Более чем вдвое упали в 2015 году госзаказы у «Татавтодора», в результате чего госкомпанию во главе с Айратом Шаймиевым теснят остро конкурирующие между собой «Каздорстрой» и «Камдорстрой». Между тем среди подрядчиков ГИСУ появились новые звезды, которые, в частности, облагораживают возведенный к Универсиаде Дворец водных видов спорта, а также окрестности памятника воинам, взявшим Казань в 1552 году. О крупных получателях госзаказа — в очередном обзоре «БИЗНЕС Online».
На первое место рейтинга королей госзаказа с отрывом буквально на 55 млн. рублей вырвался «Каздорстрой», руководимый Валерием Тимашовым (слева; фото из публичного аккаунта В.Тимашова в соцсети «ВКонтакте) |
КАК «КАЗДОРСТРОЙ» «ОБЪЕХАЛ» АЙРАТА ШАЙМИЕВА
Сначала о результатах всего 2015 года. Подробно на них останавливаться не будем: о том, кто получает самые крупные и оригинальные подряды, мы писали ежеквартально, и в этом зачете принципиально ничего не поменялось.
Хочется отметить, что по итогам 12 месяцев 2015 года в республиканском Топ-10 крупнейших поставщиков 6 компаний занято строительством, преимущественно дорожным (см. таблицу).
Интересно, что и в 2013 и в 2014 годах непререкаемым лидером среди дорожников был государственный «Татавтодор» во главе с Айратом Шаймиевым. Так, в позапрошлом году он получил контрактов почти на 11 млрд. рублей. Тем удивительнее, что по итогам 2015 года этот объем сдулся более чем вдвое до порядка 4,89 млрд. рублей.
На первое же место с отрывом буквально на 55 млн. рублей вырвался «Каздорстрой», руководимый Валерием Тимашовым (18,99% акций владеет Эльвира Ахунова, 17,44% — Равиль Гарипов, 11,41% — Лилия Гарипова, 8,89% — Зайнап Фаварисова) с 4,94 млрд. рублей. Ключевую роль в его успехе сыграл контракт на 2,9 млрд. рублей ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» на реконструкцию участка федеральной трассы М7, в котором «Каздорстрою» удалось одержать верх над «Камдорстроем». Интересно, что последний был согласен «угадать мелодию» на 256 млн. дешевле, но это не помогло: конкурсная комиссия посчитала, что квалификация у «Каздорстроя» выше. Ну разве не обидно?
Владимир Швецов с конца декабря 2015 года стал собственником 20% акций компании «Алексеевскдорстрой» |
Впрочем, близкая к бывшему вице-примеру РТ Владимиру Швецову компания не стала унывать и в итоге вошла в пятерку крупнейших поставщиков с контрактами на 3,2 млрд. рублей на другие участки M7, а также проспект Сююмбике и дороги в промзонах Набережных Челнов. Более того, компания попала в федеральный топ поставщиков, получив контрактов в общей сложности почти на 8 миллиардов. В числе наиболее крупных — работы на аэродромах Кольцово в Екатеринбурге (2,2 млрд. рублей) и в нижнекамском Бегишево (798 млн. рублей), а также целый ряд контрактов на реконструкцию федеральной трассы Екатеринбург — Шадринск.
Неплохи дела оказались и у другой не чуждой Швецову компании «Алексеевскдорстрой», которая вошла в тройку крупнейших поставщиков с результатом в 3,6 млрд. рублей. Отметим, что если раньше доля в компании принадлежала дочери Швецова Инессе Дроздецкой, то с конца декабря 2015 года собственником 20% акций стал он сам.
Несколько слов о позициях «наших» в федеральном рейтинге. ГИСУ укрепило позиции в рейтинге заказчиков: с результатом 28,2 млрд. главный «разыгрывающий» в сфере бюджетных госпрограмм поднялся с 29-го на 20-е место, а ГКУ «Главтатдорстранс», уменьшив закупки с 24,3 млрд. рублей до 18 млрд., тем не менее сохранило 25-е место.
