http://www.tatarstan-mitropolia.ru/
Митрополит Феофан: «Геополитическое состояние в мире таково, что мы должны понять: камней больше нет, которые раньше можно было разбрасывать. Почти вся кучка уже разбросана. И сейчас только одно время — собирать камни. То, что было наверху, мы все разбросали, осталось только не разрушить фундамент нашего общества и отечества»

«ХРИСТИАНСТВО МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛНОСТЬЮ УНИЧТОЖЕНО ТАМ, ГДЕ ОНО ЗАРОДИЛОСЬ»

О геополитике митрополит Казанский и Татарстанский Феофан заговорил сам, хотя «за пазухой» у корреспондента «БИЗНЕС Online» уже лежал увесистый вопрос про предстоящую 12 февраля встречу патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска на Кубе. Но Феофан как опытный церковный дипломат и бывший зампред отдела внешних церковных сношений предупредил интерес журналистов к этой теме. «Геополитическое состояние в мире таково, что мы должны понять: камней больше нет, которые раньше можно было разбрасывать, — философски заметил владыка. — Почти вся кучка уже разбросана. И сейчас только одно время — собирать камни. То, что было наверху, мы все разбросали, осталось только не разрушить фундамент нашего общества и отечества».

Процитировав таким образом библейского Екклесиаста, казанский митрополит умело обозначил рефрен, который красной нитью проходил через весь его очередной разговор с прессой. Чего бы ни коснулся владыка — ближневосточной войны, возрождения храмов или переговоров по внедрению в школах «Основ православной культуры», везде в качестве эпиграфа маячила фраза про «камни», разбрасываться которыми Феофан настоятельно не советовал.

«Мне часто задают вопросы: что случилось, почему весь мир перевернулся на Ближнем Востоке? Все просто. Произошли тектонические сдвиги. Просвещенный Запад и особенно Америка постарались привнести в арабский мир демократию. И что произошло? Разрушили фундамент, разрушили уклад жизни, который держался несколько тысячелетий. Это и вера, и семья, взаимоотношение с государством. Та демократия, которую постарались привнести в арабский мир, там не приемлема. Нравится нам это или нет. Но то, что называет просвещенный мир диктатурой восточных стран, — это образ их жизни. Давайте посмотрим, в каких странах стало лучше, где сместили режимы? В Ираке, Ливии, Египте?»

Поскольку в зале никто так и не посмел вступиться за американцев, корреспондент «БИЗНЕС Online» воспользовался паузой и спросил-таки у митрополита про историческую встречу на острове Свободы. «Не секрет, что идет геноцид христианского населения на Ближнем Востоке, — издалека начал Феофан. — Идет физическое уничтожение, уничтожение храмов, библиотек, сакральных ценностей, мощей, икон... И христианство стоит сейчас перед очень опасной чертой — быть полностью уничтоженным там, где оно зародилось. Вместе противостоять этому — одна из первостепенных целей встречи. Там же гибнут не только православные, много было католиков и представителей других конфессий. И пришло понимание, что дальше идти по отдельности невозможно. Надо сконцентрировать усилия, чтобы остановить это безобразие».

Владыка уверен, что если состоится первая историческая встреча глав двух христианских церквей, западной и восточной, то может быть и вторая. Правда, нужно посмотреть на реакцию сообщества, на результаты, а там будет видно, куда выбранная стратегия выведет дальше.

«Дело в том, что теряются традиционные нравственные ценности. К великому сожалению, на Западе все направлено на то, чтобы пойти по пути дехристианизации. Это опасное явление. То, что происходит в мире, вызывает тревогу не только, как говорят, в «дремучей России». Угрозу понимает и просвещенный католический мир. Дальше идти некуда, если у нас все и вся разрешается. Сегодня в некоторых местах разрешили однополые браки и легкие наркотики. А что нам дальше разрешат?.. Додумайте сами. Сейчас все стараются сделать, чтобы человечество нравственно разнуздать. Таким человеком легко потом управлять».


