Генеральный директор ООО «Мелита» Раис Гумеров
Генеральный директор ООО «Мелита» Раис Гумеров

«НАМНОГО ПРОЩЕ НАВЕСТИ ПОРЯДОК НА ТАМОЖНЕ И ОТМЕНИТЬ КАРГО-ДОСТАВКУ»

Пилотный проект чипирования меховых изделий оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, он провозглашает своей целью поддержку отечественного производителя путем вытеснения контрабанды, что можно только приветствовать. С другой стороны, вызывает удивление чрезвычайная сложность и затратность достижения этой цели. Казалось бы, намного проще навести порядок на таможне и отменить карго-доставку (термин «карго» обозначает любые грузы в тех случаях, когда неизвестно точное наименование меховых изделийприм. ред.). Вместо этого создается немыслимо сложная организационно-информационная система с участием таможни, МВД, налоговиков, Гознака и специального оператора. Она предполагает увеличение штатов этих ведомств. И не факт, что дополнительные бюджетные траты окупятся увеличением таможенных сборов от поступающих в страну меховых изделий.

В настоящее время меховой рынок России состоит из следующих сегментов:

— продукция традиционных меховых предприятий — до 1%;
— продукция «новых» меховщиков — до 20% (раньше эта продукция относилась к контрафакту, но сейчас практически все производители работают на различных легальных формах налогообложения);
— продукция, официально ввезенная в страну, — до 5%;
— остальное — контрабанда.

Реально три четверти рынка составляет продукция либо черная, либо серая. Основные поставщики этой продукции — Китай и Турция. Причем на этикетках изделий может быть любая страна — и Италия, и Германия. При этом из крупных сетей, реализующих в стране меховые изделия, российские в меньшинстве: «Снежная королева», «Алеф», «Мир кожи и меха». Значительно больше турецких сетей. По Татарстану же дела обстоят, как и в целом по России, с поправкой на то, что здесь достаточно значительную долю рынка занимает наша продукция, поэтому контрабанды на татарстанском рынке однозначно меньше, чем в целом по стране.

Система чипирования предполагает тотальный учет меховых изделий от производителя или от границы до конечного покупателя
Система чипирования предполагает тотальный учет меховых изделий от производителя или от границы до конечного покупателя

ЗАКРОЮТСЯ ПОСЛЕДНИЕ ПОШИВОЧНЫЕ ЦЕХА

Система чипирования предполагает тотальный учет меховых изделий от производителя или от границы до конечного покупателя. При этом система учета должна быть совместима с существующей в стране программой ГНИ. Как бы то ни было, смею предположить, что рынок заметно оскудеет. Он уже начал сжиматься из-за падения платежеспособного спроса. Норковых шуб за 30 - 40 тыс. рублей больше не будет. Однозначно, для покупателя рынок станет хуже.
Для производителя, в принципе, должно стать лучше за счет устранения недобросовестной конкуренции. Но и здесь этого нельзя однозначно утверждать, так как создаются серьезные сложности во внедрении и поддержании этой системы. Простое наведение порядка на таможне было бы безусловным подспорьем для отечественного производителя. А тут задача со многими неизвестными.

Посудите сами, изготовив меховое изделие, производитель должен будет подать в государственную информационную систему (ГИС) заявление на изготовление и выдачу идентификационного знака. Эта заявка должна включать подробные сведения о производителе, товаре, получаемой метке и т. д. Описание сведений занимает целую страницу. Оператор ГИС рассматривает эту заявку с учетом всех данных о заявителе, в том числе наличия у него недоимок и пеней по налогам и сборам. В случае положительного решения ГИС направляет заявку эмитенту для изготовления идентификационных знаков. Эмитент (вероятно, Гознак) изготавливает этот знак и сообщает о его готовности в государственную информационную систему. Производитель мехового изделия должен иметь договор с эмитентом. Получив из ГИС информацию об изготовлении знака, производитель должен его оплатить. После этого эмитент через уполномоченную организацию отправляет этот знак производителю. При этом и эта уполномоченная организация, и производитель мехового изделия должны в течение трех дней уведомить ГИС о получении знака. Вот такая процедура.

Очевидно, она значительно дольше по времени изготовления самого мехового изделия. А если это изделие по индивидуальному заказу? Сейчас такой заказ исполняется в течение 7 - 10 дней. Будет ли заказчик ждать весь срок узаконивания изделия? Этим я хочу сказать, что сравнительно большое предприятие не без проблем, но сможет вписаться в этот регламент. А мелкий производитель, ИП в том числе, весьма сомнительно, что сможет. Тем более что их осталось уже немного. За последние год-полтора большинство пошивочных цехов закрылось из-за катастрофического падения продаж. Введение чипирования, вероятно, закроет оставшиеся, так как вводимую бюрократическую процедуру они вряд ли захотят преодолевать на и без того умирающем рынке. К тому же это чревато уголовным преследованием. Нарушение порядка использования идентификационных знаков грозит тюремным сроком до 6 лет.

Те изделия, которые уже находятся в продаже и на складах, подлежат чипированию по такой же процедуре, как и вновь производимые изделия
Те изделия, которые уже находятся в продаже и на складах, подлежат чипированию по такой же процедуре, как и вновь производимые изделия

«ВЫЗЫВАЕТ НЕКОТОРОЕ НЕДОУМЕНИЕ СПЕШКА, С КОТОРОЙ ВСЕ ЭТО ДЕЛАЕТСЯ»

Что будет с не промаркированными изделиями, которые уже находятся в продаже? Те изделия, которые уже находятся в продаже и на складах, подлежат чипированию по такой же процедуре, как и вновь производимые изделия. Срок для их чипирования устанавливается до 20 апреля. После этой даты эти изделия подлежат уничтожению. Конечно, вызывает некоторое недоумение спешка, с которой все это делается. Тем более что еще четко не определены ни оператор ГИС, ни эмитент. К тому же есть еще один момент — в чипе должны быть указаны все цены, по которым один потребитель передал товар другому. Это значит, что возможности делать скидки не будет. Если сегодня, приходя в магазин, мы видим скидки в 50 - 60%, то сейчас этого не будет. Будет как в советские времена, когда спички стоили одну копейку.

Помимо этого все пункты движения товара должны в государственную информационную систему подавать обширнейшую информацию. Конечная точка — объект розничной продажи, должен предоставить информацию по 48 позициям, включая фото изделия. Вероятно, такой сложной системы продажи товара нет не то что для автомобилей, но и для самолетов. А для мутоновой шубки, скажем, за 10 тыс. рублей, а бывают и за 3 - 4 тыс. рублей, такие правила вводятся. Это абсурдно.

Конечно, даже после вышесказанного говорить о том, что меховые изделия выйдут из моды или перестанут быть интересны потребителю, не совсем правильно. Скорее, в большинстве своем, они будут просто недоступны, потому что цены, безусловно, поднимутся, и существенно. Что касается компании «Мелита», конечно, мы будем заниматься чипированием. Достояние республики не должно исчезнуть из-за каких-то новых трудностей. Наверное, полностью наша компания закрыть освободившуюся нишу на рынке Татарстана не сможет. Но проблемы нехватки товара на рынке не встанет.

Раис Гумеров