Среди поставщиков в федеральном топе помимо «Камдорстроя» оказался лишь Зеленодольский завод им. Горького, принадлежащий «Ак Барс Холдингу». Завод занимает 21-е место в общероссийском рейтинге с подрядами на 17,34 млрд. рублей. Напомним, что зеленодольцы получили контракты на строительство двух сторожевых кораблей проекта 22100 для нужд ФСБ, с разбивкой платежей до 2019 года.
В прошлом году на 11-м месте в России было ПСО «Казань» с заказами на 31 млрд. рублей — в основном на стадионы в Самаре и Саранске. Удивительно, но за весь прошлый год компания Равиля Зиганшина не выиграла вообще ни одного госзаказа — ни в Татарстане, ни за его пределами. Что бы это значило?
КНИТУ-КХТИ получил два контракта — на 677 млн. рублей и 607,5 млн. рублей — и вырвался на 4-е место рейтинга |
«СИЛИКОНОВАЯ ДОЛИНА» КНИТУ-КХТИ
Теперь к итогам четвертого квартала. Большинство участников рейтинга если и не входили до того в число королей госзаказа РТ, то, во всяком случае, большей частью на слуху у татарстанцев. На четвертое место внезапно ворвался КНИТУ-КХТИ, опередивший большинство строителей, дорожников и энергетиков. В то время как проректор по развитию вуза Ильдар Абдуллин ждал приговора за «высокотехнологичные» хищения, заказчиком вуза, а точнее входящего в его состав проектного института «Союзхимпроект», стало модернизируемое АО «КЗСК-Силикон», 49% которого принадлежит Росимуществу, а контроль через ряд компаний сохраняет тандем ключевых владельцев Спурт Банка — Евгении Даутовой и Владимира Бусыгина.
Институт получил два контракта: на 677 млн. рублей и 607,5 млн. рублей на инжиниринговые услуги по разработке, поставке и шеф-монтажу технологических линий по производству упаковки пирогенного диоксида кремния. Вещество с непростым названием является сырьем для самой различной продукции — от гелей для душа и зубной пасты до силиконов. Еще 110 млн. рублей «Союзхимпроект» получит собственно на разработку, поставку и монтаж линий фасовки и упаковки сырья мощностью 55 - 60 мешков массой 10 кг в час.
Добавим, что от щедрот Казанского завода синтетического каучука перепало не только КНИТУ-КХТИ. Разработкой конструкторской документации и поставкой части оборудования для него займется московская компания «Вега Инжиниринг», которую на 100% контролирует Александр Шаповал. Сумма контрактов составила 505,7 млн. рублей.
Стремительный взлет совершило ООО «РСС Инжиниринг», в один из контрактов которого входит подсветка центра семьи «Казан» |
«СПЕЦИАЛИСТ ПО ШКОЛАМ» ОТВЕТИТ ЗА ГАЗОН ДВВС И ПОДСВЕТКУ «КАЗАНА»
Стремительный взлет совершило ООО «РСС Инжиниринг» Александра Таунова, которое получило ряд контрактов от ГИСУ РТ. В третьем квартале компания заняла в списке поставщиков 16-е место с 230 млн. рублей, но по итогам четвертого переместилась на 7-е, заключив контрактов без малого на миллиард. Любопытен один из них, на 100 млн. рублей, объединяющий ряд лотов. Он предусматривает устройство рулонного газона и системы полива Дворца водных видов спорта и подсветки центра семьи «Казан». Также сюда включены монтаж вентиляции и благоустройство территории Казанского машиностроительного техникума, капремонт Алексеевского аграрного колледжа, ремонт фасада Чистопольского педагогического колледжа, ремонт теплоснабжения и холодоснабжения в 7-й казанской горбольнице.
Впрочем, основной заработок Таунова связан с образовательными заведениями. Например, контрактом на 179 млн. рублей оформлен ремонт 12-й школы. Еще на 253 млн. рублей пойдут на ремонт ряда других общеобразовательных учреждений (самая крупная сумма, 42,2 млн. рублей, выделена на реновацию 42-й школы в Казани) и так далее. Наконец, 314 млн. рублей «РСС Инжиниринт» получил на оказание услуг по техобслуживанию и содержанию тепловых пунктов с узлами учета и регулирования МЗИО РТ.
