«ЧТО У НИХ ЛУЧШЕ? БЕЗ ЗАВИСТИ, КОЛЛЕГИ...»

Заседание правительственной комиссии РТ по безопасности дорожного движения (БДД) вчера в кабмине РТ началось относительно спокойно — с прогноза погоды. В Татарстане осложнились погодные условия: пришли мороз, снегопады и гололедица. «Сработали неплохо, — сказал зампредседателя правительственной комиссии РТ по БДД и глава аппарата кабмина в ранге вице-премьера Шамиль Гафаров, сравнив количество смертей за январь 2016-го и прошлого года. — С одной стороны, вроде бы молодцы...» И не молодцы: с начала года в РТ уже 20 погибших на дорогах, тут же констатировал вице-премьер. Сравнивал он и показатели того, как работают другие субъекты. В Татарстане за январь по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число ДТП сократилось на 8,2%, но в Марий Эл за это же время снижение составило 9,6%, в Мордовии — 9,3%, Пермский край снизил аварийность на 14,9%, Самарская область — на 11,5%, а Чувашия — на целых 16,6%.

«Что изменилось? Почему другие субъекты могут, а мы не можем?» — спрашивал сидящих в зале Гафаров. И привел статистику по количеству раненых. В Татарстане — минус 19,9%, в Марий Эл сокращение по сравнению с прошлым годом составило 25,2%, в Мордовии — минус 23,8%, в Нижегородской области количество раненых в ДТП снизилось на 23%. «Давайте зададим себе вопрос: почему другие могут, а мы не можем? — адресовал Гафаров вопрос себе и коллегам на местах. — Что у них лучше? Почему у них получается, а у нас не получается? Чем мы хуже? Я очень рад за них — это все равно граждане России, сограждане. Что у них лучше? Без зависти, коллеги!»

И в то же время Гафаров согласился, что снижение аварийности на дорогах есть и в Татарстане, но... «Посмотрите, как работают другие субъекты, — снова и снова возвращался он к теме. — Одинаковые сценарные условия! Нужно помнить, что есть люди, субъекты, которые работают лучше, чем мы».


«ТРИ ГОДА НЕ ВЫПОЛНЯЕТЕ РАБОТУ?»

Глава ГИБДД МВД по РТ Рифкат Минниханов терпеливо слушал эмоциональный спич Гафарова. А начав выступление, сообщил, что за исходную статистику берутся показатели 2004 года. После чего напомнил о существовании федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах. «Я понимаю, что соседи для нас — пример, — согласился Минниханов. — Но в любом случае я всегда говорю, что водитель сегодня должен быть профессиональным, грамотным, а контрольно-надзорная деятельность остается основной».

Показатели, по его мнению, портят в районах. Так, Лениногорский район не выполняет показатели по повышению БДД в течение шести лет. Тетюшский — два года, Спасский район — три года, Актанышский — четыре года. Масла в огонь подбавила статистика о том, что в Спасском районе не выявлялись пьяные водители, а отправленный туда казанский экипаж за три дня нашел за рулем 11 нетрезвых автолюбителей. «Это говорит о том, что роль госавтоинспекции на местах сведена к нулю. Статистика за 2015 год плачевна», — заявил Минниханов, уточнив, что проблема есть и в других районах — Аксубаевском, Мензелинском, Кайбицком и Дрожжановском.

По мнению главного гаишника РТ, при уменьшении количества сотрудников возрастает роль средств массовой информации. К слову, материалов по БДД в государственных СМИ в 2015 году вышло 13 тысяч. По словам главы агентства «Татмедиа» Айрата Зарипова, это на 18% больше, чем в 2014 году.

