«Ленин подобрал власть, которая «валялась на улице» и направил людской поток на путь социал-демократии»
«Ленин подобрал власть, которая «валялась на улице» и направил людской поток на путь социал-демократии»

НЕ ЛЕНИН НАЧАЛ РЕВОЛЮЦИЮ, ОН ВСЕГО ЛИШЬ УГАДАЛ ВРЕМЯ

Кто был он? — Вождь, земной Вожатый
Народных воль, кем изменен
Путь человечества, кем сжаты
В один поток волны времен.
...
Мир прежний сякнет, слаб и тленен;
Мир новый — общий океан —
Растет из бурь октябрьских: Ленин
На рубеже, как великан.
Земля! зеленая планета!
Ничтожный шар в семье планет!
Твое величье — имя это,
Меж слав твоих — прекрасней нет!
Он умер; был одно мгновенье
В веках; но дел его объем
Превысил жизнь, и откровенья
Его — мирам мы понесем!

Валерий Брюсов. Ленин. 25 января 1924

Как уйти от логики «догоняющей» республики? Ведь пока мы будем кого-то догонять, передовики из развитых стран уйдут далеко вперед. Будучи «догоняющей» республикой, мы никогда не догоним впереди идущих. Иначе говоря, с аристотелевской логикой (схоластикой) мы угодим в петлю времени и начнем скатываться в Средневековье вместе со всей великой Россией, у которой слабый рубль, но сильные амбиции.

В последнее время руководители страны стали интересоваться сельским хозяйством, даже заговорили о посевной, семенах и удобрениях. Хороший признак! Помню времена начала 90-х годов, когда Минтимер Шаймиев самолично собирал глав районов перед посевной, обсуждал состояние техники, цену на топливо, количество семян и удобрений, решал вопросы с кредитами в счет будущего урожая по фиксированной цене и т. д. Весной президент облетал поля на вертолете, проверяя состояние всходов, а уходил в отпуск только в середине сентября, когда было ясно с объемом собранного урожая. Все это называлось реализацией продовольственной безопасности. Россия, похоже, пошла по пути Татарстана. Значит, голодными не останемся.

Вопросы продовольственной безопасности в России при наличии невероятного количества сельхозугодий решить нетрудно. Гораздо сложнее преодолеть сырьевую зависимость, для этого понадобится минимум 10 - 15 лет при наличии хороших иностранных инвестиций и благоприятного бизнес-климата. После этого начнется новый этап индустриализации, то есть восстановят станкостроение, в целом начнут поднимать тяжелую промышленность, и Россия перейдет из «застойного» состояния в разряд «догоняющей» страны. Таковы перспективы России. Патриотичная интеллигенция любит громко рассуждать о величии страны, полагаясь на магию слов, но существует историческая логика, которую надо пройти. Крутые автомобили и iPhone’ы не должны обманывать о состоянии цивилизованности общества. Не мы их изобрели и не мы их производим.

Раньше экономисты любили сравнивать состояние страны с 1913 годом — наиболее успешным в предреволюционный период. Для такого сравнения есть основания. В конце ХIХ века в России началось бурное развитие капитализма. В начале ХХ века темпы роста оказались весьма впечатляющими, но политические структуры в лице монархии тормозили развитие производительных сил, о чем сигнал прозвучал в 1905 году. Революцию остановить могла только быстрая победоносная война. Николай II сломя голову ринулся в бой и сломал себе шею.

В бедах революции принято обвинять Ленина. Не он же открыл ящик Пандоры: Ленин не был Богом, чтобы вызывать столь масштабные катаклизмы. Революцию призвали Столыпины и Распутины, а исполнителем определили Николая II. Вина за первую кровь лежит на Николае II. После Кровавого воскресенья народ от него отвернулся, он лишился милости Божьей, и перед ним открылась бездна Революции. Он долго вглядывался в эту бездну, не решаясь на перемены, и тогда бездна начала всматриваться в него.

Не Ленин начал революцию, он всего лишь угадал время, когда надо было хаос взять под контроль. Он подобрал власть, которая «валялась на улице» и направил людской поток на путь социал-демократии. Ленину приписывают жестокость, но такова природа революции. Не бывает революции без жестокости. Достаточно вспомнить времена Робеспьера, ведь именно Французская революция изобрела гильотину. Природа революции такова, что она порождает как «белый», так и «красный» террор, после чего толпа призывает диктатуру. Как считал Аристотель, охлократия (власть разнузданной толпы) заканчивается тиранией. Во Франции тиранию возглавил Наполеон, в России — Сталин.