Надо сказать, что контракты на ремонты школ Таунову не в новинку, еще в 2014 году он отчитывался перед мэром Казани Ильсуром Метшиным за аналогичную проделанную работу, правда, делая акцент на недостаточности финансирования таких заданий.
Компания «ВолгаДорСтрой» заключила контракт на 288 млн. рублей на ремонт дорожной-уличной сети Казани. |
ДОРОЖНЫЙ РЕМОНТ: КТО, ГДЕ И ЗА СКОЛЬКО
Любопытная ситуация сложилась с двумя одноименными компаниями. Одна из них — «ВолгаДорСтрой» Рустема Насырова с регистрацией в селе Большие Метески — в четвертом квартале выиграла контрактов на 940 млн. рублей. Ее тезка «Волгадорстрой» (Казань, проспект Ибрагимова) Айрата Миннулина в квартальный Топ-50 не попала, но за год получила заказов на 1,5 млрд. рублей, а за все время существования — на 5 млрд. рублей. Что характерно, Миннулин до февраля 2015 года был единственным учредителем и первой компании, а его нынешнее детище входит в «VIP-список» миндортранса РТ.
Между тем компания Насырова заключила контракт на 288 млн. рублей на ремонт дорожной-уличной сети Казани. Плюс еще 186 млн. рублей на восстановление изношенных покрытий и ремонт республиканских дорог общего пользования. Кроме того, компания ремонтировала татарстанские дороги, мосты и берегозащитные сооружения, наносила разметку в Казани, а также получила заказ на установку 36 туристических указателей. Конкретно же в зону ответственности «ВолгаДорСтроя» попал ремонт участка Ульянкино-Надеждино дороги Большие Кайбицы — Камылово — Надеждино, улиц Дзержинского и Мусы Джалиля в Казани, а также улиц в Лаишево, селе Большая Атня и Апастово.
К слову, тем, кто не прочь «промыть кости» дорожникам, мы можем добавить пищи для размышлений. Известно, что в контрактах на дорожные работы указаны гарантийные сроки эксплуатации объектов. Они таковы: дорожная одежда на автомобильные дороги и на подходах к мостам земляное полотно — 8 лет, основание дорожной одежды — 6 лет, асфальтобетонное покрытие (нижний слой) — 5 лет, асфальтобетонное покрытие (верхний слой) — 4 года. С учетом слабости, которые наши строители питают к реорганизации и псевдоликвидации компаний, сомнения в неизбежности гарантийного обслуживания не выглядят необоснованными.
В итоговую десятку поставщиков неожиданно ворвалось кировское ООО «СУ-43», которое контролирует известный бизнесмен Багама Джамалутдинов (фото: gorodkirov.ru) |
ЧУВАШСКИЕ И КИРОВСКИЕ ВАРЯГИ
В нашу итоговую десятку поставщиков неожиданно вошло кировское ООО «СУ-43», точнее, стремительно ворвалось: в четвертом квартале компания заключила контрактов сразу на 1,3 млрд. рублей. СУ-43 на 100% контролирует известный бизнесмен и депутат Кировской области от партии КПРФ, уроженец Дагестана Багама Джамалутдинов. Совпадение или нет, но в 2007 году Джамалутдинов возглавлял управление дорожным хозяйством Кировской области. Ныне, помимо дорожных работ его интересы простираются в сферу сдачи недвижимости внаем и разведения кроликов и прочих пушных зверьков (Джамалутдинову на паях с родственником принадлежит зверохозяйство «Вятка»).
Несколько загадочным выглядит тот факт, что официальный сайт госзакупок «отправил» СУ-43 в Татарстан — думается, это произошло из-за того, что компания получает подряды от ФКУ «Волго-Вятскуправтодор», зарегистрированного в Татарстане, но отвечающего за трассы Поволжья. Особенности «служебной географии» дорожников и могли стать причиной появления кировской компании в республиканском списке. В частности, СУ-43 получило 681 млн. рублей на капитальный ремонт федеральной дороги «Вятка» от Чебоксар через плотину Чебоксарской ГЭС на Йошкар-Олу, Киров до Сыктывкара на участке 265 - 285 км в Кировской области. Еще 611,6 млн. рублей предназначены на содержание нескольких участков трассы Р176 «Вятка».
