В свой второй сезон в ВХЛ казанский «Барс» вновь стал одной из худших команд лиги
В свой второй сезон в ВХЛ казанский «Барс» вновь стал одной из худших команд лиги (фото: ak-bars.ru)

РАДИ КОГО ПОТРАТИЛИ ОЧЕРЕДНЫЕ 100 МИЛЛИОНОВ?

В свой второй сезон в ВХЛ, второй по силе хоккейной лиги страны, казанский «Барс» вновь стал одной из худших команд лиги. В регулярном сезоне подопечные Михаила Сарматина выиграли лишь 10 раз в основное время, стали абсолютно худшими по части заброшенных шайб (75 в 49 встречах — полтора гола за игру) и заняли 23-е место из 25 команд, еще в середине чемпионата потеряв всякие шансы на плей-офф. Двухкруговой турнир ВХЛ коллектив из столицы Татарстана завершил «эффектной» серией из 14 поражений подряд.

Напомним, что фарм-клуб «Ак Барса» переехал из молодежной лиги во взрослую ВХЛ в 2014 году по личной инициативе только вернувшегося в Казань Зинэтулы Билялетдинова. Ожидалось, что команда будет состоять из собственных воспитанников, которых через взрослую лигу будут готовить для главной команды. По мнению авторов инициативы, альметьевский «Нефтяник», куда раньше было принято отправлять талантливую молодежь для привыкания к взрослому хоккею, эту функцию выполнять перестал. Злые языки при этом настойчиво утверждали, что менеджеры из Казани и Альметьевска банально не смогли договориться по некоторым насущным вопросам, к примеру, Билл настаивал на кандидатуре своего давнего соратника Михаила Варнакова-старшего в качестве главного тренера «нефтяников», потому в «Ак Барсе» решили, что им проще создать свою команду в ВХЛ, чем искать компромисса с коллегами из нефтяной столицы республики.

Однако по итогам двух сезонов существование «Барса» в ВХЛ вызывает все больше вопросов. По информации нашей газеты, в руководстве клуба еще по ходу сезона задумались о целесообразности существования молодой команды в таком статусе. И дело тут не столько в результатах, которые не впечатляют. Да, команда молодая, но когда на финише чемпионата она проигрывает всем подряд — это наводит на определенные мысли, что внутри клуба не все в порядке.

Михаил Сарматин
Михаил Сарматин (фото: ak-bars.ru)

Главная же идея, ради которой создавался «Барс», также не оправдывает себя. Речь идет о поставке на поток своих воспитанников, проходящих горнило взрослого хоккея, в «Ак Барс». По сути, за два года эксперимента в главной команде появились всего два игрока, прошедшие через «Барс»: Дмитрий Архипов (стабильно играющий в четвертом звене) и, с большой натяжкой, Артем Михеев, регулярно попадавший в «Ак Барс» лишь в начале сезона.

Получается, что на каждого игрока «Ак Барс» потратил по 100 млн. рублей — именно столько должен составлять минимальный бюджет команды в ВХЛ на один сезон. Можно, конечно, вспомнить и двух молодых защитников, которые заиграли в «Ак Барсе» на финише регулярного чемпионата, — это Михаил Сидоров и Роман Абросимов, но на двоих за пару сезонов в «Барсе» они провели лишь четыре десяткых матча, проведя значительно больше времени в еще более молодежном фарме — «Ирбисе». Появление Абросимова в главной команде вызывало вопросы, так как игрок ничем особо не выделялся в «Барсе» и, вероятнее всего, в плей-офф играть не будет. Сидорова же нельзя считать воспитанником казанской школы хоккея, только летом он переехал в столицу Татарстана из Ярославля.

При этом перед Новым годом в первой команде республики появился 22-летний нападающий «Югры» Андрей Чибисов, легко закрепившийся в команде Билялетдинова, но ни разу не забивший в регулярном чемпионате КХЛ — в 37 играх на его счету ноль (!) заброшенных шайб. Получается, что вместо собственных воспитанников, а казанская хоккейная школа, на которую «Татнефть» тратит колоссальные средства, считается одной из лучших в России, «Ак Барс» предпочитает ставить в состав скромного игрока из чрезвычайно скромной «Югры». Тогда, спрашивается, для чего нужен «Барс» и огромные траты на него?