Величие Ленина заключается в том, что он осознал необходимость ускоренного преодоления Средневековья с помощью социальной революции по аналогии с Великой Французской революцией. Вместе с США он активно включился в процесс слома мировых империй, сдерживавших развитие национальных экономик. Ленин понимал, что производительные силы нуждались в демократической политической оболочке без монархии и слитой с ней православной церкви.

Масштаб личности Ленина не позволял большевикам опускаться до уровня мелких разборок, чем занимался Сталин. Каким бы нам ни казался ленинизм с высоты сегодняшнего дня, но на то время в мире ничего лучшего не было. Создание Коминтерна, пробуждение национально-освободительного движения по всему миру, борьба за равенство и справедливость — более масштабных преобразований мира человечество не знало после Чингисхана. Даже Великая Французская революция не достигла таких масштабов. А сколько было теоретических работ по всей Европе, особенно в среде социал-демократии. Один Бухарин достоин того, чтобы уважать общественную мысль того времени. «Исламский социализм» Султан-Галиева вдохновлял весь мусульманский мир. Сравните идеи Султан-Галиева с сегодняшним убожеством исламских богословов. Поставьте кого-нибудь из современных русских авторов рядом с Бухариным. Кого? Нет таковых. Осталась голая критика Ленина, причем критикуют те, кто не хочет понять Ленина.

«СССР распался не в силу наличия у республик права на самоопределение, а в силу борьбы политических сил в Москве, которые не могли договориться, кто из них главный — Горбачев или Ельцин»
«СССР распался не в силу наличия у республик права на самоопределение, а в силу борьбы политических сил в Москве, которые не могли договориться, кто из них главный — Горбачев или Ельцин»

СЛАБАЯ СТРАНА КРИЧИТ О ДВОЙНЫХ СТАНДАРТАХ ПРОТИВНИКОВ, А СИЛЬНАЯ — СЛЕДУЕТ ДВОЙНЫМ СТАНДАРТАМ

«Все революции кончались реакциями. Это неотвратимо. Это — закон.
И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции.
В чередованиях революций и реакций есть какой-то магический круг».

Николай Бердяев

По данным опроса «Левада-центра», 26 процентов россиян боятся выражать свое мнение при соцопросах «по поводу текущих дел в стране». При этом 49 процентов заявили, что большинство россиян «неохотно высказывают свои взгляды». По мнению 56 процентов из них, это происходит из-за того, что они «опасаются негативных последствий для себя». Еще 20 процентов считают, что им самим неприятна правда. Лояльные к власти высказываются охотно, а придерживающиеся оппозиционных взглядов помалкивают, хотя речь идет об анонимных соцопросах. Что же тогда говорить об открытом высказывании своего мнения? Лучше не кукарекать...

Как ни странно, но Ленин попал в круг необсуждаемых тем. Любое упоминание о нем воспринимают как защиту коммунистов. Еще хуже, если ты при этом не состоишь в КПРФ. Короче, нежелательно хвалить Ленина и нельзя ругать Сталина. О Ленине надо забыть, а Сталина — хвалить. Нужно хвалить Петра I и Столыпина, разрешается замечать позитивное в деяниях Ивана Грозного, видимо, в связи с покорением Казани.

Молчание вокруг фигуры Ленина весьма симптоматично. Независимо от того, сознательное это молчание или бессознательное, но оно указывает на знаковость этой грандиозной исторической личности, а потому анализ его политических решений становится необходимым этапом в продвижении русской мысли вперед.

Мой тезис прост: проживи Ленин еще 5 - 10 лет, и страна встала бы на путь социал-демократии по типу Швеции, Финляндии, Австрии. Кстати, на гербе Австрии орел держит в лапах серп и молот. К тому же Австрия — федеративная республика. Конечно, Россия огромна и своеобразна, нам нельзя быть демократичной, федеративной и развитой, как Австрия. Нам вообще никто не указ, и орел у нас двуглавый.

Ни Ленин, ни Сталин никогда не были сторонниками федерализации страны. Большевики как могли, сопротивлялись федерализации, но жизнь их сломала. Сталин при публикации собрания сочинений даже оправдывался за то, что он до революции был противником федерализма. Ленин извинялся за то, что не сумел автономизацию довести до логического конца. Ленин не изобретал принцип самоопределения наций. Этот принцип сформулировал Вудро Вильсон, и он был направлен на слом мирового империализма.