300 миллионов с хвостиком от ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» достались также ООО «Рэмисс» (Канаш) Минхайдяра Юсупова. Владелец чувашской компании гордится ноу-хау — применением современных полимерных труб в дорожном строительстве. По словам Юсупова, преимуществ у новой полимерной трубы много, например прочность и долговечность: отремонтированный трубопровод может служить до 50 лет. Впрочем, реалии госзаказов оказались более приземленными. Судя по спецификации, прилагаемой к контракту «Рэмисса», в обновлении дорожной инфраструктуры буду использованы обыкновенные стальные трубы, в частности 1420*16 Гост 10704-91 и др.
АСЫ ДОРОЖНОГО ОСВЕЩЕНИЯ ОТПРАВИЛИСЬ В ТЕХНОПАРКИ
В отличие от дорожников ООО «СО «Тозелеш», которым на паритетной основе владеют Артур Гимадиев и Марсель Зарипов, может похвастаться завидной стабильностью. Свой первый госконтракт компания получила еще в 2010-м, а затем лишь наращивала обороты. По итогам третьего квартала на ее счету был 1 млрд. казенных рублей, к которым она добавила еще 513 миллионов. Коньком фирмы является осветительно-дорожный бизнес, и на этот раза она также получила ряд заказов от ГБУ «Безопасность дорожного движения». В частности, отдельным договором на 67 млн. рублей оформлены работы по демонтажу и установке дорожных знаков, а также организация искусственного освещения на дороге Казань — Ульяновск в селе Старые Енали и на трассе Азеево — Черемшан — Шентала в селе Новошешминск. Другой госзаказ на 108 млн. рублей состоит из 83 микролотов, предусматривающих содержание искусственного освещения на дорогах общего пользования в районах РТ.
Однако в целом погоду для ООО «СО «Тозелеш» на сей раз сделали проекты, связанные с технопарками. Госконтракт на 335,5 млн. рублей включает в себя три лота: 107 млн. — на развитие инфраструктуры технополиса «Химград» в Казани, 182 млн. — на строительство первой очереди промышленного парка «Вятка» (Мамадыш), 37 млн. — на создание промышленной площадки по переработке полимеров в Новошешминском районе.
ООО «ТехноСтройЛизинг» получило два контракта на 488 млн. рублей от ГИСУ на создание и обустройство аж 79 зеленых зон |
АКТИВИСТУ «РОДИНЫ» ДОСТАЛОСЬ 79 ПАРКОВ, А СТРОИТЕЛЮ СТАДИОНА «КАМАЗ» — НЕДОСТРОЙ «ФОНА» И «СВЕЯ»
Два контракта на 488 млн. рублей от ГИСУ в самом конце 2015 года положило к себе в копилку весьма примечательное ООО «ТехноСтройЛизинг» (56,7% — Рустэм Белялов, 43,3% — Валерий Катичев). Два бизнесмена могут смело именовать себя королями татарстанских парков и скверов, ведь всю эту сумму они получили на создание и обустройство аж 79 зеленых зон в Казани и районах Татарстана. В частности, это парк «Крылья Советов», Лядской сад и сквер у озера Харовое в Казани, парк с родником «Шамсинур» в Альметьевске, сквер у загса и парковая зона по улице Гоголя в Зеленодольске, сквер «Площадь Владимира Высоцкого» и парк-бульвар Кереселидзе в Набережных Челнах — с полным перечнем можно ознакомиться здесь и здесь.
Кто же эти малоизвестные широкой публике соратники главного куратора Года парков и скверов Наталии Фишман? О Рустэме Белялове известно, что ранее он учредил еще три фирмы, одна из которых ликвидирована, а две сменили владельцев на явно подставных лиц. Последняя — «ВэйстТехноТранс» — буквально в декабре 2015 года. Что касается Валерия Катичева, то он засветился как один из активистов и соучредителей регионального отделения партии «Родина» в Татарстане. Также Катичев владеет 20% в производителе металлоконструкций «Экоресурс» и является директором ООО «Стройспецмонтаж», учрежденного обществом инвалидов Афганистана РТ.
