Отчетно-выборный съезд Союза театральных деятелей РТ собирается раз в пять лет
Отчетно-выборный съезд союза театральных деятелей РТ собирается раз в пять лет

«СХОДИ, ТАМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВСТАНЕТ КАКОЙ-ТО ПОЖИЛОЙ АКТЕР И НАЧНЕТ РАССКАЗЫВАТЬ КАЛЯГИНУ, КАК ЕГО ОБИЖАЮТ»

«Сходи, там обязательно встанет какой-то пожилой актер и начнет рассказывать Калягину, как его обижают», — так ответил один из известных театральных деятелей Казани на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, стоит или нет посетить съезд союза театральных деятелей (СТД) РТ.

Впрочем, помимо возможных жалоб и предложений отчетно-выборный съезд, который собирается раз в пять лет, должен был выбрать председателя СТД Татарстана. Правда, особой интриги здесь не было, никто на пост Фарида Бикчантаева, отслужившего свой первый пятилетний срок с 2011 года, покушаться не собирался. «Ну а кто еще?» — примерно так отвечали все делегаты, у которых «БИЗНЕС Online» интересовался возможными альтернативами главному режиссеру театра им. Камала. Сам Бикчантаев явно находился в приподнятом настроении, его премьера «Дон Жуана» в минувший уикенд была благосклонно принята публикой и московскими критиками, а распахнутый ворот оранжевой рубашки председателя СТД РТ придавал неформальности мероприятию.

«Эх, а что у нас такой маленький экран?» — сокрушался Бикчантаев, который наставлял сотрудников Дома актера им. Салимжанова, где и проходило мероприятие, явно не забывая о своей основной режиссерской профессии.

Любопытно, что минут за 10 до начала съезда его делегаты и гости заняли строго задние ряды в зале, прямо как двоечники в школе. Можно было даже подумать, что, устроив аншлаг на камчатке Дома актера, театральные деятели Татарстана дали оценку собственной работе за прошедший пятилетний срок. Впрочем, к старту мероприятия народ подтянулся и зал оказался практически полон.

Однако стартовали с задержкой. Из-за бурана немного опоздали некоторые делегаты из других городов республики. К тому же ждали главу федерального союза, знаменитого актера Александра Калягина, у которого с утра в Казани случились подряд встречи с Рустамом Миннихановым и Минтимером Шаймиевым.

«А давайте включим кондиционер!» — генеральный продюсер фестиваля «Созвездие-Йолдызлык» Дмитрий Туманов оказывается в центре внимания практически на любом публичном мероприятии, в котором принимает участие. «Эх, Дима, если бы здесь был кондиционер. Мы пока не нарадуемся, что здесь тепло, а было ужасно холодно. Иней был», — Бикчантаев практически начал пока еще импровизированный отчет о проделанной работе.

Ведущим съезда единогласно был избран директор Казанского театрального училища Гилемхан Мубаракшин
Ведущим съезда единогласно был избран директор Казанского театрального училища Гилемхан Мубаракшин

Решили начинать съезд без Калягина, благо тот, со слов главрежа Камаловского театра, не возражал. «У меня здесь написано — голосуем делегатскими билетами», — выдал свои шпаргалки Бикчантаев, а затем сообщил, что из числа входящих в союз, а таковых в республике оказалось более 500, на съезд были выбраны делегатами 95 человек, из которых 88 присутствовали на мероприятии, а 2 отсутствовали по уважительной причине. Имена пятерых прогульщиков публично названы не были. Ведущим съезда единогласно был избран директор Казанского театрального училища Гилемхан Мубаракшин. А тем временем, размахивая большим портфелем, в зал вошел министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин.

«ПОНИМАЕТЕ, ЧТО ТАКОЕ ДЛЯ ТВОРЦОВ ВСТАВАТЬ В 7 УТРА...»

Вслед за съездами в региональных СТД состоится федеральный съезд, но котором переизберут его главу. Судя по небольшому фильму о достижениях организации, показанному перед самым началом на том самом маленьком экране зала Дома актера, Калягин, несмотря на свои 73 года, собирается идти на новый пятилетний срок. Причем, как говорят московские театральные критики, его победа отнюдь не гарантирована. Так что визит главы СТД РФ в Казань носил вполне себе политический характер. А поддержку Калягина со стороны делегатов от Татарстана республика может обменять на преференции со стороны союза, что для театральной сферы особенно важно в условиях дефицита бюджетных средств.

