ОСНОВАТЕЛЬ ЗНАМЕНИТОЙ КОМПАНИИ ПОДСКАЗАЛ КАЗАНЦАМ, КАК НАЧАТЬ СВОЕ ДЕЛО И ПОЛУЧИТЬ НА НЕГО ДЕНЬГИ ОТ ИНВЕСТОРА

Сегодня в Казанском университете – завершающий день проекта Madeinkazan. В его рамках проходит образовательная программа «Расширяй горизонты», в которой участвуют 500 человек, – студенты, предприниматели, госслужащие… Каждый из них выдержал непростой конкурс, чтобы получить право присутствовать на мастер-классах известных отечественных и зарубежных топ-менеджеров. Вчера, например, одним из выступавших был Дэвид Ян - создатель группы ABBYY, офисы которой сегодня действуют в десяти странах мира. Чрезвычайно интересный рассказ успешного бизнесмена о технологии открытия своего дела слушал и корреспондент «БИЗНЕС Online».

НА КАКИХ БЫ ЯЗЫКАХ ОНИ НИ ГОВОРИЛИ

Вообще-то группу компаний ABBYY можно и не представлять – она сама себя успешно представляет, поскольку сегодня ее программными продуктами оснащены более 10 млн. сканирующих и мобильных устройств, а также персональных компьютеров. Программы ABBYY переводят тексты со 189(!) языков Земли, включая даже китайский. В общем, почти со всех, кроме разве что – пока – арабской вязи…

О популярности этих программ свидетельствует небольшой эпизод, который произошел вчера во время выступления основателя фирмы ABBYY Дэвида Яна в казанском университете. Юная леди робко спросила бизнесмена: «Распознает ли ваша программа татарский язык?». Гость немного смутился и стал было объяснять, что языков слишком много и насчет татарского он не помнит. Тут же с разных концов зала полетели подсказки: «Конечно, переводит и татарский, мы переводили!»…

Цель работы своей знаменитой фирмы Ян сформулировал так: «Мы создаем технологии, которые помогают людям лучше понять друг друга, на каких бы языках они ни говорили и в каких бы странах ни жили»…

Однако при создании в 1989 году фирмы – сначала она называлась BIT Software – о столь высоких целях речь не шла. Ян честно признался казанской аудитории: «Мы с другом хотели заработать десять тысяч рублей на двоих за два месяца и купить кроссовки и джинсы. Это правда. Я тогда хотел заниматься физикой…»

Ребята решили быстренько сделать и продать электронный словарь Lingvo. Правда, работали над ним не месяц, как намеревались, а девять месяцев, но в 1990-м Lingvo, действительно, появился. Его создатели надеялись продать сто копий. Продали только 15. Но когда продали пятнадцатую, вдруг обнаружили, что рынок просто-таки переполнен их словарем. Когда прикинули, сколько примерно копий уже используются, получили головокружительную цифру – 50 тыс.! А ведь тогда Интернета еще в помине не было…

Сегодня с незаконным распространением продукции ABBYY дела обстоят несравнимо лучше: на российском рынке только… 80% нелегальных программ. Под веселый шум зала Ян прокомментировал эти цифры: сравните 80 на 20 процентов, а в 1990-м 15 штук на 50 тыс.!

КТО-НИБУДЬ МОЖЕТ УБЕДИТЬ ИНВЕСТОРА?

Создав процветающую фирму, Ян получил полное право делиться передовым опытом. Что он и сделал в Казани, где рассказал о технологии открытия своего дела. Аудитория чутко внимала – наверняка, многие из сидящих здесь молодых людей читали, что ведь и Билл Гейтс начинал бизнес в сарае…

Ян говорил: «Есть проблема, с которой сталкивается любой предприниматель, который выходит на уже существующий рынок и пытается создать новую рыночную нишу. Но если рынок есть, это обязательно, автоматически означает, что там есть компании, уже выпускающие продукцию для этого рынка. И у них больше продукции, больше сил, больше возможностей достучаться до потребителя…»

