«НЕ ТАК ПРОСТО БЫЛО УБЕДИТЬ»

Очередное заседание Госсовета РТ вчера «раскачивалось» неспешно. Перед его началом депутаты любезно общались с коллегами в коридорах здания республиканского парламента. Затем, пока заседали профильные комитеты, кто-то, как владелица сети супермаркетов «Бахетле» депутат Муслима Латыпова, изучал ассортимент работающего внутри парламента книжного магазина. Но едва началось рассмотрение повестки дня — а она включала 44 пункта — атмосферу благодушия как ветром сдуло, и выяснилось, что единогласие среди депутатов царит далеко не по всем вопросам. Впрочем, это не касалось принятия сразу в трех чтениях закона о пониженном налогообложении для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР).

«На самом деле это хорошая возможность для города Набережные Челны, — выступил с речью перед голосованием президент РТ Рустам Минниханов. — Не так просто было убедить [центр]. У нас территория опережающего развития — это в первую очередь Дальний Восток и моногорода, не большие города. Но существуют на самом деле в этом городе сложности, мы сумели убедить федеральное правительство. Первый шаг сделан, сейчас мы должны принять наше решение. И очень серьезно министерство экономики и администрация города должны работать по резидентам. Что это даст? Это даст диверсификацию бизнеса, развитие другим бизнесам. ТОРы дают привлекательность для развития бизнеса — налоговые льготы, определенные условия, поэтому мы должны это поддержать».

Напомним, в Татарстане пока создана одна такая территория — в Набережных Челнах, в режиме ожидания — моногород Зеленодольск. При этом поддерживать резидентов ТОРов будут только налоговыми льготами, дополнительно тратиться бюджету не придется. Зато компаниям дадут послабления по налогу на прибыль: его ставка составляет 20%, из которых 2% идут в федеральный бюджет, а 18% — в местный. Для резидентов ТОРа федеральный «взнос» будет обнулен, а налоговая ставка по зачислению в бюджеты субъектов будет понижена (ставка не должна превышать 5% в течение 5 налоговых периодов с момента получения первой прибыли и не может быть менее 10% в течение следующих 5 налоговых периодов). Кроме того, резиденты ТОРа освобождаются от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога. Но главное — страховые взносы в государственные внебюджетные фонды снижаются с 30% до 7,6%. Налоговый рай, впрочем, не вечен — на то, чтобы сотворить экономическое чудо, у него лишь 10 лет.


«ПОДОШЕЛ КАКОЙ-НИБУДЬ ИДИОТ, СОРВАЛ ФЛАГ. А ТУТ ПРОКУРАТУРА»

Нешуточные словесные баталии развернулись между депутатами и замминистра образования и науки РТ Ильдаром Мухаметовым по поводу того, нужно ли включать расходы в тело законопроекта об установке на школах флага РТ или не нужно. Мухаметов уверял депутатов, мол, денег не нужно.

«Правовые последствия просчитали? — спросил депутат Николай Рыбушкин. — Подошел какой-нибудь идиот, сорвал флаг. А тут проверка прокуратуры об исполнении закона... А флага-то нет». Мухаметов заявил, что любой руководитель из местного бюджета без проблем профинансирует расходы на государственный символ. Надо сказать, такое заявление новостью не стало. «Это будет служить для воспитания у граждан патриотизма, — напирал он еще в ходе недавнего заседания комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Госсовета. — Флаги уже есть, в том, что они будут вывешиваться один раз или висеть постоянно, разницы нет. Да, износ будет, но средства на флаги мы найдем».

Вопрос финансирования школьного патриотизма заставил вмешаться в полемику спикера Госсовет РТ Фарида Мухаметшина. Он предложил принять поправки не в трех, а пока что в одном чтении, дабы продумать распределение финансовой нагрузки, пусть это и звучит неэтично в таком вопросе, добавил спикер. «А где гарантии, что денег не потребуется? — вопрошал он. — Флаг полгода провисит и порвется. Директор его снимет, а там уже нарушение закона. В 1937 - 1938 годах такой вопрос никогда бы не стоял, Лаврентий Павлович (Лаврентий Берияприм. авт.) так бы сделал, чтобы на каждой организации висел флаг».

БОРЬБУ С ПРИПИСКАМИ ВРАЧЕЙ РАСШИРЯТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВОЙ

Приняв технические поправки к бюджету фонда обязательного медицинского страхования РТ в 39 млрд. рублей, которые, по словам главы фонда Алсу Мифтаховой, «никак не повлияют на основные параметры бюджета», депутаты не сразу отпустили главу фонда. Народный избранник Артем Прокофьев интересовался стоимостью вызовов скорой помощи в Татарстане, так как по каждому региону она разная: скажем, в Тамбовской области — 1 тыс. рублей, а в Северной Осетии — 3,5 тыс. рублей.

