Казань пополнилась новым арт-пространством в духе современного искусства. Первая выставка под названием «Человек» состоит из 25 полотен художника Игоря Калинаускаса, который хоть и не имеет никакого отношения к созданию галереи, но специально приехал на ее открытие из Литвы. За необычным для Казани культурно-светским мероприятием наблюдала корреспондент «БИЗНЕС Online».
ХУДОЖНИК, ПИСАТЕЛЬ, ПСИХОЛОГ, МУЗЫКАНТ И РЕЖИССЕР
Новая галерея открылась неподалеку от союза писателей, театрального и художественного училищ и Лядского садика. Первых посетителей встречали медитативная музыка, элегантные официанты с шампанским, вином и клубничными канапе на подносах и, конечно, первая экспозиция — картины художника Игоря Калинаускаса, разместившаяся в двух небольших залах. Что за проект такой Ink Gallery? Галерея создана на частные инвестиции командой энтузиастов, рассказывала «БИЗНЕС Online» куратор проекта Ляйсан Цветкова. Среди них бизнесмены, дизайнеры, преподаватели, художники, психологи, философы и студенты. Помимо выставок и инсталляций в галерее будут проходить мастер-классы по живописи, психологии и соционике, кинопоказы, лекции и презентации.
В отношении Калинаускаса на 200% верно утверждение о том, что талантливый человек талантлив во всем. К своим 70 годам он состоялся как театральный режиссер, певец и композитор, писатель, психолог, художник и даже спортивный массажист-мануальщик. Краткая биография такова: родился в Нижнем Новгороде, окончил Щукинское училище, поставил 68 спектаклей. После того как увлекся психологией, его лишили возможности работать в театре (это было в советское время). Тогда Калинаускас, в то время известный как Игорь Николаев (это его настоящее имя), был вынужден какое-то время работать в Институте физкультуры, где, к слову, по его методикам весьма успешно тренировался в том числе и рекордсмен мира по прыжкам в высоту Рудольф Поварницын. Позднее он оказывал психологическую помощь пострадавшим в Чернобыльской катастрофе. В постсоветское время опубликовал ряд книг, они переведены на английский, немецкий, литовский, чешский и словацкий языки. Как певец и композитор Калинаускас выступает под фамилией Силин (девичья фамилия его матери). В 1993 году он совместно с выпускницей Киевского театрального института Ольгой Ткаченко создал дуэт Zikr — «магический театр голоса», практикующий метод симфонического пения. Дуэт записывался и выступал со многими известными музыкантами — Борисом Гребенщиковым, Сергеем Курехиным, Дживаном Гаспаряном, Юрием Морозовым, Сергеем Чиграковым, Александром Ляпиным и другими. Живописью Калинаускас всерьез занялся только на 53 году жизни, что не помешало ему стать почетным членом Российской академии художеств и автором почти 2 тыс. полотен, которые выставлялись в разных странах мира. «Живописный» псевдоним художника — Ink. К слову, сегодня в конференц-зале отеля Luciano Residence Kazan состоится встреча-беседа с художником, посетить которую могут все желающие.
ПОРТРЕТЫ СУЩНОСТИ, ПРИРОДНЫЕ СТИХИИ И ВИДЕНИЕ СВЯЩЕННОГО ГРАДА
На выставке в Ink Gallery можно в увидеть как ранние работы Калинаускаса, так и совсем свежие, к примеру, на «Времени первых пророков» еще даже краски до конца не высохли. Все они были собраны организаторами на выставку из частных коллекций в разных городах России (в том числе в Казани) и в Литве. «Идея сделать выставку Игоря Калинаускаса в Казани зародилась лет 10 - 15 назад, — рассказала архитектор-дизайнер и женский тренер Виргиния Калинаускене. — Но настойчивое желание, непреодолимое хочу и четкий замысел окончательно сформировались в начале ноября этого года. За это кратчайшее время нам удалось реализовать все с нуля: начиная от ремонта помещения и заканчивая размещением картин на стенах».