Тут бизнесмен поставил вопрос ребром: «Что делать в такой ситуации?». И привел несколько неожиданный для крутого технаря пример: «Допустим, предприниматель решил печь пирожки. Он бежит к инвестору и начинает его убеждать: «Знаете, хочу выпускать суперпирожки! Они такие вкусные у меня будут, такие красивые, поджаристые, с мясом»… Первое, что говорит инвестор в ответ на эти восторги: «А что, вот этот маленький сарайчик, – это и есть твоя мини-пекарня?! А ты знаешь, что уже работает хлебозавод, и еще один, и еще? Они много лет пекут и пирожки, и хлеб, и лаваш, и всякие блинчики… Почему ты думаешь, что сможешь с ними конкурировать?»…

Аудитория замерла: сейчас, сейчас, узнаем, почему! Но вместо того, чтобы ответить на поставленный вопрос, Ян обратился к залу: «Кто-нибудь может сыграть роль предпринимателя и убедить меня – инвестора»?

ЗЛОЙ, ЗАНУДНЫЙ, НИ ВО ЧТО НЕ ВЕРИТ

Предложений, естественно (аудитория проекта Madeinkazan – люди активные), посыпалось много. Вот только «инвестор» попался жутко капризный. Как потом охарактеризовал этого абстрактного (и почти любого реального) инвестора Ян: «Злой, занудный, ни во что не верит, глаза не горят, ничего не понимает в пирожках и вообще мясо не ест…»

А тут еще и «начинающие бизнесмены» из зала, совершали, как потом объяснил Ян, раз за разом одну и ту же ошибку: настойчиво пытались доказать господину с толстым кошельком, что, ну вот же, мой товар – самый-самый…

Ян сказал: «Обратите внимание: все, что мы обсуждаем, – это технология… Самая большая проблема тех, кто начинает свое дело: эти люди думают, что главное – их товар. Я же нашел, обнаружил, открыл, скажем, что никто больше не выпускает пирожков для водителей. Но проблема в том, что ты не сможешь эти свои замечательные пирожки продать, не сможешь довести информацию о них до тех самых водителей»…

Несколько раз Ян повторил: «С инвестором надо говорить о продаже, а не о производстве». И опять вернулся к своим пирожкам: «Вот если вы придете к инвестору и скажете: мы давно работаем в этой сфере, у нас есть небольшая булочная, мы продавали всю жизнь хлеб… А теперь обратили внимание, что людям необходима, кроме хлеба, некая быстрая еда, которая обладает такими-то свойствами. И, знаете, что мы сделали? – напоминаю, это человек инвестору говорит. – Мы нашли производителя, который выпускает замороженные пирожки… Мы запустили их в продажу, и они пошли очень хорошо… И теперь мы точно знаем, какие нужны пирожки людям: что они должны быть меньше по размеру, что начинка должна быть разная – рис, мясо, рыба»… Чувствуете – это уже получается совершенно новое коммерческое предложение. И в таком случае инвестор совершенно по-другому смотрит на ситуацию – он видит, что вы точно знаете рынок, что вы его протестировали»…

У БИЗНЕСА УЗКОЕ ГОРЛЫШКО

«Это основная проблема, – говорил в казанской аудитории Ян. – Люди думают, что нашу несовершенную жизнь можно поправить, просто выпустив какой-нибудь более совершенный продукт. Конечно, это тоже важно, но на самом деле у бизнеса узкое горлышко. И дело не только в новых технологиях и в качестве продукции, а в способах донесения информации до потребителей»...

Тут  Ян отмахнулся, наконец, от пирожков и привел пример, связанный с технологией планирования, уже из истории собственной компании: «Мы сначала выпустили электронный словарь Lingvo, но очень быстро поняли, что можем гораздо больше. Мы поняли главное, – что люди покупают сверло не потому, что они хотят иметь это железо, а потому что хотят иметь дырки в стене. Покупают наши электронные словари не потому, что им нужен словарь, а потому что им нужен перевод… И мы взяли три чужие программы, в том числе систему распознавания, систему коррекции орфографии, объединили их… И сказали потребителям: теперь вы можете взять свой документ на английском языке, нажать несколько кнопочек, и принтер вам распечатает перевод на русский язык. Мы ничего не сделали нового – мы просто объединили несколько программ, но, тем самым, предложили потребителю совершенно новое качество… И наши продажи возросли в разы!»…

Только потом, рассказывал Янг, в компании решили сделать свою собственную систему распознавания – это был следующий, логичный шаг в бизнесе.