Ленин, Троцкий и Сталин в ходе разверзшейся революционной бездны оказались перед фактом распада страны, которую можно было собрать заново только с помощью федерализма. Это первый урок истории, который почему-то не помнят. Россия никогда не была единой и неделимой, она наподобие лоскутного одеяла была сшита из Царства Польского со своими законами, парламентом и государственным языком, Великого княжества Финляндского со своими законами, валютой, языком, религией, Бессарабии с румынским правом, Хивы и Бухары, где правили эмиры по законам шариата, Кавказского наместничества со своими порядками и т. д. и т. п.

Федерализм был всего лишь продолжением самой природы страны. Это второй урок истории, который тоже не помнят. Наконец, если бы Сталин не извратил федерализм, превратив политическую систему в тоталитарное общество, то СССР никогда бы не распался. Даже у Горбачева еще был шанс сохранить страну, быстро подписав «Союзный договор». Он упустил время. Не федерализм развалил страну, а его отсутствие. Будь страна федеративной, республики не позволили бы двум амбициозным лидерам — Ельцину и Кравчуку — решать судьбу СССР. Этой третий урок истории. Никому не мешает знать подлинную историю своей страны.

Вообще, в политике действуют не абстрактные принципы, а соотношение реальных сил. В жизни никогда еще само право не сдерживало практику. Это элементарно, так говаривал Шерлок Холмс. Политика не следует каким-то прописанным нормам, пусть даже содержащимся в международном праве, а следует за соотношением реальных сил. Независимость Косово определяло не международное право, а вооруженная борьба косоваров. Право на отделение абхазов или осетин не было записано в Конституции Грузии, но Абхазия и Южная Осетия стали независимыми, поскольку за ними стояла великая Россия, то есть соотношение сил было не в пользу Грузии. СССР распался не в силу наличия у республик права на самоопределение, а в силу борьбы политических сил в Москве, которые не могли договориться, кто из них главный — Горбачев или Ельцин. Когда наступает баланс сил, тогда стороны начинают устанавливать правила в различных конвенциях и призывают всех придерживаться международных норм. Слабая страна кричит о двойных стандартах противников, а сильная — следует двойным стандартам.

«Сталин выжал из собственного народа все соки ради удовлетворения личных амбиций. Он хотел быть наравне с Лениным и Троцким»
«Сталин выжал из собственного народа все соки ради удовлетворения личных амбиций. Он хотел быть наравне с Лениным и Троцким»

ЗАМАЛЧИВАНИЕ ЛЕНИНА В РОССИИ НЕ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ОН ЗАБЫТ ОСТАЛЬНЫМ МИРОМ

«Революции задумывают романтики, осуществляют фанатики, а их результатами пользуются подонки»

Отто фон Бисмарк

Ленин на все времена останется великим, поскольку он содействовал изменению картины мира, он содействовал разрушению не только российской, но и других империй. Сталин никогда не удостоится такой чести. Ленин никогда бы не пошел на подписание пакта Молотова-Риббентропа. Сталина хотят представить в качестве победителя фашизма, но сражался народ, а он лучшие силы страны гноил в концлагерях. Гений и злодейство — две вещи несовместные, так писал Пушкин.

Переосмысление роли Ленина нужно для того, чтобы понимать, где прервалась нить истории, и почему страна, не сумев вырваться из петли времени, вновь оказалась на линии старта. Ленин не идеальный, но он воплотил многие наши идеалы. Я всегда думал, почему народ не требует разрушения многочисленных памятников Ленину. Их количество явно избыточно, порой они не лучшего исполнения. Объяснение простое: Ленин своим образом воплотил наши мечты, а с мечтами трудно расставаться.

Замалчивание Ленина в России не означает, что он забыт остальным миром. Самая интересная общественная мысль второй половины ХХ века принадлежит французам. Трудно поставить рядом еще какую-то философскую школу. Немецкая оказалась в кризисе и в целом довольно скучно систематизирована. Британская — пресная. Американская — приземленная. Российская мысль вышла в жирный НОЛЬ. Все самые свежие идеи социологов, философов, психоаналитиков, историков, антропологов и даже политологов Запада вращались вокруг французских авторов, а большинство из французских мыслителей появилось благодаря переосмыслению идей Ленина. Неоленинизм стал животворным источником нового взгляда на мир в послевоенные годы.

