II форум православной общественности РТ (фото http://tatarstan-mitropolia.ru/)
В ноябре прошлого года в Казани прошел II форум православной общественности РТ

ТАТАРСТАНУ НУЖЕН ПОЛНЫЙ ЦИКЛ ПРАВОСЛАВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Свою позицию по данному вопросу я впервые озвучил в ходе II форума православной общественности Татарстана, который состоялся в Казани 26 ноября прошлого года, и в данной статье решил развить основные положения своего ноябрьского выступления.

Мы живем в эпоху мировоззренческих и идеологических конфронтаций и являемся свидетелями того, что под лозунгами борьбы за религиозные ценности часто развязываются и ведутся самые жестокие и кровавые войны. Явлением, которое сегодня представляет серьезную угрозу для мирного развития человечества, стал религиозный экстремизм. Хорошо известно, что важнейшим фактором борьбы с этим злом является распространение адекватных и объективных знаний о вероучении и истории традиционных конфессий — в первую очередь христианства и ислама.

Современное гражданское общество, построенное на принципах практически неограниченной свободы распространения информации, вынуждено считаться с тем, что каждый гражданин вправе сам для себя решать, каких убеждений и мировоззренческих установок он должен придерживаться. Однако есть неписаное правило: моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. В этой связи необходимы общественный договор, консенсус относительно того, что допустимо в области мировоззрения, в сфере ценностей и нравственных принципов, а что категорически неприемлемо. Принципы этого общественного договора и должны формировать те системы образования, которые приняты в обществе и признаны им.

Для Республики Татарстан определяющими в плане формирования мировоззрения ее граждан являются следующие образовательные системы: государственная (светская), исламская и православная. В нашей республике существуют все необходимые условия для полноценного функционирования и развития этих систем, однако принципиально важно, чтобы данные системы развивались в тесной координации друг с другом, опираясь на прочный фундамент таких ценностей, как неприкосновенность священного дара жизни, уважение к религиозному, мировоззренческому и ценностному выбору другого человека, причастность к единой исторической родине — России, осознание ответственности за нее, взаимовыручка и солидарность, а также иных нравственных констант, базирующихся на вероучении традиционных конфессий.

Важной вехой на пути развития конфессионального образования в Республике Татарстан стало решение о создании Болгарской исламской академии, которое отражено в указе президента РТ Рустама Минниханова от 4 ноября 2015 года. В то же время православная общественность не только Татарстана, но и всей России с нетерпением ждет и воссоздания Казанской духовной академии.

Однако следует иметь в виду, что при всей важности и общецерковной значимости этой задачи академия — это вершина образовательного процесса. Не менее важной задачей является создание в Татарстане полного, законченного цикла православного образования, предполагающего наличие всех его ступеней — не только высшего, но и начального и среднего. При этом важно иметь в виду, что если высшее конфессиональное образование является специальным и ориентировано в первую очередь на будущих священнослужителей и церковных работников, то начальное и среднее образование предназначено для гораздо более широкого круга учащихся — фактически для детей из всех православных семей, а также из тех семей, где хотя бы один из родителей исповедует православие.

Следует признать, что начальное и среднее православное образование в нашей республике находится только на начальной стадии своего развития. В этой связи первостепенное внимание следует уделить развитию воскресных школ. Было бы весьма желательно, чтобы эти школы развивались системно, координируя свою деятельность с отделом по религиозному образованию и катехизации Московского патриархата, а также с профильными отделами епархий Татарстанской митрополии.

.
«Начальное и среднее православное образование в нашей республике находится только на начальной стадии своего развития»

В первую очередь созданием воскресных школ должны озаботиться все крупные городские приходы, у которых есть возможность привлекать для преподавания соответствующие кадры. Не должны оставаться в стороне и монастыри — особенно городские, ведь испокон веков духовное просвещение было одной из их главных функций. В идеале нужно стремиться к тому, чтобы воскресная школа была на каждом приходе и при каждом городском монастыре.

ВЕРНОСТЬ СВОЕЙ РЕЛИГИИ НЕ ОЗНАЧАЕТ НЕПРИЯТИЯ ДРУГИХ ТРАДИЦИЙ

В ходе обучения в таких школах учащиеся должны получить твердые знания по Закону Божию, церковному пению и чтению, церковнославянскому языку и иным пропедевтическим предметам. Обучение в этих школах следует вести по единым стандартам, утвержденным синодальным отделом религиозного образования и катехизации, но с учетом местной специфики.

Уже на начальном и среднем этапах конфессионального образования — в первую очередь православного и мусульманского — следовало бы сделать особый акцент на воспитании в детях уважения к последователям иных конфессий. В этой связи можно было бы подумать о разработке специального межконфессионального курса, который мог бы преподаваться в начальных и средних школах всех традиционных конфессий республики. В рамках такого курса детям должно разъясняться, что верность своей религиозной традиции не означает неприятия иных традиций — особенно тех, которые веками сосуществуют и развиваются на нашей земле.

