РЕКЛАМА, РАСПРОСТРАНЯЕМАЯ БЕЗ СОГЛАСИЯ КЛИЕНТОВ, ВЫЗВАЛА ИНТЕРЕС УФАС
Татарстанское УФАС в минувший вторник рассмотрело по-своему уникальное дело в отношении известного в Татарстане автодилера «Барс-Авто». Претензии антимонопольной службы возникли к нему на основе жалобы клиента компании, у которого вызвала недовольство рекламная смс-рассылка.
ПРОСЬБУ НЕ УСЛЫШАЛИ
Массовая рассылка рекламных сообщений с помощью смс в последнее время стала набирать обороты. Но при этом многие компании порой забывают, что такой способ рекламы не является законным, если клиент не дал на него предварительного согласия. Однако тут в дело вступают хитрые маневры: клиент может не заметить, что в договоре с компанией мелким шрифтом содержится информация о его согласии получать информационные сообщения…
С автосалоном Барс-Авто произошла курьезная история: клиент, который когда-то приобрел в салоне автомобиль, стал регулярно получать смс с рекламой услуг компании. Информация от салона настолько надоела клиенту, что он обратился в компанию с настоятельной просьбой прекратить смс-рассылку. Просьба услышана не была ни в первый, ни во второй, ни в третий раз. Тогда клиент обратился в суд. Подобное дело (оно было возбуждено еще 29 июля с.г.) – по поводу смс-рекламы – стало первым в нынешнем году в Татарстане.
Но это вовсе не значит, что таким способом маркетинга пользуется всего лишь эта компания. Просто на других жалобы еще не подавали. «Дело тут в том, что дела не возбуждаются либо из-за пассивности клиента, либо из-за невозможности доказать причастность той или иной компании к смс-рассылке», - уточнила БИЗНЕС Online пресс-секретарь УФАС по РТ Резеда Мазитова.
Во вторник комиссия Татарстанского УФАС России, рассмотрев все материалы дела, вынесла решение признать рекламу ЗАО «Барс-Авто» ненадлежащей. Компании выдано предписание о прекращении нарушения. Кроме того, материалы дела переданы должностному лицу Татарстанского УФАС России для возбуждения административного производства и привлечения лиц, допустивших нарушение, к ответственности. Барс-Авто штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей – в УФАС пока думают, какова будет конкретная сумма.
По мнению УФАС, Барс-Авто нарушил часть 1 статьи 18 федерального закона «О рекламе». Здесь записано, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
К сожалению, на момент написания материала получить комментарии руководства Барс-авто не удалось.
«СМС-РЕКЛАМА – СТРЕЛЬБА ПО ВОРОБЬЯМ»
Корреспондент БИЗНЕС Online поинтересовался у экспертов тем, насколько эффективным инструментом рекламы является смс:
Тимур Баязитов – заместитель директора ООО «Цифровые технологии»:
- Смс-реклама незаконна, если абонент не давал своего согласия на предварительную рассылку. Согласие часто берется у клиента при оформлении карточек или договоров. Обычно с клиентом заключается соглашение о том, что он не против получать уведомления от компании. В этих соглашениях клиент и оставляет свой мобильный телефон. Компания, чтобы себя подстраховать, избежать исков, например, со стороны ФАСа, или ситуации, когда клиент неправильно указал номер, должна сохранять у себя эти документы. Мы как раз занимаемся рассылкой по базе клиентов компании. Абонентам через наш сервис могут рассылаться информационные уведомления. Сложно в процентах и цифрах оценить эффективность такого вида рассылок, так как многое зависит от базы. Например, если агентства недвижимости будут рассылать сообщения по базе клиентов, которые когда-либо покупали у них квартиры, вряд ли это будет эффективным. Зачем человеку еще одна квартира, если одна у него уже есть? Другое дело – клиенты клубов. Постоянные посетители часто узнают о мероприятиях посредством смс. Сейчас реклама посредством смс встала в один ряд с другими видами рекламы.
Что касается дела, собственно, против Барс-Авто, то видимо они использовали базу клиентов, которые не давали согласия на рекламные рассылки. Или могла быть ошибка при занесении номера в базу. Но в любом случае, если клиент заявил, что не хочет получать рекламу, компания должна рассылки прекратить. Смс стоит 50 копеек, за два года цены существенно снизились в связи с тем, что на рынок приходят новые игроки. 200-300 тысяч рублей достаточно для открытия своего дела в этом бизнесе, достаточно заключить договор, написать сервис и выйти на рынок. У нашей компании клиенты постоянные, так как разница в цене небольшая, а опыт работы у нас огромный. У нас единственная компания, которая появилась в Казани. Остальные игроки пришли к нам из других городов. Мы не забываем, что реклама с использованием сетей электросвязи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Законом запрещено распространение рекламы по сетям электросвязи без участия человека. Под это определение попадает и смс-рассылка. Но закон не запрещает распространение рекламы от живого человека. Некоторые наши клиенты заменяют рекламу через смс на рекламу при помощи телефонных обзвонов, когда операторы по телефону вживую передают информацию.
Павел Савицкий – директор рекламного агентства «Пи арт»:
- Смс-рассылки я отношу к спаму, а этот вид рекламы, на мой взгляд, не эффективен. Когда мы говорим о том, что реклама работает, то мы сопоставляем затраты на нее и тот отклик, который в итоге получили. Смс-рассылки люди не читают, стирают. Скорее, это отрицательно сказывается на имидже компании, хотя иногда может быть попадание в точку. Например, вы искали информацию об утеплении окон, и к вам она пришла по смс, – естественно, вы задумаетесь. Это касается любой отрасли. По сути смс-реклама – стрельба по воробьям, потому что ее невозможно оценить и хоть как-то сегментировать. Пожалуй, таким способом целесообразно рекламировать только товары народного потребления. Например, соль, спички, стиральный порошок. Но! Имиджевую рекламу невозможно создать с помощью смс! Если будут рекламировать, например, стиральный порошок через смс, то это вызовет, скорее, негативную реакцию людей, и продажи могут упасть.
Надежда Замалиева
|
Справка ЗАО «Барс-Авто»: основной профиль деятельности – продажа и обслуживание автомобилей Chevrolet и Opel. Дилерские соглашения были подписаны в апреле 2005 года и августе 2006 года соответственно. На сегодняшний день автоцентр "Барс Авто" представляет линейку наиболее популярных автомобилей концерна "General Motors", среди которых лидер продаж российский внедорожник Chevrolet Niva, корейские новинки марки Chevrolet – Spark, Aveo, Lacetti, Epica, Captiva, а также полный модельный ряд автомобилей Opel – CORSA, ASTRA, MERIVA, ZAFIRA, ANTARA, VECTRA, COMBO, а так же новинки INSIGNIA и ASTRA J. |
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.