МИНТИМЕР ШАЙМИЕВ — МИХАИЛУ ПИОТРОВСКОМУ: «ЭТО НАДО УМЕТЬ СТОЛЬКО РУКОВОДИТЬ!»

Директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского помимо всего прочего спросили о том, какую бы публику он предпочел увидеть на открывшейся в центре «Эрмитаж-Казань» выставке «Путешествие Ибн Фадлана. Волжский путь от Багдада до Булгара». Ничего, если среди посетителей окажется немало девушек на «лабутенах»? Михаил Борисович сказал, что рассчитывает в основном на интерес детей и студентов.

Так вот, на торжественном открытии главного музейного события года в мире (именно так презентовала мероприятие директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева) ни детей, ни студентов замечено не было. Девушек, похожих на персонаж из клипа группировки «Ленинград» было немного. Зато в глазах рябило от VIP-персон.

Выяснилось, что открытие выставки, посвященной случившемуся более тысячи лет назад путешествию на Волгу посольства багдадского халифа аль-Муктадира, — событие политическое и остроактуальное. С основным приветственным словом выступил государственный советник Республики Татарстан Минтимер Шаймиев, который не стал ходить вокруг да около, а сразу заявил, что «единственный полноценный филиал Эрмитажа находится у нас, в Казани, в Казанском кремле». После этого госсоветник поздравил Пиотровского с полувековым юбилеем. Недоумение директора Эрмитажа и всех присутствующих Минтимер Шарипович развеял после мхатовской паузы. «Я вам открою секрет при всех. Кто руководит Эрмитажем уже 50 лет? 26 лет руководил Эрмитажем ваш отец Борис Пиотровский, и 24 года уже вы руководите, Михаил Борисович», — сообщил Шаймиев. «Это надо уметь столько руководить!» — порадовался за гостя первый президент республики.

Впрочем, и у самого Минтимира Шаймиева заслуг перед культурой хватает. Сам он, кстати, не стал умалчивать о них из ложной скромности. Госсоветник напомнил о включении Болгара в список культурного наследия ЮНЕСКО, чему поспособствовало изучение текста «Записки» Ахмада ибн Фадлана, которая подтверждает, что именно в Болгаре ислам был принят не позднее 922 года. Значительно раньше, как напомнил Шаймиев, чем князь Владимир крестил Русь.

Ибн Фадлана вообще поминали все выступающие, в речах которых дипломат и путешественник X века предстает супергероем, таким же, как он изображен в голливудском фильме «13-й воин», где Ахмада ибн Фадлана играет Антонио Бандерас.

Впрочем, героев и подвижников хватает и в наше время. «Наша дело правое», — сказал Шаймиев перечисляя усилия, предпринимаемые руководством Татарстана по сохранению исторического наследия. Он также напомнил, что в мае, в день принятия ислама волжскими булгарами, в соответствии с указом президента РТ Рустама Минниханова будет заложен первый камень в основание Исламской академии в Болгаре, а 21 июля, в день обретения Казанской иконы Божией Матери, будет дан старт воссозданию собора в Казани, посвященного этой чудотворной реликвии.

Исмаил Шафик Мухсин
Исмаил Шафик Мухсин

«НЕ ЗРЯ ЖЕ К МИНТИМЕРУ ШАРИПОВИЧУ ПРИЕЗЖАЛА ХИЛЛАРИ КЛИНТОН»

Шаймиев не преминул перекинуть мостик от открытия выставки к событиям планетарного масштаба. Он напомнил, что именно список чудотворной Казанской иконы патриарх Кирилл подарил Папе Римскому Франциску во время их недавней встречи в Гаване.

Разговор плавно перешел в русло мировой политики. Тем более что на церемонии открытия выставки присутствовал, например, посол Ирака в России Исмаил Шафик Мухсин, который в своем приветствии напомнил о том, что Ахмад ибн Фадлан был первым арабским послом в России. Так что нашим дипотношениям с Багдадом в этом году стукнуло 1094 года.

Помимо иракского посла церемонию почтили своим присутсвием консулы Турции и Ирака, министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин, директора ведущих музеев России и религиозные лидеры.

