№1

КАМАЗ: ПАДЕНИЕ И НОВАЯ НАДЕЖДА

Падение рынка тяжелых грузовиков позволило челнинцам увеличить свою долю в этом сегменте до 56,5%
Падение рынка тяжелых грузовиков позволило челнинцам увеличить свою долю в этом сегменте до 56,5% (фото: официальная страница ПАО "КАМАЗ" в LiveJournal)

Весь год мы с тревогой следили за тем, что происходит на КАМАЗе — одном из промышленных символов Татарстана. За три квартала 2015-го выручка компании упала на четверть до 52,7 млрд. рублей. Завод зафиксировал 2,02 млрд. рублей чистого убытка против 1,52 млрд. чистой прибыли за аналогичный период прошлого года. Продажи на российском рынке упали на 39,9% — реализовали только 13,8 тыс. грузовиков. А вот экспорт автомобилей и комплектов сборно-кузовных деталей остался почти прежним — 2957 автомобилей и 747 единиц СКД. Продажи продукции автогиганта в большинстве стран СНГ упали, но это было компенсировано ростом (почти вдвое) продаж в Африку, Юго-Восточную Азию, Латинскую Америку, на Ближний Восток: 1123 авто и СКД (годом ранее — 589). Главный покупатель — Вьетнам: 435 единиц вместо 150 за весь прошлый год, начало действовать межправительственное соглашение Вьетнама и России, которое предполагает создание зоны свободной торговли. Если по итогам трех кварталов продажи КАМАЗа сократились на 40%, то к 1 ноября падение замедлилось до 35%. Отметим, что падение (на 50%) рынка тяжелых грузовиков позволило челнинцам увеличить свою долю в этом сегменте до 56,5% (год назад она составляла 43,2%). Причины — удачный модельный ряд, выпадение из конкурентного ценового диапазона коллег из «большой семерки», запрет на госзакупки импортных авто. Отметим, что средняя численность сотрудников КАМАЗа за 9 месяцев сократилась на 5,7% (2084 человека), а средняя зарплата — на 8,7%: с 28,7 тыс. рублей до 26,2 тыс. рублей. Зато с ноября КАМАЗ вернулся к графику работы без простоев (сокращенная рабочая неделя была введена в апреле), что, как ни крути, обнадеживает.

№2

СЕРГЕЙ ШОЙГУ ЗАРЯДИЛ КАЗАНЬ НА НОВЫЕ-СТАРЫЕ РАКЕТОНОСЦЫ


Сенсационную новость сообщил 29 апреля министр обороны РФ Сергей Шойгу: Россия возобновит производство стратегических ракетоносцев Ту-160. Сказано это было во время посещения Казанского авиазавода, где в 1984 - 1992 годах и выпускался этот самолет. Отметим, что о высокой вероятности принятия такого решения «БИЗНЕС Online» писал еще за месяц до заявления Шойгу. Тогда один из источников «БИЗНЕС Online» увязал идею о перезапуске Ту-160 с состоянием программы перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА): «Для создания ПАК ДА нет ни технологий, ни опыта. Как их получить? Можно десятилетиями возиться, но времени, похоже, уже нет. А производство модернизированного Ту-160 позволит и технологии отладить, и опыт получить, и парк стратегической авиации пополнить... Что такое 15 имеющихся сегодня Ту-160, из которых летают максимум 5? Это несерьезно».

№3

У ТАТАРСТАНСКИХ ПРОМЫШЛЕННИКОВ — НОВЫЙ ШЕФ, У ПРЕЗИДЕНТА — НОВЫЙ, АВИАСТРОИТЕЛЬНЫЙ, ПОМОЩНИК

Равиль Зарипов стал помощником президента РТ по авиакомплексу
Равиль Зарипов стал помощником президента РТ по авиакомплексу

