.
В Казани сегодня ночью обокрали храм Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище

«ДЛЯ НАС ВАЖНА НЕ ПОТЕРЯ САМИХ УКРАШЕНИЙ, А УТРАТА СВИДЕТЕЛЬСТВ ПОМОЩИ ЧУДОТВОРНОЙ»

«15 февраля в период времени с 3:00 до 4:30 утра неизвестный проник в помещение храма на территории Арского кладбища. По предварительным данным, были вскрыты ящики для пожертвований от прихожан и похищены золотые украшения, висевшие на иконах», — скупо сообщили сегодня утром в пресс-службе УМВД России по Казани. Факт проникновения заметил охранник, который и вызвал на место происшествия полицейских. Как сообщил «БИЗНЕС Online» его сменщик, первые сотрудники полиции появились по вызову около 6 утра, следовательно, кража была совершена глубокой ночью или под утро. Ранее прозвучала версия о том, что в краже подозревается несовершеннолетний сын сотрудницы храма, однако в УМВД России по Казани это не подтвердили.

Буквально за несколько секунд до появления корреспондента «БИЗНЕС Online» автомобиль сотрудников полиции выехал с территории Арского кладбища, где расположен храм Ярославских Чудотворцев. Надо отдать должное, внутри храм совсем не выглядит так, как будто несколько часов назад в нем была совершена кража. О вторжении воров говорят только взломанный замок металлического ящика для сбора пожертвований и повышенная настороженность охранника к прихожанам. Сам образ Казанской Божией Матери также не производит впечатление святыни, над которой свершилось надругательство. Прислужницы храма объяснили, что вместо разбитого стекла своими силами и «с божьей помощью» вставили новое. В итоге утренняя служба в 8:00 была проведена так, как будто ничего не случилось.

Вот только пропавшие украшения на иконе уже не вернуть. Их там были десятки — потертые цепочки, крестики, кольца... За каждым из даров — благодарность за конкретное чудо, свершившееся благодаря молитве. Их учет в храме не вели — литургического смысла в этом нет, а мирские ценности лишь украшение поверх богатого оклада. Неизвестна судьба и денег, которые прихожане оставляли в храме в качестве пожертвований. Ящиков в храме несколько. К примеру, отдельно идет сбор средств на восстановление Духосошественского храма. Впрочем, оставляли там копейки, говорят в храме.

Настоятеля храма протоиерея Алексея Чубакова, с недавних пор вернувшегося на пост благочинного Казани, на месте не оказалось, но по телефону он рассказал «БИЗНЕС Online», что пропавшие ценности важны не сами по себе, а скорее как символ. «Для нас это важно не как золотые и ювелирные украшения, а как свидетельство того, что люди получали помощь от чудотворного образа, — сказал Чубаков. — Пропали именно они. Оклад образа сохранился в целости и сохранности. В настоящее время следствие прорабатывает версии относительно того, кто мог это сделать. Но я считаю некорректным озвучивать их раньше времени. Журналисты и так, на мой взгляд, поспешили с выводами».

.
Многие верующие почитают образ Казанской иконы Божией Матери за явленный в 1579 году оригинал

ДРЕВНИЙ ОБРАЗ: ЯВЛЕННАЯ ИЛИ СПИСОК?

Что за образ хранится в храме Ярославских Чудотворцев? Среди верующих и краеведов давно бытует легенда, что это и есть та самая икона, которая была явлена девочке Матроне в 1579 году и таинственно исчезла в 1904 году. Корреспондент «БИЗНЕС Online» сам слышал эту легенду, когда заходил в церковь Ярославских Чудотворцев и беседовал с прихожанами и священниками. Историк, преподаватель Казанской духовной семинарии Анатолий Елдашев эту версию не поддерживает: по его словам, икона является списком первой половины 40-х годов XVIII века и относится к новоказанскому стилю письма.

Такую датировку дали в июне 2002 года, когда лик был обследован московскими специалистами, отметившими, что стиль ее написания не канонический, а южнорусский. Знаменитый Ватиканский список тоже, как известно, относится к началу «просвещенного» XVIII столетия, но в православных приходах Казани до сих пор не умолкают разговоры, что «Арский список» написан раньше. Быть может, намного раньше.

Дело в том, что женщина-искусствовед, которой выпало честь исследовать икону на предмет ее древности, приезжала в Татарстан на международную научно-практическую конференцию «Христианство в Волго-Уральском регионе» (проходила под эгидой Московской патриархии и международного союза антропологических и этнологических наук при ЮНЕСКО). Следовательно, изучение образа изначально не входило в ее задачи как специалиста. И свою работу она сделала практически случайно, «мимоходом». Было ли при этом проведено доскональное и тщательное обследование, неясно. В частности, историк Георгий Мюллер в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заметил, что эксперты не изучали икону досконально — никто не давал разрешения снимать стекло, вскрывать оклад, обнажая сам лик. Он отмечает, что разговоры о явленности этого образа действительно не угасают, но в этом довольно много тумана и журналистики.

К примеру, журналист и кинорежиссер Эмилия Аронова, снимавшая документальный фильм о возвращении Ватиканского списка в Казань, практически уверена, что образ в правом пределе храма на Арском кладбище — тот самый подлинник, который в России разыскивают с 1904 года.

«Разве южнорусский стиль мешает иконе быть настоящей? — рассуждает в своей статье, опубликованной на просторах рунета, кинорежиссер. — Как раз наоборот! Немногие из современных людей знают, что современные жители Казани — называй они себя хоть булгарами, хоть тюрками, без разницы — пришли на волжские берега именно с юга». Значит, и икона, явленная 9-летней казанской девочке Матроне в 1579 году, вряд ли могла принадлежать к какому-то иному письму. В пользу своей версии Аронова приводит также и тот факт, что «Арский список» принадлежит к типу Одигитрии (греч. — Путеводительнице), к которому принадлежал и подлинник. Между тем Ватиканский список относится к совершенно другому типу иконописи.

