Илья Шатилин (слева)
Илья Шатилин (слева)

«СКОРОСТНИКИ» МТС И «МЕГАФОН»

Информационно-аналитическое агентство Telecom Daily провело в Казани итоговую пресс-конференцию с участием работающих в городе руководителей филиалов сотовых операторов. На вопросы журналистов ответили представители «МегаФона», «Билайна», «Летая» и нового оператора на рынке услуг сотовой связи — Tele2. Примечательно, что представителя входящей в большую тройку лидеров компании «МТС» на встрече не оказалось, а руководитель пресс-службы МТС в Поволжье Екатерина Гаврилова в ответ на телефонную просьбу корреспондента «БИЗНЕС Online» оценить итоги исследования сообщила, что информация о встрече прошла мимо них.

С результатами исследования присутствующих ознакомил аналитик Telecom Daily Илья Шатилин. Так, лидерами по скорости 3G оказались компании «МТС» и «МегаФон» с показателями чуть большее 4,6 тыс. Кбит/c. Чуть более низкие результаты показали «Билайн» и Теле2 — 3,5 и 3,2 тыс. Кбит/c соответственно. Впрочем, отметил эксперт, для абонентов это большого значения не имеет — разница между 3,5 и 4,6 Кбит/c может обнаружиться только при скачивании каких-то очень больших файлов. По показателям максимальной скорости лучшими стали МТС и Тele2 — 22,4 и 17,9 Кбит/c соответственно. У этих же операторов оказался минимальный показатель ping (задержка между отправкой запроса в сеть и ответом) — 139,5 и 146,1 милисекунд. Максимальная задержка оказалась у компании «МегаФон» — 240,3 милисекунды, чуть меньше у «Билайна» — 202,8 милисекунды.

Далее аналитик познакомил собравшихся с тестовой «страницей Кеплера», позволяющей имитировать загрузки интернет-страниц пользователя. То, насколько полно страница загружается каждый раз, говорит о стабильности соединения с сетью. МТС и «Билайн» тут продемонстрировали 100-процентно успешную загрузку их страниц, «МегаФон» — 97,8%, Tele2 — 76,7%. Еще одним важным показателем, очень критичным для абонентов, представитель Telecom Daily назвал процент соединения с сетью, другими словами, процент подвисания сессии: «Это когда вы пользуетесь интернетом на смартфоне, в какой-то момент у вас появляется значок 3G на экране, но при этом данные не передаются и не принимаются. То есть вам для этого надо или перезагружать телефон, или выключать передачу данных и снова ее включать». У МТС тут зафиксирован худший результат — 2,8%, у «Билайна» — 1,1%. А у «МегаФона» и Tele2 таких сессий не оказалось, т. е. в этом плане они обеспечивают наиболее стабильное соединение.

В скорости четвертого поколения (LTE) «Билайн» и МТС продемонстрировали почти идентичные результаты — 11,8 и 11,6 Мбит в секунду, то есть в разы больше, чем в сетях 3G. Показатели «МегаФона» — 10,5 Мбит, «Летай» — 7,1 Мбит. Лидерами по максимальной скорости в 4G оказались те же компании (МТС — 56,4, «Билайн» — 50,8). Подводя итоги, эксперт подчеркнул, что данные получены в начале декабря 2015 года, то есть актуальны на текущий момент, однако через несколько месяцев ситуация может быть уже совершенно другой.

В МТС НЕ СОГЛАСНЫ

Интересно, что большинство из присутствующих сотовых операторов с результатами исследования согласились и остались довольны. Территориальный управляющий казанского кластера ПАО «Вымпелком» («Билайн») Ильгиз Гибадуллин отметил, что данные аналитиков подтверждают фокусы компании в работе с сетью. «Для нас принципиально важны именно два показателя — это средняя пользовательская скорость и стабильность соединения. У нас нет задачи соревноваться максимально в показателях передачи данных», — подчеркнул он. Говоря о cкорости четвертого поколения, Гибадуллин заметил, что оборудование LTE сегодня становится более доступным. Роутер стоит в пределах 1,2 тыс. рублей, LTE-смартфоны — меньше 3 тысяч. Для Казани и Татарстана это, по его словам, особенно актуально как для одного и самых продвинутых IT-регионов России. Таким образом, в следующем году компания планирует сделать акцент на улучшении и увеличении сетки — в первую очередь передачи данных, поскольку базовые свойства голосовых сеток у большинства операторов и без того быстрые.

Согласился с результатами исследования и коммерческий директор регионального отделения по РТ ПАО «МегаФон» Дмитрий Кузнецов. Он рассказал, что оператор акцентируется на двух ключевых показателях — средней скорости и зоне покрытия: «Мы можем сказать, что «МегаФон» сейчас обеспечивает 98 процентов жителей Татарстана сетями передачи данных. При этом 70 процентов жителей покрыты сетью четвертого поколения». По словам Кузнецова, компания сегодня делает упор на модернизацию существующих сетей и расширение емкостей, при этом фактически 50% всего трафика передачи данных уже начинает входить в сеть LTE: «Девайсы, которые поддерживают технологию LTE, с каждым днем все доступнее и доступнее. Ну и по большому счету те продукты, которые продвигают уже все операторы в России, — это пакетные продукты, где нет отделения голоса от передачи данных. Поэтому фокус должен быть именно на этом».