Правда, с такой позицией не согласен первый тренер команды, известный и уважаемый в республике специалист Всеволод Елфимов, который единственный из связанных с командой людей оказался доступен для комментариев. По его словам, «Барс» выполняет свою задачу, а результат на данном этапе не имеет значения. «Закрытие «Барса»? Я слухам не верю, но решение принимает руководство. Есть еще финансовый вопрос, есть вопрос полезности этой команды. Пока команда свою задачу выполняет, это моя точка зрения. Посмотрите, сколько игроков, сколько стоит пригласить из другой команды. Но мы заранее были готовы к тому, что результата не будет. Есть еще задачи у первой команды, очень сложно сопоставить все эти точки, поверьте», — заявил Елфимов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

Фарм-клуб «Ак Барса» переехал из молодежной лиги во взрослую ВХЛ в 2014 году по личной инициативе Зинэтулы Билялетдинова
Фарм-клуб «Ак Барса» переехал из молодежной лиги во взрослую ВХЛ в 2014 году по личной инициативе Зинэтулы Билялетдинова (фото: tatarstan.ru)

ШАВАЛЕЕВ БУДЕТ НАВОДИТЬ ПОРЯДКИ

При этом, по информации «БИЗНЕС Online», в «Ак Барс» тихо вернулся бывший вице-президент и генеральный менеджер команды Равиль Шавалеев. В 2012-м функционер получил тяжелую травму, упав с третьего этажа одной из больниц Казани, где проходил лечение. Во время реабилитации, которая длилась около двух лет, Шавалеев был вынужден отойти от дел. После возвращения в Казань Билялетдинова, с которым у вице-президента и в прошлые чемпионские времена «барсов» случались трения, Шавалеев официально сменил пост. По сей день в казанском клубе он является советником по спортивным делам. Но последние три с половиной года экс-генменеджер занимался только своим здоровьем, а ведь раньше он был главным звеном в реализации программы развития хоккея в республике.

Источники нашей газеты рассказывают, что Шавалеев, некоторое время назад вернувшись в родной клуб и приступив к полноценной работе, был крайне недоволен результатами работы детской спортивной школы «Ак Барса» за время его вынужденного отсутствия. Функционер, при котором казанский клуб становился чемпионом России и дважды выигрывал Кубок Гагарина, выразил недовольство тем, в школе юношеские команды некоторых годов рождения откровенно слабы, и теперь Шавалеев решительно настроен возвращать собственные порядки.

Напомним, что ранее собственные воспитанники перед тем, как заиграть в главной команде, проходили через «Нефтяник». В то время казанский клуб тесно сотрудничал с командой из Альметьевска. Так, например, в «Ак Барсе» появился Артем Лукоянов, который на данный момент является одним из лидеров клуба, который сезон в команде на постоянной основе играет Василий Токранов — воспитанник клуба из нефтяной столицы республики. Альберт Яруллин, Эмиль Гарипов набирались опыта именно в Альметьевске. Однако отношения хоккейных Казани и Альметьевска становились все хуже и хуже. Эту ситуацию ярко проиллюстрировала ситуация вокруг талантливого воспитанника «Нефтяника» Александра Дергачева, которого «Ак Барс» не захотел защищать на драфте юниоров 2013 года, после чего его бесплатно забрал СКА. А сам воспитанник татарстанского хоккея стал лидером молодежной сборной России и основным игроком питерского суперклуба.

Равиль Шавалеев (в центре)
Равиль Шавалеев (в центре; фото: архив «БИЗНЕС Online»)

Сам Шавалеев от контактов с прессой отказывается, но известно, что с его подачи заговорили о собственном скаутском отделе, который будет заниматься приглашением талантливых юниоров со всей России в Казань. О таком отделе, но только уже для главной команды, рассказывал после возвращения в «Ак Барс» Билялетдинов, однако это осталось на уровне разговоров. Сама же система не новая, и, скажем прямо, без Шавалеева в школе каждый год появлялось большое количество приезжих игроков, из-за которых чаще всего место в команде теряли свои воспитанники. Вопрос — в качестве. Многие иногородние юниоры, приезжавшие в Казань, никаких результатов не показывали и лишь занимали чужое место.

