В ночь на 9 января в селе Старый Кувак сгорел деревянный частный дом
В ночь на 9 января в селе Старый Кувак Лениногорского района РТ сгорел деревянный частный дом

«СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ»: В СТАРОМ КУВАКЕ СГОРЕЛИ 6 ЧЕЛОВЕК

В селе Старый Кувак Лениногорского района, в доме родителей погибшей в пожаре Ольги Журавлевой и пятерых ее детей, где побывал накануне корреспондент «БИЗНЕС Online», траур. Односельчане приходят высказать им свои соболезнования и слова поддержки.

Напомним, в ночь на 9 января в селе Старый Кувак сгорел деревянный частный дом. Сигнал о возгорании в доме на улице Октябрьской пожарные получили в 0:39. Огонь потушили через 37 минут — этого хватило, чтобы двухэтажное строение сгорело дотла.

Обнаруженные после разбора завалов останки шестерых погибших в пожаре — 27-летней Журавлевой и пятерых ее детей: 10-летнего Никиты, 6-летней Юлианы, 5-летнего Вадима, 2-летней Маргариты и шестимесячной Софьи — еще в субботу, 9 января, были направлены на экспертизу в Казань. Уцелел лишь 8-летний Илья — он гостил у бабушки Галины Чирковой, которая живет в этом же селе. Сейчас врачи борются за жизнь 47-летнего главы семейства. В воскресенье медики приняли решение переправить выбравшегося из горящего дома Сергея Федотова из Лениногорской ЦРБ, куда он был доставлен сразу после пожара, в ожоговый центр РКБ. «Пациента вчера доставили в РКБ. Оказывается вся необходимая медицинская и психологическая помощь. Состояние тяжелое», — кратко сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе министерства здравоохранения РТ. У мужчины, напомним, обгорело более 75% поверхности тела. По первоначальным данным, он был нетрезв.

Следственный комитет оперативно возбудил уголовное дело по факту «причинения смерти по неосторожности двум и более лицам». Назначены судебные экспертизы. Кроме того, следствие намерено дать правовую оценку действиям либо бездействию должностных лиц, которые могли привести к трагической гибели семьи, по признакам халатности.


В субботу же на внеочередной комиссии по чрезвычайным ситуациям под председательством вице-премьера Алексея Песошина было принято решение об экстренных проверках в семьях многодетных. ЧП назвали «социально значимым происшествием» — такую оценку дали на комиссии. Люди в доме спали, когда начался пожар. Семью не раз предупреждали о мерах противопожарной безопасности, по словам замначальника главного управления МЧС России по Республике Татарстан Сергея Сергеева, инструктаж с Журавлевой проходил 15 декабря, а 24 декабря подобное занятие проходило в школе на родительском собрании. Но ЧП избежать не удалось. Предварительные версии — нарушение правил устройства и эксплуатации отопительных печей, а также нарушение правил устройства электрооборудования. Причиной пожара, по предварительной версии МЧС, стали самодельные обогреватели. По решению комиссии теперь в Татарстане до 26 января снова проверят, как живут многодетные семьи, одинокие и престарелые люди и как отапливаются дома. А до конца января проведут сходы с гражданами «во всех населенных пунктах», заявил Песошин.


Глава Лениногорского района Рягат Хусаинов в ходе комиссии успел «повиниться», что семью еще в 2013 году сняли с учета как неблагополучную. До этого инспекторы по делам несовершеннолетних наведывались к многодетным супругам из-за проблем с алкоголем в течение полутора лет.

«Находилась эта семья под нашим контролем, но с учетом того, что вроде бы мама прошла кодировку и уже не пили, была снята с контроля», — признал он. К слову, по правую руку от него на трансляции «засветился» приехавший в район министр МЧС РТ Рафис Хабибуллин. «Начали опрашивать соседей — накануне выпивали, и сама мама. Мы понимаем, что это мы упустили, что снято с контроля, наверное, мы поторопились. Понимая, что многодетная семья, 8 человек, к сожалению, такое произошло...» — сказал Хусаинов.

