В 2015 году Альфа-Банк — системообразующий банк, который по чистой прибыли входит в тройку лидеров по стране, — показал стабильное развитие бизнеса и в Татарстане. Он нарастил клиентскую базу и планирует получить около 1,4 млрд. рублей чистой прибыли. Политические санкции и экономический кризис скорее помогли банку, заставив клиентов выбирать надежных федеральных кредиторов.
БАНК НАРАСТИЛ КРЕДИТНЫЙ ПОРТФЕЛЬ ЮРЛИЦ НА ЧЕТВЕРТЬ
За 11 месяцев 2015 года общий объем размещения в Татарстане по всем клиентским сегментам составил более 47 млрд. рублей. Из них почти 43 млрд. рублей — это портфель юридических лиц (около 12% регионального рынка), а более 4 млрд. рублей — кредиты населения. Розничный объем привлечений достиг свыше 2 млрд. рублей. По итогам года АО «Альфа-Банк» планирует получить порядка 1,4 млрд. рублей чистой прибыли.
Услугами банка пользуются около 6 000 клиентов-юридических лиц. Прирост клиентуры за год составил почти 25%, а число активных клиентов — физических лиц в Татарстане превысило 134 000.
В этом году Альфа-Банк вновь признан самым технологичным несколькими федеральными и международными рейтинговыми агентствами. «За год портфель факторинга вырос до 500 миллионов рублей, и свою роль здесь сыграли высокие технологии. Операционный офис «Казанский» впервые в Альфа-Банке провел факторинговую сделку не на бумажных носителях, а онлайн — через «Альфа-FINANCE» (Альфа-ФИНАНС). После успешного «пилота» систему ввели в использование по всей стране. В электронной системе деньги зачисляются дебитору мгновенно. Снижаются риски и трудозатраты на ведение сделок, где нужно обрабатывать тысячи документов», — комментирует Владислав Абрамов.
САНКЦИИ НЕ СТРАШНЫ
Татарстанскому филиалу банка общие тенденции финансового рынка даже помогли. В течение года Центробанк снижал ключевую ставку, однако кредиты стали менее доступными для банков из-за снижения макроэкономических показателей и доходности банковского бизнеса, дестабилизации рубля, падения цен на нефть. На этом фоне региональный бизнес, который прежде сотрудничал в основном с местными банками, стал рассматривать в качестве партнеров надежных федеральных игроков. Кроме того, российскому бизнесу стало затруднительно проводить операции с иностранными контрагентами. Сделку могут сорвать экономические причины (ограничения, наложенные на банки) и геополитические факторы (запрет на импорт и экспорт).
«Вернуть аванс, переведенный зарубежным контрагентам, невозможно: де-юре поставщик не отказывается выполнить контракт, но де-факто не может этого сделать из-за санкций, — объясняет Владислав Абрамов, управляющий ОО «Казанский» Альфа-Банка. — Исключить этот риск можно, используя в международных сделках документарную форму расчетов — аккредитивы и гарантии».
Альфа-Банк проводит операции с Азией, Европой, Америкой и странами других континентов при помощи высокотехнологичных продуктов для внешнеэкономической деятельности. Так, интернет-банк позволяет завести паспорт сделки в соответствии с законодательством, проводить и контролировать международные расчеты, выгружать историю операций, настроить e-mail-уведомления о статусе обработки документов, отслеживать таможенные декларации на товар, конвертировать валюту. Для таможенных платежей банк предлагает карты с овердрафтом. На всех этапах сделок с ВЭД контролеры банка консультируют клиентов по телефону и в Skype.
ФИЗЛИЦА ВЫБИРАЮТ АЛЬФА-БАНК КАК ОСНОВНОЙ
По мнению центра макроэкономического анализа Альфа-Банка, потребительская модель экономического роста исчерпала себя. Это заметно по Татарстану: по итогам 2015 года финансовая активность населения упала. Поэтому изменилась и стратегия Альфа-Банка: его кредитный доход должен составлять только 30% от всей прибыли, в приоритете — комиссионный доход.
