«Христианство сейчас стоит перед очень опасной чертой», — заявил митрополит Феофан на вчерашней пресс-конференции, комментируя первую в истории встречу глав православной и католической церквей, которая состоится в пятницу на Кубе. Также корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал о грядущем открытии 11-летних православных гимназий в Казани и Челнах, а еще о строгом наказе митрополита клиру — прежде чем купить машину, получи благословение.
Митрополит Феофан: «Геополитическое состояние в мире таково, что мы должны понять: камней больше нет, которые раньше можно было разбрасывать. Почти вся кучка уже разбросана. И сейчас только одно время — собирать камни. То, что было наверху, мы все разбросали, осталось только не разрушить фундамент нашего общества и отечества» |
«ХРИСТИАНСТВО МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛНОСТЬЮ УНИЧТОЖЕНО ТАМ, ГДЕ ОНО ЗАРОДИЛОСЬ»
О геополитике митрополит Казанский и Татарстанский Феофан заговорил сам, хотя «за пазухой» у корреспондента «БИЗНЕС Online» уже лежал увесистый вопрос про предстоящую 12 февраля встречу патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска на Кубе. Но Феофан как опытный церковный дипломат и бывший зампред отдела внешних церковных сношений предупредил интерес журналистов к этой теме. «Геополитическое состояние в мире таково, что мы должны понять: камней больше нет, которые раньше можно было разбрасывать, — философски заметил владыка. — Почти вся кучка уже разбросана. И сейчас только одно время — собирать камни. То, что было наверху, мы все разбросали, осталось только не разрушить фундамент нашего общества и отечества».
Процитировав таким образом библейского Екклесиаста, казанский митрополит умело обозначил рефрен, который красной нитью проходил через весь его очередной разговор с прессой. Чего бы ни коснулся владыка — ближневосточной войны, возрождения храмов или переговоров по внедрению в школах «Основ православной культуры», везде в качестве эпиграфа маячила фраза про «камни», разбрасываться которыми Феофан настоятельно не советовал.
«Мне часто задают вопросы: что случилось, почему весь мир перевернулся на Ближнем Востоке? Все просто. Произошли тектонические сдвиги. Просвещенный Запад и особенно Америка постарались привнести в арабский мир демократию. И что произошло? Разрушили фундамент, разрушили уклад жизни, который держался несколько тысячелетий. Это и вера, и семья, взаимоотношение с государством. Та демократия, которую постарались привнести в арабский мир, там не приемлема. Нравится нам это или нет. Но то, что называет просвещенный мир диктатурой восточных стран, — это образ их жизни. Давайте посмотрим, в каких странах стало лучше, где сместили режимы? В Ираке, Ливии, Египте?»
Поскольку в зале никто так и не посмел вступиться за американцев, корреспондент «БИЗНЕС Online» воспользовался паузой и спросил-таки у митрополита про историческую встречу на острове Свободы. «Не секрет, что идет геноцид христианского населения на Ближнем Востоке, — издалека начал Феофан. — Идет физическое уничтожение, уничтожение храмов, библиотек, сакральных ценностей, мощей, икон... И христианство стоит сейчас перед очень опасной чертой — быть полностью уничтоженным там, где оно зародилось. Вместе противостоять этому — одна из первостепенных целей встречи. Там же гибнут не только православные, много было католиков и представителей других конфессий. И пришло понимание, что дальше идти по отдельности невозможно. Надо сконцентрировать усилия, чтобы остановить это безобразие».
Владыка уверен, что если состоится первая историческая встреча глав двух христианских церквей, западной и восточной, то может быть и вторая. Правда, нужно посмотреть на реакцию сообщества, на результаты, а там будет видно, куда выбранная стратегия выведет дальше.
«Дело в том, что теряются традиционные нравственные ценности. К великому сожалению, на Западе все направлено на то, чтобы пойти по пути дехристианизации. Это опасное явление. То, что происходит в мире, вызывает тревогу не только, как говорят, в «дремучей России». Угрозу понимает и просвещенный католический мир. Дальше идти некуда, если у нас все и вся разрешается. Сегодня в некоторых местах разрешили однополые браки и легкие наркотики. А что нам дальше разрешат?.. Додумайте сами. Сейчас все стараются сделать, чтобы человечество нравственно разнуздать. Таким человеком легко потом управлять».