Грандиозный проект по перезапуску производства Ту-160 будет курировать от Татарстана Равиль Зарипов, назначенный помощником президента РТ по авиакомплексу... 23 ноября на посту вице-премьера и министра промышленности и торговли РТ его сменил председатель совета директоров «Химграда» Альберт Каримов. Источники «БИЗНЕС Online» рассказали, что Зарипов давно просил об отставке — устал. Отметим, что такая постановка вопроса не очень вяжется с предполагаемой нагрузкой на его новой должности. «Это большой этап жизни, яркий, интересный — руководить одним из важнейших стратегических проектов страны, подготовкой к производству самолетов Ту-160, — отметил премьер-министр РТ Ильдар Халиков. — Это непростая задача». Что касается Каримова, то, по словам Зарипова, на пост министра рассматривались несколько кандидатур, но он не уточнил кто. Тайну выдал осведомленный источник «БИЗНЕС Online». Помимо Каримова претендентами были директор ГНО «Инвестиционно-венчурный фонд РТ» (ИВФ) Айнур Айдельдинов, генеральный директор ОАО «КИП «Мастер» Максим Стеблов и генеральный директор ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» Тимур Шагивалеев.

№4

«АЛАБУГА»: ШАМПИНЬОНЫ И УГЛЕВОДОРОДНОЕ ВОЛОКНО

В прошлом году на территории ОЭЗ среди прочих открылся завод «Алабуга-Волокно» по производству углеродного волокна
В прошлом году на территории ОЭЗ среди прочих открылся завод «Алабуга-Волокно» по производству углеродного волокна

Напомним, что Зарипов был одним из инициаторов создания ОЭЗ «Алабуга», даже утверждают, что это была именно его идея. Как бы то ни было, он сумел дать проекту необходимый толчок. Несмотря на кризис, жизнь в ОЭЗ прямо-таки бьет ключом. Так, в прошлом году там открылись завод по производству навесных потолочных плит Armstong World Industries; распределительный центр «ХАВИ Логистикс» и завод «Хухтамаки Фудсервис Алабуга»; завод «Алабуга-Волокно» по производству углеродного волокна; турецкий завод «Хаят Кимья» по производству туалетной бумаги и салфеток; завод антикоррозийных жидких покрытий международной компании 3М; завод «Тракья Гласс Рус» по производству строительного стекла, зеркал и стекол с напылением. 24 июля заложили первый камень в основание завода «Амитек» по производству композитных труб. Кроме того, было утверждено немало резидентов. Это «Грибная компания «Шампиньоны Татарстана» и ее конкурент шампиньонный завод «АйДжиЭс Агро». Российско-немецкий «Каматех» замахнулся на строительство завода по производству малеинового ангидрида. «Плантмак» намерен производить технику по выпуску тротуарной плитки и бетонных блоков. Китайская «АВС Сталь» будет производить оцинкованную сталь и такую же продукцию с полимерным покрытием. «Барс Технолоджи» будет выпускать автокомпоненты. «Дизайн-Рус» — это производство пластиковых труб. «А-Стар» — переработка пшеницы и производство крахмала, глютена, кормовых добавок. Экспертный совет минэкономразвития также рассмотрел проект расширения производства «Кастамону» (МДФ-панели). Определенное беспокойство сегодня вызывает вопрос о том, как скажутся на «Алабуге» российские санкции против Турции. «Ожидаем, что наши турецкие резиденты будут включены в список компаний, не попадающих под санкции как резиденты такого важного проекта, как «Алабуга», — сообщил «БИЗНЕС Online» Шагивалеев. — На сегодня работа этих предприятий продолжается».

№5

FORD-SOLLERS ОТКРЫВАЕТ ЗАВОД ДВИГАТЕЛЕЙ И УДЛИННЯЕТ НОВОГОДНИЕ КАНИКУЛЫ

Долгожданное открытие завода двигателей Ford-Sollers состоялось в начале сентября в «Алабуге»
Долгожданное открытие завода двигателей Ford-Sollers состоялось в начале сентября в «Алабуге»