У МТС результаты исследования вызвали сомнения. «Мы не согласны с методологией исследования, — пояснили в компании в ответ на наш запрос. — Анализ скоростей и качества сотовой связи на базе объездов дорог неприменим к реальному профилю потребления абонентов, ведь более 70 процентов трафика генерируется пользователями в помещениях. В МТС ориентируются на исследования сервиса Speedtest, который дает близкую к реалиям картину доступности и скорости интернет-соединения».

Представители Tele2 и «Летая» к исследованию рейтингового агентства отнеслись положительно.

Дмитрий Кузнецов
Дмитрий Кузнецов

«НО У НАС НЕ МОСКВА!»

Затем представители сотовых операторов затронули тему пакетных тарифных планов. Задавал тон Теlе2 с небезысвестными тарифами «Черный» и «Очень черный», однако и другие не отставали. Представитель «МегаФона» отметил, что компания также делает ставку на пакеты и проводит различные эксперименты, стараясь понять потребности сегодняшних пользователей: «Для того чтобы понимать, что нужно нашим абонентам, мы сделали бесплатное пользование на определенном тарифном плане в сети LTE — люди будут скачивать неограниченное количество трафика. Потому что если перед тобой поставить маленькую тарелочку, ты ее съешь — и все. А если тебе скажут: кушай сколько хочешь, тогда будет понятно... Вот так мы и будем определять, что и в каких объемах нужно нашим клиентам».

«А вы не боитесь, что абонент, которому поставили большую горку, — он как кот, которому выдали огромный мешок Whiskas? — поинтересовался Шатилин. — Он будет есть, пока не съест все, что там есть, ему будет плохо, он будет лежать кверху пузом, но будет есть... Не будет такого, что абоненты, пока бесплатно качают сейчас всего-всего-всего, продемонстрируют, что у нас очень хорошая емкость сети, а потом ужмутся? Или вы рассчитываете, что они подключатся на более объемные тарифы?» Однако операторы своего клиента уже изучили. Трафик в любом случае растет, отмечали они, вне зависимости от акций и скидок, изменяется уже структура самого контента. «Если три года назад наиболее распространенным действием в сети передачи данных было электронное письмо, то сегодня одним из наиболее частых действий является просмотр видеоконтента», — заметил Кузнецов. Растет и требовательность абонентов. «Если раньше ты нажимаешь «посмотреть результаты матча» и нормально для тебя подождать секунд 5 - 10, то сейчас для наших абонентов это уже становится критичным, ведь все хотят, чтобы все было моментально», — добавил представитель компании «Летай» Алексей Алексеев.

Любопытно, что у уже завоевавшего прочные позиции на рынке Татарстана оператора Tele2 нет сетки LTE (4G), причем гендиректор казанского филиала Иван Походяев заявил, что не видит в ней необходимости: «Мы работаем с большим сегментом, поэтому сейчас больше ориентированы на развитие 3G. Cредних скоростей, которые имеются в сетях 3G, более чем достаточно сейчас для 80 процентов потребителей. Именно это позволяет нам предлагать тарифные планы для абонентов по более демократичным ценам». Однако аналитик ИАА Telecom Daily придерживался несколько иного мнения: «В крупных городах, в том числе в Москве, если у тебя на экране горит значок 3G, это означает, что интернета нет. Потому что с точки зрения емкости и возможности обслуживать большое количество абонентов в одном месте гораздо эффективнее использовать частотный ресурс сети четвертого поколения, чем третьего». «Но у нас не Москва!» — парировал Походяев. Однако в полемику беседа не превратилась — сотовые операторы и без того признали авторитет новичка рынка и отметили, что с его приходом «стало интереснее».

ПО РОССИИ ЦЕНЫ НИЗКИЕ, А РОУМИНГ ПОДОРОЖАЛ

На вопрос, не чувствуют ли они конкуренции со стороны Wi-Fi, операторы ответили отрицательно, заметив, что российские законы, к счастью, очень строго регламентируют распространение Wi-Fi-точек. В Европе, по их словам, люди перемещаются от одной точки к другой просто потому, что их там гораздо больше, а цены на мобильный интернет гораздо выше.

«Вообще, российский рынок — это почти самые низкие цены в мире, — заверил Кузнецов. — Если сравнивать с Европой или, не дай бог, с США — там в разы дороже. И пользование тем же интернетом в США — больше услуга, на мой взгляд, привилегированная, не для всех». А Шатилин добавил, что стандарт Wi-Fi в принципе не предназначен для обеспечения доступа в интернет большого количества абонентов: «Это решения для дома, офиса и так далее. Поставить много Wi-Fi на стадионе или еще где-то — это не работает никогда. Уж сколько раз был на каких-то больших презентациях, анонсах: когда понятно, что нужно поставить Wi-Fi, он «лежал» почти всегда, потому что не предназначен...»

В заключение, коснувшись высокой стоимости роуминга за границу, операторы отметили, что этот вопрос в 2016-м будет стоять достаточно остро — дают о себе знать колебания курса доллара. Абонентам они посоветовали заранее перед поездкой сравнить цены у разных операторов и, исходя из этого, останавливать свой выбор на определенной связи.