НЕ ПОДЕЛЯТ ДЕНЬГИ, НЕ ПОДЕЛЯТ ВЛАСТЬ

 Ян вывел свою «формулу успеха» и сообщил о ней в К(П)ФУ. Он совершенно уверен, что в стопроцентном будущем успехе бизнесмена:

5% - бизнес-идея,

20% - везение,

75% - команда!

Почему – команда? Он объяснил: в среднем от идеи до внедрения проходит два - три года. Бывает и меньше (редко), бывает и больше, но в среднем так. Однако за два-три года многое меняется, в том числе рыночная конъюнктура. И вот здесь все решает команда. Если она подобрана неудачно, в ней обязательно друг с другом рассорятся, не поделят деньги, не поделят власть.

Ян очень высокого (еще бы!) мнения о своей команде: «Самая большая заслуга нас всех, – что мы не рассорились и не разбежались. Это и везение, и очень большое терпение».

Он даже признался, что и в их команде были горячие споры, в которых дело доходило… Немножко подумал и сказал: «До физических контактов»… Зал все понял и встретил признание дружным смехом…

Надо сказать, взаимопонимание казанцев и успешного москвича было полным. Это подтвердил и сам  Янг, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о казанской аудитории: «Очень хорошая аудитория, все ребята молодцы, и они добьются большого успеха!»…

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ЭТО РАСШИРЕНИЕ ГОРИЗОНТОВ

После второго дня работы образовательной программы «Расширяй горизонты» журналист «БИЗНЕС Online» расспросил о впечатлениях некоторых из участников.

Диана Аитова - сотрудник банка:

- За два дня семинара услышала много новых идей. Действительно, это расширение горизонтов. Конечно, что-то мы уже знали при получении экономического образования, но здесь порой необычный взгляд, конкретные примеры. Вчера, например, были очень интересные лекции про Сингапур. Думаю, многие согласились: да, нужно движение вперед. Думать вперед, еще раз думать – и думать поперек. К сожалению, как мне кажется, к нам сингапурские методы не применимы. Это, собственно говоря, подтвердили и преподаватели высшей школы экономики, которые рассказывали уже о нашей, российской системе управления. Я работаю в отделе автоматизации банка, в некотором роде тоже управляю, у меня есть подчиненные. И думаю, что в дальнейшем для улучшения моей работы смогу некоторые принципы применить.

Рустем Гараев - группа компаний CHRB:

- Я сюда пришел, чтобы учиться, чтобы послушать, о чем скажут гуру управления, – мне это больше всего было интересно. Особенно понравилось выступление управляющего банком «Татарстан» Рушана Сахбиева, – он говорил именно те вещи, за которыми я сюда и пришел… С интересом слушал ресторатора Аркадия Новикова,  основателя ABBYY Дэвида Яна...

Артем Малхасян - студент Российской академии правосудия:

- Я не обманулся в ожиданиях: огромное количество информации, несущей просто колоссальную нагрузку. Очень интересно было послушать таких знаменитых людей, на мастер-классы которых попасть совсем непросто. С моей точки зрения, отлично выступили преподаватель «Вышки» – высшей школы экономики Дмитрий Чернов и создатель знаменитой компании ABBYY Дэвид Ян.

Елена Чернобровкина
Фото Ильи Лавриненко

 

Справка

Сегодня в рамках проекта Madeinkazan в Казанском университете выступят помощник президента России Аркадий Дворкович; сингапурские бизнес-тренеры: основатель и управляющий директор компании KHT and Co Pte Ltd Ки Хьян Тан и владелец "Kexonma Resourse Development" Джозеф Лу.