Такая политика школы непосредственно сказывается на «Барсе». В начале сезона казанская команда с трудом решила проблему формирования состава, чтобы выступить в ВХЛ, это хорошо видно по составу команды. Примерно на 40% клуб ВХЛ из Казани состоит из приезжих игроков, причем не самого лучшего качества, из тех, кому просто не нашлось места в других клубах. Видимо, всей этой проблематикой и будет заниматься Шавалеев, перед которым, по информации «БИЗНЕС Online», было поставлено важное условие возвращения к активной работе — не оказывать влияния на главную команду, где правит бал директор клуба Шамил Хуснутдинов.

Глава «Татнефти» Наиль Маганов и Шамил Хуснутдинов
Глава «Татнефти» Наиль Маганов и Шамил Хуснутдинов (фото: tatarstan.ru)

«АК БАРС»: «НЕФТЯНИК» — ГЛАВНОЕ ЗЛО

Именно слабым составом объясняют 23-е место «Барса» в ВХЛ в самом клубе. Главный тренер, легенда «Ак Барса» 90-х Сарматин после 13-го поражения подряд с чистой совестью заявил, что не имеет претензий к своим игрокам, и никто его за это не осудит. Сложно что-то предъявить молодежи, которая играла со взрослыми командами весь год и к концу сезона «выдохлась» физически. Об этом говорит и Елфимов, сетуя на то, что всех лидеров «Барс» тут же раздает — стоит кому-то себя проявить, его тут же отправляют в «Нефтяник»: «За казанский клуб в ВХЛ могли играть Данил Файзуллин, Данил Макаров, Динар Хамидуллин, который сейчас в «Северстали». Сидоров проявил себя — его отдали в «Ак Барс», Мнихович больше всех забил — он в «Нефтянике». И не забывайте еще про всех тех, кто уехал за океан: Максим Лазарев, Евгений Свечников, Радель Фазлеев. 1996 год рождения был бы основой команды, они бы все сейчас играли в ВХЛ, и результаты были бы другими».

Об игроках, уехавших за океан и уже получивших контракты с клубами НХЛ, спорить нет смысла. Вряд ли кого-то радует перспектива играть в «вышке», когда есть вариант с «Детройтом» и «Филадельфией», пусть для этого и нужно будет поиграть в низших или молодежных лигах. Но все те, кто уехал в Альметьевск, действительно представляют большой интерес. «Ак Барс» стоит на пороге нового этапа переговоров с «Нефтяником», который по ходу сезона пополнялся казанцами, ставя их на основные роли. А перед «Нефтяником» стоит четкая задача — побеждать в каждом матче, в таких условиях игроки растут значительно быстрее. «Барс» же пытался восполнить недокомплект, покупая игроков со стороны и выдергивая молодежь из «Ирбиса», который тоже страдал из-за таких решений. Недовольство казанских специалистов можно объяснить, если не углубляться в вопрос взаимодействия всей хоккейной системы «Татнефти».

Михаил Сидоров в «Ак Барсе»
Михаил Сидоров в «Ак Барсе» (фото: Михаил Бормин)

Альметьевск — столица нефтяной промышленности Татарстана, головой офис «Татнефти» находится там, и хоккейная команда «Нефтяник» для города крайне важна. Ни публика, ни боссы компании не поймут, если основным и независимым клубом вдруг станет казанский новодел — «Барс», у которого в ВХЛ нет традиций и конкретных спортивных целей. Казань же видит в своей вертикали только себя, «Нефтяник» считается чем-то мешающим, но далеко с такой логикой менеджеры «Ак Барса» не уедут. Альметьевск не забирает никого силой, все контакты были налажены еще перед началом сезона, над этим лично работал генеральный менеджер «Нефтяника» Рафик Якубов. Восстановление потерянной связи с «Ак Барсом» он считал своей приоритетной задачей при переходе на работу в «Нефтяник».