Мифтахова истину скрывать не стала: вызов обычной скорой обходится бюджету в 1,6 тыс. рублей, психиатрической бригады — дороже, 3 тыс. рублей. Тут используются несколько параметров: численность населения, отдаленность населенных пунктов, объясняла она.

«В последнее время в других регионах появились случаи, когда больницы занимались приписками проведенных операций, в Москве, в частности, — не отступал Прокофьев. — Контроль в этой сфере есть? Есть ли у нас такие примеры?»

Глава местного ФОМС ответила наступательно. «Со своей стороны мы ведем контроль качества медицинской помощи, и если по услугам нет медицинской документации, то они снимаются с оплаты», — сообщила Мифтахова, добавив, что для борьбы с этими нехорошими проявлениями подключили и УБЭП. И незамедлительно предложила Госсовету проявить законодательную инициативу на федеральном уровне. Расширить полномочия регионального отделения для контроля платных услуг, так как сейчас «выявить двойные приписки сложно — бывают случаи, когда человеку фактически оказывают платную услугу, а счет выставляется в виде двойной оплаты на медицинское страхование».

Мухаметшин согласился, что надо усиливать контроль «платного здравоохранения в первую очередь», и попросил подготовить проект к следующему заседанию. Это касается и большого ценового разброса по лекарствам, которое сейчас наблюдается и по стране, и в Татарстане, добавил председатель Госсовета.

Напомним, что на прошлой неделе вопрос контроля за оказанием медицинских услуг на коллегии по итогам 2015 года поднял глава минздрава РТ Адель Вафин, причем не только в государственной сфере, но и в частной.

«ТЕ, КТО РАБОТАЕТ В ЭТОЙ СФЕРЕ, ВСТРЕЧАЮТСЯ С ДОСТАТОЧНО УРОДЛИВЫМИ ПОНЯТИЯМИ»

Ожидаемо горячим оказалось обсуждение по проекту нового закона «О театрах», который позволит сформировать эффективный механизм в сфере театрального дела нашей республики. Комментарии по итогам общественного обсуждения закона, внесенного кабмином, уже получены, а вчера с соответствующим докладом перед коллегами-парламентариями выступил директор театра оперы и балета им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов.

Депутат Роман Мугерман поинтересовался, а где же муниципальные театры в законе? Как оказалось, муниципальных театров в Тататрстане только 3, частный — 1, а государственных — 15. На последние, собственно, и нацелен законопроект.

«С какой широкой общественностью, театральными деятелями на их какой-то площадке обсуждали или нет? — спросил Мухаметшин у докладчика. — В Госдуме все артисты поднялись волной против СРО (имеется в виду «закон о концертах»прим. авт.)».

Ответ был прост: встреч не проводили, а обсуждение идет на сайте открытого правительства, минкульта РТ. «Понимаете, в чем дело? — обратился Мухаметзянов к залу. — Здесь нет какого-то суперновшества! Здесь речь идет о закреплении существующей системы театрального искусства. Те, кто работает в этой сфере, встречаются с достаточно уродливыми понятиями этого дела».

«Как вы будете аттестовать артиста? — интересовался гендиректор ПАО «Таттелеком», депутат Лутфулла Шафигуллин. — Или артист играет нормально или не играет вообще...»

«Я встречался с такими фактами, когда актрисе 85 лет, а она говорит, что «меня просто не видит режиссер». Аттестация существовала всегда, легко определить, может человек работать или нет», — парировал Мухаметзянов.

Как оказалось, типовое положение по аттестации будет разработано минкультом РТ, но при этом в каждом театре будет утверждено собственное.

«РАЗВЕ ЧТО СЛАДКОВСКИЙ МОЖЕТ ТАМ СВОЮ ФОТОГРАФИЮ ВЫЛОЖИТЬ!»

«Чем дальше в лес, тем больше дров», — улыбаясь, вставил пословицу Мухаметшин. Тут же «два слова» попросил худрук драмтеатра им. Качалова Александр Славутский. Он-то и поведал присутствующим о том, что «это все не так просто», а в России театральный закон пытаются принять с 1999 года.

