Первый в этом году рабочий день на главном конвейере КАМАЗа сегодня стартовал в несколько хаотичном режиме — из-за сбоев в работе транспортников часть камазовцев опоздала к станку, добираясь пешком и на трамвае. Первая неделя на радость заводчанам будет пятидневной, но это скорее исключение. Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что выживаемость завода сейчас во многом зависит от экспорта, но пока что рост на этом направлении не впечатляет.
Работники КАМАЗа вышли из корпоративного отпуска, начавшегося вместе с новогодними праздниками |
«ВАХТА НЕ ПРИЕХАЛА, ИДУ ПЕШКОМ»
Сегодня на КАМАЗе первый рабочий день в наступившем году — работники предприятия вышли из корпоративного отпуска, начавшегося вместе с новогодними праздниками. Отпуск был оплаченным — на 11 - 24 января была перенесена часть ежегодного корпоративного отпуска, вторая часть которого теперь запланирована на 8 - 21 августа.
Между тем впереди у работников автогиганта еще много свободного времени: в компании уже зачитали приказ о трехдневке на все первое полугодие, которая будет отменяться по мере необходимости. В частности, одновременно с приказом о трехдневке работников известили, что нынешняя рабочая неделя все-таки будет полной.
Как обнаружил корреспондент «БИЗНЕС Online» на проходной, первый рабочий день на предприятии не очень задался. Часть камазовцев добиралась до работы как смогла, некоторые даже пешком. Последние подтягивались и на такси, что, судя по отзывам работников, доступно далеко не всем. Один из опоздавших пошутил по поводу прошедшего корпоративного отпуска: «Провели его в полусонном состоянии: чем больше спишь, тем меньше ешь».
«Какое настроение может быть? — на ходу бросил мужчина лет 50, представившийся Халилом и торопившийся на ремонтно-инструментальный завод. — С 46 комплекса пешком иду! Опоздал уже. Так что настроение пока не очень. А что касается ожиданий.... Нас еще до Нового года руководство предупредило, что неполные недели будем работать в течение полугода».
«Я уже тоже опоздала на работу, — услышав разговор журналиста c коллегой, заявила женщина, идущая следом и представившаяся Розалией Фанисовной, работницей автомобильного завода. — Вахта не приехала. На трамвае добралась до последней городской остановки, оттуда пешком. Но я иду с позитивом, на этой неделе у нас уже пятидневка».
Три женщины предпенсионного возраста, к которым обратился корреспондент «БИЗНЕС Online» с аналогичными вопросами о настрое и ожиданиях от наступившего года, пошутили, что «даже если вход на завод сделают платным, они будут платить и все равно будут ходить на работу». Однако и они пожаловались на отсутствие вахты и вынужденный пеший рейд до заводов: «Развлекаемся так с утра». Ее коллега, словно обращаясь к руководству ремонтно-инструментального завода, попросила: «Верните нам прежнего водителя. Дяденька работал, возил нас много лет, вопросов никогда не было. Коммерческая это вахта или некоммерческая, нам без разницы, кому платить». Женщины подтвердили рабочее настроение и выразили надежду, что работа будет.
Вероятно, сбой с вахтой оказался локальным — на КАМАЗе массовых опозданий не зафиксировано. «Никаких значимых проблем с транспортом для людей не было, более того, сегодня вышли новые автобусы, предоставленные «Электротранспортом», — сообщил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев. — Все доставлены на работу вовремя, кроме работников завода запасных частей — они опоздали на полчаса из-за поломки автобуса в пути. Им был оперативно предоставлен другой автобус, и опоздание сведено к минимуму».
В 2015 году в РФ и за рубежом продано 29 тыс. грузовиков, из которых внутренние продажи составили 22 тысячи |
ИТОГ 2015 ГОДА — ПРОДАЖИ УПАЛИ НА ТРЕТЬ
Руководство завода между тем настроено на борьбу в наступившем году — продажи грузовиков продолжают падать, но челнинцы традиционно остаются на верху тонущего айсберга.
В конце прошлой недели гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин назвал первые итоговые цифры. По его словам, всего в 2015 году в РФ и за рубежом продано 29 тыс. грузовиков, из которых внутренние продажи составили 22 тысячи. «Мы переориентировались на дальнее зарубежье. У нас же было всегда 70 процентов — СНГ, а 30 процентов (дальнее зарубежье) — это, я считаю, успех — переориентация экспорта», — цитирует Когогина «Интерфакс».
По итогам 2014 года компания реализовала в России 32,6 тыс. единиц техники, с учетом экспорта — 38,9 тыс. единиц. Так что, судя по названным данным, общее снижение продаж в натуральном объеме составило 25,45%, в том числе в РФ — 32,5%. Если же сравнивать с 2013 годом, когда было продано 43,8 тыс. грузовиков, то получится, что за два года произошло падение в 1,5 раза. На экспортном направлении за последний год действительно рост, но довольно-таки умеренный — в 2014 году было продано 6,3 тыс. грузовиков, в 2015 — 7 тысяч.
