Как мы уже много раз отмечали, начало осени – время, когда разные участники экономического процесса должны высказать свои позиции по поводу текущих проблем. При этом некоторые озвучивают оптимистические позиции, некоторые – осторожные, не в чести только большой пессимизм.
При этом те персонажи, которые не связаны впрямую с политической ответственностью, то есть не обязанные по должности демонстрировать записной оптимизм, все чаще начинают от позиции «рост вот-вот начнется» переходить к позиции: «Рост, конечно, начнется, если…, а иначе будет не очень хорошо». Разумеется, у каждого эксперта свои три точки, но суть от этого не меняется. Вот и такой видный специалист в области современной экономики, как глава Международного валютного фонда (МВФ) Доминик Стросс-Кан, выступая на конференции МВФ и ООН в Осло, заявил, что мировой финансовый кризис не окончится до тех пор, пока правительствам не удастся добиться «значительного снижения» уровня безработицы, передает Reuters.
Почему он выбрал именно безработицу? На первый взгляд, не очень понятно, но посмотрим, что он (и его подчиненные) сказал дальше. Стросс-Кан отметил, что меры по стимулированию экономики вполне оправданы, если даже влекут за собой увеличение долга, но при этом способствуют снижению числа безработных в долгосрочной перспективе. Недостаток рабочих мест негативно влияет на настроение потенциальных работников, которые в перспективе могут покинуть рынок труда.
А вот главный экономист МВФ О.Бланшар: «Если стимулирующие меры помогают сократить уровень безработицы и таким образом избежать роста структурной безработицы, они по большей части окупаются и ведут лишь к незначительному увеличению долга, если сравнивать с финансовыми последствиями абсолютного бездействия. Человеческий и социальный эффект от безработицы значительно глубже, чем экономический эффект от временного сокращения дохода». Бланшар также отметил, что изменение кредитно-денежной политики может и не оказать значительного влияния на процесс создания рабочих мест, поскольку учетные ставки во многих странах зафиксированы на близком к нулю уровне.
Представители МВФ также призвали к расширению программ социальной помощи безработным, что должно сбалансировать уровень потребительского спроса и морально поддержать население, вовлеченное в активный поиск работы. Кроме того, организация настояла на увеличении масштаба краткосрочных корпоративных проектов, которые позволяют компаниям трудоустроить больше сотрудников, сократив при этом рабочее время и, соответственно, заработную плату.
По оценкам МВФ, число безработных по всему миру с 2007 года увеличилось на 30 млн человек и достигло отметки в 210 млн — рекордного показателя за всю историю наблюдений за рынком труда. Эксперты утверждают, что причиной такого беспрецедентного роста стал мировой финансовый кризис. При этом больше других возрастных групп упадок на рынке труда затронул молодежь.
То, что безработица растет – понятно, мы уже много раз об этом писали. Действительно, прекращение работы кредитных механизмов, стимулирующих спрос, ведет к падению продаж. Но это еще не все: по мере падения продаж начинаются проблемы и у производителей, затем – у их поставщиков, и так дальше, по всей производственной цепочке. При этом все производители активно сокращают свои издержки, на рабочую силу, в первую очередь, что еще более сокращает спрос.
Государства в этой ситуации неминуемо должны увеличивать средства, направляемые на социальную политику, поскольку спрос бедных – важнейшая составляющая совокупного спроса. Но компенсировать спрос полностью они не могут. Действительно, мы уже отмечали в предыдущих текстах этой колонки, что сегодня спрос американских домохозяйств выше того уровня, который обеспечивают их доходы примерно на 3 триллиона в год. А равновесное состояние спроса/доходов ниже нынешнего уровня спроса примерно на 6 триллионов. Таких денег у государства нет и быть не может: фактически речь идет о том, что государство сверх нынешних своих расходов должно выплачивать более 200 миллиардов долларов каждый месяц.
Отметим, что такая ситуация уже была. В начале 30-х годов прошлого века, в период «острой» стадии кризиса, который привел к «Великой» депрессии, когда спад ВВП составлял около 1% ВВП в месяц (12% в год), все усилия государства по остановке кризиса оказывались безуспешными. И только после того, как падение остановилось, те же самые меры дали результат. Просто потому, что все усилия государства могут дать от силы 3–4% ВВП – на фоне спада в 12% это просто незаметно.
Сегодня, конечно, все иначе. Прежде всего, потому, что государство активно вмешивается в экономику, в том числе программами эмиссионной поддержки. Однако с точки зрения экономики долгосрочного эффекта это дать не может – только подрывает реальный сектор и усиливает вероятность высокой инфляции (которая еще более обесценит спрос).
А вот теперь самое время вспомнить о безработице. У безработных очень низкий спрос и большой их рост приводит к быстрой «просадке» ВВП. В период «Великой» депрессии безработица в США достигала 30%, а в Европе доходила до 40% — если такая ситуация повторится, ситуация в экономике станет крайне неприятной. И уж, конечно, ни о каком росте и говорить не приходится.
К сожалению, избежать этого варианта практически невозможно – просто не очень видно, за счет чего это можно сделать. И в этом смысле руководители МВФ сделали беспроигрышный ход: напомнили о проблеме, продемонстрировали заботу о людях и, наконец, послали внешне оптимистичный сигнал: если правительства решат проблему, то все будет хорошо… К сожалению, особого смысла в этом нет.
(Fintimes, Михаил Хазин, 15.09.10)
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.