«В 2015 году мы сохранили клиентскую базу. Значительно выросло число физлиц, которые пользуются Альфа-Банком как основным. Доля таких клиентов сейчас составляет 57 процентов от общего числа клиентов-физических лиц. Более 30 процентов наших клиентов активно пользуются удаленными каналами доступа», — рассказал директор по розничному бизнесу ОО «Казанский» Альберт Кильдеев. На 1 декабря 2015 года каждый 10-й активно занятый казанец является зарплатным клиентом банка. Банк предоставляет бесплатный интернет-банк «Альфа Клик» и уникальную двустороннюю карту «Близнецы», которая является зарплатной и одновременно кредитной.
Средства на текущих счетах физических лиц Альфа-Банка только в Казани увеличились на 106,7 млн. рублей, депозитный портфель составляет 1,7 млрд. рублей. Среди VIP-клиентов вырос спрос на инвестиционные продукты партнера банка УК «Альфа-Капитал».
Количество VIP-клиентов розницы Альфа-Банка в Татарстане с начала года выросло более чем на 25%. Для таких клиентов предусмотрена особая зона VIP-обслуживания, выделенный колл-центр, пакет услуг «Максимум», бесплатное снятие наличных за рубежом, скидки и привилегии у партнеров банка.
МАССА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
В 2015 году банк добился очень хороших результатов в сегменте услуг для МСБ. Количество клиентов в республике увеличилось более чем на четверть и превысило 4200 компаний, и сейчас Альфа-Банк удерживает около 7% регионального рынка.
«Бизнес всегда ищет такую площадку, которая предоставит максимальное количество возможностей. В банке предприниматели прежде всего ценят надежность и стабильность. С помощью передовых технологических решений мы создаем удобную среду, в которой предприниматели решают финансовые вопросы удаленно, не утруждаясь посещением банка», – отметил директор по массовому бизнесу ОО «Казанский» Владимир Туманов.
За 11 месяцев кредитный портфель в сегменте малого и среднего бизнеса составил более 106 млн. рублей. В основном кредиты берут на пополнение оборотных средств.
Альфа-Банк регулярно проводит бесплатные обучающие семинары с участием лучших экспертов по маркетингу, финансовому планированию, интернет-рекламе и другим направлениям. Так, в феврале 2016 года пройдет масштабное мероприятие — «Конференция Клуба Клиентов».
Активным спросом пользуются нефинансовые сервисы для предпринимателей. «Клуб Клиентов» — широкая партнерская сеть b2b услуг. Партнеры предоставляют клиентам льготы на услуги связи, приобретение мебели, канцтоваров, юридическую поддержку, подбор персонала, разработку сайтов, обеспечивая существенную экономию.
Альфа-Банк основан в 1990 году. Он является универсальным банком, осуществляющим все основные виды банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг, включая обслуживание частных и корпоративных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, лизинг, факторинг и торговое финансирование.
По итогам первого полугодия 2015 года, согласно данным финансовой отчетности (МСФО), совокупные активы банковской группы «Альфа-Банк», куда входят АО «Альфа-Банк» и дочерние финансовые компании, составили $36,5 млрд., совокупный кредитный портфель — $26,1 млрд., совокупный капитал — $4,4 миллиарда. Чистая прибыль за первое полугодие 2015 года составила $32 миллиона.
По состоянию на 1 июля 2015 года в Альфа-Банке обслуживаются около 194,3 тыс. корпоративных клиентов и 13,9 млн. физических лиц (с учетом 2.6 млн. розничных клиентов ПАО «Балтийский Банк»). В Москве, регионах России и за рубежом открыто 775 отделений и филиалов, в том числе дочерний банк в Нидерландах и финансовые дочерние компании в США, Великобритании и на Кипре.
Альфа-Банк работает в Татарстане с 2003 года. В 2015 году представлен в Казани, Набережных Челнах, Альметьевске и Нижнекамске. В регионе работают 11 отделений, в том числе офис нового формата — по обслуживанию юридических лиц.
Уткина Анна Александровна, региональный директор по информационной политике и связям с общественностью, Альфа-Банк, Татарстан. E-mail: autkina@alfabank.ru
На правах рекламы