За два часа в небольшой галерее побывали примерно две сотни человек. Калинаускас охотно общался с местными знаменитостями, пришедшими приобщиться к его субъективному мировоззрению. Началось все с прапраправнука и тезки великого Пушкина — Александра фон Гревеница, переехавшего в Казань этой осенью с женой и шестерыми детьми, по одним данным, из Бельгии, а по другим — из Туниса. Об истории создания некоторых своих картин художник рассказывал вице-мэру Евгении Лодвиговой, начальнику отдела культуры и развития языков народов РТ аппарата кабинета министров Гульшат Нигматуллиной и начальнику управления культуры исполкома Казани Айгуль Горнышевой. На выставке также можно было заметить председателя госкомитета РТ по туризму Сергея Иванова, гендиректора телерадиокомпании «Казань» Мадину Тимерзянову, писателя Дениса Осокина, известного казанского искусствоведа Михаила Яо, балерину Анастасию Фаттахову — супругу главы Кировского и Московского районов. Наконец, приехали мэр Казани Ильсур Метшин и руководитель исполкома Денис Калинкин, которым «русский сын литовского народа» (как сам себя окрестил Игорь Николаевич) в исключительно экстравагантном костюме (джинсы и фиолетовый пиджак) также уделил самое пристальное внимание. В частности, рассказал, как появилась его любимая картина «Видение священного града», написанная в 2000 году под впечатлением от увиденного на Масличной горе в Иерусалиме природного явления — тогда на небе одновременно сошлись тучи, ливень и солнечный свет.
Калинаускас представил высоким гостям серию работ, на которых изображены природные стихии (мэра явно заинтересовала «Стихия воды»), а еще «Портреты сущности». Кстати, именно эти портреты, как выяснил «БИЗНЕС Online», вызвали неоднозначную оценку публики. Необычные лица притягивают взгляд, но немного пугают. Пришлось спросить у Калинаускаса, хорошие ли это люди. «Хорошие, конечно, хорошие», — подтвердил он. В целом же, как отметили посетители выставки, картины Калинаускаса — любопытный пример сочетания минимализма форм и экспрессии цвета. Сам Калинаускас любит импрессионистов и экспрессионистов.
«ХОРОШЕЙ ЭНЕРГИИ МНОГО НЕ БЫВАЕТ!»
— Хочу вас поблагодарить за приезд, я знаю много людей, которые давно хотели вас здесь увидеть, — обратился к виновнику вечера Метшин. — Это больше, чем просто выставка, это серьезное событие, причем не только в культурной, но и духовной жизни нашего города. Надеемся, что с вашими работами сюда придет нужная нам энергия.
— У вас и своей много, — ответил Калинаускас.
— Хорошей энергии много не бывает, — резонно заметил мэр.
— Казань — очень динамичный город, и, приезжая сюда, встраиваясь в это пространство, я всегда это чувствую, — отметил художник. — Поэтому независимо от физического самочувствия хочется здесь что-то делать, как-то двигаться. Я желаю Казани от всей души такой оставаться, развиваться и не поддаваться хаосу, которого стало слишком много, — сказал он, после чего подарил мэру свои книги, например, Lift — бестселлер для топ-менеджеров. Оказалось, что эту книгу Метшину уже дарил Герман Греф.
— А это вот последняя и самая загадочная — «Реабилитация души», — протянул художник еще одну. — Весь тираж распродан, а обратной связи никакой, — посетовал он.
— Если телефон оставите, я вам позвоню, — тут же предложил Метшин.
Наконец, Калинаускас вручил градоначальнику «Жизнь как пространство отношений», где изложена лично им разработанная методика дифференцированных функциональных состояний (ДФС) — практика саморегуляции четвертого поколения, «без всяких чудес и мистики» позволяющая гармонизировать отношения с жизнью и самим собой. Мэр с благодарным взглядом сложил в пакет и эту книгу (видимо, саморегуляции ему в жизни очень даже недостает). Градоначальник и художник вполголоса общались еще минут 10 - 15, после чего Метшин откланялся, пожелав всем счастливого Нового года.