Мероприятие окончательно вышло на высокий политический уровень, когда слово взял шейх Равиль Гайнутдин, председатель совета муфтиев России. Для начала он поблагодарил Пиотровского, который в качестве декана Восточного факультета Санкт-Петербургского университета ведет подготовку кадров мусульманского духовенства. Отдельной благодарности муфтия также удостоился президент фонда им. Марджани Рустем Сулейманов, который финансировал создание выставки. «Мы хотим видеть в Москве музей исламской цивилизации и культуры», — обращаясь к Сулейменову, высказал свои надежды Равиль Гайнутдин. После чего перешел к проблемам внутренней и внешней политики. Казань и Татарстан, по его словам, являются примерами религиозной толерантности и межнационального мира. «Не зря же к Минтимеру Шариповичу приезжала Хиллари Клинтон изучать, как же на одной территории разные народы живут в мире и согласии», — заявил президент совета муфтиев России.

«МЫ ТУТ С КОЛЛЕГАМИ ДОГОВОРИЛИСЬ, ЧТО В НАШЕМ СЛУЧАЕ РУСЫ — ЭТО ВАРЯГИ»

Не хватало на этом высоком собрании, пожалуй, только министра культуры России Владимира Мединского, который, как профессиональный историк, пристально следит за успехами исторической науки и музейного дела. Впрочем, он присутствовал незримо.

Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» о предложенном федеральным министром буквально в день открытия выставки в Казани «историческом каноне», Пиотровский заявил, что канон возможен при преподавании истории в школе, а в науке дискуссия сохранится. «Учебников может быть один, два, три, но их все равно никто не читает, я слышал от учителей критику очень серьезную, а вот такие выставки заставляют думать и рассуждать не только о том, кто такие русы у ибн Фадлана, но и, например, съедобны вши или нет? Это тоже вопрос из текста ибн Фадлана», — отметил директор Государственного Эрмитажа.

— А если у министра культуры, например, насчет происхождения русов окажется отличное от большинства историков мнение и он пропишет его в обязательном каноне? — поинтересовался корреспондент нашего издания.

— Наука состоит из разных точек зрения. Мы тут с коллегами договорились, что в нашем случае (в тексте «Записки» ибн Фадлана прим. ред.) русы — это варяги, — ответил Пиотровский...

На выставку, посвященную путешествию Ахмада ибн Фадлана на Волгу, экспонаты из своих коллекций предоставили Государственный Эрмитаж, московские Государственный исторический музей и Музей Востока, а также Астраханский объединенный историко-архитектурный музей-заповедник и Самарский областной историко-краеведческий музей. Специально к выставке выполнен перевод единственной сохранившейся полной рукописи «Записок» ибн Фадлана. Представлены археологические находки из регионов, которые лежали на пути посольства халифа в начале X века. По словам директора Государственного исторического музея Алексея Левыкина, помимо всего прочего в Казанском кремле выставляется русско-варяжский комплекс находок из Гнездово (крупнейший торговый центр Восточной Европы IX - X веков, расположенный рядом со Смоленском). Больше всего на выставке предметов искусства с Ближнего и Среднего Востока и монет (главным образом арабских дирхамов). По мнению Пиотровского, жемчужина выставки — булгарский дирхам, на котором выгравирован тот же самый титул правителя Волжской Булгарии, что и упомянутый в тексте ибн Фадлана, — аль-амир йалтавар. Такое буквально дословное подтверждение сообщения письменного источника археологической находкой — событие в исторической науке крайне редкое.

В свою очередь, президент фонда им. Марджани Сулейманов отметил, что задача выставки — развенчать стереотипы об отечественной истории, прочно засевшие в головах сограждан у кого со школы, а у кого — из интернета. «Волга, как известно, великая русская река. Но если мы посмотрим на экспонаты и на записки ибн Фадлана, великой русской рекой там и не пахнет», — привел пример Сулейманов.

О самом главном научном открытии, совершенном в ходе подготовки выставки, также рассказал глава фонда им. Марджани. Он привел высказывание одного из научных кураторов выставки — специалиста по нумизматике. «Один из авторов статей, участников выставки как-то сказал в частной беседе о том, что русское государство было построено варягами за арабские деньги. Это, конечно, утрированная формула, но тем не менее это совершенно искренний взгляд человека профессионального, который претендует на своего рода сенсацию. В таком выводе очень много правды».