.
По предварительным данным, были вскрыты ящики для пожертвований от прихожан и похищены золотые украшения, висевшие на иконах

Поразительна судьба образа Казанской иконы Божией Матери, который то спасает русскую землю от захватчиков (последние такие легенды связаны с Великой Отечественной войной), то сам страдает от рук грабителей. Но одно из самых устойчивых преданий говорит о том, что в начале ХХ века из Богородицкого монастыря пропал не подлинник, а копия. Якобы матушка-настоятельница каждый вечер после закрытия храма повелевала вынимать подлинник из-под ризы и сопровождать его в свои покои, а наутро возвращать на прежнее место. Поэтому, когда плачущие монахини, узнавшие о святотатственной краже, наутро обступили настоятельницу, она необычайно спокойно сказала им: «Не плачьте, сестры, Божия Матерь с нами». Примерно то же самое, только еще более мирскими словами, сказали корреспонденту нашего издания в храме Ярославских Чудотворцев и сегодня. Кража в храме была, но икона сохранилась в целости, нет поводов для беспокойства, это главное.

«В любом случае наша икона имеет больше отношения к Казани, чем Ватиканский список, — заявил «БИЗНЕС Online» протоиерей Алексей Чубаков. — Этот образ, как известно, хранился в церкви, которая единственной не закрывалась в советское время, и продолжал незримо хранить наш город».

К слову, храм Ярославских Чудотворцев действительно один из самых почитаемых в Казани. Расположенный при Арском кладбище храм во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских Чудотворцев, построен в 1796 году и достраивался позднее. С тех пор он не закрывался, принимая верующих и во времена гонений на церковь в советские времена. Сюда в те годы свезли святыни из окрестных монастырей. Здесь, к примеру, хранилась чудотворная Грузинско-раифская икона Божией Матери, Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери, икона преподобного Сергия Радонежского из Свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря, икона великомученицы Варвары из Варваринской церкви, Тихвинская икона Божией Матери из Тихвинской церкви Казани. С 1938 по 1946 год кладбищенский храм являлся единственным во всей Казани и потому имел статус кафедрального, сообщает сайт Казанской митрополии. Поэтому в сознании верующих этот храм — одно из самых намоленных мест города. Сюда не вторгались «строители табачных фабрик» и создатели цехов вместо церквей, здесь всегда горели свечи и звучали молитвы.

.
Храм Ярославских Чудотворцев никогда не закрывался, принимая верующих и во времена гонений на церковь в советские времена

«КАК ОНИ ПРОЗЕВАЛИ ТАКОЕ СВЯТОТАТСТВО?»

Прокомментировать ситуацию «БИЗНЕС Online» попросил историков.

Георгий Мюллер — краевед:

— Это такая научная проблема — изучение данного списка! Дело в том, что этот список Казанской иконы Божией Матери, который хранится в Храме Ярославских Чудотворцев, малоизучен и не исследован до конца. Для этого его надо вскрывать — снимать оклад, стекло, но, по-моему, никто на это разрешения не дает. Специалисты из Москвы приезжали, но они не получили доступа к этой иконе. Есть версия, что это может быть один из древнейших списков Казанской иконы Божией матери. Может быть, даже точная копия с раннего списка, который был похищен в 1904 году. Высказывается мнение, что это, может быть, и есть та самая икона... Но это никем не доказано, туманная история.

А что касается драгоценностей, то воры кидаются на золото. Украли дары, которые были принесены этой иконе. Но этот список действительно относится к разряду чудотворных. Нам остается только радоваться, что сама икона не пострадала.

.
Храм Ярославских Чудотворцев одно из самых намоленных мест Казани. Сюда не вторгались «строители табачных фабрик» и создатели цехов вместо церквей, здесь всегда горели свечи и звучали молитвы

Анатолий Елдашев — доцент Казанской православной духовной семинарии, председатель городского общества историков и краеведов:

— Как же они прозевали в этом храме такое святотатство? У нас в городе три списка Казанской иконы Божией Матери. Один — в храме Ярославских Чудотворцев, второй — так называемый новый казанский или Ватиканский список — в Богородицком мужском монастыре, а также икона последней четверти XVI века, о которой мало кто знает и которая находится в постоянной экспозиции музея изобразительных искусств. Церковь Ярославских Чудотворцев — единственный в нашем регионе, в нашей республике православный храм, который никогда не закрывался. Правда, на 10 лет, до 1934 года, он захватывался обновленцами, но потом от обновленцев был отбит. А все остальные храмы закрывались...

Икона в этом храме является списком первой половины 40-х годов XVIII века. Это так называемый новоказанский стиль. Она достаточно интересная, но те, кто думает, что это та самая икона, которая была явлена девочке Матроне в 1579 году, ошибаются. Но и она нам интересна, почитаема. Образ чудотворный, тем более что он находится в таком храме и представляет собой очень старый список. Люди ведь не просто так несли к ней свои крестики, колечки, цепочки... Значит, исцеление происходит! Значит, она намоленная. То, что произошло, — святотатство. Те, кто это сделал, уподобляют себя варварам, тому самому Чайкину, который похитил настоящую чудотворную икону в 1904 году и уничтожил. Этих людей остается только жалеть, кара божья их настигнет. Она падет на весь их род, что тут говорить!