Артем Хохорин
Артем Хохорин: «Что касается сокращения 2016 года, коллегия в Москве будет через полторы недели. Коснется ли нас сокращение бюджета, неизвестно»

ФИНАНСИРОВАНИЕ МВД УПАЛО НА ТРЕТЬ, НО КАДРОВЫЕ РАНЫ НЕ СТАЛИ ПРИЧИНОЙ РЕЗКОГО РОСТА ПРЕСТУПНОСТИ. ПОКА...

Сегодня министр внутренних дел по РТ Артем Хохорин на парламентской сессии отчитался перед депутатами Госсовета РТ по итогам минувшего года. С трибуны он с ностальгией вспомнил 2014 год, который, как говорил Хохорин еще на недавней коллегии ведомства, был отмечен «минимумом регистрируемых преступлений» за последние 20 лет.

«Теперь ситуация иная. Сложная экономическая ситуация выступила катализатором для роста преступности на 16 процентов, в основном за счет краж и мошенничеств, — отметил министр. Но и в этой сокрушающей цифре он нашел повод для бодрости. — Замечу, что прогнозировался более высокий темп роста преступности — более 20 процентов, но нам удалось стабилизировать динамику».

Как и во время доклада на коллегии МВД, Хохорин указал на ряд болевых точек на теле ведомства. В 2015 году расширились «кадровые раны», ведомству приходилось держать и бюджетный удар.

«Почти на 10 процентов уменьшились штаты, — сокрушался оратор. — Наибольший урон понесла вневедомственная охрана, более чем на треть сократилось финансирование нашего ведомства. Вместе с тем по большинству направлений деятельности мы продолжаем занимать ведущую позицию в стране».

Хохорин рассказал парламентариям, что среди 20 самых густонаселенных регионов страны Татарстан — первый по раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений. Вместе с тем обеспокоенность главного полицейского Татарстана вызывают экономические и киберпреступления.

«Особых усилий требует работа по расследованию финансовых пирамид, — признал министр, добавив, что такие дела содержат в себе сотни потерпевших и миллиардные суммы ущерба. — Экономическая ситуация в стране требует защиты всех видов бюджетных средств».

Но доклад Хохорин завершил на мажорной ноте, заявив, что по уровню преступности Татарстан является одним из самых благополучных регионов России.

«ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ ИНФОРМАЦИЯ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ БЫСТРЕЕ — ПОЧЕМУ БЫ ВАШЕЙ ФРАКЦИИ НЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭТИМ?»

Но самой любопытной частью выступления главы МВД по РТ в республиканском парламенте стала сессия вопросов и ответов. Первым вопрос главному полицейскому Татарстана задал депутат Николай Рыбушкин. Его волновало, не повлечет ли сокращение численности штата сотрудников вневедомственной охраны за собой снижение качества работы ведомства, будет ли повышаться соразмерно нагрузке зарплата сотрудников, оставшихся в штате. Кажется, за этот вопрос Хохорин посмотрел на Рыбушкина с оттенком благодарности.

Николай Рыбушин
Николая Рыбушкина волновало, не повлечет ли сокращение численности штата сотрудников вневедомственной охраны за собой снижение качества работы ведомства.

«К сожалению, все вопросы по заработной плате и штатной численности решаются в федеральном центре. Увеличения зарплаты пока не предполагается, — вздохнул министр. — Более того, в 2015 году мы работали в условиях запрета на поощрение личного состава. Только особо отличившихся смогли поощрить».

Докладчик уточнил, что подразделение вневедомственной охраны РТ было сокращено на 40%, уволено 103 сотрудника.

«Что касается сокращения 2016 года, коллегия в Москве будет через полторы недели. Коснется ли нас сокращение бюджета, неизвестно», — заключил министр.

Взял слово и лидер фракции КПРФ Хафиз Миргалимов. Он заметил, что сельские Черемшан и Апастово лидируют по бытовой преступности — и при этом там же больше всего судимых граждан. В чем дело? Хохорин ответил довольно-таки туманно. Районы эти, мол, небольшие, а выявляемая «бытовуха» появляется в статистике в результате «превентивных» преступлений, чтобы не допустить более серьезных. Но в целом по Татарстану уровень пьяной и бытовой преступности не вырос, а даже несколько снизился, успокоил министр.

Артем Прокофьев
Артем Прокофьев: «Неужели у нас такой хрупкий порядок, что, если пройдет шествие, все рухнет?»

Не упустил случая задать министру внутренних дел по РТ вопрос на любимую тему другой коммунист Артем Прокофьев.

«С конца 2013 года у нас в республике под запретом публичные мероприятия, шествия, демонстрации, — начал Прокофьев. — Было решение Конституционного суда, который провел дифференцирование. Но МВД выступило против. Неужели у нас такой хрупкий порядок, что, если пройдет шествие, все рухнет?»