Понятно, что вряд ли компания выполняла все работы в парках и скверах самостоятельно, скорее она лишь «прокачивала» деньги субподрядчикам. Но в полном ли объеме и откуда частной лавочке такая честь — вопрос остается отрытым. Кстати, ранее на счету компании, созданной в 2012 году, уже были госконтракты. Среди объектов — и детсады, и бассейны, и спортплощадки. Также компания — активный участник тендеров ГУП «Татлизинг», часто выступающего промежуточным звеном при размещении заказов ГИСУ и минстроя РТ.
Замыкает наш Топ-50 ООО «Грань» Леонида Анисимова. В свете последних проблемных событий с долевым строительством у компаний «Фон» и «Свей», когда к достройке ЖК «МЧС» подключили именно «Грань», мы решили уточнить, что за контракт выиграла компания. Выяснилось, что 23 ноября фирма стала обладателем заказа на сумму в размере 184 млн. рублей на реконструкцию стадиона «КАМАЗ». Напомним, что незадолго до этого случился скандал: встречу ФК «КАМАЗ» с «Волгарем» в рамках 21-го тура чемпионата ФНЛ отменили из-за безобразного состояния поля на стадионе «Нефтехимик» в Нижнекамске, которое превратилось в каток. Играть на нейтральном поле команде пришлось из-за того, что ее собственный стадион находился в недостроенном состоянии. «Откровенно говоря, если бы поработали еще максимум две недели, то можно было бы играть и в Челнах. Но, к сожалению, строители затянули со сдачей объекта (компания «Грань» должна была сдать стадион 30 августа — прим. ред.), а потом была бумажная волокита», — заявил председатель наблюдательного совета ФК «КАМАЗ» Леонид Штейнберг.
Почти в 13 млн. рублей оценена реконструкция четвертого этажа Дворца водных видов спорта в Казани |
ТЕМНАЯ ЛОШАДКА РЕКОНСТРУИРУЕТ ЭТАЖ ДВВС
В заключение — о двух темных лошадках, впервые появившихся в нашем рейтинге и сразу взявших завидный темп. Эти компании объединяет много общего: открытая информация о них крайне скупа, в 2015 году они впервые засветились на «госслужбе» и получили завидные контракты от ГИСУ.
ООО «СМУ-УКС» (Набережные Челны) Алексея Потапова было зарегистрировано в августе 2012-го, но первый госзаказ получило лишь год назад — от челнинского МУП «Дирекция инжиниринга и аудита строительства». Компании «пошла масть» в декабре 2015-го, когда ГИСУ заключило с ней сразу три крупных контракта — на 218, 273 и 173 млн. рублей. За эти деньги СМУ-УКС отремонтирует в Татарстане десятки социальных объектов — детсады, школы и больницы. Например, Менделеевскую райбольницу (56 млн. рублей), Муслюмовскую райбольницу (55 млн.) и Нижнекамскую школу-интернат №23 (62 млн. рублей).
Двумя строками ниже находится записанное на Елену Шигапову ООО СК «ПромГрадСтрой» (зарегистрировано менее года назад, 5 февраля 2015 года), директором которого является Рустам Калимуллин. При этом Калимуллин также возглавляет ООО «Промградстрой», оформленное на Ольгу Шишкову. Всего в четвертом квартале СК «ПромГрадСтрой» заполучила контрактов на 548 млн., из которых 327,5 млн. рублей предназначено для ремонта 43 домов культуры Татарстана.
Любопытен своими лотами сборный контракт на 88 млн. рублей — так, 4,5 млн. выделено на реконструкцию дамбы и моста, ведущего к памятнику воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году. Почти в 13 млн. рублей оценена реконструкция четвертого этажа Дворца водных видов спорта в Казани, примерно столько же пойдет на строительство футбольного поля в селе Актаныш, около 20 млн. рублей — на беговые дорожки и спортплощадки в поселке городского типа Камское Устье. Наконец, 100 млн. рублей выделено на капремонт 29 домов-интернатов и приютов.
Остается лишь позавидовать тому, как быстро нашли общий язык новички рейтинга с госзаказчиками и насколько глубоким оказалось это понимание.
==table858====table857==
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.