РПЦ ПРИГОДИТСЯ ОПЫТ ШАЙМИЕВА В ВОЗРОЖДЕНИИ СОБОРА КАЗАНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Однако кроме геополитики журналистов интересовало происходящее в родной епархии, особенно реализация амбициозных планов, заявленных Феофаном в самом начале своего служения в Татарстане. Корреспондент нашего издания спросил, как обстоят дела с фондом на строительство Собора Казанской иконы Божией Матери, о чьем воссоздании владыка впервые заговорил в ноябре прошлого года, и все ли идет по плану в этом непростом и по-настоящему эпохальном проекте.
«Дело вовсе не в наличии или отсутствии фонда, — возразил митрополит. — Самое главное — идет проектная работа. Проводили совещание с широким кругом заинтересованных лиц — это и министерство культуры РТ, и администрация президента РТ, и митрополия, и архитекторы. Те, кто занимается сейчас разработкой конкретного проекта. Поэтому все нормально. Может быть, пока не видно экскаваторов, но я еще раз повторяю: воссоздание собора — это довольно кропотливое занятие. Были эскизные проекты, а нужны рабочие чертежи. Что касается создания нашего фонда, мы думаем о том, как это будет выглядеть. Есть большой опыт у фонда «Возрождение». Мы с Минтимером Шаймиевым неоднократно встречались и обсуждали этот вопрос».
Упомянув имя Шаймиева, дипломатичный Феофан не мог обойтись и без вежливого, но вполне искреннего кивка в сторону президента РТ Рустама Миниханова — ему надлежит быть «в первую очередь благодарными за его твердое решение о воссоздании собора и строительстве исламской духовной академии».
«БИЗНЕС Online» напомнил казанскому митрополиту и о другом обещании — возродить Казанскую духовную академию. «Нет такого соревнования: что должно появиться первостепенно — собор или Духовная академия, — ответствовал архиерей. — Академия — это не только учебное здание, самое главное — интеллектуальный потенциал, определенные стандарты, которые должны быть базисом. Я лично сам беседую и буду проводить встречу с профессорско-преподавательским составом. Сейчас, к примеру, работаю по подбору кадров для будущей академии в Москве и Питере и смотрю, где есть лучшие. Можно быстро декларировать, что академия уже существует. А наполнение какое будет? Мне хочется, чтобы она соответствовала той славе, которую имела Казанская духовная академия в XVII - XVIII веках».
«Я ПОПРОСИЛ, ЧТОБЫ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИОБРЕСТИ МАШИНУ, СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ ВЗЯЛИ БЛАГОСЛОВЕНИЕ»
От идеи внедрения «Основ православной культуры» в татарстанские школы Феофан по-прежнему не отказался, лишь заметил в присутствии СМИ, что это вопрос не простой. «Я бы не хотел ломать копья там, где есть какие-то сложности. Но этот вопрос не снят с повестки. Если мы не будем идти стенка на стенку, а спокойно, общаясь с государственными властями, достигнем нужного компромисса, то результат будет». Владыка рассказал, что одновременно поставил задачу вывести воскресные школы на более высокий уровень, чтобы они стали образовательными духовными центрами. И самое главное: в Казани в ближайшие полтора-два года начнет действовать полноценная православная гимназия, в которой обучение будет составлять 11 лет (в настоящее время при приходе Духосошественского храма работает начальная православная гимназия, которую курирует казанский благочинный Алексей Чубаков — прим. ред.). «Только сейчас я подписал некие документы, чтобы у нас была возможность иметь здание (я не буду сейчас конкретно говорить, какое именно) для размещения нашей гимназии. Также дал задание проработать вопрос о строительстве полноценной православной гимназии в Набережных Челнах», — сообщил архиерей.