По окончании обучения выпускники воскресных школ должны иметь возможность продолжить обучение в среднем православном учебном заведении — школе или гимназии. В прошлом году в Казани открылась первая в республике православная гимназия во имя святителя Гурия Казанского, расположенная при недавно освященном храме в честь Сошествия Святого Духа на апостолов.

Рустам Минниханов и митрополит Феофан посетили
православную гимназию и имели возможность удостовериться,
что этот образовательный проект развивается успешно

В прошлом году в рамках форума православной общественности Татарстана Минниханов и митрополит Казанский и Татарстанский Феофан посетили эту гимназию и имели возможность удостовериться, что этот образовательный проект развивается весьма успешно. И хотя число учащихся гимназии пока невелико, есть надежда, что по мере увеличения учебных площадей учеников в этой школе будет гораздо больше.

В то же время очевидно, что одной православной гимназии на республику крайне недостаточно. Если мы говорим о создании системы православного образования, необходимо, чтобы в ближайшее время наряду c Казанью православные гимназии появились и в иных городах нашей епархии, а также в других епархиях Татарстанской митрополии — Чистопольской и Альметьевской.

Однако силами одних лишь приходов и монастырей не решить многие вопросы, возникающие при организации полноценного образовательного процесса. Очевидно, что такие вопросы, как передача в пользование приходам помещений для воскресных школ или земельных участков для строительства новых зданий для таких школ, не могут быть решены без содействия светских властей. Думаю, что примеру, который подает президент Татарстана, уделяющий самое серьезное внимание образовательным учреждениям всех традиционных конфессий республики, последуют и руководители муниципальных и районных органов власти.

НАШИХ — В РИМ, ГОСТЕЙ — ИЗ МЬЯНМЫ

В Татарстанской митрополии имеется и высшее православное учебное заведение — Казанская духовная семинария, которая является на настоящий момент одной из ведущих духовных школ русской православной церкви. В настоящее время здесь обучаются 70 студентов-очников (в том числе 14 девушек) и 150 заочников (большая часть из них в священном сане).

В 2014 году при Казанской духовной семинарии было открыто регентско-катехизаторское отделение, благодаря чему в семинарии получили возможность обучаться не только юноши, но и девушки. С ведома учебного комитета русской православной церкви семинария проводит эксперимент по обучению учащихся этого отделения в соответствии с программой бакалавриата (высшее теологическое образование с элементами музыкального). Если эксперимент окажется успешным, наши выпускницы станут первыми, кто получит диплом государственного образца.

Ныне по благословению Святейшего патриарха Кирилла при самом деятельном участии правящего архиерея Казанской епархии и ректора Казанской духовной семинарии митрополита Феофана взят курс на возрождение Казанской духовной академии. Это очень сложная и ответственная задача, которая предполагает в первую очередь воссоздание научной школы.

.
«Силами одних лишь приходов и монастырей не решить многие вопросы, возникающие при организации полноценного образовательного процесса»

Полный цикл высшего богословского образования включает в себя сегодня бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. В настоящее время в нашей семинарии проводится обучение по программам бакалавриата и магистратуры. Чтобы решить задачу по воссозданию академии, следует открыть аспирантуру, для чего необходимо в ближайшее время мобилизовать все имеющиеся у нас научно-богословские силы. Очевидно, эту задачу не решить без привлечения иногородних, а может быть, и иностранных специалистов — выпускников ведущих богословских центров. В этой связи необходимо создать привлекательные условия с тем, чтобы ученые-богословы приезжали трудиться в Казань.

С целью подготовки кадров для будущей академии принято решение о направлении наиболее перспективных сотрудников и выпускников семинарии в отечественные и зарубежные богословские центры. В этом году двое выпускников Казанской семинарии поступили в Московскую духовную академию. В сотрудничестве с комиссией по студенческому обмену при общецерковной аспирантуре и докторантуре стала развиваться и международная деятельность семинарии. В июне 2015 года проректор по учебной работе нашей семинарии иеромонах Роман (Модин) был направлен на обучение в Папский институт восточных и арабских исследований в Риме. В 2016 году Казанская семинария ожидает приезда первых двух студентов из дальнего зарубежья — ими должны стать учащиеся из Республики Мьянма (Бирма).

В таком регионе, как Татарстан, православное образование не может развиваться изолированно от уже существующих светских и конфессиональных образовательных систем. Все мы, представители традиционных конфессий, государственной власти и общественных организаций, должны отдавать себе отчет в том, что на фоне угрозы религиозного экстремизма во всех образовательных учреждениях республики должно уделяться повышенное внимание формированию конфессиональной идентичности юных граждан нашей страны.

Оставляя за каждым учащимся право по достижении совершеннолетия сделать самостоятельный религиозный выбор, а также право считать себя нерелигиозным человеком, мы должны стремиться к созданию единого образовательного пространства, в котором все формирующие его институции — как учебные заведения традиционных конфессий, так и государственные светские учебные заведения — были бы нацелены на формирование духовно развитой, гармоничной личности, чтущей религиозные традиции своего народа и семьи, уважительно относящейся к ценностям иных народов и культур и осознающей ответственность за будущее своего Отечества.

Игумен Евфимий