно, поскольку именно в этом году перестала падать реальная ставка потребительского и ипотечного кредита в США, т. е. остановился механизм перекредитования долгов.

 

В такой ситуации монетаристской "тусовке" (научной школой они уже давно быть перестали) категорически было необходимо найти человека, который бы, во-первых, был бы "своим", а во-вторых, мог бы "спасти лицо", т. е. продемонстрировать, что есть монетаристы, которые кризис увидели. Есть и "в-третьих": тогда, в 2005 году, когда в кризис из монетаристов мало кто верил (еще раз повторю: монетаристская наука этот кризис не видит, поэтому речь могла идти только о вере), на такую роль мог пойти только человек "второго", а то и "третьего" круга, для которого только такой "эпатаж" (он же тоже не очень верил в кризис!) был единственным способом пробиться наверх.

 

Именно таким человеком оказался Рубини, который, по мере нарастания кризиса, становился все более и более популярен. Отметим, что, не будучи реальным специалистом (одно дело – сказать про неизбежный кризис и совсем другое – много лет разбираться в его реальных причинах и следствиях), он допускает достаточно много странных высказываний. В частности, его уже не раз ловили на том, что, скорее всего, он активно продает свое имя для организации скачков на бирже, но его до сих пор используют для того, чтобы сказать то, что официальные лица произнести вслух никак не могут.

 

Что же сказал Рубини в последний раз? Цитируем по сайту K2K news. Во-первых, на ежегодной конференции Ambrosetti, проходящей в Италии, Рубини заявил, что "США, Япония и многие страны Европы исчерпали свои арсеналы и беззащитны против двойной рецессии". "Дальнейшие приобретения облигаций Федеральной резервной системой США ничего не изменят. Доходность векселей уже снизилась до 2,5%, а кредитные спрэды опять увеличиваются. Монетарная политика может поддержать ликвидность, но она не решает проблемы платежеспособности", – сказал Рубини.

 

Фактически он говорит то, что уже и так понятно: что дальнейшая эмиссия не приводит к улучшению состояния экономики в целом. Читателю этой странички это уже давно понятно, но я напомню, что официальная западная пропаганда до сих пор заявляет, что кризис практически закончился.

 

"По прогнозу Рубини, темпы роста экономики США во втором полугодии этого года составят менее 1%, несмотря на самое значительное стимулирование в истории страны – снижение процентных ставок с 5% до нуля, дефицит бюджета в 10% ВВП и $3 трлн на спасение финансовой системы".

 

Ну, ставки, положим, были снижены до нуля еще в 2008 году, а денежная накачка составляет примерно 1% от ВВП в месяц (т. е. больше, чем $3 трлн), но тут не совсем ясно, что именно Рубини считает.

 

"Мы достигли момента, когда любой шок может вновь столкнуть нас в рецессию. При росте межбанковских спрэдов может возникнуть порочный круг, как в 2008–2009 гг.", – сказал Рубини, назвавший ситуацию, когда реальная экономика и кредитная система вредят друг другу, "процессом с автоматическим питанием". Рубини отметил, что у американских компаний хватает наличности, но они извлекают прибыль, проводя "подсечно-огневую" политику в сфере затрат на рабочую силу. "Мы потеряли 8,4 млн рабочих мест, а если добавить к этому еще и потерю рабочих часов, эта цифра увеличится на 3 млн. Чтобы вернуть потери, нам надо ежемесячно создавать 450 тыс. рабочих мест в течение трех лет", – заявил он.

 

А вот здесь он фактически и сказал то, что было нужно властям. Кризис будет продолжаться, и сопровождаться он будет сильным ростом безработицы.

 

"По оценкам Рубини, государственный долг богатых стран к 2015 году вырастет в среднем до 120% ВВП, не оставив возможности для дальнейшего стимулирования экономик. Если они начнут испытывать судьбу, им грозят облигационные кризисы, подобные тому, который в этом году пережила Южная Европа".

 

Это тоже понятно. Фактически Рубини объясняет, что государства будут компенсировать проблемы экономики, но их возможности ограничены, поскольку бесконечно наращивать суверенный долг невозможно.

 

Вопрос, собственно, остается только один: почему он сказал это именно сейчас, не весной, но и не зимой? Ответ, скорее всего, тоже только один: те, кто рекомендовал ему сказать это, точно знают, что состояние экономики США этой осенью оптимизма не внушает. В общем, кто предупрежден, тот вооружен. А для всех остальных ухудшение состояния экономики станет неприятным сюрпризом. Разумеется, за исключением читателей этой колонки.

(Fintimes, 07.09.10)