Цифры, названные Когогиным, отчасти коррелируют с данными, предоставленными «БИЗНЕС Online» агентством «Автостат», которое опирается на статистику по регистрации новых автомобилей. Количество новых авто марки «КАМАЗ», поставленных на учет на территории России, сократилось на 33,5% с 26,4 тыс. автомобилей в 2014 году до 17,5 тыс. в 2015-м Годом ранее КАМАЗ потерял только 21,3%, или 7149 авто.
При этом в целом регистрация новых HCV в России снизилась на 41,9% — с 88 тыс. единиц в 2014 году до 51,2 тыс. единиц в 2015 году — таким образом, доля КАМАЗа на внутреннем рынке еще немного подросла — до 31,7%. За 2014 год рынок просел на 24,2%.
Данные «Автостата» на КАМАЗе подтверждают. «Коллеги из «Автостата» ведут статистику по регистрациям, которые всегда опаздывают в сравнении с продажами, потому что от реализации до регистрации автомобиля в ГИБДД проходят месяц-два, — поясняет Афанасьев. — 33 процента падения мы зафиксировали и во внутренней отчетности по продажам. Это лишь подтверждает, что мы выглядим лучше рынка, который обвалился больше чем на 40 процентов».
Традиционная конкурентоспособность челнинского автогиганта в кризис объясняется несколькими факторами. Среди его преимуществ невысокая стартовая цена, широкая сеть дилеров и сервиса. Закономерно при снижении горизонтов планирования автомобили подешевле, которые и окупаются быстрее, выигрывают в битве с дорогими, пусть и более надежными в перспективе. Существенное влияние на самочувствие КАМАЗа оказала и программа утилизации, при которой местным производителям из бюджета компенсируют утильсбор, это помогает удерживать конкурентные цены. Плюс действие программы trade-in для грузовиков, бенефициарами которой стали опять-таки производители сравнительно недорогих авто. Не будем сбрасывать со счетов и фактор ослабления рубля, что при сравнительно высокой локализации дает преимущество всем отечественным производителям.
==table859==МАГИСТРАЛЬНЫЙ ТЯГАЧ 5490 ПОКАЗАЛ РОСТ В 3 РАЗА
Что касается структуры камазовских продаж на внутреннем рынке, можно отметить, что самым востребованным остается семейство 6511 с результатом 5147 авто, что на 11,8% (686 авто) меньше, чем в 2014 году. Обратный тренд, причем с абсолютно провальными показателями предлагает статистика продаж спецтехники: если в 2014 году под этой маркировкой было зарегистрировано 9487 авто, то в 2015 году только 86 авто — падение в 110 раз. Столь невероятные цифры могут объясняться разве что проблемой понятий — пестрый сегмент спецтехники грешит несовершенством методик учета. Именно так объясняют показатели на КАМАЗе.
«Это неверные данные, — убежденно говорит Афанасьев. — Наоборот, в условиях кризиса спецтехника чувствует себя сравнительно неплохо, потому что начинаются всевозможные госпрограммы, муниципальные закупки. Статистика «Автостата» иногда не совсем нам понятна, они, например, объединяют некоторые совершенно разные виды техники в один сегмент. И здесь тоже закралась какая-то ошибка. Действительно, есть снижение по строительной технике, потому что стройки стоят, но это компенсируется ростом других сегментов, в частности, коммунальной и дорожной. Они выросли благодаря субсидиям для муниципалитетов, другим факторам, в частности, запрету покупок для госнужд техники, произведенной не в России. Поэтому падение по спецтехнике идет в общем ключе — примерно на треть».
Седельные тягачи класса «Евро-5» (65206 и 5490), которыми так гордится руководство автогиганта, показали рост регистрации — флагман 5490 освоился на рынке и продавался успешнее в 2,9 раза, чем в 2014 году. Если в 2014 году КАМАЗ продал 307 машин этой модели, то в 2015 году — уже 886 штук. Напомним, что выпуск 5490 начался в декабре 2013 года, то есть в позапрошлом году тягач продавался уже от и до. В минувшем году, по данным КАМАЗа, он стал самым популярным автомобилем в своем сегменте.
«У нас четко по плану идет реализация программы продвижения магистральных тягачей, разработанная три года назад. Сейчас программа дает результат». По словам Афанасьева, изначальный план предполагал долю КАМАЗа на рынке магистральных тягачей в 25%.
==table861==«КОНЕЧНО, ЕВРОПУ КАМАЗ НЕ СМОЖЕТ ЗАВОЕВАТЬ, НО...»