РПЦ ПРИГОДИТСЯ ОПЫТ ШАЙМИЕВА В ВОЗРОЖДЕНИИ СОБОРА КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Однако кроме геополитики журналистов интересовало происходящее в родной епархии, особенно реализация амбициозных планов, заявленных Феофаном в самом начале своего служения в Татарстане. Корреспондент нашего издания спросил, как обстоят дела с фондом на строительство Собора Казанской иконы Божией Матери, о чьем воссоздании владыка впервые заговорил в ноябре прошлого года, и все ли идет по плану в этом непростом и по-настоящему эпохальном проекте.

«Дело вовсе не в наличии или отсутствии фонда, — возразил митрополит. — Самое главное — идет проектная работа. Проводили совещание с широким кругом заинтересованных лиц — это и министерство культуры РТ, и администрация президента РТ, и митрополия, и архитекторы. Те, кто занимается сейчас разработкой конкретного проекта. Поэтому все нормально. Может быть, пока не видно экскаваторов, но я еще раз повторяю: воссоздание собора — это довольно кропотливое занятие. Были эскизные проекты, а нужны рабочие чертежи. Что касается создания нашего фонда, мы думаем о том, как это будет выглядеть. Есть большой опыт у фонда «Возрождение». Мы с Минтимером Шаймиевым неоднократно встречались и обсуждали этот вопрос».

Упомянув имя Шаймиева, дипломатичный Феофан не мог обойтись и без вежливого, но вполне искреннего кивка в сторону президента РТ Рустама Миниханова — ему надлежит быть «в первую очередь благодарными за его твердое решение о воссоздании собора и строительстве исламской духовной академии».

«БИЗНЕС Online» напомнил казанскому митрополиту и о другом обещании — возродить Казанскую духовную академию. «Нет такого соревнования: что должно появиться первостепенно — собор или Духовная академия, — ответствовал архиерей. — Академия — это не только учебное здание, самое главное — интеллектуальный потенциал, определенные стандарты, которые должны быть базисом. Я лично сам беседую и буду проводить встречу с профессорско-преподавательским составом. Сейчас, к примеру, работаю по подбору кадров для будущей академии в Москве и Питере и смотрю, где есть лучшие. Можно быстро декларировать, что академия уже существует. А наполнение какое будет? Мне хочется, чтобы она соответствовала той славе, которую имела Казанская духовная академия в XVII - XVIII веках».


«Я ПОПРОСИЛ, ЧТОБЫ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИОБРЕСТИ МАШИНУ, СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ ВЗЯЛИ БЛАГОСЛОВЕНИЕ»

От идеи внедрения «Основ православной культуры» в татарстанские школы Феофан по-прежнему не отказался, лишь заметил в присутствии СМИ, что это вопрос не простой. «Я бы не хотел ломать копья там, где есть какие-то сложности. Но этот вопрос не снят с повестки. Если мы не будем идти стенка на стенку, а спокойно, общаясь с государственными властями, достигнем нужного компромисса, то результат будет». Владыка рассказал, что одновременно поставил задачу вывести воскресные школы на более высокий уровень, чтобы они стали образовательными духовными центрами. И самое главное: в Казани в ближайшие полтора-два года начнет действовать полноценная православная гимназия, в которой обучение будет составлять 11 лет (в настоящее время при приходе Духосошественского храма работает начальная православная гимназия, которую курирует казанский благочинный Алексей Чубаковприм. ред.). «Только сейчас я подписал некие документы, чтобы у нас была возможность иметь здание (я не буду сейчас конкретно говорить, какое именно) для размещения нашей гимназии. Также дал задание проработать вопрос о строительстве полноценной православной гимназии в Набережных Челнах», — сообщил архиерей.