«Действительно, этому объяснения нет», — опустив голову, говорил Гафарову по видеосвязи представитель Лениногорского района. И пообещал в 2016 году исправиться. Гафаров с такой формулировкой не согласился, назвав это трагедией. «Ошибиться можно раз, два, но не в течение 6 лет подряд! Конечно, исправите», — подытожил глава аппарата кабмина РТ. В Спасском районе сообщили, что положительные тенденции есть, провели кадровые перестановки, но и это Гафарова не устроило. «Кадровые перестановки происходят? — спросил он. — Я считаю, что это ваша недоработка как председателя комиссии! Это ваша работа! Три года не выполняете работу? Пьяные водители... Задайте себе этот вопрос!»


По Татарстану ГИБДД совместно с приставами взыскивает до 80% штрафов, а оплачивают вовремя 90% нарушивших правила. Минниханов в связи с этим рекомендовал автовладельцам платить штрафы в крупных кредитных учреждениях и через портал госуслуг. Низкие сборы штрафов глава ГИБДД отметил в Зеленодольском, Лаишевском, Тюлячинском, Агрызском, Бавлинском районах и в Казани.

Глава минтранса РТ Ленар Сафин доложил, что работа по улучшению дорог в Татарстане ведется, а жертвы в январе — это проблемы опять же муниципальных дорог. В министерстве на 2016 год запланировали установку 2,5 тыс. дорожных знаков на региональных дорогах, примерно столько же было и в прошлом году. Результат есть: количество наездов на пешеходов сократилось на 2%.

КАБМИН ПРИНЯЛ ЗАКАЗ НА ЗАВТРАК: «КАШУ ГРЕЧНЕВУЮ ИЛИ ОЛАДЬИ?»

Глава минобразования РТ Энгель Фаттахов сообщил, что в республике 699 школьных автобусов, и у всех автобусов есть трекеры, с которых можно отслеживать движение автобусов по «ГЛОНАСС». Таких, по данным Гафарова, в Татарстане 69 автобусов. У Фаттахова информация была другая: в январе из-за поломки трекера были недоступны 28 школьных автобусов, в декабре таких автобусов было свыше 60.

«Нам президент делает замечания. Автобусы дали, связью оснастили. Работайте, и больше ничего не надо, — вновь обратился к залу и районам Гафаров. — А мы не можем организовать работу. Складывается ощущение, что дети, которых вы перевозите, живут или родились в других регионах! Мы отсюда, из центра пытаемся навести порядок. Какой-то нонсенс! Такое чувство складывается, что скоро из центра мы будем разбираться в ваших семьях. Осталось составить утренний рацион, что вы, уважаемые руководители, будете кушать с утра: кашу гречневую или оладьи?»


При этом в Татарстане, по словам Фаттахова, в системе есть 43 автобуса, которые вообще не выезжают в рейсы — они подлежат списанию или ремонту, однако на карте они, наоборот, значатся. «Говорить на эту тему уже стыдно, — обратился под конец Гафаров ко всем. — Вы говорите про трекеры как про космические корабли — это оборудование 10 на 15 сантиметров с двумя симками. Как будто говорим о космическом корабле, который нужно заново построить! Как раз в конце апреля пуск нового корабля с космодрома «Восточный». Это надо в техзадании указывать — сроки замены трекера. И вообще, нужно переходить на андроидную систему. Более дешевую, надежную».

Продолжая IT-тему, министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов напомнил, что Татарстан в прошлом году защитил заявку по программе «Информационное общество» для управления общественным транспортом в районах. Финансирование частично уже ведется республикой, и при исполнении определенных индикаторов федералы могут дать дополнительные средства. Сейчас в «красной зоне» по индикаторам 29 районов, система заполнена на 70%, а на носу отчетность.

«Есть федеральная субсидия. И то, получим мы ее или не получим, зависит от вашей слаженной работы, — уже спокойнее произнес Гафаров. — Деньги дают, а мы не можем организоваться!» Вице-премьер дал поручение подтянуться и выполнить индикаторы, а предвидя возможные возражения, мол, кризис, и все такое, «послал» всех за опытом 2008 - 2009 года, когда тоже был кризис, но ничего — жили, работали, и все было нормально.