Эксперты «БИЗНЕС Online» перспективы и состояние КАМАЗа оценивают по-разному: одни не верят в его первенство на российском рынке, другие считают практически аналогом западных грузовиков с выигрышным ценником.
Николай Мордовцев — заместитель главного редактора журнала «Рейс» (Москва):
— Все российские производства, в том числе и КАМАЗ, в 2016 году будут ориентированы на увеличение экспорта. Конечно, Европу КАМАЗ не сможет завоевать, над этим рынком нужно работать, но и в Индии «КАМАЗы» будут хорошо продаваться, и во Вьетнаме, и в Латинской Америке, да и Иран проявляет интерес. А в странах СНГ «КАМАЗ» станет отличной альтернативой европейским иномаркам с учетом ценника. КАМАЗ сейчас делает очень хорошую машину. По своим характеристикам она сопоставима со многими иномарками, а цена ниже. Если КАМАЗ это свое конкурентное преимущество сможет использовать, то перспективы в 2016 году очень неплохие.
Если говорить о новом модельном ряде КАМАЗа, в котором используется большое количество импортных комплектующих, то это одна ситуация. Но ведь у КАМАЗа есть и замена тем же самым импортным моторам. Это и глубоко модернизированная 740-я серия моторов и 750-я серия. Все это требует времени, но думаю, при катастрофическом развитии ситуации ни КАМАЗ, ни ГАЗ правительство не бросит. Завод выживет и будет переходить на собственные комплектующие. Вместо того же «Даймлер» КАМАЗ сможет использовать китайские моторы, которые дешевле и имеют приличные характеристики. На КАМАЗе все это хорошо знают и с этим работают.
Падение рубля, безусловно, повлияет и на инвестпланы. Радует лишь то, что многое уже закуплено и в части технологического переоснащения многое уже сделано. Но надо отдавать себе отчет в том, что технологическое переоснащение завода, в связи с изменившейся экономической ситуацией, безусловно, замедлится.
Седельные тягачи класса «Евро-5» (65206 и 5490)
показали рост регистрации, флагман 5490
освоился на рынке и продавался в 2,9 раза успешнее, чем в 2014 году
«РЕЗКИЙ ОБВАЛ РУБЛЯ ДЛЯ КАМАЗА — ЭТО ПАЛКА О ДВУХ КОНЦАХ»
Александр Виноградов — ведущий аналитик НИЦ «Неокономика» (Москва):
— На рынке не только грузовых автомобилей, а на авторынке в целом никаких прорывов и даже восстановления я не жду. В лучшем случае это будет «полочка». Я сильно сомневаюсь, что КАМАЗ на самом деле работает лучше рынка, по каким-то показателям — возможно, но не в целом, иначе завод уже сейчас был бы «в шоколаде», ведь с рынка ушла часть конкурентов. Поэтому КАМАЗу, как и всем остальным автопроизводителям, придется и дальше искать способы адаптироваться к ситуации, двигать тех, кто слабее. Получится — КАМАЗ переживет, а не получится — придется снова идти за деньгами либо в Казань, либо в Москву.
Я не знаю, какую часть дохода КАМАЗ получает с экспортных поставок, а на внутреннем рынке он, видимо, сможет укрепить свои позиции за счет дешевеющего рубля. Однако здесь все равно определяющее значение имеет спрос как таковой. Даже если доля КАМАЗа в этом падающем спросе растет, хватит ли заводу этой выручки на рабочий коллектив, на разработку новых моделей? Об инвестиционных планах по реинжинирингу и говорить излишне — инвестиции будут резаться повсеместно, будут отодвигаться на будущие годы.
Нарек Авакян — независимый аналитик (Москва):
— Резкий обвал рубля для КАМАЗа — это палка о двух концах. С одной стороны, будет сокращаться спрос на внутреннем рынке, но, с другой стороны, повышается конкурентоспособность на внешних рынках. Я полагаю, что при грамотном менеджменте руководство КАМАЗа сможет нивелировать негативное влияние внутреннего рынка за счет освоения внешних. КАМАЗ практически во всех регионах мира имеет присутствие, и все будет зависеть от усилий завода. Он может увеличить экспорт как на 50 процентов, так и на 5 процентов.
Полагаю, что в связи с новой экономической реальностью свои инвестпланы КАМАЗу придется корректировать: что-то пересчитывать, сдвигать по срокам, что-то будет сокращено, отменено, а что-то, наоборот, ускорено. Понятно, что когда национальная валюта скачет на 40 процентов в год — и это после двукратного обвала, то какие-то перекосы в финансовых показателях неизбежны. Но если КАМАЗ воспользуется и диверсифицирует свои доходы, то нынешняя ситуация может сыграть ему в конечном итоге на пользу.
Фото: kamaz.ru
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 60
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.