Феофан довольно жестко отреагировал на ситуацию с запрещенным в служении священником Иваном Державиным, бывшим настоятелем храма Рождества Богородицы в Высокогорском районе, обвиняемым в смертельном ДТП . Ранее суд Высокогорского района приговорил его к 3 годам лишения свободы условно, но амнистировал в связи с 70-летим Победы. Державин вместе со своей защитой пытался обжаловать это решение в Верховном суде РТ, добиваясь оправдательного приговора, однако все осталось без изменения. «Я неплохо отношусь к его семье, но по данному факту при мне священником служить Державин не будет, — категорично высказался казанский митрополит. — Не знаю, как будет обстоять дело при ком-то другом. Может быть, пройдет время, когда он тоже поймет, что это была большая беда и нужно что-то пересмотреть внутри себя, внутри своей жизни и понести внутреннее покаяние перед Богом. А там будет видно».


Оценивая свою полугодовую работу на посту митрополита Казанского и Татарстанского, Феофан посчитал, что изменения уже налицо. «Мне кажется, жить стали по-другому. Православная церковь вышла из стен только храма, мы начали широко общаться с обществом. И понимание есть. Руководство республики на меня не давит, не указывает, о чем можно говорить, а о чем нежелательно. Это нормальное явление в жизни».

Владыка признался, что довольно жестко подходит к своим подчиненным, требует, чтобы храмы были всегда открыты, а в них дежурили подготовленные волонтеры. «Чтобы, не дай Бог, не «зашипела» какая-нибудь прихожанка, что ты, мол, не туда встал, не туда повернулся, не там свечу поставил, а спокойно бы все объяснили. Побольше любви нужно», — резюмировал владыка. А на вопрос «БИЗНЕС Online», как ведется работа по пересадке священников с дорогих авто на более дешевые, Феофан отметил, что она идет полным ходом. «Кому-то не очень это нравится. Но я даже попросил, чтобы, прежде чем приобрести машину, священнослужители взяли благословение, какое ты авто хочешь купить». «А какие дозволено»? — уточнил наш корреспондент. «Дозволено то, что дозволено нашим временем сегодня», — уклончиво заметил Феофан, имея в виду, по всей видимости, кризис.

Феофан признался, что в свои 69 лет ему очень хочется быть открытым. Не с собой же все нажитое забирать...

«ЖИВИТЕ КАК В ТАТАРСТАНЕ, ТОГДА НЕПЛОХО БУДЕТ В МИРЕ»

Нет ничего плохого в патриотическом воспитании, считает казанский митрополит. «Ну не может быть в России Гарри Поттер образцом патриота, — вспомнил он свое недавнее выступление в Совете Федерации. — А мы ушли от позитивного исторического образа наших героев. То, на чем строилось наше историческое самобытие. И мы должны вспоминать в национальных республиках национальных героев. Хотя национализм и патриотизм — это разные вещи, нужно понимать».

Когда к владыке обратились с вопросом, стоит ли назвать одну из улиц Казани именем недавно ушедшего татарстанского благотворителя Асгата Галимзянова, он ответил положительно. «Потому что этот человек творил добро, а оно должно иметь позитивное восприятие. А то начали копаться, откуда деньги брал. Я не знаю, откуда он их брал, знаю, что он делал добрые дела. Для меня это очень важно».

Феофан признался, что в свои 69 лет ему очень хочется быть открытым. Не с собой же все нажитое забирать... Однако удивился, почему же ему не задали вопрос, какие взаимоотношения у православия с исламом в республике. «Часто говорю на международных встречах: живите как в Татарстане, тогда неплохо будет в мире, не будет того бедлама, который творится сейчас. И когда мы начинаем искать какие-то трещины в наших взаимоотношениях — это опасные вещи. Я видел этот ад еще в 1977 году, когда уехал в Израиль, когда на религиозной почве в Иерусалиме зарезали наших двух монахинь. Отрезали головы, груди, в чемодан засунули... На почве экстремизма... Я видел жуткие вещи в Беслане. Поэтому буду делать все, чтобы не допустить самого главного: столкновения. Потому что «зашоренность» сбивает с пути. Я публично говорю властям, что безграмотность религиозная приводит к экстремизму. Поэтому надо и в школах устраивать религиозное просвещение, мы не избежим этих вопросов. Люди ищут, а особенно молодое поколение, канву своей жизни. Если мы не будем ее давать цивилизованно, она станет принимать уродливые формы».