Долгожданное открытие завода двигателей Ford-Sollers состоялось в начале сентября в той же «Алабуге». Заявлено, что благодаря этому предприятию локализация производства автомобилей Ford в России достигнет 45% (до сих пор — 40,7%). Инвестиции в создание завода — $275 миллионов. Будут выпускаться три версии бензинового двигателя объемом 1,6 литра для Ford Focus, Ford EcoSport и Ford Fiesta. Годовая мощность производства на первом этапе — 105 тыс. двигателей с возможностью увеличения выпуска до 200 тысяч. Впрочем, кризис корректирует деятельность Ford-Sollers: компания остановила до января заводы по производству автомобилей в Набережных Челнах (1,3 тыс. работников) и Елабуге (1,5 тысячи). Работники во время простоя получают 2/3 оклада. Остановка позиционируется как «продление новогодних каникул». Согласно последней статистике, благодаря мерам господдержки российский рынок в 2015 году упал «только» до 1,6 млн. автомобилей. Сегодня благоприятный прогноз рисует на 2016-й падение до 1,5 млн., а неблагоприятный — до 980 тысяч.

№6

КИП «МАСТЕР» — БОЛЬШАЯ НАДЕЖДА ЧЕЛНОВ

В Набережных Челнах презентовали грандиозный проект 6-й очереди камского индустриального парка «Мастер»
В Набережных Челнах презентовали грандиозный проект 6-й очереди камского индустриального парка «Мастер»

В феврале в Набережных Челнах презентовали грандиозный проект 6-й очереди камского индустриального парка «Мастер». «Все мы знаем, что Набережные Челны — это моногород и зависимость местных предприятий от КАМАЗа очень высока, — обрисовал идеологию проекта гендиректор КИП «Мастер» Максим Стеблов. — В соответствии с этим мы совместно с исполкомом города и акционерным обществом «КАМАЗ» хотим предложить следующий этап развития камского индустриального парка» (КАМАЗ — стопроцентный акционер «Мастера» — выделяет под размещение новых резидентов 534 тыс. кв. м площадей). Проект оценивается в 4,3 млрд. рублей. У Татарстана просят 200 млн. — столько надо по условиям софинансирования, чтобы заявиться на субсидию 1,8 млрд. рублей из фонда развития моногородов. Получив ее, КИП и КАМАЗ добавят 2,3 млрд. рублей, набрав таким образом требуемые 4,3 миллиарда. Отметим, что доля резидентов КИП в ВРП Челнов — 13%, «Мастер» рассчитывает увеличить ее до четверти. В «вещественном» выражении это 4 тыс. рабочих мест, около 220 новых резидентов с суммарной выручкой порядка 25 млрд. рублей.

№7

«АММОНИЙ» ДЕЙСТВУЕТ. НЕ ЗА ГОРАМИ «АММОНИЙ-2»?

Несмотря на то, что завод «Аммоний» официально так и не пущен, комплекс уже заработал
Несмотря на то, что завод «Аммоний» официально так и не пущен, комплекс уже заработал

Несмотря на то, что завод «Аммоний» официально так и не пущен, комплекс уже заработал. 5 октября генеральные подрядчики строительства — японские компании «Мицубиси Хэви Индастриз» и «Соджиц Корпорейшн» — передали президенту РТ Рустаму Минниханову акт о завершении гарантийных испытаний комплекса. «Аналогичных объектов в России не строилось уже несколько десятилетий, — отметил президент РТ. — Это должно стать примером для других». А через несколько дней благодаря руководство Китайской национальной химико-инжиниринговой корпорации за высокое качество работ и профессионализм, проявленный при строительстве «Аммония», он заявил, что успех проекта позволяет говорить о строительстве еще одного аналогичного газохимического комплекса. Напомним, завод стоимостью $1,6 млрд. будет производить в год 717 тыс. т аммиака, 717 тыс. т карбамида, 236 тыс. т метанола и около 300 тыс. т аммиачной селитры. Сообщалось, что 70% продукции пойдет на экспорт. Перед Новым годом Минниханов еще раз высказался о том, что газохимия должна стать приоритетным направлением развития промышленности РТ.

