На этой неделе состоялась казанская премьера спектакля «Мавлид ан-Наби. Разговор с душой», где помимо ведущего «Битвы экстрасенсов» в качестве актеров выступили религиозные деятели ислама из Москвы.
«ГРЕХ ПРОПУСКАТЬ ПОДОБНОЕ ЗРЕЛИЩЕ»
С момента рождения татарского театра прошло немногим более 100 лет. И если век назад лицедеев и скоморохов религиозные деятели ислама всячески презирали и осуждали, то сегодня они уже сами участвуют в театральных постановках. Скажете: «Такого не может быть! Это сюрреалистические выдумки постмодернистов!» А вот и нет. Именно это и случилось в начале минувшей недели на сцене главного татарского театра.
Спектакль «Мавлид ан-Наби. Разговор с душой» вызвал у зрителей неподдельный интерес. В зале был аншлаг. В главной роли — Марат Башаров. Ему аккомпанировали два мусульманских богослова: Ренат Абянов и Шамиль Аляутдинов. Последний — достаточно известный в мусульманской среде религиозный проповедник и действующий имам мечети на Поклонной горе в Москве. Тот факт, что у мусульман появился свой Охлобыстин, сам по себе был весомой причиной сходить на представление. Все-таки не каждый день увидишь практикующего хазрата с бутафорской накладной бородой на подмостках театра. Грех пропускать подобное зрелище.
НЕУТЕШИТЕЛЬНЫЙ ПРИГОВОР
Во время пресс-конференции перед казанской премьерой исполнитель главной роли и многолетний ведущий «Битвы экстрасенсов» на ТНТ Башаров признался, что, когда спектакль шел в Москве, он чувствовал, что вместе с ним на сцене присутствует его мама, оставившая наш мир три года назад. При этом на вопрос о том, что сподвигло его к участию в данном проекте, актер ответил весьма откровенно и лаконично: «Деньги».
Это внутреннее противоречие, метание между субтильным и материальным, возвышенным и низменным, духовным и порочным и было положено в основу образа главного героя. На протяжении всего действа мы наблюдаем борьбу в его душе сил добра и сил зла, мира ангелов и мира демонов. Собственно, эта борьба и составила содержательную канву самого представления.
Насколько авторам постановки удалось показать задуманное, зрители оценили по-разному. Так, авторы «БИЗНЕС Online» Олег Платонов и Айрат Нигматуллин вынесли увиденному весьма неутешительный приговор: «В спектакле раздражало практически все: и совершенно плоские сценарные и режиссерские ходы, и непрофессиональные актеры, совершенно не поспевавшие за Башаровым, и странные нашиды, напоминавшие рэп». Впрочем, критики отметили и положительный момент: «Пожалуй, единственное, что было хорошего во всем этом действе, — это то, что оно было недолгим, час с небольшим».
Сурово. Но справедливо. «БИЗНЕС Online» не был бы «БИЗНЕС Online», если бы писал необъективно. В процитированной оценке можно подписаться под каждым словом. И все же мне бы хотелось сказать несколько слов в поддержку спектакля «Мавдид ан-Наби. Разговор с душой».
«БЫТЬ ПЕРВЫМ ВСЕГДА СЛОЖНО»
Во-первых, прежде всего мы должны исходить из того, что за этим проектом стоят религиозные организации: совет муфтиев России, духовное управление мусульман РФ и духовное управление мусульман Москвы. И то, что в их лице религиозная традиция ислама ищет новые способы коммуникации с современным сообществом, — это крайне важно. Важно для всех нас. Благодаря таким проектам в нашем обществе снижается градус ксенофобии и взаимного недоверия.
Во-вторых, в мусульманском культурном пространстве, по крайней мере, России еще никто не делал ничего подобного. Ни по масштабу, ни по содержанию. Конечно, были постановки типа камаловских «Любовь бессмертная» или «Мулла», но по форме все эти спектакли из прошлого века. А здесь мы увидели абсолютно современную постановку, которая по духу вполне отражает нашу эпоху. И это само по себе вызывает уважение. Да, не все получилось. Но сама попытка была сделана в верном направлении. А быть первым всегда сложно.
В-третьих, нельзя забывать, что конечным оценщиком любого театрального продукта выступает зритель. Конечно, всегда есть искушенные театралы, которые воротят нос от всего, что не в артхаусном формате. Но, как известно, невозможно угодить всем и сразу. Особенно в искусстве. Однако лично я знаю несколько человек, которых спектакль тронул до слез. И это не только та категория мусульман, для которых прошедшая постановка была единственным в жизни походом в театр. Так, недалеко от меня в качестве простого зрителя сидел известный актер Камаловского театра. И он тоже плакал. Значит, создателям спектакля удалось справиться со своей задачей. И они нашли своего зрителя.
Ну и, наконец, в-четвертых, надо признаться, что многие из нас уже не воспринимают тему религии без эпатажа. «Тангейзер» и Pussy Riot в Храме Христа Спасителя — это, понимаете ли, искусство. А все, что кроме — скучно. На пресс-конференции перед спектаклем, в которой мне довелось принять участие в качестве спикера от лица принимающей стороны, журналистов интересовали разные вопросы о том, каков бюджет спектакля, раскупили ли все билеты, сложно ли актерам выступать перед большой аудиторией и т. д. И ни одного вопроса о главном — о разговоре с душой. Кстати, именно поэтому такого рода постановки и нужны.
Хочется надеяться, что устроители проекта не остановятся на достигнутом и в следующем году порадуют нас интересным продолжением.
Первый заместитель муфтия РТ
Рустам Батыр
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 48
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.