Рягат Хусаинов
Рягат Хусаинов в ходе комиссии успел «повиниться», что семью еще в 2013 году сняли с учета как неблагополучную

«ОН БЫЛ ВЕСЬ ОБГОРЕВШИЙ И ТВЕРДИЛ ТОЛЬКО ОДНО: «ДЕТИ, ДЕТИ...»

Как выяснил побывавший в селе Старый Кувак корреспондент «БИЗНЕС Online», первым на место пожара приехал расчет добровольной пожарной дружины при местной агрофирме «Лениногорская». Тревогу забил Данил Сушков, сын местного пожарного Сергея Сушкова.

«Мой сын возвращался около часа ночи домой и увидел густой дым, — рассказал Сушков-старший. — Тут же позвонил мне, а я сразу прибежал в пожарку. Я живу рядом, завел машину, она у нас в теплом боксе стоит, и уже через 7 - 8 минут был на месте. Приступили вместе с сыном к тушению, стали заливать. Но дом уже вовсю полыхал открытым пламенем».

К приезду его расчета огонь уже вырывался из разбившихся от высокой температуры окон, зайти внутрь было невозможно. Сгоревший дом находился на самой окраине села. Рядом с пепелищем — такой же дряхлый (другого слова не подобрать) и, судя по всему, нежилой дом. Этими обстоятельствами, собственно говоря, и объясняется тот факт, что возгорание в селе заметили не сразу.

Глава семейства Федотов, по словам огнеборца, каким-то образом сумел выбраться из горящего дома. «Весь — с головы до ног — был обгоревший, находился в состоянии сильнейшего шока и твердил только одно: «Дети, дети...» — вспомнил пожарный.

«По всей видимости, он пытался спасти детей, но не смог. Его быстро погрузили в скорую помощь и повезли в больницу. Потом довольно быстро из пожарного депо села Федотовка подтянулись другие пожарные расчеты. Если бы горение обнаружили пораньше, возможно, я бы и успел залить. Но дом был очень старый. Такие сгорают очень быстро, как порох», — рассказал очевидец происшествия.

Сейчас оставшееся от дома пепелище уже успело припорошить снегом, но в воздухе до сих пор стоит стойкий запах гари, и лишь остов печи, сгоревшие остатки холодильника и телевизора говорят о том, что здесь еще недавно была жилая постройка.

К слову, даже спустя двое суток с момента ЧП сюда прибывали высокопоставленные сотрудники МЧС, противопожарной охраны и чиновники исполкома Лениногорского района. Однако даже о рассматриваемых в настоящее время версиях причин пожара Александр Козлов, начальник управления пожарно-спасательных сил и специальных формирований Приволжского регионального центра МЧС РФ, которого корреспондент «БИЗНЕС Online» застал на месте ЧП, говорить отказался. «До завершения всех экспертиз», — кратко прокомментировал он.

Сергей Сушков: «Если бы горение обнаружили пораньше, возможно, я бы и успел залить

«У СЕРЕЖИ ЗАРПЛАТА ВОДИТЕЛЯ БЫЛА 7 - 8 ТЫСЯЧ ВСЕГО, А ДЕТЕЙ ВЕДЬ НУЖНО КОРМИТЬ, ОДЕВАТЬ, ОБУВАТЬ!»

Как уже было сказано, лишь по счастливой случайности избежать жуткой смерти в огне удалось лишь одному члену семьи — 8-летнему Илье Журавлеву. Он в ту злополучную ночь ушел ночевать к бабушке Галина Чиркова живет со своей семьей в этой же деревне. Дом ее, к слову, тоже кажется весьма и весьма ветхим. Как рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» убитая горем женщина, враз потерявшая и дочь, и внуков, за несколько часов до пожара она была у дочери дома. Помогала по хозяйству.

«У них окотилась овца. Я помогала им по хозяйству, была у них около 10 часов вечера и позвала их ночевать к себе, — говорит Чиркова. — Они все уже было собрались идти. Но потом Ольга вдруг передумала — сказала, что останется дома. И со мной пошел только Илья. Останься в доме и он, шансов спастись у него не было бы никаких».

