Министр строительства РФ Михаил Мень провел в Казани совещание по ценообразованию
Министр строительства РФ Михаил Мень провел в Казани совещание по ценообразованию

«БЕРЕМ НОРМАТИВНУЮ БАЗУ 1984 ГОДА...»

Совещание всероссийского масштаба по ценообразованию, в котором участвовал министр строительства России Михаил Мень, проходило в Казани на знаковом новостном фоне. С утра СМИ, как по заказу, растиражировали слова главы ВТБ24 Михаила Задорнова. В интервью телеканалу «Дождь» тот внезапно заявил, что на самом деле Олимпиада в Сочи стоила 1,5 трлн. рублей, а не 230 млрд. рублей, о которых говорили «официальные лица», и не 325 млрд. рублей, о которых заявила после проверки Счетная палата. Львиную долю затрат составило увеличившееся в два-три раза от первоначальной стоимости строительство спортивных и инфраструктурных объектов.

Когда в России будет следующая Олимпиада, неизвестно, но истории с несовпадением первоначальной и конечной стоимости строительства сегодня встречается повсеместно — от подорожавшего в пять раз стадиона «Зенит» в Санкт-Петербурге до объектов Иннополиса (например «КамГЭСэнергострой» через арбитраж безуспешно пытался увеличить стоимость работ на 320 млн. рублей до 2,1 млрд. рублей). Легко вспомнить множество других примеров с объектами поменьше и поскромнее, которые также не вписываются в заданные финансовые рамки.

«Система ценообразования сегодня — это нормативная база 1984 года, которая за 30 лет насыщается только определенными индексами, реально неотражающими объективную стоимость объектов, которые мы сегодня строим», — объяснил корни зла на совещании министр строительства РТ Ирек Файзуллин.

«Система ценообразования сегодня — это нормативная база 1984 года, которая за 30 лет насыщается только определенными индексами», - объяснил корни зла Ирек Файзуллин
«Система ценообразования сегодня — это нормативная база 1984 года, которая за 30 лет насыщается только определенными индексами», — объяснил корни зла Ирек Файзуллин

И тут же объяснил, какое противоядие придумал Татарстан — строить по типовым проектам, а также централизовать заказы через минстрой, фонд газификации и ГИСУ. Они, кстати, в этом году «поделили» между собой более 30 млрд. рублей по 34 федеральным программам. «Наши структуры, министерства не являются заказчиками, они лишь дают техзадание, а вся работа проводится централизованно. Мы смогли оптимизировать процесс, — рассказал президент РТ Рустам Минниханов. — Мы по строительным объектам используем «крашеные» деньги, все движения этих средств прослеживаются. Тем самым мы снижаем риски потерь наших финансов», — пояснил он.

Опыт типового проектирования нарабатывается в республике последние пять лет. В итоге за это время в РТ построено, например, 184 сельских клуба всего по четырем проектам и 483 спортивные площадки по шести проектам. «Изменения муниципалы могут внести только в части цветового решения фасадов, но никак не в части стоимости», — заявил Файзуллин. Кроме того, работа с типовыми проектами экономит не только деньги, но и время, что позволяет уже в середине года сформировать программу работ на следующий год.

ТАТАРСТАН ВНЕС В КОПИЛКУ ПРОЕКТЫ ШКОЛ, ДЕТСАДОВ И ЦЕНТРА ВОЛЕЙБОЛА

Похоже, этот опыт, добавляя свое, федеральный центр теперь хочет взять на вооружение. Как рассказал Мень, экономить средства, во-первых, как раз с помощью созданного недавно реестра типовых проектов. В него заносят «все самое эффективное из построенного и спроектированного» за последние три года, рассказал на совещании замминистра строительства РФ Хамит Мавлияров (с 2012 по 2015 год первый вице-президент госкорпорации «Олимпстрой», который о завышении стоимости должен знать не понаслышке). Сейчас в «базе данных» 226 объектов — детские сады, школы, спортсооружения. Из них 20 объектов «представляют» Татарстан: это образовательные учреждения, бассейны, сельские дома культуры на различное количество мест, а также центр волейбола в Приволжском районе Казани. «Если у нас типовой проект, у нас расходы будут только на привязку, возможно, какие-то дизайнерские решения, которые незначительны по стоимости», — объяснил выгоду Минниханов.

Типовые проекты в меньшей степени будут касаться жилых домов, поскольку за госсредства их, в общем-то, строится не так много. Тем более что различные ДСК имеют свои типовые проекты, поэтому в этом вопросе, заметил Мень, у него особого беспокойства нет (министр вспомнил, как открывал в прошлом году Казанский ДСК, который предлагает свою серию «АБД 9000). Затем глава минстроя рассказал, что все же его беспокоит. «Часто, когда я начинаю говорить про типовое проектирование, меня начинают критиковать, мол, вы хотите опять вернуться к советским одинаковым коробкам, на тему которых даже был снят фильм «Ирония судьбы...». Это совсем не так! Архитектурная рубашка может быть абсолютно разной, — заявил Мень, продолжив, что его задача — сохранить бюджетные средства, чтобы каждый регион не тратил деньги на проектирование, а изменить то же оформление фасада стоит недорого. — Когда готов проект, необходимо сделать только изыскание и привязать объект к месту. Недаром мы взяли Главгосэкспретизу держателем базы реестра, потому что именно она будет осуществлять эту привязку. Мы упрощаем задачу», — пояснил Мень.

«КОГДА ЕСТЬ ГРАМОТНЫЙ СТОИМОСТНЫЙ ИНЖИНИРИНГ, МЫ МОЖЕМ СКАЗАТЬ, ЧТО У ТЕБЯ ВСЕГО ХВАТАЕТ»

Еще один принципиальный момент — авторские права, рассказал министр. Как только проект становится типовым, разработчикам уже не получится повторно выставить за него счет. Во всяком случае такие поправки в законодательство сегодня готовятся в правительстве.

Во-вторых, помимо базы типовых проектов, будет определяться начальная цена на стройматериалы с отражением в единой государственно-информационной системе. Формировать ее, скорее всего, будут из двух источников — спрашивать непосредственно у заводов-изготовителей, а также запрашивать данные у федеральной налоговой службы и состыковывать данные. Причем налоговая добивается введения наказания для тех производителей, которые будут предоставлять недостоверные данные, и чем больше будет разница в информации от двух источников, тем больше обещают штраф. Планируется, что обновлять информацию будут один раз в квартал.

«Подрядчик может сказать, что он не укладывается в смету. Когда есть грамотный стоимостный инжиниринг, мы можем сказать, что у тебя всего хватает. В нашей стране, когда есть проблема ограниченности в финансах, мы должны каждую копейку считать. Нельзя строить 10 лет один объект. Есть нормативный срок строительства», — доступно объяснил плюсы татарстанской системы ценообразования Минниханов.

Впрочем, Мень во второй раз попросил не делать ссылку на советские времена. «Хочу подчеркнуть, мы — страна с рыночной экономикой, и когда мы говорим о ценообразовании, мы не говорим о возвращении советской системы с государственной ценой. Мы формируем стартовую, начальную цену контракта. А дальше конкурсные процедуры уже все это приводят к реалиям времени и к рынку», — сделал важную оговорку министр.

Ввести новшества планируют в следующем году. «В 2017 году мы будем иметь на вооружении полномасштабный комплексный современный инструмент государственного управления ценообразованием в строительстве», — заявил Мень. Впрочем, окончательные решения, по всей видимости, будут приняты на апрельском Госсовете под председательством президента РФ Владимира Путина, где как раз будут обсуждаться реформы в строительной отрасли.