«Я согласен, работу мы в этой части продолжим, хотя в республике достаточно мест для волеизъявления граждан. Современные технологии позволяют более эффективно выразить свое мнение через интернет, а мы по старинке идем, — усмехнулся министр и довольно-таки язвительно продолжил. — Через интернет информация распространяется быстрее. Почему бы вашей фракции не воспользоваться этим?»

Обеспокоенность ростом числа киберпреступлений выразил набережночелнинский депутат Роман Мугерман. Бизнесмена интересовал рост преступлений против собственности, которые неизбежно перетекают в виртуальное пространство. Он спросил, какова раскрываемость киберпреступлений. В ответ министр предложил разделять мошенничество, совершенное в сети интернет, и киберпреступность.

«В интернете используются простые, грубо скажу, тупые схемы: на сайте Avito размещается объявление о продаже квартиры или дома. Люди платят деньги — и они уходят непонятно кому, — пояснил Хохорин. — Для киберпреступлений, проявивших себя в конце 2015 года, однозначно требуются более серьезные познания: чтобы заразить бухгалтерские компьютеры вирусом, переводить со счетов деньги. Таких преступлений немного, но мы видим, что они набирают силу».

В качестве примера докладчик рассказал, что уже в этом году была задержана группа в составе четырех человек из Ижевска, которые в Казани занимались совершением IT-мошенничеств. Правда, о деталях министр умолчал.

ИСЧЕЗНОВЕНИЕ СУЛЕЙМАНА ХАЗРАТА: «ПОКА СКАЗАТЬ НЕЧЕГО»

Депутат Александр Комиссаров поинтересовался, какова динамика по раскрытию преступлений, совершаемых создателями финансовых пирамид.

«Нами внесен ряд поправок в федеральное законодательство, они сейчас на доработке в Госсовете», — пояснил свой интерес депутат.

«В 2015 году мы зафиксировали третью волну финансовых пирамид, — заявил Хохорин. — Было выявлено 16 финансовых пирамид, возбуждено 24 уголовных дела в отношении учредителей и участников, 4,5 тысячи потерпевших, 1 миллиард ущерба».

Для сравнения министр опять вспомнил благостный 2014 год, когда было заведено всего 14 уголовных дел в отношении организаторов финансовых пирамид. Причем давление на силовые ведомства этого вида мошенников не спадает.

«Граждане подвергаются идеологической обработке, идут на большие проценты, причем заявления мы получаем, когда пирамида рухнула, а большинство средств выведено, — констатировал глава МВД по РТ. — Еще будут сотни и сотни потерпевших».

Глава комитета по культуре, науке, образованию и нацвопросам Госсовета Разиль Валеев задал самый интригующий вопрос последних дней, попросив рассказать о таинственном исчезновении Сулеймана хазрата Зарипова.

«Работа проводится совместно со следственным комитетом, прокуратурой и ФСБ, — неохотно проговорил Хохорин. Ему, по всей видимости, не хотелось комментировать историю, все больше и больше обрастающую предположениями на фоне отсутствия результатов поисков. — Весь объем мероприятий был проведен сразу же и будет проводиться в дальнейшем. Пока сказать нечего».

Последним к министру обратился директор порохового завода, депутат Халил Гиниятов, который почему-то решил поинтересоваться мерами борьбы за положительный имидж работников внутренних дел. «Поскольку в основном СМИ больше негатив отражают», — пояснил депутат.

«Я об этом говорил в большом интервью «БИЗНЕС Online» — о том, что СМИ берут негатив в отношении органов внутренних дел. И по любым ведомствам, по любым случаям, — вспомнил министр. — Мусолят, когда дело возбуждают, когда арестовывают сотрудника бывшего — это вторая тема, когда его отправляют в суд — третья».

Вероятно, министр говорил о 8 сотрудниках отдела полиции «Дальний». Напомним, в феврале Верховный суд Татарстана утвердил приговор в отношении правоохранителей — они были приговорены к длительным срокам в колонии за издевательства над подозреваемыми. С целью улучшения показателей раскрываемости полицейские пытками заставляли граждан брать на себя вину за преступления.

«Хорошие, достойные задержания есть, но они порождают маленькую информацию... И все — забыли, — посетовал Хохорин. — МВД сегодня стабильно работает, много серьезных преступлений раскрыто. Сегодняшнее выступление — это лишняя возможность еще раз заявить о серьезности проводимой работы. Да, есть проблемные сотрудники, от которых мы избавляемся. Когда видим, что люди работают за идею, я им благодарен.

Спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, подводя черту под обсуждением доклада министра, заметил, что президент РТ Рустам Минниханов высоко оценил работу министерства внутренних дел в 2015 году. Понятно, что в 2016 году будут новые вызовы, связанные с экономическим состоянием. Но взаимодействие спецслужб в последнее время активизировалось — следственный комитет, МВД, ФСБ действуют в одном русле, в особенности в вопросах борьбы с терроризмом.