Как рассказали родственники погибших, с Сергеем Федотовым Ольга состояла в гражданском браке, в котором у них появились четверо детей. Двое старших детей Ольги — 10-летний погибший в огне Никита и выживший Илья — дети от первого брака. Их отец Игорь Журавлев живет в настоящее время в Лениногорске. По их словам, участия в воспитании детей он не принимал. Поэтому сейчас семья будет ходатайствовать об оформлении опеки над внуком.

Газ семье, как сообщил «БИЗНЕС Online» глава сельсовета Старого Кувака Юсуп Валиуллин, отключили за неуплату еще в апреле 2013 года. Сумма долга на момент отключения составляла 16 тыс. 60 рублей и 83 копейки. Если дом в 90 «квадратов» отапливать газом, то уходит примерно 400 - 500 кубометров, то есть платеж, по сегодняшним тарифам, около 2 - 2,5 тыс. рублей в месяц, подсчитал корреспондент «БИЗНЕС Online».

Даже спустя двое суток с момента ЧП сюда прибывали высокопоставленные сотрудники МЧС, противопожарной охраны и чиновники исполкома Лениногорского района
Даже спустя двое суток с момента ЧП сюда прибывали высокопоставленные сотрудники МЧС, противопожарной охраны и чиновники исполкома Лениногорского района

В семье говорят, что платить за газоснабжение у семьи не было никакой возможности. «После того, как газ отключили, они топили дом дровами и электрообогревателями. И еще у них был привозной газ в баллоне. Они его периодически заправляли и готовили с его помощью себе еду. У Сережи зарплата водителя (в местной амбулаторииприм. ред.) была 7 - 8 тысяч всего, а детей ведь нужно кормить, одевать, обувать. Я считаю, этот газ они отключали не от Оли, не от Сережи. Они от детей отключали этот газ!» — в сердцах говорит бабушка Галина Чиркова.

Однако вопреки версии МЧС брат Ольги утверждает, что самодельными обогревателями в ее семье никогда не пользовались. «Да, у них был обогреватель, но заводской. Да, он был старого образца, но заводской, а не самодельный!» — особо подчеркивает он.

В целом из разговора с родственниками погибшей женщины становится понятно, что обида на местные власти, которые не подставили семье плечо, когда это было так необходимо, у них есть. «Ольгу до всего случившегося вообще не считали многодетной матерью. Когда их не стало, все вдруг стали их считать многодетной семьей. А до этого Ольгу и многодетной-то не признавали», — сделала несколько шокируюшее заявление сестра погибшей. Тем не менее мать ее поддержала.

«Ольга должна была как многодетная мать платить за газ и за электричество только половину стоимости. За питание детей в школе тоже должны были брать половину стоимости. А брали полную цену! Плату за детсад они должны были вносить в размере 50 процентов, а платили полностью. То я платила за садик, то сыновья мои помогали, чтобы дети имели возможность его посещать, — вздыхает женщина. — А когда денег совсем не стало, то они были вынуждены отказаться даже от детсада для двоих детей».

Судя по внешнему виду домов, люди в селе живут небогато
Судя по внешнему виду домов, люди в селе живут небогато

«ДЕТИ ИЗ ЭТОЙ СЕМЬИ БЫЛИ ОЧЕНЬ СПОКОЙНЫМИ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫМИ»

Официальных данных, была ли семья признана многодетной, «БИЗНЕС Online» получить пока не удалось. Имея такое количество детей, она вполне могла претендовать на звание многодетной семьи, даже если не состояла в браке. Но признание семьи многодетной — официальная процедура, пройти которую можно по заявительному принципу. В этом случае семья вправе претендовать на ряд льгот в соответствии с законом «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» и российскими законами. В частности, можно претендовать на пособие одинокой матери — это чуть более 400 рублей на ребенка. Или на субсидию по коммунальным услугам (в том числе по газу) в размере 30% в пределах нормативов потребления независимо от жилфонда.