А художник на прощание обратился к своим поклонникам с целым напутствием: «Никогда не верьте, что вы одни. Каждого из нас много, в каждом из нас много разных людей. Давайте им тоже жить. Если посмотреть на вашу жизнь из одного замечательного места под названием пространство пустоты, то можно увидеть, что все мы живем несколько жизней одновременно. Это никакая не мистика, это так и есть. Дайте жить всем своим внутренним людям. Дайте им возможность делать то, что они хотят, выйти на белый свет. И не говорите: где же мне найти на все время? Если жить в полусне, то, конечно, времени не очень много, а если проживать каждый миг — проживать полно, включенно, то к вечеру вы с трудом вспомните, что было утром. Потому что время проживания — это совсем не то же самое, что время жизни. В Казани такое энергичное и динамичное пространство, что чудеса здесь должны происходить каждые полчаса. Вам с пространством повезло. Не везде так. Тем более в городах. Включитесь, и все будет замечательно, и времени хватит на все, чего вам хочется».
«ВСЕЛЕННАЯ БЕСКОНЕЧНА НЕ ТОЛЬКО СНАРУЖИ — ВНУТРИ НАС ЦЕЛЫЙ КОСМОС»
Мнением о новой галерее, Калинаускасе и его картинах с «БИЗНЕС Online» поделились гости выставки.
Евгения Лодвигова — вице-мэр Казани:
— Я под впечатлением. И картины интересные, и музыка, которая здесь звучит, и свет замечательно играет. И, конечно, возможность пообщаться в Казани с таким человеком, как Игорь Калинаускас, — большой подарок для жителей города. Эта галерея — большое событие для Казани. Люди, однозначно, будут сюда приходить.
Гульшат Нигматуллина — начальник отдела культуры и развития языков народов РТ аппарата кабинета министров РТ:
— Творчество Игоря Николаевича — очень интересное явление современной культуры. Его картины очень музыкальны, архитектоничны, передают ощущение жизни во всей ее полноте, демонстрируют глубину мироздания. Они настраивают на доброе, мудрое отношение к жизни и, надеюсь, многим помогут обрести гармонию в душе.
Сергей Петрушин — доктор психологических наук:
— Задача искусства — помочь человеку раскрыть свое внутреннее. Если долго смотреть в небо, можно почувствовать, насколько бесконечна вселенная снаружи. Но внутри нас тоже бесконечная вселенная, там целый космос! Мы много знаем о внешнем мире, но что касается нашего внутреннего мира — все очень плохо. Две трети населения больших городов нуждаются в психологической помощи. Картины Калинаускаса — иллюстрация нашей субъективной реальности. Каждая картина — это состояние, некая лекция на языке переживаний. Они по-детски простые, но очень резонирующие. Пока выставка работает, можно приходить и, глядя на картины Калинаускаса, проходить своеобразную реабилитацию души.
Михаил Яо — искусствовед:
— В общекультурном смысле творчество Калинаускаса — это очень интересно. И открытие галереи такого уровня — профессиональной, современной, яркой — это событие крайне позитивное для Казани. Что касается живописи, представленной здесь сегодня, она, конечно, несет в себе большой эмоциональный заряд, очень декоративна, тенденциозна, но если быть откровенным, то я бы не был ее поклонником.
Денис Осокин — писатель, сценарист:
— Думаю, чем больше будет в городе таких пространств, тем лучше. Сегодня их меньше чем достаточно. Сейчас я проращиваю внутри себя новые рассказы, а новые впечатления творческому процессу всегда на пользу.
Марианна Герасимова — режиссер:
— На выставку меня пригласили друзья. Книги Калинаускаса я прочитала давно, была на его концерте в ГБКЗ, картины же вижу впервые. Впечатления не на уровне языка, а на уровне впечатлений, чувств. Его искусство мне очень близко. В нем много внутренней экспрессии.
Виргиния Калинаускене — архитектор-дизайнер, женский тренер:
— Мы все бежим, спешим достигать своих целей, но энергия творчества нужна каждому человеку. У жизни должен быть вкус, и не только вкус достижения. Пусть это место будет тем местом, где рождается вкус жизни, глубина жизни, радость жизни. Местом, где тончайшие вибрации души обретают форму в социальном мире и возвращают нас в состояние влюбленного человека. Ведь только влюбленный человек не имеет возраста и всегда молод.
Выставка картин Игоря Калинаускаса продлится до конца февраля.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.