А пока делегаты дружным «б-у-у-у» восприняли предложение председательствующего Мубаракшина завершить съезд, начавшийся в 10 часов к шести вечера. Принялись сокращать время выступлений. Бикчантаев обещал уложиться с докладом вместо положенных 20 минут за 10, а министр Сибагатуллин и вовсе попросил на свое выступление две минуты. Хотя, возможно, два пальца вверх означали знак виктории — победы. С появлением в зале Калягина президиум был заполнен, и начались выступления.

Впрочем, деятели культуры обнаружили серьезные проблемы с таймингом. Рассказывавший о достижениях СТД РТ Бикчантаев в итоге не уложился даже в 20 минут. После чего выступил и озвучил огромное количество цифр глава контрольно-ревизионной комиссии, ведущий актер театра им. Камала Радик Бариев. Он выглядел за трибуной столь элегантно, что, кажется, в этот момент даже более соответствовал хрестоматийному образу ловеласа Дон Жуана, чем в недавней премьере своего главрежа.

Министр Сибагатуллин вдруг обрушился на директоров театров: «Когда вы пишите себе премии, просите, чтобы мы подтвердили эти премии, вы хоть думайте!»
Министр Сибагатуллин вдруг обрушился на директоров театров: «Когда вы пишете себе премии, просите, чтобы мы подтвердили эти премии, вы хоть думайте!»

Министр Сибагатуллин вместо обещанных двух минут говорил пять, после чего на сцену поднялся Калягин, выступление которого было полно лирики. «Понимаете, что такое для творцов вставать в 7 утра... — напомнил он об утренних встречах с президентом и госсоветником РТ. — Это им хорошо, они встают». Далее Минтимера Шаймиева Калягин назвал своим другом и «одним из ваших отцов нации» и вспомнил, как в родном Малмыже родители оставляли его у соседей, татарской семьи. «Вам уже все сказали. Я не буду вас забивать цифрами, для актера цифры — это сущая катастрофа», — пожалуй, эти слова главы СТД РФ можно считать лейтмотивом всего мероприятия, которое тем не менее растянулось на целый день. Кроме того, московский гость назвал театр им. Камала «главным театром республики» и всячески хвалил главу татарстанского союза.

После небольшого перерыва ряды участников форума заметно поредели и начались выступления в прениях. Большинство из выступавших — директора различных театров. Всего в СТД РТ входит, как оказалось, 19 театров, из которых 3 являются частными: «Театр на Булаке», «Театр. Акт» и «Созвездие». Ораторы в основном благодарили союз и его руководителя за работу, хотя, к примеру, директор театра кукол «Экият» Роза Яппарова подняла серьезный вопрос с жильем для сотрудников, и ее в этом поддержали многие коллеги.

На этом фоне некоторым диссонансом прозвучало выступление представителя Набережночелнинского театра кукол, предложившего вообще закрыть учреждение, если многолетний вопрос со зданием театра так и не будет решен. После этого заметно посуровевший министр Сибагатуллин вдруг обрушился на директоров: «Когда вы пишете себе премии, просите, чтобы мы подтвердили эти премии, вы хоть думайте! У меня иногда глаза на лоб выкатываются! Надо думать». Кроме того, еще раз оживил публику Туманов, в своем выступлении в числе прочего предложивший обратить внимание СТД на работу с молодежью, поскольку на этот раз средний возраст делегатов съезда был более 50 лет.

«ОНИ ПРОСТО ДУРЕЮТ, СРЫВАЮТСЯ С ЦЕПИ, НАЧИНАЮТ РАЗДУВАТЬ ВОЛНУ»

После обеда потихоньку подошли к голосованию. Председательствующий Мубаракшин с таким неповторимым артистизмом сообщил, что на пост председателя СТД РТ выдвинута лишь одна кандидатура, после чего перечислил регалии Бикчантаева, что из зала послышалось: «Прирожденный шоумен!»

Дальше собирались приступить к формальным выборным процедурам, но кандидат попросил слова. И это речь стала очевидным гвоздем вечера. Бикчантаев сказал, что возьмет на контроль жилищный вопрос и некоторые другие вопросы, озвученные в ходе заседания, после чего перешел к тому, что, видимо, его больше всего беспокоило.