Валиуллин, впрочем, сомневается в справедливости всех этих слов. «Насколько мне известно, старший ребенок был полностью освобожден от оплаты за обеды в школе, — заявил глава в разговоре с «БИЗНЕС Online». — Семья действительно жила небогато. Работал в семье только Сергей, — рассказал Валиуллин. — Зарплату получал, но шесть малолетних детей надо ведь содержать... Денег у них не хватало, но я бы не сказал, что они совсем уж плохо жили. Сколько мы их посещали, двое их детишек ходили в школу, всегда были опрятно одеты, всегда чистенькие, хорошо учились. Старший мальчишка в художественной самодеятельности участвовал. Илья тоже способный, хорошо учится...»

Заместитель директора Старокувакской средней общеобразовательной школы Наталья Косухина рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online», что в целом семья была хоть и бедной, но хорошей. Глава семьи, который приходился отчимом половине детей, никогда не обделял их, не делил их на своих и чужих. Несмотря на малообеспеченность, дети учились хорошо и были очень добры как друг к другу, так и к окружающим. «Они тоже все считали его своим отцом, постоянно повторяли: «Папа, папа...», тянулись к нему, — говорит Косухина. — Дети из этой семьи были очень спокойными, доброжелательными. Очень любили своих родителей, друг друга. Они не были жадными, всегда готовы были поделиться тем, что у них было».

Как получилось, что семья угодила на карандаш как неблагополучная? Просто однажды отца семьи заметили пьяным — и семью взяли на патронажный учет. Но потом папа закодировался. С семьи сняли статус неблагополучной, однако на внутришкольном контроле их все равно держали — проверяли постоянно.

Само село Старый Кувак по татарстанским меркам довольно крупное. Оно насчитывает 347 дворов, населенный пункт — в 50 км западнее Лениногорска. В селе около тысячи жителей. В большинстве своем люди живут небогато, но есть здесь, впрочем, собственная амбулатория, дом культуры, красивая церковь, почта, продуктовые магазины, школа. Основным местом работы для большинства сельчан является местное отделение агрофирмы «Лениногорская», специализирующейся на молочном животноводстве. Часть жителей ездит на работу в НГДУ «Елховнефть» и ООО «Татойлгаз», а кто-то ездит, по словам главы поселения, на заработки вахтовым методом — «на Севера».

Между тем в селе, по словам главы поселения, остаются еще два жилых дома с печным отоплением. На вопрос корреспондента «БИЗНEC Online», будет ли сельсовет решать этот вопрос, глава ответил утвердительно.

Предварительные версии случившегося — нарушение правил устройства и эксплуатации отопительных печей, а также нарушение правил устройства электрооборудования
Предварительные версии случившегося: нарушение правил устройства и эксплуатации отопительных печей, а также нарушение правил устройства электрооборудования

«А УКРАИНЦАМ ГАЗ БЕСПЛАТНО ПОДАЮТ...»

ЧП в Татарстане стало одной из самых громких трагедий, случившихся в России за время новогодних каникул, и вызвало широкую реакцию на федеральном уровне. В частности, детский омбудсмен Павел Астахов предложил создать «патрули из пенсионеров» для присмотра за несовершеннолетними. Ответственность за организацию патрулей в интервью «Русской службе новостей» уполномоченный по правам ребенка предложил возложить на муниципальные власти. «За семьями был бы присмотр... Выставите патрули. У нас огромные ресурсы есть, если их мобилизовать правильно, тех же пенсионеров, которые сидят по домам и просто ничего не делают, создать из них волонтерские отряды, которые будут ходить, смотреть просто за безопасностью, той же пожаробезопасностью — много таких способов...» — заявил Астахов. Он взял под контроль случившееся ЧП и сообщил, что в Татарстане обстоятельства трагедии будет выяснять детский омбудсмен РТ Гузель Удачина.

Тем временем депутат Госдумы РФ от Татарстана Александр Сидякин сегодня отправил депутатский запрос на имя главы МЧС РТ Рафиса Хабибуллина. В нем депутат в частности предлагает организовать установку систем пожарной сигнализации в домах многодетных семей, неблагополучных семей с детьми и одиноко проживающих пенсионеров.

В социальных сетях же появилось обращение неравнодушных пользователей к главе сельского поселения Старый Кувак Валиуллину.

«Юсуп Зуфарович, — пишут они. — Вы занимаете пост главы поселения уже много лет, обрели определенный опыт, и, думаю, вам понятно, что управление обществом требует гораздо большей ответственности, знаний и решительности, чем управление автомобилем. Например, если вы водитель автобуса, который технически не исправен, что создает угрозу для пассажиров, вероятно, вам стоит найти решение по устранению неполадок, потому как вы взяли на себя ответственность за судьбы людей. <...> Управление — это в первую очередь забота о тех, кем управляешь. Отсутствие работы, пьянство, семейные трагедии — это показатель качества управления. Если поселением управляете не вы, то кто? Какие решительные меры предприняли лично вы как управленец для того, чтобы решить вопросы создания рабочих мест, снижения пьянства и наркомании, создания технически исправного и доступного жилья для молодых и многодетных семей?»

Также в блогосфере набрал большое количество лайков пост некой пользовательницы Марины Соколовской, опубликованный в Facebook. «Читаю о дикой трагедии в Татарстане — мать и пятеро ее детей — младшему полгода, старшему всего 10 лет — погибли в пожаре, — пишет она. — Грелись... Я живу в капиталистической стране, где у всех золотые тельцы в глазах и главное — нажива... В теплом городе Нью-Йорке, в городе желтого дьявола, который находится на широте Владикавказа, запрещено зимой отключать за долги свет и газ. В городе, где температура зимой редко опускается ниже минус пяти, а снега может не быть совсем, запрещено, потому что люди могут замерзнуть. А в «Одноклассниках» уже запустили статусы «Мягких облачков вам, малыши». Не петицию с требованием отставки главы республики и запрета отключать зимой свет и газ за любые долги, а мягких облаков пожелали. Об такую толпу я, наверное, сама бы ноги вытерла, честное слово, почему нет, если сами под ноги стелются».



«Это исполком виноват, — пишет пользователь Гульнара Зиннатулиина. — Они должны как-то защитить незащищенные слои населения. Могли же издать приказ не прекращать в зимнее время подачу газа. А украинцам в бесплатно подают. Радуются, Путина благодарят. Путин тоже не разрешил бы отключение. Это местные власти, которые представляют высшее руководство, сами издают такое указание. Возьмите тарифы ЖКХ районные, их тоже местные чиновники утверждают на уровне министерства. Какие тарифы наши скажут, в Казани эти же утверждают. Тарифы ЖКХ самые высокие по республике у нас в районе».

«Только кричат — рожайте больше, — поддерживает пользовательница Анна Чоботько. — Так помогать надо тем, кто решился на большую семью, люди смотрят на отношение к многодетным семьям и боятся двух детей иметь, потому что в наше время крутись как хочешь, никому не нужен ни ты, ни твои дети: захотят — газ отключат, захотят — свет отрубят зимой. Еще и в пьянстве обвинят, если что. Нет бы помочь... на работу устроить или ремонт дома сделать, или скидку на оплату коммунальных услуг».

Пресс-секретарь МЧС РФ по РТ Андрей Родыгин активно вступает в переписку с недовольными пользователями и разъясняет: «Отключили за неуплату газ, а не свет. В доме грелись печью и самодельными электрообогревателями. Свет в доме был, пожарные тушили дом под напряжением». «Да какая разница, что отключили. Перед тем, как отключали, председатель села не задумался, как эта семья будет жить без газа. Просто нет слов, ужасно... зверское отношение к населению», — пишет в ответ Марина Кожевникова.

Дата похорон погибшей на пожаре семьи пока не известна, все будет зависеть от того, как быстро будет проведена идентификация останков.

P.S. Пока публикация готовилась к печати, выяснилось, что статус многодетной семьи у Ольги Журавлевой все же был. Как уточнили «БИЗНEC Online» в пресс-службе министерства труда, занятости и социальной защиты населения РТ, она обращалась с соответствующим заявлением, которое было удовлетворено.