Феофан довольно жестко отреагировал на ситуацию с запрещенным в служении священником Иваном Державиным, бывшим настоятелем храма Рождества Богородицы в Высокогорском районе, обвиняемым в смертельном ДТП . Ранее суд Высокогорского района приговорил его к 3 годам лишения свободы условно, но амнистировал в связи с 70-летим Победы. Державин вместе со своей защитой пытался обжаловать это решение в Верховном суде РТ, добиваясь оправдательного приговора, однако все осталось без изменения. «Я неплохо отношусь к его семье, но по данному факту при мне священником служить Державин не будет, — категорично высказался казанский митрополит. — Не знаю, как будет обстоять дело при ком-то другом. Может быть, пройдет время, когда он тоже поймет, что это была большая беда и нужно что-то пересмотреть внутри себя, внутри своей жизни и понести внутреннее покаяние перед Богом. А там будет видно».
Оценивая свою полугодовую работу на посту митрополита Казанского и Татарстанского, Феофан посчитал, что изменения уже налицо. «Мне кажется, жить стали по-другому. Православная церковь вышла из стен только храма, мы начали широко общаться с обществом. И понимание есть. Руководство республики на меня не давит, не указывает, о чем можно говорить, а о чем нежелательно. Это нормальное явление в жизни».
Владыка признался, что довольно жестко подходит к своим подчиненным, требует, чтобы храмы были всегда открыты, а в них дежурили подготовленные волонтеры. «Чтобы, не дай Бог, не «зашипела» какая-нибудь прихожанка, что ты, мол, не туда встал, не туда повернулся, не там свечу поставил, а спокойно бы все объяснили. Побольше любви нужно», — резюмировал владыка. А на вопрос «БИЗНЕС Online», как ведется работа по пересадке священников с дорогих авто на более дешевые, Феофан отметил, что она идет полным ходом. «Кому-то не очень это нравится. Но я даже попросил, чтобы, прежде чем приобрести машину, священнослужители взяли благословение, какое ты авто хочешь купить». «А какие дозволено»? — уточнил наш корреспондент. «Дозволено то, что дозволено нашим временем сегодня», — уклончиво заметил Феофан, имея в виду, по всей видимости, кризис.
Феофан признался, что в свои 69 лет ему очень хочется быть открытым. Не с собой же все нажитое забирать... |
«ЖИВИТЕ КАК В ТАТАРСТАНЕ, ТОГДА НЕПЛОХО БУДЕТ В МИРЕ»
Нет ничего плохого в патриотическом воспитании, считает казанский митрополит. «Ну не может быть в России Гарри Поттер образцом патриота, — вспомнил он свое недавнее выступление в Совете Федерации. — А мы ушли от позитивного исторического образа наших героев. То, на чем строилось наше историческое самобытие. И мы должны вспоминать в национальных республиках национальных героев. Хотя национализм и патриотизм — это разные вещи, нужно понимать».
Когда к владыке обратились с вопросом, стоит ли назвать одну из улиц Казани именем недавно ушедшего татарстанского благотворителя Асгата Галимзянова, он ответил положительно. «Потому что этот человек творил добро, а оно должно иметь позитивное восприятие. А то начали копаться, откуда деньги брал. Я не знаю, откуда он их брал, знаю, что он делал добрые дела. Для меня это очень важно».
Феофан признался, что в свои 69 лет ему очень хочется быть открытым. Не с собой же все нажитое забирать... Однако удивился, почему же ему не задали вопрос, какие взаимоотношения у православия с исламом в республике. «Часто говорю на международных встречах: живите как в Татарстане, тогда неплохо будет в мире, не будет того бедлама, который творится сейчас. И когда мы начинаем искать какие-то трещины в наших взаимоотношениях — это опасные вещи. Я видел этот ад еще в 1977 году, когда уехал в Израиль, когда на религиозной почве в Иерусалиме зарезали наших двух монахинь. Отрезали головы, груди, в чемодан засунули... На почве экстремизма... Я видел жуткие вещи в Беслане. Поэтому буду делать все, чтобы не допустить самого главного: столкновения. Потому что «зашоренность» сбивает с пути. Я публично говорю властям, что безграмотность религиозная приводит к экстремизму. Поэтому надо и в школах устраивать религиозное просвещение, мы не избежим этих вопросов. Люди ищут, а особенно молодое поколение, канву своей жизни. Если мы не будем ее давать цивилизованно, она станет принимать уродливые формы».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 71
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.