В БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ ВЛАДЕЛЬЦЕВ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ БУДУТ ОБМАНЫВАТЬ

Известный инвестор Марк Фабер считает, что государственное вмешательство в экономику может иметь самые непредсказуемые последствия. По его мнению, одним из вариантов развития ситуации в Европе может стать гиперинфляция по модели Зимбабве – иного способа решения проблем долгов может и не быть, поскольку, как убежден Фабер, вся система уже неплатежеспособна.   

— Долговой кризис охватил все мировые рынки. Сможем ли мы справиться с возникшим хаосом?

— Мировые центробанки, в первую очередь в США, пытаются сделать это путем скупки гособлигаций, то есть они печатают деньги, чтобы разогреть экономику. Европейский центробанк (ЕЦБ) следует за ФРС США. В долгосрочном же плане ЕЦБ пойдет путем президента Роберта Мугабе из Зимбабве, где гиперинфляция разрушила страну. Эндшпиль наступит через пару лет, это будет сход долговой лавины: большая часть долгов или даже все они будут списаны. В принципе вся система просто неплатежеспособна.

— Ну а валюты?

— Курс доллара резко упадет. Уже сейчас видно, как страны буквально наперегонки снижают стоимость своих валют, так как хотят разогреть экономику.

— Как вы оцениваете президента США Барака Обаму и главу ФРС Бена Бернанке?

— Это вчерашние студенты и клоуны. Обама и Бернанке сидят в своих башнях из слоновой кости и придумывают абсурдные теории некой экономики, которой можно рулить как автомобилем. Однако это невозможно.

— Не могли бы вы проиллюстрировать это примером?

— Каждое вмешательство в экономику влечет за собой непредсказуемые последствия. Именно политики и центробанки, введя низкую учетную ставку банковского процента и приняв свои стимуляционные программы, раздули сейчас кредитный и ипотечный пузыри по-настоящему. Это сильно помогло подняться сырьевым концернам и развивающимся странам вроде Китая. Ультралиберальная денежная политика США оказалась успешной, но не в США, а в развивающихся странах.

— Евро снова пошел вверх. Разве не внушает это надежды для еврозоны?

— Чуть подросший евро лишь отражает слабость доллара. Настроение инвесторов колеблется с гигантской амплитудой. Еще два месяца тому назад они были настроены по отношению к доллару положительно. Сейчас их настрой снова изменился. Рынки оценивают экспансивную кредитную политику и играют по инфляционному сценарию. По этой причине курс доллара падает, акции, сырье и золото дорожают.

— Какие активы вы считаете на ближайшие десять лет наиболее перспективными?

— Уж во всяком случае не облигации. Их доходность будет сильно расти. Я сегодня уже не могу понять, как нормальный человек покупает десятилетние гос­облигации США с доходностью 2,5%. Я считаю, что акции более перспективны, чем облигации. Остается еще вопрос, окажутся ли драгоценные металлы выгоднее облигаций? Вполне возможно.

— Как инвесторы могут защитить себя?

— Защищаться надо от последствий политики наращивания долгов — инфляции. Тут я ультрапессимист. Государственный дефолт предотвратить печатанием денег невозможно. Центробанки будут сохранять учетную ставку ниже фактического падения стоимости денег. Другими словами, в ближайшие десять лет мы ограничительной кредитно-денежной политики больше не увидим, не увидим и основной учетной ставки выше нулевой отметки. Вкладчиков сбербанков и владельцев наличных денег будут обманывать. В этом контексте могут даже обесцениться гособлигации США.

— Каков ваш совет инвесторам?

— Тут большой опыт имеется у немцев. В течение одного столетия они теряли свои накопления неоднократно, но акции, например концерна BASF, существуют до сих пор. Акции — это реальный актив.

— Ну а золото?

— В долгосрочной перспективе золото и акции развиваются по встречным направлениям. Нижняя точка падения акций одновременно означает пик подъема золота, и наоборот. Пример из 1980 года: унция золота достигала тогда стоимости примерно 850 долл., а индекс Dow Jones находился на нижней отметке около 850 пунктов.

— Таким образом, был достигнут паритет…

— …И тогда надо было уходить из золота в акции. К концу ХХ века тенденция снова изменилась. С тех пор акции падают, а золото растет. Аналогичный 1980 году паритет снова возможен. Сейчас индекс Dow Jones на уровне 11 000, а золото у отметки 1300 долл. за унцию. В случае инфляции их абсолютные показатели на каком-то уровне могут сравняться.

Handelsblatt
(перевод РБК Daily)

Справка

Инвестор Марк Фабер является одним из самых авторитетных аналитиков международных финансовых рынков. Впрочем, известен он и своим пессимизмом, и взглядами, которые обычно не соответствуют мейнстриму. На счету этого ученого-экономиста точные предсказания нескольких кризисов, включая последний глобальный кредитный кризис. Марку Фаберу 64 года, родился он в Швейцарии. В 1990 году создал собственную фирму в Гонконге.