Сначала речь зашла о ТЮЗе. «Очень неприятно было слышать всему аппарату, который здесь работает, что касается ТЮЗа, русского ТЮЗа, всей ситуации, которая сложилась вокруг него. Почему-то в мой адрес непосредственно посыпались какие-то обвинения, что я не принимал в этом участия», — при этом на самом съезде ни о чем подобном речь не шла.

«Это неправда. Я встречался и с Туфаном Имамутдиновым, и с другой стороной. Я встречался с министром культуры, — почти оправдывался Бикчантаев. — Я участвовал в этой ситуации, выступал в прессе со своим мнением об этой ситуации...И звонили мне из Москвы, и туда я информацию давал». Далее глава СТД РТ выразил надежду, что «сейчас там ситуация, как мне кажется, выправляется, если я не ошибаюсь», и напомнил о создании попечительского совета ТЮЗа.

Но это было еще не все, далее совершенно неожиданно оратор обрушился на СМИ, Бикчантаев сказал буквально следующее.

— Меня очень беспокоит, что творится на интернет-порталах, которые публикуют совершенно непрофессиональные статьи. И потом выходят какие-то совершенно гадкие анонимные суждения. Вот это действительно очень беспокоит. Запретить это невозможно, наверное. Но я обязуюсь, если все так будет нехорошо складываться, как складывается, принять какое-то обращение к средствам массовой информации, чтобы они прекратили вот эту травлю. По-другому это никак не назовешь. И раздувание этих нездоровых... Им очень нравится, когда в каком-то театре происходит какой-то конфликт. Они просто от этого дуреют. Они просто дуреют, срываются с цепи, начинают раздувать волну и приглашают туда людей, которые... Это гадко. Бедный Качаловский театр. Я вообще не знаю, как терпит Александр Яковлевич (Александр Славутский, худрук театра им. Качаловаприм. ред.).

Фарид Бикчантаев заявил, что возможно стоит принять некую декларацию о том, чтобы СМИ прекратили «непрофессиональные суждения о профессиональном творчестве»
Фарид Бикчантаев заявил, что, возможно, стоит принять некую декларацию о том, чтобы СМИ прекратили подавать «непрофессиональные суждения о профессиональном творчестве»

Далее Бикчантаев заговорил, что, возможно, стоит принять некую декларацию о том, чтобы СМИ прекратили подавать «непрофессиональные суждения о профессиональном творчестве». Судя по гулу в зале, многие готовы были эту инициативу поддержать. Впрочем, продолжения темы не последовало, хотя название «БИЗНЕС Online» Бикчантаев произнес.

Откровенно говоря, этот пассаж главрежа театра им. Камала очень удивил. Очевидно, что он относился прежде всего к нашей газете, благо в СМИ у нас, за редчайшим исключением, принято восхвалять любые деяния местных творцов. Но под «непрофессиональными статьями» имеются в виду материалы московских критиков, которые рецензируют спектакли казанских театров? Или же наши редакционные статьи на тему того же конфликта в ТЮЗе? Исполнение журналистского долга — информировать аудиторию — это, оказывается, «дуреть, срываться с цепи, начинать раздувать волну»?

На самом деле похвально желание Бикчантаева выступить в качестве «отца» всех театральных деятелей города, ведь к нему как к режиссеру и к тому, как развивается руководимый им театр, претензий менее всего. Но хочется напомнить, что реконструкция «бедного Качаловского театра» обошлась бюджету республики в миллиард рублей. Кстати, от этих цифр у московских театральных критиков глаза резко округлялись, на такие деньги от государства в столице могут рассчитывать разве что учреждения, возглавляемые Олегом Табаковым или Евгением Мироновым.

Видимо, в СТД РТ отнюдь не желают, чтобы СМИ ставили вопросы о качестве того театрального продукта, на который уходят деньги налогоплательщиков, а его председатель, к большому сожалению, также существует в той парадигме, с которой призвал бороться на недавней коллегии министерства культуры РТ Сибагатуллин: «Я творю — государство оплачивает!»

Фарид Бикчантаев был переизбран в качестве председателя СТД РТ, за него проголосовали 87 делегатов из 88.