№8

БЕНЗИН ВЫСОКОЙ ЭКОЛОГИЧНОСТИ И НОВАЯ ЖИЗНЬ ПОКРЫШЕК

В апреле начало работу совместное предприятия Мarangoni (Италия) и Татнефти, которое восстанавливает грузовые шины с цельнометаллическим кордом (ЦМК) (фото: colesa.ru)
В апреле начало работу совместное предприятия Мarangoni (Италия) и «Татнефти», которое восстанавливает грузовые шины с цельнометаллическим кордом (фото: colesa.ru)

Как обычно, весь год радовал разного рода нефтехимическими событиями Нижнекамск. Среди наиболее значимых отметим начало работы в апреле ООО «КаМаРетрэд» — совместного предприятия Мarangoni (Италия) и «Татнефти». Компания восстанавливает грузовые шины с цельнометаллическим кордом (ЦМК). К 2017 году планируется выйти на проектную мощность в 35 тыс. покрышек. Сообщалось, что инвестиции в проект составят 100 млн. рублей. В ноябре ОАО «ТАИФ-НК» запустило промышленное производство бензина стандарта «Eвро-5» (при этом выпуск бензинов более низкого класса прекратится). «Это новый продукт, который имеет совершенно другую цену, продукт высокой экологичности, — отметил, комментируя событие, Минниханов. — Его основные потребители — в республике, значит, будет лучше экологическая обстановка». Мощность производства бензинов ТАИФ-НК — 600 тыс. т в год. До пуска в 2016 году нового строящегося комплекса глубокой переработки тяжелых остатков нефти выпуск автобензинов качества «Евро-5» составит около 530 тыс. т, после пуска КГПТО мощность увеличится до 680 тыс. тонн.

№9

АМФИБИИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ

Еще одно сенсационное решение - намерение перезапустить производство вертолета-амфибии Ми-14, выпускавшегося в годы холодной войны
Еще одно сенсационное решение — намерение перезапустить производство вертолета-амфибии Ми-14, выпускавшегося в годы холодной войны

Вскоре после новости о возобновлении строительства Ту-160 «БИЗНЕС Online» узнал о еще одном сенсационном решении военных — намерении перезапустить производство вертолета-амфибии Ми-14, выпускавшегося в годы холодной войны. Источники «БИЗНЕС Online» изначально утверждали, что заказ достанется Казанскому вертолетному заводу. На самом КВЗ эти предположения не комментируют, но, по сути, руководство завода уверено, что это будет именно так: «Поскольку мы уже производили Ми-14 в свое время, нам и флаг в руки», — говорил нашей газете заместитель генерального директора КВЗ Вадим Лигай. Напомним, до 1986 года КВЗ выпустил 273 противолодочных, спасательных Ми-14, а также вертолетов-тральщиков. По словам замгендиректора, сегодня совместно с минобороны прорабатывается облик вертолета. Но перед тем как начать выпуск обновленных машин, будут ремонт и модернизация «оставшихся в живых» Ми-14. «Пока в планах запустить первый серийный вертолет в течение 10 лет», — сообщил Лигай.

№10

БОЕВОЕ КРЕЩЕНИЕ РАКЕТОНОСЦЕВ

7 октября 26 крылатых ракет выпустили по объектам ДАИШ корабли, разработанные в Зеленодольском проектно-конструкторском бюро
7 октября 26 крылатых ракет выпустили по объектам ДАИШ корабли, разработанные в Зеленодольском проектно-конструкторском бюро

Но не только новостями о будущих проектах отметились находящиеся в РТ предприятия ОПК. 7 октября 26 крылатых ракет выпустили по объектам ДАИШ ракетный корабль «Дагестан» и малые ракетные корабли «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг». Все они и разработаны в Зеленодольском проектно-конструкторском бюро и построены на Зеленодольском заводе им. Горького. «То, что мы провели эти стрельбы из акватории Каспийского моря на расстоянии около 1,5 тысяч километров высокоточным оружием и поразили все намеченные цели, — это, конечно, говорит о хорошей подготовке предприятий оборонно-промышленного комплекса и хорошей выучке личного состава», — отметил президент РФ Владимир Путин. А через месяц к ударам подключились дальняя и стратегическая авиация, в том числе строившиеся на Казанском авиазаводе Ту-160 и Ту-22М3, которые сегодня проходят в столице РТ капитальный ремонт и модернизацию. Для Ту-160 это и вовсе был боевой дебют. Эксперты «БИЗНЕС Online» подчеркнули, что применение в Сирии тяжелой авиации — это и испытание нового вооружения, и проверка качества работы казанских авиастроителей.