«Ак Барсу» стоит вспомнить, кто платит деньги, «Татнефть» имеет право на любые решения касаемо будущего игроков в своей системе, и понятно, что «Нефтяник» будет в приоритете. Руководству «Барса», кто бы им ни был, Хуснутдинов, Билялетдинов или Шавалеев, стоит либо наладить нормальные отношения с Альметьевском и договориться об обоюдном обмене игроков, либо искать другие источники финансирования. Пока же получается, что на «Барс» просто не хватает игроков, кого-то приходится брать со стороны, кого-то — вытаскивать «сырыми» из МХЛ, а потом возить по стране, вынуждая их проигрывать всем подряд. Как может формироваться дух победителя в условиях, когда тебе разрешают проигрывать? Зачем нужен этот непонятный перевалочный пункт в районе Московской улицы (адрес старого Дворца спорта), поедающий 100 млн. рублей в год, если суперперспективные игроки и так попадут в первую команду из молодежной лиги (Абросимов и Сидиров), а остальные талантливные ребята лучше будут биться за Кубок Братины (главный трофей ВХЛ) в Альметьевске, чем учиться проигрывать в «Барсе»?

БИЛЯЛЕТДИНОВ НЕДОСМОТРЕЛ ЗА СВОИМ ДЕТИЩЕМ

Но самая большая проблема «Барса» не в игроках, их-то действительно можно найти, привезти, обучить и подвести к «Ак Барсу» как своих. Самая большая проблема — это игровая система команды. Когда клуб создавался, все были уверены в том, что это будет мини-«Ак Барс» со всей его тактикой, схемами, наработками. А-ля футбольная «Барселона», где команды всех возрастов играют в одинаковой манере, и поэтому воспитанники испытывают минимум проблем при переходе из «молодежки» в главную команду. Об этом говорил поначалу и сам Елфимов, и общая цель команды ставилась именно такой. В это поверили не только болельщики и журналисты, но и профессиональные хоккеисты, многие в «Ак Барсе», кто не следит за играми фарм-клубов, до сих пор уверены, что так дело и обстоит. На деле же этого нет.

«Барс» играет в самый примитивный хоккей со статическим началом атаки и входом в зону только через борт, хоккей, имеющий крайне мало общего с главной командой (фото: ak-bars.ru)

«Барс» играет в самый примитивный хоккей со статическим началом атаки и входом в зону только через борт, хоккей, имеющий крайне мало общего с главной командой. Спустя два года функционирования команды в клубе отмечают, что реализовать изначальную отличную идею на практике невозможно, ведь система команды подбирается и ставится в зависимости от возможностей игроков. «В «Ак Барсе» мастера могут одно, в «Барсе» — совсем другое, технико-тактическое оснащение игроков вполовину меньше. Направление — да, может быть, общее, отдельные моменты. Мы не можем ставить вопрос так, чтобы все одинаково играли. То, что подходит для первой команды, никак не подойдет молодой команде ВХЛ», — рассказывает Елфимов. По словам специалиста, никто не ставит преграды молодым игрокам при переходе на высший уровень, и сам Билялетдинов регулярно «приходит, советуется, как сделать лучше, он знает каждого игрока в ВХЛ».

Но максимальное количество матчей «Барса», которое мог посетить Билялетдинов, — 10, подтвердить можно от силы 5 посещений наставника главной команды поединков фарма. Просто в «Ак Барсе» у тренера и его помощников столько работы (60 матчей в регулярном чемпионате), что физически невозможно следить еще и за командой ВХЛ. Но создание единой системы игры было именно личной инициативой Билла, и именно Биллл должен был следить за тем, реализуется ли его программа в «вышке». Но сил и времени на это у тренера КХЛ просто нет. Кстати, в ЦСКА — чемпионе регулярного сезона КХЛ, удалось создать общую вертикаль через клуб «Звезда», но за этим следят помощники главного тренера армейцев Дмитрия Квартальнова и менеджеры клуба. У Казани же есть еще и «Ирбис», который также играет в собственный хоккей, отличный от «Барса» и «Ак Барса». Три кошки, которые гуляют сами по себе.

В руководстве «Ак Барса» искренне считают, во всяком случае, публично об этом заявляют, что «Барс» выполняет свою задачу и может быть крайне полезен хоккейной системе республики, но пока реальной пользы он не принес, кроме финансовых затрат и огорчения своим немногочисленным болельщикам.