«И сейчас есть трудность — закон имеет противоречия с Трудовым кодексом, мы не можем ввести контрактную систему для этого дела, — объяснял Славутский. — По поводу аттестации есть разные точки зрения. Мы говорим: «Плохой артист». А он говорит, что он 20 лет работает и у него диплом красный. Чтобы человека не аттестовать, нужно дать человеку «Гамлета» и провалить с ним это дело? Тут много субъективных факторов».

Пользуясь случаем, Славутский рассказал о проблемах с рекламой. Не тянут театры ее размещение на афишных тумбах Казани — дорого, остаются только заборы, на которых «сегодня клеят — завтра обрывают». «Такие деньги ломят за это, что ни один театр, разве что Сладковский (Александр Сладковский, худрук и главный дирижер ГСО РТприм. авт.) может там свою фотографию выложить! Больше никто не может себе этого позволить», — пожаловался Славутский. Мухаметшин его успокоил, мол, вас услышали — на заседании присутствовали премьер-министр РТ Ильдар Халиков и представители мэрии Казани.

К слову, аналоги закона «О театре» уже приняты в трех регионах России — Тульской, Архангельской областях и Башкортостане. В итоге наши депутаты решили не отставать и приняли свой, пусть пока лишь в первом чтении.

«ВПЕРЕДИ ПАРОВОЗА БЕЖАТЬ НЕ НУЖНО. ПРОБЛЕМ ДОСТАТОЧНО»

Выслушав неутешительную статистику главы татарстанской Госалкогольинспекции Игоря Марченко, депутаты выступили единогласно против законопроекта депутата Госдумы РФ Виктора Звагельского. Он, как известно, предложил разрешить розничную продажу алкогольной продукции в интернете. Как сообщил главный контролер зеленого змия, в Татарстане в прошлом году отравились алкоголем свыше 1,5 тыс. человек, с летальным исходом — 356. Значительная доля отравившихся покупала горячительную продукцию в интернете — там этого добра хватает. В прошлом году в Татарстане было заблокировано порядка 150 групп в соцсети «ВКонтакте», участники которых приторговывали алкоголем. А в 2014 - 2015 годах по заявлениям прокуратуры РТ были вынесены судебные решения о блокировке 179 подобных сайтов.

— Если по территории РТ они группы блокируют, то по другим регионам группы продолжают действовать и доставляют алкоголь в любые регионы. Их не останавливает наказание в виде штрафа, имеются технические сложности по выявлению, создаются сайты-дублеры, — констатировал Марченко и заявил о недопустимости принятия закона, тем более что и в просвещенной в Европе такое не практикуется.

— Суть этого вопроса понятна, кто-то переживает, что мы можем отстать в плане возможностей продажи спиртных напитков. Я думаю, впереди паровоза бежать не нужно. И так у нас проблем достаточно, — резюмировал Мухаметшин.


«НУЖНО ОСМЫСЛИТЬ РАБОТУ В ХОДЕ СТРОИТЕЛЬСТВА»

Уполномоченный по правам человека РТ Сария Сабурская «в условиях экономических трудностей» в докладе к депутатам объявила о троекратном увеличении размера долгов по зарплате по итогам прошлого года. Если в 2014 году в среднем долг составлял 37,9 тыс. рублей на одно исполнительное производство, то в 2015 году показатель достиг 95,5 тыс. рублей. Общая же задолженность работодателей на 1 января составила 28,6 млн. рублей.

Также Сабурская сообщила, что в 2015 году в РТ было сдано четыре проблемных долевых объекта, где получил квартиры 661 дольщик. Впрочем, тема долевого строительства для омбудсмена не теряет актуальности: Сабурская указала на строительство 18-этажного дома фирмой «Свей» при наличии разрешения на 9-этажный дом и снос лжекоттеджей.

«Мы проверили специальные подразделения исполкома, — сказала Сабурская, отвечая на вопрос депутата Александра Комиссарова о дольщиках, уточнив, что за проверкой последовали определенные рекомендации. — Были очень интересные факты. Здесь нужно четко осмыслить работу в ходе строительства».

Всего же в 2015 году к уполномоченному поступило 3 тыс. обращений от граждан. Чаще всего жители РТ жаловались на вопросы ЖКХ, социального обеспечения населения, с жалобами на правоохранительные органы обратились 255 человек. Сразу вспомнилось, что чуть раньше омбудсмена перед депутатами выступил глава МВД РТ Артем Хохорин, который заявил о том, что ведомству запретили поощрять личный состав на фоне сокращения бюджета.

Омбудсмен, заметим, тактично обошла тему ликвидации правозащитной организации «Агора», хотя в докладе фигурировал пункт «Обеспечение прав граждан». Вот только речь в нем шла о миграционных отношениях и росте бесплатной юридической помощи.