Какую идею можно взять у Сталина? Идею реставрации прогнившей империи? Идею создания трудовых лагерей? Все что он сумел изложить на бумаге — это уроки австрийских социал-демократов. Он как прилежный студент записывал их лекции в тетрадки, а затем опубликовал как свои статьи. Сталин расколол мировое коммунистическое движение. Он выжал из собственного народа все соки ради удовлетворения личных амбиций. Он хотел быть наравне с Лениным и Троцким. Для этого рисовал образы тандема «Ленин-Сталин», а с Троцким расправился физически. Троцкистское движение никак не угрожало СССР. Это была личная месть, месть человека, который пробрался на вершину власти не благодаря таланту, а через административные интриги. Пока вожди занимались мировой революцией, он составлял картотеку партийных кадров и подбирал нужных ему людей. Когда Сталин провозгласил «Кадры решают все!», он имел в виду себя: его кадры решали вопрос выдвижения вождя. Обычная должность секретаря стала главной в партии, а затем и государстве. Это, конечно, тоже своего рода талант, но талант интригана.

Ленин вместе со Сталиным как руководителем Наркомнаца действительно проводил границы республик не совсем рационально. Если бы учитывались национальные интересы, то границы Татарстана были бы совсем другие. Они оба в условиях Гражданской войны побаивались сильных республик в центре страны. В то же время идея Ленина о соединении госкапитализма с рыночным социализмом (НЭП) выдвигала страну в самые передние ряды развитых стран. Более высокая производительность труда обеспечивала преимущества по сравнению с диким капитализмом, при этом социалистическая система позволяла преодолеть отчуждение труда. Вместо реализации ленинских идей Сталин породил сплошные монополии, которые не нуждались в конкурентоспособности и высокой производительности труда: вместо освобождения труда он создал трудовые лагеря, ГУЛАГ, шарашки, а крестьян сделал крепостными, отобрав паспорта. Сталин дошел до прямого геноцида целых народов, а заодно и интеллигенции. Нельзя было изобрести большую карикатуру на социализм, чем Сталин, разве что Пол Пот его переплюнул...

Ленин хотел производительные силы освободить от пут империализма. Так задача формулировалась в начале ХХ века, в знаковый 1913 год. Спустя 100 лет в 2013 году Россия оказалась у разбитого корыта. Через 100 лет Россия застыла перед фактом необходимости освобождения производительных сил от коррумпированных управленческих структур. Страна на 100 лет попала в петлю времени. Если многие экономисты в 2013 - 2014 годах предупреждали о начале загнивания российской экономики и были осуждены рьяными патриотами, то сегодня всем ясно, что с экономикой не все в порядке. Россия вновь попала в разряд «догоняющей» страны с огромными ресурсами, но отсталыми технологиями, страхом перед неизбежной федерализацией страны и восторгом перед зловещей фигурой Сталина. Пока российская мысль не переосмыслит роль Ленина и Сталина, пока одного будут замалчивать, а другим восторгаться, страна будет пребывать в болоте, а патриоты будут прославлять мудрость мироздания, разливая елей по всем телеканалам.

Татарстан не может идти в фарватере экономической политики России, поскольку у нас решены два основных вопроса: продовольственной безопасности и отход от сырьевой зависимости. Деиндустриализация у нас не произошла, но нужна глобализация экономики, иначе говоря, нужно перейти на экономику знаний. В фарватере российской экономики эти вопросы не решаются, хотя выскочить за ее пределы невозможно. Ситуация требует новой парадигмы, иной системы образования, неординарных подходов... Об этом в следующей статье.

На баррикады! На баррикады!
Сгоняй из дальних, из ближних мест...
Замкни облавкой, сгруди, как стадо,
Кто удирает тому арест.
Строжайший отдан приказ народу,
Такой, чтоб пикнуть никто не смел.
Все за лопаты! Все за свободу!
А кто упрется тому расстрел.
И все: старуха, дитя, рабочий
Чтоб пели Интернационал.
Чтоб пели, роя, а кто не хочет
И роет молча — того в канал!
Нет революции краснее нашей:
На фронт иль к стенке, одно из двух.
...Поддай им сзаду! Клади им взашей,
Вгоняй поленом мятежный дух!
На баррикады! На баррикады!
Вперед за «Правду», за вольный труд!
Колом, веревкой, в штыки, в приклады...
Не понимают? Небось, поймут!

Зинаида Гиппиус. Сгон на революцию.
25 октября 1919, Санкт-Петербург

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции